Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:09, дипломная работа
Молодому человеку подчас бывает трудно смириться и с мыслью о том, что на специальность, к которой он стремился или которой обучался, нет спроса. Получается замкнутый круг, ходить по которому можно до бесконечности. Выход один: нужно готовить молодежь к такому неопределенному будущему. Экономическая ситуация меняется. Изменчив и спрос. Задача сегодняшнего дня: давать прогноз, предугадывать потребность, менять специфику обучения сложившимся специальностям. Преодолевая инерцию "больших ожиданий" нужно готовить молодое поколение к тому, что и сами профессии будут меняться, и человек будет вынужден менять их в процессе своей жизни. Сегодня самым ценным становится образование, которое человек получил в школе, его способность обучаться: от простого запоминания до способности самостоятельно делать выбор, решать новые проблемы. Развивать способность к обучению, нацеливать молодого человека на получение двух, а то и большего числа профессий, чтобы он мог реализовать себя в деятельности различного содержания.
Введение. Стр. 3 – 7
1.Профориентация и понятие профпригодности. Стр. 8 - 16
Профориентация как область трудовой психологии. Ст. 8
Немного истории. Стр. 9
Этические проблемы профконсультирования. Стр.10
Понятие профпригодности. Стр. 11 – 14
Степени профпригодности. Стр. 15 – 16
2. Воспитание детей в игре. Стр. 17 – 42
2.1 Игра – школа социальных отношений. Стр. 17 – 21
2.2 Этические эталоны в формировании личности ребенка. Стр. 22 – 26
2.3 Умственное развитие в игре. Стр. 27 – 35
2.4 Развитие воли. Стр. 36 – 42
3. Направленность личности. Стр. 43 – 59
3.1 Потребности. Стр. 43 – 49
3.2 Интересы. Стр. 50 – 55
3.3 Идеалы. Стр. 56 – 59
4. Практическое руководство по профориентации. Стр. 60 – 79
4.1 Классификация профессий. Стр. 60 – 66
4.2 Профориентационные подходы. Стр. 67 – 79
5. Исследование. Стр. 80 – 83
Заключение стр. 84
В раннем возрасте идеалом в большей мере служат люди ближайшего окружения – отец, мать, брат, затем учитель.
В идеалах человека ярко проявляются его общая направленность. Проявляясь в них, она через них и формируются. Идеалы формируются под определяющим воздействием общественных оценок. Воплощаясь в идеале, через его посредство эти общественные оценки формируют общую направленность личности.
Потребности, интересы, идеалы составляют различные стороны многообразной и вместе с тем в известном смысле единой направленности личности, которая выступает в качестве мотивации ее деятельности.
Часто бывает, что мы полны тревоги и волнений из – за того, что задеты какие – то наши интересы. Но стоит надвинуться серьезной беде, угрожающей значительно более насущным, жизненным интересам, и забота об интересах, судьба которых только что так волновала, теряет всякую актуальность. Они почти перестают для нас существовать. Непонятным кажется, как могли мы принимать так близко к сердцу такие второстепенные интересы. Но вот беда миновала и, оказывается, как только угроза более насущным потребностям и интересам отпала или хотя бы только отступила, как снова “пустяки” становятся важными.
Облик личности существенно определяется, во - первых, уровнем, на котором находятся основные потребности, интересы, вообще тенденции личности. Этим, прежде всего, определяется большая или меньшая значительность либо убогость ее внутреннего содержания.
У одних людей все сведено к элементарным, примитивным интересам; в личности и жизни других они играют подчиненную роль: над ними целый мир других интересов, связанных с самыми высшими областями человеческой деятельности.
Для облика личности существенное значение имеет, во – вторых, круг ее потребностей, интересов, идеалов. Широта этого круга определяет содержательность, диапазон человека.
Различие круга интересов определяет различную , по своему содержанию, базу духовной жизни личности – от духовного нищенства до , поражающей своим богатством, жизни других. Вопрос о широте духовной жизни личности, очевидно, теснейшим образом переплетается с вопросом об ее уровне. Прежде всего, не может быть речи об особой широте и богатстве там, где все потребности и интересы человека ограничены уровнем элементарных потребностей. Сколько – нибудь значительное увеличение широты интересов может совершаться лишь посредством перехода к высшим уровням.
Далее, та же степень узости интересов , даже сосредоточие всей направленности личности на одной потребности, на одном интересе, приобретает совершенно иное качество в зависимости от того, на каком уровне лежит эта потребность или интерес; одно дело, когда речь идет о потребности , которая в силу своей элементарности сама является очень узкой, другое дело, когда хотя личность и сосредоточена вся на одном интересе, но самый интерес так значителен, что с его высоты перед личностью открываются широкие горизонты.
