Определение профессиональных наклонностей у старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:09, дипломная работа

Описание работы

Молодому человеку подчас бывает трудно смириться и с мыслью о том, что на специальность, к которой он стремился или которой обучался, нет спроса. Получается замкнутый круг, ходить по которому можно до бесконечности. Выход один: нужно готовить молодежь к такому неопределенному будущему. Экономическая ситуация меняется. Изменчив и спрос. Задача сегодняшнего дня: давать прогноз, предугадывать потребность, менять специфику обучения сложившимся специальностям. Преодолевая инерцию "больших ожиданий" нужно готовить молодое поколение к тому, что и сами профессии будут меняться, и человек будет вынужден менять их в процессе своей жизни. Сегодня самым ценным становится образование, которое человек получил в школе, его способность обучаться: от простого запоминания до способности самостоятельно делать выбор, решать новые проблемы. Развивать способность к обучению, нацеливать молодого человека на получение двух, а то и большего числа профессий, чтобы он мог реализовать себя в деятельности различного содержания.

Содержание

Введение. Стр. 3 – 7
1.Профориентация и понятие профпригодности. Стр. 8 - 16
Профориентация как область трудовой психологии. Ст. 8
Немного истории. Стр. 9
Этические проблемы профконсультирования. Стр.10
Понятие профпригодности. Стр. 11 – 14
Степени профпригодности. Стр. 15 – 16
2. Воспитание детей в игре. Стр. 17 – 42
2.1 Игра – школа социальных отношений. Стр. 17 – 21
2.2 Этические эталоны в формировании личности ребенка. Стр. 22 – 26
2.3 Умственное развитие в игре. Стр. 27 – 35
2.4 Развитие воли. Стр. 36 – 42
3. Направленность личности. Стр. 43 – 59
3.1 Потребности. Стр. 43 – 49
3.2 Интересы. Стр. 50 – 55
3.3 Идеалы. Стр. 56 – 59
4. Практическое руководство по профориентации. Стр. 60 – 79
4.1 Классификация профессий. Стр. 60 – 66
4.2 Профориентационные подходы. Стр. 67 – 79
5. Исследование. Стр. 80 – 83
Заключение стр. 84

Работа содержит 1 файл

проф оринетация.doc

— 340.50 Кб (Скачать)

      Профессии, связанные с применением  автоматизированных и автоматических систем («А»). Оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.

      Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда («Ф»). Надо полагать, вы не скажете, что орудием труда дирижера является дирижерская палочка? Тем более, что многие выдающиеся мастера превосходно, обходятся и без нее (она им просто мешает). А у певца, у мастера художественного слова, у акробата, у балерины... что же, у них нет орудий труда или эти люди не трудятся? Мы зайдем в теоретический тупик, если не признаем внутренних, психологических средств труда. Очень часто секрет профессионального успеха или неуспеха коренится в недооценке именно функциональных внутренних средств деятельности, недостаточном владении ими. Они есть в каждом виде профессионального труда - даже подметая улицу, важно иметь не только метлу, но и ориентировку в том, откуда дует ветер, иначе продуктом работы будет зрелище клубов пыли, а не чистота; мысленная схема ориентировки в обстановке - одно из важных средств любого труда.

     По  условиям труда профессии  можно разделить  на четыре группы: 

      Работа  в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным» («Б»): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ.            

      Работа, необходимо связанная  с пребыванием  на открытом воздухе  в любую погоду («О»): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор Госавтоинспекции.

      Работа  в необычных условиях (на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т.п.)  («Н»): антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный.

      Работа  в условиях повышенной моральной ответственности  за жизнь, здоровье людей - взрослых или детей, большие материальные ценности («М»): воспитатель детского сада, учитель, следователь.

      Выделенные  четыре группы  приведены просто как возможное средство различения профессий по тем признакам, которые  человек сочтет для себя важными. Для целей профессионального просвещения молодежи, на начальных его этапах можно использовать еще более простую, чем изложенная выше, классификацию, учитывающую только два ряда признаков: типы профессий и основные уровни необходимого образования. Последнее обстоятельство, быть может, более существенно в ситуации выбора профессии. Скажем, он не располагает возможностью долго учиться и должен, вынужден думать о скорейшем обретении экономической самостоятельности. Тогда он может выбрать для начала те профессии, которые не предполагают длительного теоретического образования.

      Оптант  должен усвоить мысль, что ему  совершенно необходимо проводить и  самостоятельное углубленное изучение частных случаев - каких-то интересующих именно его профессий. Для этого  полезна некоторая схема-программа. 

