Определение профессиональных наклонностей у старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:09, дипломная работа

Описание работы

Молодому человеку подчас бывает трудно смириться и с мыслью о том, что на специальность, к которой он стремился или которой обучался, нет спроса. Получается замкнутый круг, ходить по которому можно до бесконечности. Выход один: нужно готовить молодежь к такому неопределенному будущему. Экономическая ситуация меняется. Изменчив и спрос. Задача сегодняшнего дня: давать прогноз, предугадывать потребность, менять специфику обучения сложившимся специальностям. Преодолевая инерцию "больших ожиданий" нужно готовить молодое поколение к тому, что и сами профессии будут меняться, и человек будет вынужден менять их в процессе своей жизни. Сегодня самым ценным становится образование, которое человек получил в школе, его способность обучаться: от простого запоминания до способности самостоятельно делать выбор, решать новые проблемы. Развивать способность к обучению, нацеливать молодого человека на получение двух, а то и большего числа профессий, чтобы он мог реализовать себя в деятельности различного содержания.

Содержание

Введение. Стр. 3 – 7
1.Профориентация и понятие профпригодности. Стр. 8 - 16
Профориентация как область трудовой психологии. Ст. 8
Немного истории. Стр. 9
Этические проблемы профконсультирования. Стр.10
Понятие профпригодности. Стр. 11 – 14
Степени профпригодности. Стр. 15 – 16
2. Воспитание детей в игре. Стр. 17 – 42
2.1 Игра – школа социальных отношений. Стр. 17 – 21
2.2 Этические эталоны в формировании личности ребенка. Стр. 22 – 26
2.3 Умственное развитие в игре. Стр. 27 – 35
2.4 Развитие воли. Стр. 36 – 42
3. Направленность личности. Стр. 43 – 59
3.1 Потребности. Стр. 43 – 49
3.2 Интересы. Стр. 50 – 55
3.3 Идеалы. Стр. 56 – 59
4. Практическое руководство по профориентации. Стр. 60 – 79
4.1 Классификация профессий. Стр. 60 – 66
4.2 Профориентационные подходы. Стр. 67 – 79
5. Исследование. Стр. 80 – 83
Заключение стр. 84

Работа содержит 1 файл

проф оринетация.doc

— 340.50 Кб (Скачать)

    8. Склонности к тем или иным видам деятельности. Этот пункт едва ли нуждается в пояснениях.

    Идеальным «казусом» был бы такой, когда  все перечисленные факторы выбора профессии хорошо согласованы или хотя бы не противоречат друг другу. Обычно этого нет в достаточной мере: планы учащегося могут возникнуть под влиянием предрассудков «чести» и не согласоваться с его же склонностями (ученик намеревается быть экономистом, поскольку это престижно, хотя больше всего любит «возиться» в живом уголке, интересуется биологией); его планы могут, с одной стороны, не согласоваться с позицией родителей, а с другой, с тем, куда его «тянут», товарищи по спортивной команде, и т.п.

     Все рассогласования описанного рода могут недостаточно ясно сознаваться учеником. Задача педагога — помочь учащемуся, оптанту внести максимум порядка, согласованности в его неповторимую ситуацию выбора профессии ,найти «консенсус» с родителями, противостоять выбору профессии просто «за компанию с друзьями», отстроиться от ложных соображений о престиже и сконцентрироваться на том, к чему более склонен и способен - на этом пути будет и успех и, следовательно, престиж, если уж он так значим.

     Важным  психическим регулятором профессионализации человека является личный профессиональный план (ЛПП), понимаемый как мысленный образ. Эти планы очень разнообразны, и чтобы разбираться, ориентироваться в них, полезно пользоваться какой-то и хотя бы обобщенной классификацией

     Н.С. Пряжников предлагает выделить четыре типа ЛПП:

   А. Отсутствие самостоятельно построенного учащимся профессионального плана (за него это делают или сделали другие - родители, товарищи, учителя, профконсультанты);

   Б. ЛПП построен самостоятельно, но на очень неполной ориентировочной основе (например, учтено только свое желание или позиция сверстников и пр.);

   В. ЛПП построен с  учетом многих существенных обстоятельств конкретной — «вот этой» - ситуации выбора профессий;

   Г. Сформирована готовность (умение, настрой, владение общей схемой - методом решения данной задачи) самостоятельно строить новые ЛПП в усложняющихся, изменяющихся условиях (переезд семьи, болезнь и т, п.) 

    Что касается вариантов реализации ЛПП, то  предлагаются следующие пять:

      1) пассивное положительное принятие того способа порождения ЛПП, который фактически состоялся, и успокоенность;                              

      2)активное выражение ЛПП в повседневных разговорах, спорах о выборе профессии;

      3) частичная реализация ЛПП в тех или иных формах самообразования, пробах сил (посещение кружков, подготовительных курсов, попытки поработать, скажем, в летние каникулы на трудовых постах, близких по содержанию деятельности или по отраслевому признаку к будущей профессии);

     4) после выхода из общеобразовательной школы осуществляется реальный выбор профессионального учебного заведения или работы, обучения на производстве;

     5) успешная адаптация к избранной профессии и дальнейшее профессиональное развитие.  
 
 
 
 
 
 
 

 

       5. Исследование 

       Я провела первичное тестирование старшеклассников в составе 14 человек 10 «В» класса, школы 14, г. Норильска.

Результаты получились следующие: 

      1.

Тип личности –  интеллектуальный + артистичный.

Направленность–знак.система+техника.

Склонность- к  подвижной деятельности.

Желание – творческие виды деят. 

Рекомендуемые профессии типа «Ч – Х» + профессии, связанные со спортом, с путешествиями, с экспедиционно – поисковыми работами. 

