Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 19:39, дипломная работа
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить программу организации досуговой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ с целью профилактики агрессивности.
Задачи:
1. раскрыть сущность понятий «агрессивность», «агрессивность старших дошкольников»;
2. выявить формы организации досуговой деятельности старших дошкольников в педагогическом процессе ДОУ;
3. подобрать диагностический инструментарий для выявления агрессивности старших дошкольников;
4. разработать программу театрального кружка, содействующего профилактике агрессивности старших дошкольников.
4. наглядно – информационные
выставки творческих работ
Деятельность социального
педагога в работе с ребенком может
вестись параллельно с
- изменение негативной
установки на позитивную
- изменения стиля
- расширение поведенческого
репертуара родителей и
Основываясь на теоретических и практических разработках в области эмоционального развития детей (И.В. Дубровиной, А.Д. Кошелевой, Н.Л. Кряжевой и др.), авторы выделяют следующие методические средства в профилактики и преодолении агрессивного поведения детей дошкольного возраста. В первую очередь это игровая терапия – метод воздействия на детей с использованием игры. Данное понятие включает в себя множество методик, но все они основываются на том, что в игре заложен большой потенциал влияния на личность ребенка. Формирование в игре новых эмоций связано с тем, что она, по Л.С. Выгодскому, «дает ребенку новую форму желания к эффективному «Я», т.е. к роли в игре и ее правилам» [48,с. 21].
В работе с детьми можно использовать произведения детских писателей и поэтов, фольклор – они являются особой формой осмысления действительности, формирования национального отношения к миру. Сказки, потешки и другие произведения обогащают словарь эмоциональной лексики, развивают образное мировидение, отзывчивости. В некоторых случаях целям коррекции более соответствуют игры драматизации на тему художественных произведений, сказок [48,с.22].
В работе по коррекции эмоциональной сферы ребенка-дошкольника, в том числе и агрессивного поведения, используется психогимнастика – курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Психогимнастика примыкает к тем методикам, общей задачей которых, являются снятию эмоционального напряжения, мышечных зажимов, коррекция настроения и предупреждение эмоциональных расстройств у детей, в том числе и агрессивного поведения [8,с.22].
Отдельным методом выделяют релаксацию – физиологическое состояние покоя, полное или частичное расслабление, наступающих в результате произвольных усилий типа аутогенной тренировки и других психологических приемов. Произвольной регуляцией и тренировкой эмоций у детей занимались И.Г.Антипова, Л.А. Булдакова, А.В.Ковалик и др., ими практически доказана эффективность данной методики в работе над эмоциональной сферой детей.
Проективное рисование как коррекционный метод особенно эффективен в работе с детьми дошкольного возраста. Рисунок рассматривается, прежде всего, как проекция личностных особенностей ребенка, его символического отношения к миру. Так как у агрессивных детей нарушена форма общения, лучше начинать корректировать их поведение опосредованно, через рисунок [48,с.23].
Разработанный И.Медведевой
и Т.Шышовой методический прием
актуализации чувств ребенка является
куклотерапия. Методика основана на постановке
пьес, позволяющих деликатно
Р.В. Овчарова предлагает использовать
в целях коррекции агрессивного
поведения детей: занятия психогимнастикой;
этюды и игры на развитие навыка
регуляции поведения в
В работе с агрессивными детьми дошкольного возраста высокую эффективность показывает использование элементов изотерапии. Детям нравится играть с водой, с глиной. С ними можно применять различные способы рисования: пальцами, ладошками, ступнями.
Е.К. Лютова и Г.Б. Монина предлагают использовать в работе подвижные игры, способствующие снижению агрессии, снятию накопившегося напряжения, обучение эффективным способам общения.
Таким образом, деятельность
социального педагога по профилактике
агрессивности детей
Заканчивая первую главу выпускной квалификационной работы, стоит отметить, что профилактическая работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин детской агрессивности, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития. Социальному педагогу при построении любых программ следует учитывать не только симптоматику (формы агрессивных проявлений, их тяжесть, степень отклонения), но и отношение ребенка к своему поведению. Наиболее эффективным средством профилактики агрессивности детей старшего дошкольного возраста выступает игровая деятельность, в точности театрализованная, специально организуемая психологом, педагогом, совместно с воспитателем и родителями. Именно это может служить не только целям профилактики, но и дать ценный диагностический материал, позволяющий увидеть проблему глазами ребенка.
Глава II. Пути профилактики агрессивности детей старшего дошкольного возраста средствами досуговой деятельности
2.1 Диагностика выявления агрессивности детей старшего дошкольного возраста
С целью изучения путей
профилактики агрессивности детей
старшего дошкольного возраста средствами
досуговой деятельности, нами была
проведена опытно-
1) констатирующий этап - выявление уровня агрессивности старших дошкольников;
2) организационно-практический
этап - разработка и реализация
программы театрального кружка,
содействующего снижению
3) контрольно-итоговый этап
- подведение итогов и
Целью констатирующего этапа
опытно-экспериментальной
Эмпирическая база исследования:
старшая группа МДОУ Центр развития
ребенка – Детский сад №17 первой
категории администрации
Эксперимент проводился в период с 1.02.2009 г. по 30.05.2009 г. В эксперименте участвовало 14 детей (10 мальчиков и 4 девочки) в возрасте 5-7 лет.
