Организация досуговой деятельности как фактор профилактики агрессивности у старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 19:39, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить программу организации досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ с целью профилактики агрессивности.

Задачи:

1. раскрыть сущность понятий «агрессивность», «агрессивность старших дошкольников»;

2. выявить формы организации досуговой деятельности старших дошкольников в педагогическом процессе ДОУ;

3. подобрать диагностический инструментарий для выявления агрессивности старших дошкольников;

4. разработать программу театрального кружка, содействующего профилактике агрессивности старших дошкольников.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 89.02 Кб (Скачать)

 

51.  Смирнова Е.О. Детская  психология: учебник для студентов  пед. вузов, обучающихся по  специальности «Дошкольная педагогика  и психология». М.: Владос. 2008.365с.

 

52.  Фролова А.Н. Дошкольная  педагогика: конспект лекций. Ростов  н/Д:Феникс 2009.251

 

53.  Фурманов И.А. Детская  агрессивность. - Минск: ООО «Попурри», 1996. 315с.

 

54.  Чижова С.Ю., Калинина  О.В. Детская агрессивность . –  Ярославль: Академия развития, 2005.160с.

 

55.  Шакурова М.В. Методика  и технология работы социального  педагога: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. 5-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр  «Академия». 2008. 272с.

 

56.  Широков Г.А.Справочник  дошкольного психолога .3-е изд.  М: Ростов н/Д «Феникс».2005.384с.

 

57.  Яковлева Ю.О. Нужен  ли в детском саду социальный  педагог?//Детский сад от А до  Я. 2007. №2. 28-31.

 

58.   http://mon.gov.ru // Сайт  Министерства образования и науки  РФ.

 

 

Приложение 1

 

Анкета для родителей, разработанная Лаврентьевой Г.П. и  Титаренко Т.М.

 

ИНСТРУКЦИЯ: «Уважаемые родители, пожалуйста, ответьте на несколько  вопросов, касающихся поведения Вашего ребенка!»

 

1.  Временами кажется,  что в него вселился злой  дух.

 

Да__________________________________________________________

 

Нет_________________________________________________________

 

2.  Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

 

Да_________________________________________________________

 

Нет_________________________________________________________

 

3. Когда кто-то причиняет  ему зло, он обязательно старается  отплатить тем же.

 

Да_________________________________________________________

 

Нет_________________________________________________________

 

4. Иногда ему без всякой  причины хочется выругаться.

 

Да_________________________________________________________

 

Нет_________________________________________________________

 

5. Бывает, что он с удовольствием  ломает игрушки, что-то разбивает,  потрошит.

 

Да_________________________________________________________

 

Нет_________________________________________________________

 

6.Иногда он так настаивает  на чем-то, что окружающие теряют  терпение.

 

Да_________________________________________________________

 

Нет_________________________________________________________

 

7. Он не прочь подразнить  животных.

 

Да_________________________________________________________

 

Нет_________________________________________________________

 

8. Переспорить его трудно.

 

Да_________________________________________________________

 

Нет_________________________________________________________

 

9. Очень сердится, когда  ему кажется, что кто-то над  ним подшучивает.

 

Да_________________________________________________________

 

Нет_________________________________________________________

 

10. Иногда у него вспыхивает  желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

 

Да_________________________________________________________

 

Нет_________________________________________________________

 

11. В ответ на обычные  распоряжения стремится сделать  все наоборот.

 

Да_________________________________________________________

 

Нет_________________________________________________________

 

12. Часто не по возрасту  ворчлив ребенок.

 

Да_________________________________________________________

 

Нет_________________________________________________________

 

13. Воспринимает себя как  самостоятельного и решительного.

 

Да_________________________________________________________

 

Нет_________________________________________________________

 

14. Любит быть первым, командовать,  подчинять себе других.

 

Да_________________________________________________________

 

Нет_________________________________________________________

 

15. Неудачи вызывают у  него сильное раздражение, желание  найти виноватых.

 

Да_________________________________________________________

 

Нет_________________________________________________________

 

16. Легко ссорится, вступает  в драку.

 

Да_________________________________________________________

 

Нет_________________________________________________________

 

17. Старается общаться  с младшими и физически более  слабыми.

