Определение профессиональных наклонностей у старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:09, дипломная работа

Описание работы

Молодому человеку подчас бывает трудно смириться и с мыслью о том, что на специальность, к которой он стремился или которой обучался, нет спроса. Получается замкнутый круг, ходить по которому можно до бесконечности. Выход один: нужно готовить молодежь к такому неопределенному будущему. Экономическая ситуация меняется. Изменчив и спрос. Задача сегодняшнего дня: давать прогноз, предугадывать потребность, менять специфику обучения сложившимся специальностям. Преодолевая инерцию "больших ожиданий" нужно готовить молодое поколение к тому, что и сами профессии будут меняться, и человек будет вынужден менять их в процессе своей жизни. Сегодня самым ценным становится образование, которое человек получил в школе, его способность обучаться: от простого запоминания до способности самостоятельно делать выбор, решать новые проблемы. Развивать способность к обучению, нацеливать молодого человека на получение двух, а то и большего числа профессий, чтобы он мог реализовать себя в деятельности различного содержания.

Содержание

Введение. Стр. 3 – 7
1.Профориентация и понятие профпригодности. Стр. 8 - 16
Профориентация как область трудовой психологии. Ст. 8
Немного истории. Стр. 9
Этические проблемы профконсультирования. Стр.10
Понятие профпригодности. Стр. 11 – 14
Степени профпригодности. Стр. 15 – 16
2. Воспитание детей в игре. Стр. 17 – 42
2.1 Игра – школа социальных отношений. Стр. 17 – 21
2.2 Этические эталоны в формировании личности ребенка. Стр. 22 – 26
2.3 Умственное развитие в игре. Стр. 27 – 35
2.4 Развитие воли. Стр. 36 – 42
3. Направленность личности. Стр. 43 – 59
3.1 Потребности. Стр. 43 – 49
3.2 Интересы. Стр. 50 – 55
3.3 Идеалы. Стр. 56 – 59
4. Практическое руководство по профориентации. Стр. 60 – 79
4.1 Классификация профессий. Стр. 60 – 66
4.2 Профориентационные подходы. Стр. 67 – 79
5. Исследование. Стр. 80 – 83
Заключение стр. 84

Работа содержит 1 файл

проф оринетация.doc

— 340.50 Кб (Скачать)

     Комплексный подход сводится к разумному, уместному использованию разных средств.

    Следует принять во внимание, что этап до профессионального развития для многих детей оканчивается в 14-15 лет, поскольку они по тем или иным причинам выбирают для себя так называемое профессиональное обучение непосредственно на производстве или среднее специальное (профессиональное) образование и оказываются, таким образом, в категории формирующихся профессионалов. Их психическое развитие в связи с этим начинает идти путем, отличающиеся от того, который наблюдается у так называемых старшеклассников общеобразовательной шкалы, а именно, постепенно меняется самосознание, обретаются разнообразные практические умения, представления о нормах внутри профессионального общения.        Обсуждая вопросы специфики педагогической, микро социальной среды, в которой происходит развитие подрастающего человека как субъекта труда, нельзя обойти такой важный вопрос, как особенности городской и сельской школы в нашей стране.

     Опасность недооценки специфики сельской школы  студентом педвуза как формирующимся  педагогом-профессионалом усугубляется тем, что, во-первых, преподаватели педагогического вуза - это представители городского образа жизни, с которым невольно связан и соответствующий набор их ценностных представлений; во-вторых, и сам студент, даже если он выходец из села, на несколько лет становится в своем роде горожанином со всеми следствиями этого обстоятельства для его личностного, психического развития.

     Известно, что примерно сорок процентов  детей страны обучаются в сельских школах.

     Многие  годы культивировалась порочная (пусть  явно не формулируемая) предпосылка, что рожденному от крестьянина — крестьянином и быть». Иногда в сельской школе проводилась работа, как бы под лозунгами такого рода: «После окончания школы - всем классом на ферму» (наполнение классов в сельской школе может быть небольшим но сравнению с школой городской) или: «Всем классом - в полеводческую бригаду» и пр. Это все же попирание принципов свободы выбора, учета индивидуальных интересов и склонностей подрастающего человека. При таких «лозунгах» М.В. Ломоносов, возможно, так и остался бы в Архангелогородской губернии — пусть бы и неплохим рыболовом, но зато, неизвестно, как бы пошло при этом развитие наук в России.

  Что касается идей всестороннего развития человека, то их не следует понимать так, что "каждый должен уметь решительно все и иметь решительно все ценные качества (практически это могло бы означать только одно: «все понемногу и ничего как следует»). Общая профессиоведческая осведомленность, грамотность, культура - вот средство и шаг в сторону правильно понимаемой всесторонности. Что касается профессионального самоопределения, о чем все время шла речь выше, то здесь только важно напомнить, что любое хорошее дело можно довести до абсурда (что давно подметил народ, говоря, что заставь иного богу молиться, он себе и тут лоб разобьет).

