Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 19:39, дипломная работа
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить программу организации досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ с целью профилактики агрессивности.
Задачи:
1. раскрыть сущность понятий «агрессивность», «агрессивность старших дошкольников»;
2. выявить формы организации досуговой деятельности старших дошкольников в педагогическом процессе ДОУ;
3. подобрать диагностический инструментарий для выявления агрессивности старших дошкольников;
4. разработать программу театрального кружка, содействующего профилактике агрессивности старших дошкольников.
В старшем дошкольном возрасте
происходит дальнейшее развитие воображения.
Дети уже способны придумывать оригинальные
детализированные образы. У ребенка
шестого года жизни наблюдается
прогресс в развитии речи. Его речь
становится более отчетливой, происходит
совершенствование слухового
Особое значение в старшем дошкольном возрасте приобретают нравственные мотивы. К ним относятся стремление детей помочь другим людям, сделать им что-то хорошее, приятное, полезное. Для старших дошкольников на первый план выступает мотив помощи другим детям: они готовы достаточно долго заниматься неинтересной деятельностью (сортировать кубики, если им известно, что в дальнейшем в эти кубики будут играть малыши).
На седьмом году жизни продолжается личностное развитие дошкольника. Происходит развитие самосознания ребенка, что позволяет ему более точно и адекватно рассчитывать свои возможности. Он правильно воспринимает отношения к нему других людей (как его оценивают родители в той или иной ситуации). Важным показателем развития ребенка седьмого года жизни является его готовность к школьному обучению. Готовность к школьному обучению предполагает определенный уровень познавательного развития (или интеллектуальную готовность). Она включает в себя высокий уровень развития восприятия, памяти, воображения и мышления. Готовность дошкольника к школе, безусловно связана с желанием ребенка занять подобную позицию. Это означает, что он хочет заниматься чем - то существенно важным, настоящим, социально - ценным и стать социально значимой фигурой.
Агрессивные действия у людей
можно наблюдать уже с самого
раннего возраста. В младенческом
возрасте детская агрессивность
проявляется в импульсивных приступах
упрямства, не поддающего управлению со
стороны взрослых. Выражается это
чаще всего вспышками злости или
гнева, сопровождающегося криком, брыканием,
касанием, щипанием, драчливостью. Причиной
такого поведения, с одной стороны
является блокирование желаний или
намеченной программы действий в
результате либо ненадлежащего ухода
родителями за ребенком, либо применением
ими воспитательного
В раннем дошкольном и старшем
дошкольном возрасте достаточно обоснованно
принято считать, что проявление
агрессивности во многом связаны
с процессами полоролевой идентификации
ребенка или особенностями «
По мнению А.А Реана, факторы, влияющие на появление агрессивности, это:
· стиль воспитания в семье;
· повсеместная демонстрация сцен насилия;
· нестабильна социально-
· индивидуальная особенность человека (сниженная производительность, низкий уровень активного торможения).
Всестороннее осмысление
проблемы нарушений поведения, понимание
природы детской агрессивности
должны основываться на учете онтогенетических
особенностях регуляции поведения
в целом, а также влияние специфики
семейного воспитания и социальной
адаптированности ребенка. Проявление
агрессивности в дошкольном возрасте
показывает, что все зависит от
направленности и особенностей поведения
ребенка, его воспитательной среды.
Агрессивность и агрессивное
поведение являются основными качественными
характеристиками при нарушении
поведения старших
Одной из причин проявлений агрессивности может быть внутренняя неудовлетворенность ребенком, его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. И если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже отвергают его, то агрессия простимулируется обидой ущемление самолюбия, и будет направлена на обидчика, на того или тех кого ребенок считает причиной своего бедственного положения.
Частые конфликты, громкие
ссоры между родителями вызывают
у детей постоянное чувство беспокойства,
неуверенности в себе, эмоциональная
напряженность и могут стать
источником их психического нездоровья.
Так или иначе, крайне редко удается
полностью освободить ребенка от
его агрессивности. Но даже если бы
такое было возможно, не следует
стремиться к этому, потому что агрессивность
имеет свои положительные и отрицательные,
здоровые и болезненные стороны.
Помешать возникновению агрессивности
невозможно, но преодолеть ее можно
посредством организации
Таким образом, агрессивность
старших дошкольников как психолого-педагогическую
проблему можно охарактеризовать как
одну из самых значимых тем педагогики.
В агрессивности заключена
1.2 Формы организации досуговой
деятельности старших
Проблема организации досуга не нова, ее издавна интересовались прогрессивные педагоги и психологи. К.Д.Ушинский писал, что «когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, именно в эти минуты портится голова, сердце, нравственность». В русском языке слово «досуг» появилось в 15 веке, оно происходит от глагола «достигнуть». В настоящее время под досугом понимается внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбору и усмотрению. Досуг – это возможность что–то сделать или чего-то достичь [40,с.225].
В словаре С.И.Ожегова досуг трактуется как свободное от работы время. Л.Д. Мардахаев определяет досуг детей как свободное от обязательных учебных занятий время, используемое для игр, прогулок и спорта, чтения, занятий искусством, техникой и видами полезной деятельности по собственному влечению детей [30,с.86]. Свободное время-это время досуга, которым ребенок располагает сам, по собственному усмотрению или под присмотром взрослых[55,с.220].