 

Да_________________________________________________________

 

Нет_________________________________________________________

 

18. У него нередки приступы  мрачной раздражительности.

 

Да_________________________________________________________

 

Нет________________________________________________________

 

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

 

Да_________________________________________________________

 

Нет_________________________________________________________

 

20. Уверен, что любое задание  выполнит лучше всех.

 

Да_________________________________________________________

 

Нет_________________________________________________

 

Шкала оценок результатов:

 

· Повышенный уровень агрессивности (16-20) баллов

 

· Высокий уровень агрессивности 11-15 баллов.

 

· Средний уровень агрессивности 6-10 баллов.

 

· Слабый уровень агрессивности 1-5 баллов.

 

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается  в 1 балл.

 

Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).

 

 

Приложение 2

 

ГРАФИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА «КАКТУС» (автор - Панфилова М.А.)

 

Графические методики применяются  в комплексе с классическими  тестами и основными методами психологии (наблюдение, эксперимент  и др.). Комплексное применение позволяет  заинтересовать испытуемого и настроить  его на совместную работу (мотивационная  помощь), получить более общую характеристику личности и отметить возможные проблемы (ориентированная помощь).

 

При интерпретации рисунков обязательно учитывается изобразительный  опыт "художника". Наличие или  отсутствие изобразительных навыков, использование стереотипов, шаблонов, возрастные особенности - все это  существенно влияет на диагностический  портрет личности.

 

Графическая методика "Кактус" предназначена для работы с детьми старше трех лет. Благодаря этой методике можно увидеть состояние эмоциональной  сферы малыша (и взрослого), отметить наличие агрессивности, ее направление, интенсивность и т.п.

 

При проведении диагностики  испытуемому выдаются лист белой  бумаги стандартного размера А4 и  простой карандаш. Возможен вариант  с использованием карандашей восьми "люшеровских" цветов, в этом случае при интерпретации учитываются  соответствующие показатели теста  Люшера.

 

Инструкция. "На листе белой  бумаги нарисуй кактус - такой, какой  ты себе представляешь".

 

Вопросы, дополнительные объяснения не допускаются.

 

При обработке результатов  принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам:

 

- пространственное расположение  и размер рисунка, 

 

- характеристики линий,  нажим карандаша. 

 

Кроме того, учитываются показатели, специфические именно для данной методики:

 

- характеристика образа "кактуса" (дикий, домашний, примитивный, детально  прорисованный и пр.),

 

- характеристика иголок (размер, расположение, количество).

 

В рисунке могут проявляться  следующие качества испытуемых:

 

Агрессия - наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные  друг от друга иголки показывают высокую  степень агрессивности.

 

Импульсивность - отрывистость линий, сильный нажим. Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный  рисунок, центр листа. Неуверенность  в себе, зависимость - маленький рисунок, расположение в низу листа.

 

Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков  в кактусе, вычурность форм.

 

Скрытость, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

 

Оптимизм - использование  ярких цветов, "радостные" кактусы.

 

Тревога - использование темных цветов (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки  прерывистыми линиями.

 

Женственность - наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.

 

Экстравертированность - на рисунке изображен один кактус.

 

Стремление к домашней защите, наличие чувства семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения.

 

Отсутствие стремления к  домашней защите, наличие чувства  одиночества - дикорастущие, "пустынные" кактусы.

 

После завершения рисунка  ребенку в качестве дополнения можно  задать вопросы, ответы которые помогут  уточнить интерпретацию:

 

1. Этот кактус домашний  или дикий?

 

2. Этот кактус сильно  колется? Его можно потрогать?

 

3. Кактусу нравиться, когда  за ним ухаживают, поливают, удобряют?

 

4. Кактус растет один  или с каким-то растением по  соседству? Если растет с соседом,  то, какое это растение?

 

5. Когда кактус подрастет,  то, как он изменится (иголки, объем,  отростки)?

 

 

Приложение 3

 

Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»(авторская разработка В.Д. Пурина)

 

Возраст испытуемых: 6-7 лет.

