Определение профессиональных наклонностей у старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:09, дипломная работа

Описание работы

Молодому человеку подчас бывает трудно смириться и с мыслью о том, что на специальность, к которой он стремился или которой обучался, нет спроса. Получается замкнутый круг, ходить по которому можно до бесконечности. Выход один: нужно готовить молодежь к такому неопределенному будущему. Экономическая ситуация меняется. Изменчив и спрос. Задача сегодняшнего дня: давать прогноз, предугадывать потребность, менять специфику обучения сложившимся специальностям. Преодолевая инерцию "больших ожиданий" нужно готовить молодое поколение к тому, что и сами профессии будут меняться, и человек будет вынужден менять их в процессе своей жизни. Сегодня самым ценным становится образование, которое человек получил в школе, его способность обучаться: от простого запоминания до способности самостоятельно делать выбор, решать новые проблемы. Развивать способность к обучению, нацеливать молодого человека на получение двух, а то и большего числа профессий, чтобы он мог реализовать себя в деятельности различного содержания.

Содержание

Введение. Стр. 3 – 7
1.Профориентация и понятие профпригодности. Стр. 8 - 16
Профориентация как область трудовой психологии. Ст. 8
Немного истории. Стр. 9
Этические проблемы профконсультирования. Стр.10
Понятие профпригодности. Стр. 11 – 14
Степени профпригодности. Стр. 15 – 16
2. Воспитание детей в игре. Стр. 17 – 42
2.1 Игра – школа социальных отношений. Стр. 17 – 21
2.2 Этические эталоны в формировании личности ребенка. Стр. 22 – 26
2.3 Умственное развитие в игре. Стр. 27 – 35
2.4 Развитие воли. Стр. 36 – 42
3. Направленность личности. Стр. 43 – 59
3.1 Потребности. Стр. 43 – 49
3.2 Интересы. Стр. 50 – 55
3.3 Идеалы. Стр. 56 – 59
4. Практическое руководство по профориентации. Стр. 60 – 79
4.1 Классификация профессий. Стр. 60 – 66
4.2 Профориентационные подходы. Стр. 67 – 79
5. Исследование. Стр. 80 – 83
Заключение стр. 84

Работа содержит 1 файл

проф оринетация.doc

— 340.50 Кб (Скачать)

     - с точки зрения готовности  индивида к  выбору и реализации  определенной нравственной позиции  и 

     - с точки зрения готовности  профконсультанта оказать индивиду  реальную помощь в таком самоопределении,  без какого то либо нарушения  основных этических норм взаимодействия психолога с клиентами. Хотелось бы коротко перечислить основные этические противоречия профессионального самоопределения: 

     1.Противоречия между правом человека на самоопределение и, как правило, не готовность к этому, что создает основу для принятия консультантом решения за клиента или манипулирование клиентом. 

     2.Противоречие между интересами личности и  интересами общества, которые не всегда совпадают. 

     3.Противоречие между мировоззрением психолога и клиента 

     4.Противоречие между различными этическими системами и уровня овладения ими разными людьми, то есть противоречия между различными этиками, среди которых сложно выбрать единственно правильную. 
 

      1.4 Понятие профпригодности

     Как уже было сказано, профориентация построена  на сопоставлении психологических качеств индивида с качествами необходимыми для какой-либо профессии. Совокупность качеств необходимых для профессии ложатся в основу профпригодности. Возникает вопрос: какова должна быть степень корреляции между нужными для профессии качествами и качествами, имеющимися у индивида. Должны ли они совпадать полностью или нет?

     Профессии это явления общественные возникающие  и сменяющие друг друга несравненно  быстро, в отличие от особенностей человека которые обусловлены природой. В тех случаях,  когда организм человека его природные особенности имеют те или иные ограничения, люди создают внешние и внутренние средства деятельности для их преодоления. То есть, помимо природных данных люди пользуются орудиями труда, которые помогают им выполнять ту работу, которую сам человек не смог бы сделать. Например,  для работы с невидимыми глазом объектами люди используют увеличительные стекла, лупы, микроскопы, телескопы, телевизионные установки и т.д. Все орудия, средства труда одновременно являются и средствами усиления способностей и возможностей  человека, преодоления природных ограничений его деятельности. Однако упомянутые орудия и средства создаются годами, а профессию нужно выбирать сейчас. Поэтому ограничения в выборе профессий существует и их нужно знать.

     Средства  деятельности могут быть не только внешними, но и внутренними. Так, например, если человек не может выполнить  какую-либо работу, это не значит, что  он не пригоден к этой работе. Если вооружить  его советом как это делать, то  человек сможет выполнять эту работу. То есть, мнение о личных качествах человека как о чем-то закоренелом не верно.

