Определение профессиональных наклонностей у старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:09, дипломная работа

Описание работы

Молодому человеку подчас бывает трудно смириться и с мыслью о том, что на специальность, к которой он стремился или которой обучался, нет спроса. Получается замкнутый круг, ходить по которому можно до бесконечности. Выход один: нужно готовить молодежь к такому неопределенному будущему. Экономическая ситуация меняется. Изменчив и спрос. Задача сегодняшнего дня: давать прогноз, предугадывать потребность, менять специфику обучения сложившимся специальностям. Преодолевая инерцию "больших ожиданий" нужно готовить молодое поколение к тому, что и сами профессии будут меняться, и человек будет вынужден менять их в процессе своей жизни. Сегодня самым ценным становится образование, которое человек получил в школе, его способность обучаться: от простого запоминания до способности самостоятельно делать выбор, решать новые проблемы. Развивать способность к обучению, нацеливать молодого человека на получение двух, а то и большего числа профессий, чтобы он мог реализовать себя в деятельности различного содержания.

Содержание

Введение. Стр. 3 – 7
1.Профориентация и понятие профпригодности. Стр. 8 - 16
Профориентация как область трудовой психологии. Ст. 8
Немного истории. Стр. 9
Этические проблемы профконсультирования. Стр.10
Понятие профпригодности. Стр. 11 – 14
Степени профпригодности. Стр. 15 – 16
2. Воспитание детей в игре. Стр. 17 – 42
2.1 Игра – школа социальных отношений. Стр. 17 – 21
2.2 Этические эталоны в формировании личности ребенка. Стр. 22 – 26
2.3 Умственное развитие в игре. Стр. 27 – 35
2.4 Развитие воли. Стр. 36 – 42
3. Направленность личности. Стр. 43 – 59
3.1 Потребности. Стр. 43 – 49
3.2 Интересы. Стр. 50 – 55
3.3 Идеалы. Стр. 56 – 59
4. Практическое руководство по профориентации. Стр. 60 – 79
4.1 Классификация профессий. Стр. 60 – 66
4.2 Профориентационные подходы. Стр. 67 – 79
5. Исследование. Стр. 80 – 83
Заключение стр. 84

Работа содержит 1 файл

проф оринетация.doc

— 340.50 Кб (Скачать)

     Возможности разумного выбора решения существенно  увеличиваются к старшему дошкольному  возрасту. Они основываются на формирующемся  у детей соподчинении мотивов: решение  начинает определяться не более сильным в данный момент, а более важным, значимым мотивом. Это приводит к развитию самообладания, умения сдерживать ситуативные желания, чувства и их проявления, укрепляет волю ребенка. Но и у старшего дошкольника волевые действия, связанные с выбором, борьбой мотивов, далеко не всегда заканчиваются решением в пользу более значимого мотива. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка и ситуации, в которой происходит выбор. Одно из важных условий, влияющих на решение ребенка, — присутствие других людей (взрослых или сверстников), их оценка. Когда ребенок остается один, он гораздо реже сдерживает свои непосредственные побуждения, чем находясь в коллективе сверстников или в обществе взрослых.

      Выполнение волевых действий  зависит от речевого планирования и регуляции. Именно в словесной форме ребенок формулирует для себя, что он намерен делать, обсуждает сам с собой возможные решения при борьбе мотивов, напоминает себе о том, для чего он выполняет действие, и приказывает себе добиваться достижения цели. Речь далеко не сразу приобретает в поведении ребенка это регулирующее значение. Ребенок овладевает умением словесно направлять и регулировать собственные действия, применяя к себе самому те формы управления поведением, которые раньше к нему применяли взрослые.

       Старший дошкольник приобретает умение выполнять сравнительно сложные речевые инструкции взрослых. При словесном планировании собственных действий он уже в большинстве случаев может не прибегать к громкой речи, а составляет план и руководит своими действиями про себя. Однако в затруднительных случаях, требующих, например, сдерживать сильные желания, нередко и шестилетние дети руководят собой вслух. 

           Таким образом,  игре принадлежит  большая роль в  жизни и развитии  детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.

         Так же большая роль принадлежит  личным качествам педагога. Самые  ценные качества, по моему мнению, доброта, умение видеть в ребятах друзей, справедливость, честность, юмор. Но этими качествами обладают не все преподаватели. 

