Определение профессиональных наклонностей у старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:09, дипломная работа

Описание работы

Молодому человеку подчас бывает трудно смириться и с мыслью о том, что на специальность, к которой он стремился или которой обучался, нет спроса. Получается замкнутый круг, ходить по которому можно до бесконечности. Выход один: нужно готовить молодежь к такому неопределенному будущему. Экономическая ситуация меняется. Изменчив и спрос. Задача сегодняшнего дня: давать прогноз, предугадывать потребность, менять специфику обучения сложившимся специальностям. Преодолевая инерцию "больших ожиданий" нужно готовить молодое поколение к тому, что и сами профессии будут меняться, и человек будет вынужден менять их в процессе своей жизни. Сегодня самым ценным становится образование, которое человек получил в школе, его способность обучаться: от простого запоминания до способности самостоятельно делать выбор, решать новые проблемы. Развивать способность к обучению, нацеливать молодого человека на получение двух, а то и большего числа профессий, чтобы он мог реализовать себя в деятельности различного содержания.

Содержание

Введение. Стр. 3 – 7
1.Профориентация и понятие профпригодности. Стр. 8 - 16
Профориентация как область трудовой психологии. Ст. 8
Немного истории. Стр. 9
Этические проблемы профконсультирования. Стр.10
Понятие профпригодности. Стр. 11 – 14
Степени профпригодности. Стр. 15 – 16
2. Воспитание детей в игре. Стр. 17 – 42
2.1 Игра – школа социальных отношений. Стр. 17 – 21
2.2 Этические эталоны в формировании личности ребенка. Стр. 22 – 26
2.3 Умственное развитие в игре. Стр. 27 – 35
2.4 Развитие воли. Стр. 36 – 42
3. Направленность личности. Стр. 43 – 59
3.1 Потребности. Стр. 43 – 49
3.2 Интересы. Стр. 50 – 55
3.3 Идеалы. Стр. 56 – 59
4. Практическое руководство по профориентации. Стр. 60 – 79
4.1 Классификация профессий. Стр. 60 – 66
4.2 Профориентационные подходы. Стр. 67 – 79
5. Исследование. Стр. 80 – 83
Заключение стр. 84

Работа содержит 1 файл

проф оринетация.doc

— 340.50 Кб (Скачать)

     В раннем возрасте идеалом в большей  мере служат люди ближайшего окружения – отец, мать, брат, затем учитель.

     В идеалах человека ярко проявляются  его общая направленность. Проявляясь в них, она через них и формируются. Идеалы формируются под определяющим воздействием общественных оценок. Воплощаясь в идеале, через его посредство эти общественные оценки формируют общую направленность личности.

     Потребности, интересы, идеалы составляют различные  стороны многообразной и вместе с тем в известном смысле единой направленности личности, которая выступает в качестве мотивации ее деятельности.

     Часто бывает, что мы полны тревоги и  волнений из – за того, что задеты какие – то наши интересы. Но стоит надвинуться серьезной беде, угрожающей значительно более насущным, жизненным интересам, и забота об интересах, судьба которых только что так волновала, теряет всякую актуальность. Они почти перестают для нас существовать. Непонятным кажется, как могли мы принимать так близко к сердцу такие второстепенные интересы. Но вот беда миновала и, оказывается, как только угроза более насущным потребностям и интересам отпала или хотя бы только отступила, как снова “пустяки” становятся важными.

     Облик личности существенно определяется, во  - первых, уровнем, на котором  находятся основные потребности, интересы, вообще тенденции личности. Этим, прежде всего, определяется большая или меньшая значительность либо убогость ее внутреннего содержания.

     У одних людей все сведено к  элементарным, примитивным интересам; в личности и жизни других они  играют подчиненную роль: над ними целый мир других интересов, связанных с самыми высшими областями человеческой деятельности.

     Для облика личности существенное значение имеет, во – вторых, круг ее потребностей, интересов, идеалов. Широта этого круга  определяет содержательность, диапазон человека.