      2.

Тип личности –  артистичный

Направленность  – «Ч-Ч» + «Ч-Х»

Склонность –  к искусству и эстетике

Желание – творчество 

Рекомендуемые профессии типа «Ч –Ч» + «Ч – Х» 

      3.

Тип личности –  артистичный

Направленность  – творчество

Склонность –  к планово – экономическим

Желание – знаковая система + человек.

 

Рекомендуемые профессии типа «Ч  - Ч» + «Ч – Х»  

     4.

Тип личности –  социальный

Направленность  – техника.

Склонность –  к работе с людьми

Желание – творчество, человек. 

Рекомендуемые профессии типа «Ч –Ч» + «Ч –Х» + «Ч –Т».

     5.

Тип личности –  социальный

Направленность  – творчество

Склонность –  к планово – экономической деятельности.

Желание – знаковая система, человек, творчество.

Рекомендуемые профессии типа «Ч – Ч». 

     6.

Тип личности –  конвенциальный

Направленность  – на технику и человека

Склонность –  к технике и производству

Желание  - ?  

Рекомендуемые профессии типа «Ч – Т» + руководитель производственного отдела. 

     7.

Тип личности –  конвенциальный

Направленность  – знаковая система

Склонность –  к работе с людьми

Желание – творчество 

Рекомендуемые профессии типа «Ч – Ч». 

     8.

Тип личности –  предприимчивый

Направленность  – техника.

Склонность  – к технике

Желание – знаковая система, творчество 

Рекомендуемые профессии типа «Ч –Т» + адвокат, страховой  агент, предприниматель, банкир. 

     9.

Тип личности – социальный, артистичный

Направленность  – творчество

Склонность  – планово – экономическая  деят.

Желание – творчество 

Рекомендуемые профессии типа «Ч –Х» + «Ч – Х»  

     10.

Тип личности – конвенциальный

Направленность  – знаковая система, творчество

Склонность  – планово – экономическая  деят.

Желание – знаковая система, планово – экономич. 

Рекомендуемые профессии типа «Ч – З» 
 

     11.

Тип личности – интеллектуальный, социальный

Направленность  – природа

Склонность  – к умственной деятельности

Желание – техника 

Рекомендуемые профессии типа наука, связанная  с техникой. 

     12.

Тип личности – конвенциальный

Направленность  – техника

Склонность  – к работе с людьми

Желание – техника 

Рекомендуемые профессии типа «Ч – Т» + «Ч –  З»  

     13.

Тип личности – социальный + конвенциальный

Направленность  – человек

Склонность  – к работе с людьми

Желание – человек 

Рекомендуемые профессии типа «Ч – Ч», но требующие  четкого плана, ведения картотек, систематизации данных. 

     14.

Тип личности – конвенциальный

Направленность  – человек

Склонность  – к планово – экономической  деят.

Желание – творчество 

Рекомендуемые профессии типа «Ч – Ч», но связанные  с творчеством. 
 

      Результаты  исследования показали, что большинство  детей обнаружили склонность к профессиям типа «Ч- Ч».

      Уровень субъективного контроля у всех детей  на низком уровне. Дети считают, что не властны над судьбой. Ясно, что такую установку им передали родители. На родителей, в свою очередь, оказала влияние вся политика нашего государства. В наше время ведется политика, направленная на демократию, но еще очень не совершенная, должны пройти десятилетия, что бы новое поколение имело возможность быть другим.

      Так же выявилась тенденция выбирать профессию по соображениям престижа и легкости. Все хотят быть экономистами и юристами, а по соображениям легкости – вахтерами. В результате тестирования выяснилось, что многим детям просто противопоказаны данные виды деятельности. Ни их тип личности, ни умения, ни желания( которые были выяснены в процессе уточнения элементов деятельности экономиста, юриста) не соответствуют данным специальностям.

      В школе, о которой идет речь, имеется психолог и, тем не менее, дети сказали, что ни одного занятия по профориентации с ними не проводилось. Дети не имеют представления о содержании деятельности многих видов профессий. Не представляют, какие качества характера нужны для того или иного вида деятельности.

      И, наконец, по результатам тестирования ясно видно, что ребята находятся  на самом низком уровне профессионального  самоопределения, они относятся  положительно ко всему и ни к чему конкретно, а на вопрос «хотите вы, что бы данная деятельность была включена в вашу работу?» по методике ОПГ положительных ответов крайне мало.

      Таким образом, у ребят  нужно проводить  и общие профориентационные занятия и индивидуальные консультации. 
 
 
 
 
 
 

  

 

       

Заключение. 

     Человек решает задачи не как компьютер - не пошагово, не обязательно только рационально, а также и эмоционально; иной раз внезапно — «хлопком». И не нужно, чтобы он походил на электронный процессор. Самое главное - состояние удовлетворенности сделанным выбором и принятие на себя ответственности за него.

     Построение  сколько-нибудь определенного проекта  профессионального жизненного пути (профессионального личного плана) — дело сложное.

     Решение задачи выбора профессии может быть не только рациональным, «аналитическим», но и эмоциональным, «синтетическим». Главный критерий здесь - не чья-либо внешняя оценка, а состояние удовлетворенности учащегося, оптанта сделанным выбором, при условии, что обстоятельства этого выбора им достаточно хорошо осознаны.             

     Следует воздерживаться от соблазна так операционализировать планирование профессионального будущего и решение задачи о выборе профессии, чтобы его можно было передавать компьютерной технике (это технически возможно, но не следует лишать человека чувства «я сам»).       

Информация о работе Определение профессиональных наклонностей у старшеклассников