 

Испытатель (психолог или  воспитатель) в форме беседы проводит в индивидуальном режиме с каждым ребёнком четыре тестовых испытания  на предмет его отношения к  вопросам, связанным с проявлением  агрессивности на телеэкране, что  говорит и об его личной агрессивности (или предрасположенности к ней). Если вопрос или ответ не понятен  ребёнку, испытатель повторяет их. Причём, ребёнок должен сам выбрать один из трёх готовых ответов какой-то один, либо придумать свой вариант  ответа. За ответ на каждый вопрос испытуемый получает от 0 до 2 баллов - в зависимости  от степени «приближения» ответа к высшему проявлению агрессивности.

 

УТВЕРЖДЕНИЯ

 

1)  Тебе предложили на  выбор посмотреть по телевизору:

 

а) Мультфильм «Вини Пух  в гостях у кролика»;

 

б) Мультфильм «Человек –  Паук»;

 

в) Мультфильм «Дикая семейка  Торнберри»;

 

г) свой вариант.

 

2) Какую взрослую передачу  по телевизору ты смотришь  с большим удовольствием:

 

а) «В мире животных»;

 

б) «Пусть говорят»;

 

в) «Криминальная хроника»;

 

г) свой вариант.

 

3) В каком телевизионном  фильме ты хотел бы сняться:

 

а) «Приключения Электроника»;

 

б) «Менты»;

 

в) «Мортал Комбат смертельная  битва»;

 

г) свой вариант.

 

4) Если бы ты был главным  режиссёром про, что бы ты  придумал детскую передачу:

 

а) про дружбу между людьми;

 

б) про драки между людьми;

 

в) детский боевик;

 

г) свой вариант.

 

Шкала оценки результатов:

 

· Повышенный уровень агрессивности - 7-8 баллов.

 

· Высокий уровень агрессивности - 5-6 баллов.

 

· Средний уровень агрессивности - 3-4 баллов.

 

· Слабый уровень агрессивности - 0-2 баллов.

 

Балл 0 ставится при выборе ответов с литерой «а» (отсутствие агрессивности);

 

1 балл - том случае ребёнком  выбирается ответ с литерой  «б», соответствующий присутствию  некоторой доля агрессивности  (но весьма невысокой);

 

2 балла - в случае выбора  ребёнком ответа с литерой  «в» (соответствующего высокому  уровню агрессивности).

 

В случае если ребёнок придумывает  собственные варианты ответов, выставление  за них баллы производится по той  же стратегии, что и при выборе «готовых» ответов.

 

Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).

 

 

Приложение 4

 

Методика “Несуществующее  животное” (автор Колосова С.Л.)

 

Инструкция: “Дети, придумайте и нарисуйте животное, которого в  природе не существует, и которого Вы не видели ни в книжках, ни в мультфильмах. Вы его нарисуйте и назовите несуществующим именем!”

 

Оборудование: простой карандаш средней твердости; стандартный  белый лист бумаги, но не глянцевой. Ручки и фломастеры использовать нельзя.

 

Интерпретация методики:

 

Положение рисунка на листе: норма — рисунок расположен по центру листа. Положение рисунка  ближе к верхнему краю листа —  высокая самооценка, недовольство своим  положением в социуме, недостаточное  признание со стороны окружающих, претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению. Положение  рисунка в нижней части — неуверенность  в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, отсутствие тенденции к самоутверждению.

 

Центральная смысловая часть  фигуры – голова: голова повернута  вправо — устойчивая тенденция к  деятельности, действенности. Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.

 

Голова повернута влево  — тенденция к рефлексии, к  размышлениям. Это не человек действия. Нередко боязнь перед активным действием  и нерешительность. Положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего - эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие  органам чувств — уши, рот, глаза. Деталь "уши" — заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Приоткрытый рот в сочетании  с языком при отсутствии прорисовки губ — большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой  губ — чувственность; иногда и  то, и другое вместе. Открытый рот  без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный — легкость возникновения  опасений и страхов, недоверия. Рот  с зубами — вербальная агрессивность, в большинстве случаев защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ  на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для  детей и подростков характерен рисунок  зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

Информация о работе Организация досуговой деятельности как фактор профилактики агрессивности у старших дошкольников