     Различие  круга интересов определяет различную , по своему содержанию, базу духовной жизни личности – от духовного нищенства до , поражающей своим богатством, жизни других. Вопрос о широте духовной жизни личности, очевидно, теснейшим образом переплетается с вопросом об ее уровне. Прежде всего, не может быть речи об особой широте и богатстве там, где все потребности и интересы человека ограничены уровнем элементарных потребностей. Сколько – нибудь значительное увеличение широты интересов может совершаться лишь посредством перехода к высшим уровням.

     Далее, та же степень узости интересов , даже сосредоточие всей направленности личности на одной потребности, на одном интересе, приобретает совершенно иное качество в зависимости от того, на каком уровне лежит эта потребность или интерес; одно дело, когда речь идет о потребности , которая в силу своей элементарности сама является очень узкой, другое дело, когда хотя личность и сосредоточена вся на одном интересе, но самый интерес так значителен, что с его высоты перед личностью открываются широкие горизонты.

     В тесной связи с вопросами об уровне и богатстве или содержательности потребности и интересов личности, ее строения и облика находится вопрос об их распределении. Жизнь человека целиком сосредоточена на чем – нибудь одном, на одной узко ограниченной области; все развитие личности совершается односторонне, однобоко, направляясь по одному – у одних более, у других менее значительному руслу. Бывает и так, что в строении личности имеются две или вообще несколько как бы выдающихся, вершинных точек, между которыми иногда более или менее бесконфликтно распределяется, а иногда, двоясь, расщепляется жизнь человека. Наконец, бывает так – и это , очевидно , самая благоприятная из возможностей , - что личность одновременно и многогранна и едина ; ее потребности и интересы одновременно не только содержательны и в этом смысле богаты , но и многообразны и тем не менее сосредоточены вокруг единого центра .

   В идеале , таким образом ,  выступает всесторонне и гармонически развитая личность , своими потребностями и интересами связанная с основными сферами человеческой деятельности , так что все они , отражаясь и сочетаясь в ней , образуют подлинное единство.  

              
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Практическое  руководство по  профориентации

4.1.Классификация  профессий. 

      Как мы убедились, характер - своеобразный личностный ресурс, по значимости с  которым не сравнимы даже способности, характер и другие психологические  свойства проявляются в широте планов, их устойчивости, энергичности и силе сопротивления трудностям, возникающим при достижении поставленных целей. Характером определяются глубина и степень переживания неудач, неизбежных даже при хорошо взвешенных жизненных планах. Поэтому помощь в планировании будущего непременно должна включать воспитание характера.

      Поскольку основным способом самореализации является труд, то, естественно, ему придается приоритет в жизненных планах.

      Планирование  труда немыслимо без образования. Образование само является объектом планирования. Когда целью плана  становится получение образования, то все другие цели, во-первых, связываются с ним и, во-вторых, подчинены ему. В свою очередь уровень образования - отправная точка в планировании будущего. От него начинается отсчет социальных и профессионально-должностных позиций, которые человек планирует достигнуть.

      Образ жизни личности, как и образование, - и объект планирования и фактор, влияющий на выбор средств достижения целей. Образ жизни определяется совокупностью видов деятельности, которые старшеклассник использует в социальном бытии. Следовательно, чем многообразнее деятельность, тем большим количеством способов возможно осуществление жизненных планов, а именно самореализации в труде.