      Не  должно быть замкнутости, несдержанности, неумения «поставить себя». Я считаю, что у педагога не должно быть недостатков. Видимо, это характерно для тех случаев, когда общение учителя и учеников ограничивается лишь рамками предмета. Тогда учитель не становится для учеников понятнее как личность, как человек, которому ничто человеческое , в том числе и слабости, не чуждо.

     По  моему мнению, идеальный учитель  должен в совершенстве знать свой предмет, излагать его хорошим языком, использовать учебные пособия, иметь  чувство юмора, способность легко устанавливать контакт с детьми как старшего, так и младшего возраста, быть честным, справедливым, культурным человеком.  
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  - 
 
 
 
 
 
 

     3. Направленность личности

     3.1 Потребности.

     Таким образом, мы видим, что психические  свойства – не изначальная данность; они формируются и развиваются в процессе деятельности личности. Подобно тому, как организм не развивается сначала, а затем функционирует, а развивается, функционируя, так и личность не формируется сначала, а затем начинает действовать: она формируется, действуя, в ходе своей деятельности. В деятельности личность и формируется и развивается. В труде, учении, игре формируются и проявляются все стороны психики.

     Психические свойства личности - ее способности  и характерологические черты – формируются в ходе жизни. Врожденные особенности организма являются лишь задатками, весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства- способности и черты характера.

     Изучение  психического облика личности включает вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах.

     Для того чтобы знать, как реализует  и использует способности человек, нам нужно знать, что он есть, что из его тенденций и установок вошло у него в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о характере человека.

     Характер  теснейшим образом  связан с вопросом о том, что для человека значимо в мире и в чем поэтому для него смысл жизни и деятельности. Направленность личности, ее установки  переходят, затем в характер и закрепляются в нем в виде свойств личности. Наличие интереса к определенной области деятельности стимулирует развитие способностей в соответствующем направлении, а наличие определенных способностей, обусловливая плодотворную работу, стимулирует интерес к ней . Так же тесна взаимосвязь способностей и свойств характера .

     Например, наличие больших способностей, обусловливая сознание своих сил, своей мощи, не может не отразиться на характере человека, порождая в одних случаях уверенность в себе, твердость, решительность, в  других – самомнение или беспечность, непривычку к упорному труду. Точно так же малые способности могут обусловить в одних случаях робость, неуверенность в себе , в других - упорство , трудолюбие.

     Характер  же, в свою очередь, обусловливает  развитие способностей, поскольку способности развиваются, реализуясь, а реализация их зависит от       характерологических данных - целеустремленности, настойчивости, упорства в достижении цели и т. п.

     Реальная  способность –  это способность  в действии , неуклонном и целеустремленном.

     Но  не достаточно знать только межиндивидуальные  различия, необходимо учитывать и внутрииндивидуальные различия. Каждый человек не только отличен от других , но он сам в различные моменты жизни действует на различных уровнях . Самый выдающийся музыкант , актер иногда оказывается “ не на высоте “.

     Человек не изолированное, замкнутое существо, которое живет и развивается из самого себя. Он связан с окружающим его миром и нуждается в нем. Для поддержания своего существования человек нуждается в находящихся вне его веществах и продуктах; для продолжения своего рода человек нуждается в другом человеке. В процессе исторического развития круг того, в чем человек нуждается, расширяется. Эта объективная нужда, отражаясь в психике человека,  испытывается им как потребность. Помимо предметов, необходимых для существования человека, имеются и другие, наличие которых, не будучи объективно необходимым, представляет для человека интерес. Над потребностями и интересами возвышаются идеалы .

     Испытываемая  или осознаваемая человеком зависимость  его от того, в чем он нуждается, порождает направленность на соответствующий предмет.  В отсутствие того, в чем у человека имеется  потребность или заинтересованность, человек испытывает более или менее мучительное напряжение, беспокойство, от которого он, естественно, стремится освободиться. Отсюда зарождается сначала более или менее неопределенная     динамическая тенденция, которая превращается в стремление, когда уже сколько-нибудь отчетливо вырисовывается та точка, к которой все направлено. По мере того, как тенденции опредмечиваются, они становятся все более осознаваемыми мотивами деятельности.