     Будущему  педагогу, полагаем, понятна мысль  о множестве и разнообразии миров, в которых живут разные люди. Мы напоминаем здесь не о чертовщине или таинственных  измерениях, а  об обыденной вещи, давным-давно  отмеченной в художественной литературе. Возьмите любое подлинно художественное произведение, и вам явится картина разных, несхожих миров, в которых живут его герои.

     Вот, скажем, «школьный» пример-пьеса Д.И. Фонвизина «Недоросль» (18 век): 

       госпожа  Простакова живет  в мире корысти и слепой любви к своему сыну Митрофанушке, поэтому в арифметических задачах она усматривает только чушь (учитель Цыфиркин читает Митрофану задачу — нашли триста рублей, надо разделить на троих; г-жа Простакова на это: «Врет он, друг мой сердешный  нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке»).

     Другой  герой пьесы Скотинин живет в  мире эгоизма, слегка скрашенного положительным  отношением к свиноводству, и видит  все в соответствующем свете; даже свое родство с госпожой Простаковой (он ее родной брат) и ее поведение квалифицирует в соответствующих терминах: «Чего греха таить, одного помёту, да вишь как  развизжалась».

     Стародум - положительный герой пьесы - видит  мир опять-таки на свой лад:  имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода. Если иным героям пьесы и на ум не приходит как-то видеть свое поведение со стороны, сдерживать или регулировать его, то у Стародума  идеи выражены очень четко: (Правдину) «Постой. Сердце мое кипит еще негодованием на недостойный поступок здешних хозяев. Побудем здесь несколько минут. У меня правило: в первом движении ничего не предпринимать».

     В приведенном примере разные внутренние миры людей противопоставлены. Общество сильно как раз многообразием разных людей. Люди могут быть равноценными, оставаясь разными. Из сказанного не следует, что можно недооценивать те качества, которые людей роднят, делают схожими. Но не следует и то, что нужно всегда и непременно постараться сделать всех людей одинаковыми.

     Как нетрудно, вероятно, согласиться, каждый человек на профессиональном пути строит свой мир и живет в этом своем  мире. Плохо это или хорошо, можно, конечно, и еще порассуждать, но, главное, это факт. В нашей власти - не доводить дело до абсурда, нелепостей.

       В античной древности говорили - «если боги намереваются погубить  человека, они лишают его разума»  (остальное-де случится с ним  само собой). В наши дни можно  было бы сказать так: «чтобы  погубить человека, надо заразить  его идеей сепаратизма»,то есть крайностям самоопределения, желанием обособиться, противопоставить себя окружающему.

     Природа и общество подчинены закону всеобщей связи и взаимной зависимости  явлений, в соответствии с которым  абсолютно независимых явлений (не зависящих ни от чего) нет и не может быть.

     Что касается обособленности человека как следствия его самоопределения, его независимости от других, то речь - в пределах разумного решения вопроса - может идти о некотором балансе, равновесии по параметру «зависимость - независимость».

Когда я должен сосредоточиться на изготовлении своего изделия, мне нужно, чтобы  не мешали, не отвлекали и пр. В  этом смысле независимость - важное условие  успешности усилий человека. Но в этом же случае, нужна определенная взаимозависимость с другими людьми.

Скажем, болт я делаю для какой-то машины (в конечном счете, для каких-то других людей, заказчиков), и он должен быть не «абы каким», а иметь определенный диаметр, длину, шаг резьбы и т.п.; манная каша должна иметь определенное вкусовое достоинство, качество; текст не должен быть простым бредом самовыражения, но должен, возможно, лучше отвечать на возникающие у читателя вопросы, вызывать возражения, то есть будить мысль и т.д.

     Выходит, что «свой мир» должен обязательно  частично совпадать, иметь черты сходства, с мирами других людей. Вот с этой задачей великой и должна быть сопряжена задача профессионального самоопределения. Часто употребляемое выражение «выбор профессии», как бы указывающее на некий однократный акт, маскирует два важных обстоятельства.

     Первое: каждый выбор на жизненном трудовом пути является обязательно процессом, то есть некоей цепочкой взаимосвязанных шагов. Эта цепочка обычно начинается с более или менее развернутой ориентировки в обстановке, далее может следовать перебор и оценка возможных вариантов дальнейшего действия и их последствия.