     Рассмотрим  еще одну немаловажную особенность  свойства «пригодность», которое может, относится не только к человеку, но и к инструменту материалу. Например, круглый напильник не пригоден для заточки обычной пилы. Для этого нужен трехгранный. Однако из этого не следует, что круглому напильнику присуще свойство непригодности. Здесь он не пригоден, а в другом не заменим. Свойство «пригодность» отличается тем, что может быть приписано лишь конкретной ситуации, включающей обязательно два компонента: данный человек и данная специальность. И обозначает это свойство не что иное, как взаимное соответствие. Нет одного из компонентов системы – теряет смысл вопрос о пригодности. Из этого следует, казалось бы, странный вывод: свойство «профпригодность», как бы мы не понимали его по существу, не присуще человеку как таковому. Он не является сам по себе носителем этого свойства. Правда, в нашей речи часто встречаются выражения типа «профпригодность человека», «определить профпригодность»  и т.п., но это не более как условность.

      Итак, из сказанного ясно, что, хотя в нашей  речи встречается  выражение «профпригодность человека», на самом  деле его надо понимать так: «взаимное соответствие данного человека в данной области приложения его сил  в данное время».

      В принципе профессия как область  приложения сил человека может быть «не приспособленной» и в этом смысле не пригодной для него. Причем взаимная не пригодность профессии  и человека может быть не только за счет технической, предметной,  но и за счет социально-организационной стороны труда. Так как человек не может работать «вообще», он всегда оказывается в какой-то обстановке как предметной, так и микро социальной.

      Из  сказанного ясно, что вопрос профпригодности необходимо рассматривать индивидуально и конкретно.

      На  самом деле большая или меньшая  профессиональная непригодность создана  порой самими людьми, хотя, конечно  же, нельзя не учитывать роль природных  предпосылок, таких как здоровье, свойства нервной системы и т.д.

      Все люди отличаются один от другого по своим личным качествам. И среди  этих качеств есть такие, которые  называют профессионально ценными. Так, например, хирургу, электрогазосварщику, скрипачу важна высокая культура движений, животновод должен быть заботливым и дальновидным,  чертежник – скрупулезно аккуратным и т.д. Если существует понятия «профессионально ценные качества человека, то можно составить список, где будут отдельно указаны ценные и неценные качества. Любое качество в одном случае является профессионально ценным, а в другом будет противодействовать успешной работе. Так, общительный человек испытывает неудовлетворенность работой сосредоточенности в «одиночку» и наоборот, если его работа связана с общением.

      В вопросах профпригодности нужно разбираться конкретно, индивидуально еще и потому, что на одной и той же работе разные люди добиваются успеха за счет разных сочетаний своих личных качеств. Каждый хороший работник максимально использует свои сильные стороны и преодолевает, компенсирует разными средствами слабые. Народная мудрость гласит: - «всяк мастер на свой лад».

      При анализе профессиональной пригодности  отдельно взятого человека к конкретной профессии надо помнить, что профессионально  ценные качества образуют нечто ценное, систему.

      Е.А. Климов выделяет пять основных слагаемых  данной системы.

  1. Гражданские качества – моральный облик человека как члена общества.
  2. Отношение к труду, профессии, интересы и склонности.
  3. Дееспособность общая не только физическая, но и умственная. Включая интеллектуальные способности, гибкость психики, самоконтроль, инициативность. А также физические - состояние здоровья, сила, выносливость и т.д.
  4. Единичные, частные, специальные способности. Это такие личные качества, которые важны для данной работы, профессии.
  5. Навыки, привычки, знания, опыт.

      Из  сказанного ясно, что  у человека не может  быть полностью готовой  профпригодности  до того, как он включился  в профессиональную подготовку и соответствующую  трудовую деятельность 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.5 Степени профпригодности

      По  мнению того же Е.А.Климова существуют разные степени профпригодности. Он выделяет четыре таких степени:

    Непригодность (к данной профессии) Она может быть временной или практически непреодолимой. О непригодности стоит говорить, когда отклонение в здоровье не совместимые с данной профессией. А также противопоказания могут быть и педагогическими.

    Годность (к той или иной профессии или группе таковых) Эта степепь характеризуется тем, что нет противопоказаний. То есть, есть реальный шанс, что человек будет хорошим специалистом в этой области.

    Соответствие (данного человека данной области деятельности). Характеризуется не только отсутствием противопоказаний, но и наличием личных качеств которые годны для выбора данной профессии или группе профессий.

    Призвание (данного человека данной области деятельности). Эти степень профпригодности характеризуется тем, что во всех основных элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям деятельности. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди равных себе по обучению и развитию.