     
    Программа-схема  ориентировочного изучения профессии для  целей профессионального  самоопределения

     1. Что делают представители этой профессии:

      а) в чем состоит продукт (изделие, произведение, вклад, «лепта» - какая и во что);

     б) особенности практической деятельности и перечень исполнительных действий;

     в) особенности познавательной деятельности и перечень гностических действий (что должен распознать, определить, придумать).

      2. Перечень и особенности знаний, элементов опыта, умений успешных представителей этой профессии

     3.Особенности и качества исполнительных  процессов (движения, их точность, координированность, сила, дозировка усилий; поведение, выразительные движения, наружность, если это имеет значение).           -

     4.Особенности и качества познавательных процессов (внимание, ощущения, восприятия, память, воображение, мышление их виды и свойства).

     5.Особенности содержания  эмоциональных особенностей индивидуальности.

     6.Особенности отношений личности к окружающему, к людям, к деятельности, к труду, к вещам, к себе.

     7.Особенности направленности личности, системы мотивов (что превыше всего ценят профессионалы, что любят и что отвергают, ради чего тратят силы и время).

     8. Особенности творчества.

     9.Особенности саморегуляции.

     10.Каковы противопоказания (медицинские, педагогические, психологические) к выбору профессий этого типа и какие качества данная профессия развивает у человека.

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      4.2.Классификация  профориентационных  подходов. 

      Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Такие знания обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач, понимание значения труда в жизни общества и каждого человека.

        В младшем школьном возрасте, при правильном педагогическом руководстве качественно преобразуются, прежде всего, такие важные  качества, как способность произвольной саморегуляции психики и поведения (надо соблюдать временной режим, принятый в школе, управлять своим вниманием, не отвлекаться; вспоминать что-либо усвоенное важно не тогда, когда это «само приходит в голову», а когда спросят или когда требуется по ходу выполнения задания; надо контролировать свою двигательную активность и т.д.).

       Учебник может при хорошем  его содержательном наполнении стать важным и авторитетным для школьника «окном в мир профессий», обдумывания будущего профессионального пути, которое станет выраженным и эмоционально обостренным в среднем и старшем школьном возрастах. В течение  развития должен быть накоплен большой запас “штрихов”, характеризующих мир груда, впечатлений, представлений, знаний. Без этого разумное «самоопределение»  невозможно,  неизбежен путь случайных проб и попыток. Учащийся может быть неподготовлен к выбору профессии и пассивен в этом отношении, а педагогу ничего не останется, как «подсовывать» ему те или иные «готовые» варианты решений о возможном профессиональном будущем. В результате окажется реализованным «директивный» подход в деле руководства выбором профессии, даже если педагог отдает себе отчет, что такой подход - это нечто отнюдь не самое лучшее.

     Что касается «директивного» подхода в  деле руководства профессиональным развитием человека, то соответствующие  идеи можно усмотреть еще в  Указах императора Петра Первого, который, как известно, не без благих намерений принуждал дворян отдавать, направлять своих детей в учение разным полезным занятиям. Был даже Указ об отрешении дураков от наследства (1722 года, апреля, 6 дня), который предписывал свидетельствовать детей, в частности и «высших» чинов (своего рода «диагностика»). «И буде по свидетельству явятся таковые, которые, ни в науку, ни в службу не годились, и впредь не годятся, отнюдь жениться и замуж итить не допускать...».

     В наши дни директивный подход в  деле руководства процессом профессионализации личности не принимает таких курьезных форм, но все же он нередко воспроизводится под прикрытием идеи ведущей роли педагога и проявляется, прежде всего, в неуважении к самостоятельности учащегося, в педагогическом нетерпении и стремлении решать за детей их проблемы. Не исключено, что в каких-то минимальных дозах он для отдельных случаев и неизбежен.

      Просветительский  подход тоже имеет давние традиции в педагогической мысли России. Еще в 18 веке В.Н. Татищев в своем труде «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ» (в сокращенном виде приведен в кн. «Антология педагогической мысли России 18 в.». М,, 1985) дает обзорную классификацию  профессий), есть того, чему люди научаются и чем занимаются), ориентированную на молодого человека, думающего о профессиональном будущем (понятно, речь идет о дворянском сословии); при этом характеризуются «науки» не только «нужные» и «полезные», но также «тщетные» («астрология», «хиромантия», «физиогномика») и «вредительные» («колдунство», «волхование», «ворожба» и пр.). Он также сообщает, на какие науки («нужные» и «полезные») надо обращать особое внимание. Н. Татищеву же принадлежит и оригинально реализованная идея трудовых проб как средства разумного вхождения в профессию - он предлагал обучать принятых в профессиональные училища вначале «разделя время, по одному часу, хотя и всякий день с переменами, так, чтоб некоторые приходили в ту или другую науку до полудни, а другие после полудни... А когда кто к чему большую охоту и способность явит, тогда ему в той науке более времени допустить, а в другом убавить или весьма отставить...» Инструкция «О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах». Цит. по упомянутой выше кн. «Антология...», с. 87.