  Второе: неизбежность многих выборов на многолетнем жизненном трудовом пути. В связи с развитием техники, организации труда, личного мастерства работников все время происходят изменения мира профессий. В частности, содержание труда настолько меняется, что даже при старом названии профессия выглядит как новая, которую надо либо выбирать себе для будущего, либо... покидать. Например, так случилось в свое время с машинистами локомотивов, когда паровозы «ушли на покой», а появились электровозы.           

     В связи со сказанным становится ясным, что счастье на профессиональном пути надо видеть не в том, чтобы  как можно быстрее погрузиться  в некое «логово» и сделать  его привычным, а в том, чтобы достигать все новые и новые цели в области совершенствования своей деятельности. Можно выделить восемь типов обстоятельств, на которые старшеклассники обращают внимание:

       1.   Позиция старших членов семьи.

       2. Позиция сверстников (подруг, товарищей), «значимых других» из круга внесемейного общения.

        3. Позиция (в отношении данного учащегося) учителей, школьных педагогов, воспитателей, классного руководителя, школьного психолога.                        

     Следует отметить, что у работников школы, как и у всяких людей, могут складываться некоторые стереотипные мнения об учениках, в том числе и связанные с недооценкой их по тем качествам, которые не требуются по тому или иному учебному предмету (скажем, литератор может недооценивать мальчика с выраженным интересом к технике и высоким конструктивно-техническим интеллектом, но невыраженным интересом к «изящной словесности»). Педагогу нелишне признавать и помнить малоприятную для него истину, что ученики иной раз знают друг друга более многосторонне, чем педагоги.

    4. Сложившиеся к  данному моменту  личные профессиональные  планы (ЛПП) учащегося, оптанта (включая и случай их полной неопределенности, «отсутствия»). 

    Общая структура полного  личного профессионального  плана может быть представлена так: 

    главная цель (что ученик предполагает в будущем делать, какой трудовой вклад вносить в общенародное дело, или у него нет помыслов этого рода, каким хочет быть, кем быть, с кем быть, что хочет достигнуть, каковы его идеалы жизни и деятельности на данный момент развития;

    представление о цепочке ближайших  и более отдаленных целей - «жизненная перспектива»: специальность, работа, возможные варианты предварительной пробы своих сил, возможные профессиональные учебные заведения, желательные трудовые посты после окончания профессионального учебного заведения - как видится в мечтах свой «рабочий день; перспективы повышения профессионального мастерства, «роста», построения «карьеры»);

       представления о путях и средствах достижения ближайших жизненных целей (изучение справочной литературы, беседы со знающими людьми, самообразование, поступление в определенное профессиональное учебное заведение или  для начала - в специальный кружок и пр.).

    представления о внешних условиях  достижения намеченных целей  (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей);

     представления о внутренних условиях достижения намеченных целей (свои возможности, способности к обучению, состояние здоровья - напомним, что подростки и юноши часто недооценивают отклонения своего здоровья от нормы; настойчивость, терпение, склонности к практической или теоретической работе и другие личные качества, необходимые для учебы или работы по намечаемой специальности);

      запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов. Следует отметить, что подростки и юноши часто имеют единственный вариант жизненного плана и переживают невозможность его реализации (скажем, по причинам экономического, семейного характера) как жизненную катастрофу: «не прошел по конкурсу... ну... все рухнуло!». Очень важно культивировать мысль, что мы живем в вероятностном мире, и всегда надо планировать жизнь с учетом вероятности непредвиденных обстоятельств.

Педагогу  важно обратить внимание на полноту, ясность, реалистичность (реализуемость), моральную, а не только «вычислительную», обоснованность жизненных планов ученика, их обоснованность не мифологическими (пристрастно искаженными), а правильными представлениями о мире труда. Нелишне отметить, что старшеклассники иногда скрывают наиболее дорогие для них жизненные планы, если не уверены, что взрослые или сверстники имеют достаточно такта, чтобы с пониманием и сочувствием к ним отнестись.

      5. Способности, умения, достигнутый уровень развития учащегося как субъекта деятельности. Это звено и основа для формирования его будущей профессиональной пригодности.

     6. Уровень притязаний учащегося на общественное признание. Недооценка, переоценка своих возможностей, заниженные или завышенные притязания - важные регуляторы и выбора профессии, и адаптации к профессиональной общности, и взаимоотношений со значимыми людьми. А значит, это важные условия реалистичности выбора профессии, достижения удовлетворенности и успеха на будущем профессиональном пути.

     7. Информированность. В связи с этим обстоятельством важно обратить внимание на доброкачественность (правдивость, полноту, ясность) той информации, которая оказывается основанием для принятия учащимся решений, касающихся его профессионального будущего.

Информация о работе Определение профессиональных наклонностей у старшеклассников