Детский досуг осуществляется в семье, а также в специальных учреждениях (библиотеки, музеи, клубы, дома творчества, спортивные секции, любительские объединения по интересам). Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы досуг проводился разумно, т.е. развивал их личностные свойства, запросы и творческие наклонности. Особое значение имеет педагогически целесообразная организация досуга в выходные дни и во время каникул посещение утренников, просмотр спектаклей и телевизионных передач, занятие спортом и туризмом, участие в спортивных мероприятиях [18].
В современных исследованиях (А.В. Антонова, А.В. Даринский, М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова, Л.Н. Галигузова, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков) досуг рассматривается как сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество.
Виды и формы организации досуговой деятельности классифицируются следующим образом:
1) отдых - снимает усталость и восстанавливает физические духовные силы;
2) развлечения - просмотр
фильмов, посещение (театров,
3) праздники – сочетаемость
отдыха и развлечения,
4) самообразование –
это чтение, лекции приобщающие
людей к ценностям культуры
и сочетают в себе
5) творчество - обеспечивает
наиболее высокий уровень
В рамках досуга, выделяют пассивный и активный отдых. Основная функция пассивного отдыха - уменьшение напряжения, расслабление, исключение нагрузок на организм. Все это имеет компенсаторный характер и обеспечивает человеку смену впечатлений. Активный отдых предполагает перераспределение нагрузок между различными системами органов, основанное на смене видов деятельности.
Активный отдых включает в себя:
-общение,
-спортивно - оздоровительную деятельность,
-игры и отдых на природе,
-пассивно-репродуктивную
или развлекательную
-интеллектуально-
Для детей подготовительной группы отдых заключатся в том, чтобы в свободное время учились заниматься интересной и содержательной деятельностью, формировать основы досуговой культуры (играть, совершать прогулки, походы и т.д.).
Развлечение имеет компенсаторный характер: позволяют выйти за пределы будничной рутины и однообразной обстановки, поэтому в жизни детей всегда должны присутствовать яркие моменты, обогащающие их впечатления и развивающие творческую активность. Развлечения способствуют всестороннему развитию ребенка, который в ходе их знакомится с различными видами искусства: музыкальным, изобразительным, литературным, театральным и др. Развлечения пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких мероприятиях ребенок получает возможность проявить инициативу, самостоятельность, а значит, обрести уверенность в себе, веру в свои способности; при этом развиваются такие положительные качества, как доброжелательность, взаимопомощь, доброта, симпатия, жизнерадостность.
В процессе развлечений у
детей, закрепляются навыки и умения,
полученные на занятии, и углубляется
потребность, в познании нового, расширение
кругозора, совместных действиях и
переживаниях. Особую роль развлечения
играют в формировании художественно
– эстетических вкусов и способностей.
Знакомясь с лучшими образцами
художественного слова и музыки
на представлениях кукольного и теневого
театра, дети накапливают опыт и
получают стимул к собственному творчеству.
Для того чтобы развлечения
К развлечениям относятся:
1. Аттракционы – это
организованные педагогом,
2. Сюрпризы – это
неожиданные веселые моменты,
которые всегда вызывают бурю
эмоций. Когда возникает сюрпризная
ситуация, дети оживляются, их деятельность
активизируется. Сюрпризные моменты
создают ситуацию внезапности,
новизны, в которых нуждаются
дети. Потребность в новых
3. Фокусы - вызывают у
детей живой интерес: с ними
связано нечто загадочное, поражающее
воображение. Фокусы делятся
4. Шутки - их можно
использовать в перерывах
5. Шарады – это отгадывание
слов по частям. Прежде чем
загадать шарады, надо познакомить
детей с техникой их
6. Загадки - расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, развивают пытливость, тренируют внимание и память, обогащают речь.
Праздники формируют представления о будничных и праздничных днях. Знакомят с историей возникновения праздников, учат бережно, относится к народным праздникам, традициям, обычаям. Воспитывают внимание и любовь к окружающим людям, преподносить подарки, сделанные своими руками. Подготовка к празднику вызывает у детей интерес, на основе которого формируются их нравственные качества. Подготовка к празднику и сам праздник вызывают у них радостное волнение, формируют художественный вкус, сплачивают всех его участников. Дети должны быть не только созерцателями, наблюдателями и слушателями. Взрослые должны дать выход их желанию участвовать в играх, танцах, инсценировках, принимать активное участие в оформлении зала, группы и других помещений детского сада[19].
Самообразование - это целенаправленная познавательная деятельность по приобретению систематических знаний в сфере науки, искусства, культуры и техники, которое учит получать знания посредством наблюдения, проведения экспериментов, чтения, просмотров телепередач и прослушивания радио. Самообразование ребенка происходит под руководством взрослых и может быть опосредованным и прямым. Самообразование во многом зависит от предметно-развивающей среды, которая в основном создается взрослыми, хотя к этому процессу привлекают детей (организация выставок, оформление интерьера и т.д.).