     Мотивы деятельности в конкретной форме впервые были рассмотрены в современной психологии З. Фрейдом под видом влечения. В бессознательном влечении не осознан объект, на который оно направлено, поэтому объект представляется несущественным, а сама направленность влечения выступает как нечто, будто бы заложенное в индивиде самом по себе, и идущее из глубин организма. Между тем, всякий мотив, выражая направленность человека, всегда заключает в себе более или менее осознанную связь индивида с чем-то , находящемся вне его, взаимоотношение внутреннего и внешнего. Но в одних случаях, как это имеет место во влечениях, связанных с закрепленным в организме раздражителем, на передний план выступает линия, идущая изнутри, от внутреннего к внешнему; в других, наоборот. Так происходит, когда общественно-значимые цели и задачи, которые ставятся перед индивидом и им принимаются, превращаются в личностно – значимые для него. Из тенденций выделяется как особый момент установка.

     Установка личности- это занятая  ею позиция, которая  заключается в определенном отношении к стоящим целям или задачам и выражается в готовности к деятельности, направленной на их осуществление.

     Всякая  установка-это установка на какую-то линию поведения, которой она  и определяется.

     Смена установки означает преобразование мотивации индивида, связанное с перераспределением того, что для него значимо.

     Складываясь в ходе развития личности, установка  включает в себя целый спектр компонентов, начиная с элементарных потребностей и влечений и кончая мировоззренческими взглядами или позициями личности.   Установка играет значительную роль во всей деятельности личности.

     Потребности и интересы возникают из изменяющихся взаимоотношений человека с окружающим его миром. Поэтому они историчны. Потребности человека побуждали его к деятельности. Потребности могут быть:

     Материальные

     духовные                                 

 такие, как потребность в пище, с одной стороны, потребность в книге , музыке-с другой.

     Насущные  потребности: в пище, жилье и одежде. Они вызывают необходимость в труде.

     В свою очередь, необходимость в труде порождает у человека потребность в труде, возникающую на основе потребности в активности, и потребность в общении, основанном на сотрудничестве и пересечении интересов. На этой основе новый характер приобретает у человека и потребность его в существе другого пола, которая становится потребностью человека в человеке.

     Влечение - это органическая потребность, представленная в органической чувствительности.

     Учение  о влечении разработал, главным образом, З. Фрейд.Фрейд различает две группы влечений:

     Сексуальные

     Влечения  “я”, или самосохранения.

     Фрейд - выдающийся психоаналитик и мы должны учитывать его точку зрения, не зависимо от того, способны мы на данном этапе жизни понять это или нет.

     У Фрейда влечение становится идущей из глубины организма самодовлеющей силой. Объект, служащий для удовлетворения влечения, с точки зрения Фрейда, присоединяется к влечению только благодаря его свойству сделать возможным удовлетворение. Поскольку влечение действует не извне, а изнутри организма, “ бегством невозможно избавиться от его действия”. В нем есть нечто фатальное. Для Фрейда влечения – это основные стимулы человеческой деятельности, которая “подчиняется принципу наслаждения”. Общество часто налагает на влечение запрет. Тогда оно либо вытесняется в бессознательное, либо сублимируется; сексуальное влечение преобразуется и находит опосредованное удовлетворение в различных формах творческой деятельности. Вытесненные из сознания влечения проявляются в сновидениях, а наяву сначала в обмолвках, в описках, в забывании. Когда такой реакции недостаточно, тогда неизбежно возникает невроз.

     Фрейд отрывает влечение от последующей психологической  деятельности человека по осознанию своей потребности. Такому понятию мы противопоставляем иное, согласно которому влечение является лишь начальным этапом отражения органической потребности.

     Существуют  различные формы проявления потребностей: влечение лишь одна из них. Влечение более  или менее глубоко и органически  включается в сознательную жизнь личности, и эта последняя включается в него: сексуальное влечение становится любовью; потребность человека в человеке превращаются в подлинно человеческую потребность. Целый мир тончайших человеческих чувств – эстетических и моральных включается в нее, в том числе и сознательная жизнь. Включась в сознательную жизнь личности, чувство человека тем самым входит в сферу ее мировоззренческих установок и подчиняется их моральному контролю.

     По  мере того, как осознается служащий для удовлетворения потребности предмет, на который направляется влечение, осуществляется переход в новую форму проявления потребности – желание. Этот переход означает не только внешний факт появления объекта, а также изменение внутреннего характера влечения. Это связано с тем, что, переходя в желания, направленное на определенные предметы, влечение больше осознается. В силу дополнительного воздействия опосредованного отношения к предмету желания, потребность, порождающая слабое влечение, может выразиться в сильном желании. Может быть и так, что потребность, которая могла бы породить сильное влечение, не дает сильного желания, потому что элементы влечения тормозятся идущими с ними вразрез и включенными в желания тенденциями.

Информация о работе Определение профессиональных наклонностей у старшеклассников