      Помощь  в определении работы, как ведущего объекта планирования будущего должна осуществляться в следующих формах:

    1. проф. ориентация и переориентация
    2. проф. обучение
    3. повышение проф. квалификации
    4. обеспечение благоприятных условий для должностного и профессионального роста
 

     Профессиональная  ориентация помогает профессионально  самоопределиться молодому человеку. Самоопределение связано с принятием решения о будущей работе. Качество самоопределения, его обстоятельность, обоснованность влияют на устойчивость планов, а устойчивость - на личную значимость работы в жизненных планах. Следовательно, на этапах проф. ориентации важно обращение внимания, прежде всего на укрепление личности в проф. самоопределении. Здесь нельзя допускать половинчатости, человек должен быть психологически подготовлен к принятию окончательного решения о выборе профессии. Плохую услугу оказывают предложения типа “ попробуй”. Сама их форма не позволяет человеку проявить характер при возникновении трудностей в овладении профессией или уже в процессе работы.

     В делах человеческих, в мире профессии далеко не все доступно глазу: состояния заинтересованности субъекта деятельности, ход его мысли, динамика внимания, способности. Мало того, что люди очень различаются между собой (и не всегда об этом думают и знают), разные занятия требуют очень разного, иногда противоположного психического склада от человека: бухгалтер находит радость в точном и заранее ожидаемом совпадении документальных данных, а художник-оформитель - как раз, наоборот - в неожиданной композиции предметов своего труда. И такого рода казусы неисчислимы. В соответствии с различимыми разновидностями объектных систем выделяются пять типов профессий:

       1. «Человек - живая природа» («П»). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.

      2. «Человек - техника и неживая природа» («Т»). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры – слесарь сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания.

      3. «Человек — человек» («Ч»). Предметом интереса, знания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры - продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель.

      4. «Человек - знаковая система» («З»). Языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Примеры - оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед.

          5. «Человек - художественный образ» («X»). Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры - художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра...

     Более правилен такой подход к делу - надо исходить из того, что профессия  может характеризоваться одновременно признаками разных типов, но в разной мере. Так, дирижер хора - это и собственно музыкант, и организатор группы людей. Агроном это и специалист в области растениеводства, и организатор производства, и знаток сельскохозяйственной техники, и в какой-то мере и картограф (кто, кроме него", составит специальные карты угодий данного хозяйства?), да еще и «пророк», поскольку по местным приметам он должен предвидеть динамику погоды. Так что, группируя такие сложные  явления, как профессии, надо учитывать факт нечеткости их границ. В пределах каждого типа профессий выделяются их классы по признаку целей.

   Гностические профессии («Г») (от др. греч. «гнозис» - знание). Примеры

     в типе «Человек - природа»: контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая;

      в типе «Человек - техника»: пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастер-диагност сельскохозяйственной техники;

           в типе «Человек - человек»: судебно-медицинский  эксперт, врачебно-трудовой эксперт,  социолог;

           в типе «Человек - знаковая система»: корректор типографии, бухгалтер-ревизор;

      в типе «Человек – художественный образ» :искусствовед, театровед.

     Преобразующие профессии («П»). Примеры:

     в типе «Человек - природа»: мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию  дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер;

  в типе «Человек - техника»: слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана;

   в типе «человек-человек»: учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педагог, психолог-практик, экскурсовод;

           в типе «Человек – знаковая  система»: чертежник-картограф, машинистка-стенографистка, бухгалтер; 

  в типе «Человек— художественный образ»: цветовод-декоратор, художник-оформитель. 

     Изыскательные профессии, («И»). Примеры  

     в типе «Человек - природа»: летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь;

     в типе «Человек - техника»: раскройщик верха  обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор;

      в типе «Человек - человек»: воспитатель, организатор производства, организатор торговли, агент по снабжению;

     в типе «Человек – знаковая система»: программист, математик;

      в типе «Человек - художественный образ»:художник по проектированию интерьера, композитор.

      Здесь границы между подразделениями также могут быть размыты. По признаку основных орудий, средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела:

       Профессии ручного труда («Р»). Примеры в классе гностических профессий: лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных инструментов.

        Профессии машинно-ручного  труда «М». Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями в этом подразделении классификации будут машинист  экскаватора, токарь, водитель автомобиля.

Информация о работе Определение профессиональных наклонностей у старшеклассников