В
тесной связи с вопросами об уровне
и богатстве или
В идеале , таким образом ,
выступает всесторонне
и гармонически развитая
личность , своими потребностями
и интересами связанная
с основными сферами
человеческой деятельности ,
так что все они , отражаясь
и сочетаясь в ней , образуют
подлинное единство.
4.Практическое руководство по профориентации
4.1.Классификация
профессий.
Как мы убедились, характер - своеобразный личностный ресурс, по значимости с которым не сравнимы даже способности, характер и другие психологические свойства проявляются в широте планов, их устойчивости, энергичности и силе сопротивления трудностям, возникающим при достижении поставленных целей. Характером определяются глубина и степень переживания неудач, неизбежных даже при хорошо взвешенных жизненных планах. Поэтому помощь в планировании будущего непременно должна включать воспитание характера.
Поскольку основным способом самореализации является труд, то, естественно, ему придается приоритет в жизненных планах.
Планирование
труда немыслимо без
Образ
жизни личности, как и образование,
- и объект планирования и фактор,
влияющий на выбор средств достижения
целей. Образ жизни определяется
совокупностью видов
Помощь в определении работы, как ведущего объекта планирования будущего должна осуществляться в следующих формах:
Профессиональная ориентация помогает профессионально самоопределиться молодому человеку. Самоопределение связано с принятием решения о будущей работе. Качество самоопределения, его обстоятельность, обоснованность влияют на устойчивость планов, а устойчивость - на личную значимость работы в жизненных планах. Следовательно, на этапах проф. ориентации важно обращение внимания, прежде всего на укрепление личности в проф. самоопределении. Здесь нельзя допускать половинчатости, человек должен быть психологически подготовлен к принятию окончательного решения о выборе профессии. Плохую услугу оказывают предложения типа “ попробуй”. Сама их форма не позволяет человеку проявить характер при возникновении трудностей в овладении профессией или уже в процессе работы.
В делах человеческих, в мире профессии далеко не все доступно глазу: состояния заинтересованности субъекта деятельности, ход его мысли, динамика внимания, способности. Мало того, что люди очень различаются между собой (и не всегда об этом думают и знают), разные занятия требуют очень разного, иногда противоположного психического склада от человека: бухгалтер находит радость в точном и заранее ожидаемом совпадении документальных данных, а художник-оформитель - как раз, наоборот - в неожиданной композиции предметов своего труда. И такого рода казусы неисчислимы. В соответствии с различимыми разновидностями объектных систем выделяются пять типов профессий:
1. «Человек - живая природа» («П»). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.
2. «Человек - техника и неживая природа» («Т»). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры – слесарь сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания.
3. «Человек — человек» («Ч»). Предметом интереса, знания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры - продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель.
4. «Человек - знаковая система» («З»). Языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Примеры - оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед.
5. «Человек - художественный образ» («X»). Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры - художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра...
Более
правилен такой подход к делу - надо
исходить из того, что профессия
может характеризоваться
Гностические профессии («Г») (от др. греч. «гнозис» - знание). Примеры
в типе «Человек - природа»: контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая;
в типе «Человек - техника»: пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастер-диагност сельскохозяйственной техники;
в типе «Человек - человек»: судебно-медицинский
эксперт, врачебно-трудовой
в типе «Человек - знаковая система»: корректор типографии, бухгалтер-ревизор;
в типе «Человек – художественный образ» :искусствовед, театровед.
Преобразующие профессии («П»). Примеры:
в типе «Человек - природа»: мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер;
в типе «Человек - техника»: слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана;
в типе «человек-человек»: учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педагог, психолог-практик, экскурсовод;
в типе «Человек – знаковая
система»: чертежник-картограф,
в типе «Человек— художественный образ»: цветовод-декоратор, художник-оформитель.
Изыскательные профессии, («И»). Примеры
в типе «Человек - природа»: летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь;
в типе «Человек - техника»: раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор;
в типе «Человек - человек»: воспитатель, организатор производства, организатор торговли, агент по снабжению;
в типе «Человек – знаковая система»: программист, математик;
в типе «Человек - художественный образ»:художник по проектированию интерьера, композитор.
Здесь границы между подразделениями также могут быть размыты. По признаку основных орудий, средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела:
Профессии ручного труда («Р»). Примеры в классе гностических профессий: лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных инструментов.
Профессии машинно-ручного труда «М». Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями в этом подразделении классификации будут машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.
Информация о работе Определение профессиональных наклонностей у старшеклассников