   Завершая  описание понятия профпригодности, хотелось бы сказать, что проблема профориентации заключается не только в том, чтобы объяснить старшекласснику какие качества потребуются ему для данной специальности и какие у него уже имеются в наличие, но и в том, чтобы воспитать всесторонне развитую, с высокой духовной культурой, творческую личность. Воспитание это начинается с самого рождения, где главными действующими лицами выступают родители со своим духовным миром и уровнем развития интеллекта. Затем подключаются воспитатели д.сада. Взрослые должны действовать сообща, направляя и развивая ребенка. Выбор профессии, а значит и самореализация старшеклассников, является ни чем иным, как результатом развития личности ребенка. Наиболее важное значение для развития личности ребенка имеет игра.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Воспитание детей  в игре

2.1 Игра-школа социальных  отношений 

           Основные проблемы связаны с  нравственным воспитанием дошкольников (коллективных взаимоотношений, личностных качеств ребенка – дружелюбия, гуманности, трудолюбия, целеустремленности, активности, организаторских умений, формированием отношения к труду, учебе). Решению этих вопросов в наибольшей степени способствуют сюжетно-ролевые, творческие игры.

             Те действия, которые дети осуществляют  в соответствии с взятыми на  себя ролями, позволяют им ближе  познакомиться с определенными  мотивами поведения, поступками, чувствами взрослых, но еще не  обеспечивают их усвоения детьми. Игра воспитывает детей не только своей сюжетной стороной, тем, что в ней изображается. В процессе реальных взаимоотношений, разворачивающихся по поводу игры, — при обсуждении содержания игры, распределения ролей, игрового материала и т. п. — дети учатся учитывать интересы товарища, сочувствовать ему, уступать, сотрудничать. Нередко между детьми возникают конфликты по поводу тех или иных моментов организации или проведения игр. Причиной таких конфликтов обычно служит неумение согласовать свои планы и действия. На помощь в таких случаях приходит воспитатель. 

     На ковре со строительным материалом играет Ира. Она начинает строить пароход, к ней присоединяется Владик. Строят вместе, не сговариваясь, молча. Прикладывая кирпич к кирпичу, вытягивают длинный корпус парохода (обычное начало постройки пароходов в данной группе, знакомое обоим детям).

  Подходит  Валя, начинает делать из кирпичей в  середине парохода какую-то башенку.

  — Не надо, — говорит Владик. Валя продолжает строить.

  — Не надо так, — раздраженно говорит Владик, — здесь люди сидеть будут, не надо так делать... Он не так делает. Здесь люди будут сидеть.

  Ю. А., — обращается он к воспитательнице, — нам Валя играть мешает.

  Воспитательница подходит к ковру, садится возле  него на низенький стул и спрашивает:

  — Владик, чем тебе Валя мешает?

  — У нас тут люди на пароходе ехать будут, а он строит.

  — А где же у них капитанская рубка? Где? Разве пароход без капитанской рубки бывает? Конечно, не бывает. Ты бы, Валечка, с самого начала рассказал Владику, что на пароходе бывает капитанская рубка. Владик бы и не сердился, что ты строишь. Правда, Владик? — обращается к мальчикам воспитательница.

  Владик  молча кивает головой.

  — Ну, а теперь, где же люди сидеть будут, пассажиры ваши на пароходе где поместятся? — спрашивает Ю. А. у Вали.

  — Вот здесь мы стулья поставим для пассажиров, — весело отвечает за Валю уже сам Владик, нашедший выход из положения. — Правда, Валя?

  Валя  заканчивает постройку башни  и вместе с Владиком и Ирой ставит стулья внутри корпуса парохода. (Из наблюдений В. А. Горбачевой.)

         

       Развитию личности ребенка способствуют  продуктивные виды деятельности, выполнение трудовых и учебных  заданий.

        В этих видах деятельности  складывается направленность на  получение результата, одобряемого взрослыми и сверстниками. Этим результатом может быть рисунок, конструкция, приведенное в порядок помещение или вскопанная грядка, решение арифметической задачи и т. д.

     Необходимость добиться хорошего результата приучает ребенка планировать свои действия, управлять ими и, таким образом, ведет к развитию воли, умения управлять своим поведением. Кроме того, результат деятельности является основанием для сравнения успехов, достигаемых разными детьми. Если первоначально такое сравнение проводят взрослые, привлекая к нему детскую группу, то впоследствии его начинает делать и сам ребенок, овладевая при этом навыками самооценки, осознания своих собственных качеств и достижений.

Информация о работе Определение профессиональных наклонностей у старшеклассников