Для диагностики уровня агрессивности дошкольников нами были использованы следующие четыре методики:
1) Анкета для родителей,
разработанная Лаврентьевой Г.
2) Графическая методика
«Кактус». Цель методики - определить
уровни агрессивности и
3) Беседа с детьми
на тему: «Я и телевизор» (авторская
разработка В.Д. Пурина). Цель беседы
– выявить отношение ребенка
к вопросам, связанным с проявлением
агрессивности на телеэкране, что
говорит и о личной
4) Проективная методика
«Несуществующее животное».
Каждая из обозначенных выше
методик имеет шкалу уровня агрессивности.
Критериальный уровень
Таблица 1
Критериальный уровень агрессивности
старших дошкольниковКритерии
Поступки ребенка Ломает игрушки, рвет книги, толкает сверстников, дерется, кусается, плюется Повышенный уровень
Щиплет других детей, говорит обидные слова тогда, когда не слышит взрослый Высокий уровень
Говорит обидные слова, замахивается, но не ударяет, пугает других Средний уровень
Осознанные, наблюдается помощь младшим детям Слабый уровень
Поведение ребенка Неуравновешенное, отклоняющее от нормы, гнев, рассказывание историй с элементами насилия Повышенный уровень
Неуравновешенное, враждебное,
на приветствие отвечают злостью; портят
общественную и личную собственность;
негативно относятся к
Стремится обратить внимание на себя, то есть проявление эгоизма, демонстративности Средний уровень
Поведение ребенка в привычной ситуации вариативное, уравновешенное Слабый уровень
По полученным данным мы провели количественный и качественный анализ.
Нами были получены следующие результаты:
1. Оценка уровня агрессивности
детей-дошкольников по
Таблица 2 Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.№ Ф.И. ребёнка Кол-во баллов Уровень агрессивности
Слабый Средний Высокий
1. Аня Е. 13
2. Аня С. 16
3. Андрей П. 11
4. Артем Т. 13
5. Вадим З. 5
6. Георгий О. 17
7. Игорь М. 10
8. Катя С. 7
9. Коля А. 13
10. Костя Л. 11
11. Кирилл Ю. 5
12. Лера Л. 11
13. Никита Б. 10
14. Тимофей Р. 7
ИТОГО 2 ребенка 4 ребёнка 6 детей 2 ребёнка
2. При обработке результатов
графической методики «Кактус»
М.А.Панфилова, учитывались
- характеристика образа «кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный),
- характеристика «иголок» (размер, расположение, количество),
- ответы детей на
Анализ результатов методики
показал, что у двоих детей
преобладает повышенный уровень
агрессивности, у троих - высокий, в
рисунках которых преобладали иголки,
символизирующие степень
3. Оценка уровня агрессивности
детей-дошкольников по
Таблица 3 Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике «Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»№ Ф.И. ребёнка Кол-во баллов Уровень агрессивности
Слабый Средний Высокий
1. Аня Е. 4 б.
2. Аня С. 4 б.
3. Андрей П. 3 б.
4. Артем Т. 6 б.
5. Вадим З. 3 б.
6. Георгий О. 2 б.
7. Игорь М. 2 б.
8. Катя С. 8 б.
9. Коля А. 4 б.
10. Костя Л. 3 б.
11. Кирилл Ю. 2 б.
12. Лера Л. 4 б.
13. Никита Б. 5 б.
14. Тимофей Р. 6 б.
ИТОГО: 3 ребёнка 7 детей 3 ребёнка 1 ребенок
4. Проективная методика «Несуществующее животное»:
Цель: оценить уровень агрессивного поведения ребенка старшего дошкольного возраста и подтвердить результаты, полученные из предыдущих методик.
Инструкция: придумай и нарисуй несуществующее животное и назови его несуществующим именем.
Оборудование: простой карандаш средней твердости; стандартный белый лист бумаги, но не глянцевой.
Интерпретация: для оценки
агрессивности детей
Таблица 4 Симптомокомплексы
теста для оценки агрессивности
детей по методике «Несуществующее
животное»Симптомо-комплекс
1 Сильная, уверенная линия рисунка 0,1
2 Неаккуратность рисунка 0,1
3 Большое количество острых углов 0,1
4 Верхнее размещение углов 0,1
5 Крупное изображение 0,1
6 Голова обращена вправо или анфас 0,1
7 Хвост поднят вверх, пышный 0,1
8 Угрожающее выражение 0,1
9 Угрожающая поза 0,1
10 Наличие орудий нападения (зубы, рога, когти) 0,1
11 Хищник 0,1
12 Вожак или одинокий 0,1
13 При нападении дерется традиционным способом 0,1
14 Ночное животное 0,1
15 Другие признаки 0,1
Результаты оценивания детских рисунков по методике «Несуществующее животное» показали, что:
- повышенный уровень - 2 детей (0,8 балла);
- высокий уровень - 2 детей (0,6 балла);
- средний уровень - 6 детей (0,2 - 0,5 балла);
- слабый уровень - 4 детей (0 - 0,2).
Рисункам детей с повышенным
и высоким уровнем
На рисунках детей со средним и слабым уровнем агрессивности нет животных с угрожающим выражением лица, хищников или нападающих животных, отсутствуют символы прямой агрессии такие, как зубы, клюв, когти и т.д. Эти рисунки отличаются уверенными, стыкующимися линиями, округлыми формами, что означает самоконтроль, дружелюбие, защитный характер агрессии