     Просветительский  подход в деле содействия профессиональному самоопределению молодежи в большей или меньшей мере всегда реализовался — был как бы само собой разумеющимся в отечественной школе и педагогике  в 19, и в 20 веках (включая современность).

     Диагностический подход стал развиваться и культивироваться в конце 19  и в 20 веке в связи с развитием экспериментальной педагогики и психологии, тестологии.

     Тесты - это сравнительно кратковременные стандартизированные испытания отдельных особенностей человека или их наборов, комплексов (скажем, продуктивности его памяти, его эмоциональной устойчивости, способности решать задачи на словесном или наглядно-образном материале, быстроты реагирования на движущиеся объекты и пр.).

     Разумеется, велик соблазн «выявить» в  считанные часы способности человека и «определить» его профессиональное будущее. На самом деле полезно различать две диагностики: «теплую» и «холодную».

     Да, с помощью тестов можно достаточно быстро узнать нечто о многих людях  и «вывести» соответствующую  статистику (усредненные данные, «нормы»  и пр.), а после сопоставить со средними данными показатели «вот этого» человека и как бы указать ему место среди других по тому или иному показателю. Все это при умелом применении может быть полезно и для самопознания учащегося, и для стимуляции его самовоспитания, и как средство педагогического изучения учащихся. Надо только помнить об ограничениях тестовых методов.

     Это своего рода формализованный, «индустриализированный»  и в известном смысле «холодный» (отстраненный от доверительного личного  контакта) подход к изучению душевных качеств человека. Разумеется, какое-то небесполезное знание о человеке этот подход дает, но не следует преувеличивать его возможности. Можно в него «поиграть», чтобы убедиться, что он далеко не всемогущ (а в руках неквалифицированного человека, не психолога, как правило, и вреден, поскольку может использоваться как средство влияния на человека со ссылкой на якобы «научное» измерение его личных качеств).

     Вспомним, что наблюдательная мать знает своего ребенка достаточно проникновенно  без всякого тестирования. Бригадир «насквозь видит» свою бригаду. Учитель - учеников. И это потому, что в данных случаях имеет место деловое постоянное межличностное взаимодействие, которое предоставляет множество реальных (при этом естественных, а не искусственных, как это делается в тестологии) ситуаций, чтобы участники общения могли основательно и надежно понять друг друга. Это тоже диагностика, но не формальная, «теплая», ориентированная не на составление таблиц и написание текстов о человеке определенного типа, а на практическую помощь определенному «вот этому» - учащемуся, в частности, в выборе профессии. Наряду с диагностическим подходом в деле содействия выбору профессии выделяют:

       Воспитательный. Он связан с реализацией основной функции педагога - формированием, преобразованием ума, характера, чувств, воли, умений, представлений растущего человека в соответствии с так или иначе осознанным запросом общества.       

     Диалогический подход. Его следует признать весьма перспективным и продуктивным. Это  подход глубоко индивидуализированный , трудоемкий для педагога. Он предполагает и самопознание «вот этого» учащегося, и психолого-педагогическое изучение его, и корректное воздействие педагога на формирующееся сознание учащегося.

     Имитационно-игровой  подход.

Например, классу объявляется о предстоящей деловой игре с такой инструкцией: «Пришло сообщение о прибытии на нашу планету представителей другой цивилизации. Срочно организуется пресс-конференция. Из-за технических сложностей время пребывания пришельцев на Земле ограничивается 15 минутами. За это время наши цивилизации должны узнать друг о друге самое главное». 2-3 ученика играют роль «пришельцев»; остальные учащиеся - журналисты; педагог — «ведущий» пресс-конференции. В ходе игры можно активизировать у учащихся понимание роли труда для процветания общества и счастья людей, представления о профессиях и т.д. Игры могут быть разными по тематике. Обычно они заметно активизируют учащихся.

Информация о работе Определение профессиональных наклонностей у старшеклассников