Определение профессиональных наклонностей у старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:09, дипломная работа

Описание работы

Молодому человеку подчас бывает трудно смириться и с мыслью о том, что на специальность, к которой он стремился или которой обучался, нет спроса. Получается замкнутый круг, ходить по которому можно до бесконечности. Выход один: нужно готовить молодежь к такому неопределенному будущему. Экономическая ситуация меняется. Изменчив и спрос. Задача сегодняшнего дня: давать прогноз, предугадывать потребность, менять специфику обучения сложившимся специальностям. Преодолевая инерцию "больших ожиданий" нужно готовить молодое поколение к тому, что и сами профессии будут меняться, и человек будет вынужден менять их в процессе своей жизни. Сегодня самым ценным становится образование, которое человек получил в школе, его способность обучаться: от простого запоминания до способности самостоятельно делать выбор, решать новые проблемы. Развивать способность к обучению, нацеливать молодого человека на получение двух, а то и большего числа профессий, чтобы он мог реализовать себя в деятельности различного содержания.

Содержание

Введение. Стр. 3 – 7
1.Профориентация и понятие профпригодности. Стр. 8 - 16
Профориентация как область трудовой психологии. Ст. 8
Немного истории. Стр. 9
Этические проблемы профконсультирования. Стр.10
Понятие профпригодности. Стр. 11 – 14
Степени профпригодности. Стр. 15 – 16
2. Воспитание детей в игре. Стр. 17 – 42
2.1 Игра – школа социальных отношений. Стр. 17 – 21
2.2 Этические эталоны в формировании личности ребенка. Стр. 22 – 26
2.3 Умственное развитие в игре. Стр. 27 – 35
2.4 Развитие воли. Стр. 36 – 42
3. Направленность личности. Стр. 43 – 59
3.1 Потребности. Стр. 43 – 49
3.2 Интересы. Стр. 50 – 55
3.3 Идеалы. Стр. 56 – 59
4. Практическое руководство по профориентации. Стр. 60 – 79
4.1 Классификация профессий. Стр. 60 – 66
4.2 Профориентационные подходы. Стр. 67 – 79
5. Исследование. Стр. 80 – 83
Заключение стр. 84

Работа содержит 1 файл

проф оринетация.doc

— 340.50 Кб (Скачать)

     Особенно  важно то, что под влиянием деятельности, дающей определенный результат, у детей формируются новые мотивы поведения. При выполнении трудовых заданий дети учатся руководствоваться той пользой, которую они приносят другим людям (семье, своей группе и даже обществу в целом).

     Выполнение  учебных заданий способствует развитию у детей познавательных мотивов — любознательности, желания узнать новое.

Мотивы, возникающие в деятельности, создают  условия для развития общих и  специальных способностей у ребенка. Направленность на результат деятельности развивает трудоспособность— один из основных компонентов любой способности. Трудоспособность в большой мере обеспечивает успех в деятельности, что поощряется общественным признанием. Удовлетворение притязания на признание побуждает ребенка к новым достижениям. Таким образом, формируется внутренняя установка на определенный вид де-ятельности. Включение ребенка в продуктивные виды деятельности — условие развития способностей.

          Дошкольное детство – короткий, но важный период становления  личности. В эти годы ребенок  приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него  начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

      Основной  вид деятельности детей дошкольного  возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того,

игра  – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта

      Н. К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «…Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое». Ту же мысль высказывает А.М. Горький; «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

      В игре формируются все стороны  личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

      Особое  место занимают игры, которые создаются  самими детьми, - их называют творческими  или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

      Что дает право называть игру творческой деятельностью?

      Игра  – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего; действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но любит их как живых, понимает, что он не «поправдашний» летчик или моряк, но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится опасности, по-настоящему гордится своей победой.

      Подражание  взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

      Детское творчество проявляется в замысле  игры и в поиске средств для  его реализации. Сколько выдумки  требуется, чтобы решить, в какое путешествие отправиться, какой соорудить корабль или самолет, какое подготовить оборудование! В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, которые владеют ими в настоящий момент. Поэтому игра – всегда импровизация.

      Игра  – самостоятельная  деятельность, в которой  дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания.

      Дети  сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в то же время ни в какой  другой деятельности нет таких строгих  правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

      В игре ребенок начинает чувствовать  себя членом коллектива, справедливо  оценивать действия и поступки своих  товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы  общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

      Творческая  коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение  ребенка в жизни, в то же время  навыки, сложившиеся в процессе повседневного  общения детей друг с другом и с взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Требуется большое искусство воспитателя, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы к хорошим поступкам, вызывала бы лучшие чувства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Этические эталоны  в формировании  личности ребенка. 

          В человеческой культуре исторически выработаны обобщенные эталоны этической оценки. Этические эталоны выступают в качестве взаимосвязанных полярных категории добра и зла ребенок постигает значение этических эталонов через рассудочное и эмоциональное общение со взрослым или другим ребенком. Нравственное развитие самого ребенка в большой мере зависит от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с этическими эталонами.

           В детской психологии существуют эффективные методы формирования нравственных качеств личности ребенка. Весьма продуктивным является метод, когда ребенок ставится в такие условия, где он вынужден сопоставлять свои реальные действия с  этическими эталонами. 

     В первой серии опытов дети должны были распределить игрушки за Буратино и за Карабаса. Дети распределяли от лица Буратино справедливо, так как он выступает как носитель положительного нравственного эталона («Буратино всегда поровну делит, он добрый и справедливый»), от лица Карабаса распределяли несправедливо, так как он выступает как носитель отрицательного нравственного эталона («Карабас жадничает, себе больше берет»).

       Во второй серии несправедливое  действие самого ребенка соотносилось другими детьми с образом Карабаса, т. е. с отрицательным эталоном. Большинство детей, уличенных в неправильном (несправедливом) поведении, решительно протестует против возможности сравнить их с Карабасом, категорически отрицая тождественность распределения у себя и Карабаса.

      В третьей серии ребенок должен был сам установить соответствие своего несправедливого распределения отрицательному эталону.

Протокол опыта  с Юрой К.

Экспериментатор. Почему ты так распределил игрушки?

Юра. Я себе больше, а ребятам меньше.

Экспериментатор. Почему?

Юра. Просто так.

Экспериментатор. Ты как кто распределил?

Юра (опустив  голову). Не помню.

Экспериментатор. Буратино помнишь?

Юра. Да. Еще Карабас  Барабас был.

Экспериментатор. Ты действовал — как кто?

Юра. Я? Как хотел.

Экспериментатор. У тебя получилось, как у Буратино или как у Карабаса?

Юра, опустив  голову, иногда посматривая на экспериментатора, молчит.

Экспериментатор. Не можешь ответить?

Юра отрицательно качает головой.

Экспериментатор. Ну а ребята что сказали бы, если бы увидели?

Юра молчит.

Экспериментатор. Буратино так поделил бы?

Юра. Нет.

Экспериментатор. А Карабас?

Юра. Да.

Экспериментатор. Ну а ребята что сказали бы?

Юра долго молчит.

Экспериментатор. А ты что скажешь, ты как кто  распределил игрушки?

Юра (очень тихо). Буратино. (По материалам С. Г, Якобсон.)

         Происходящий в  поведении ребенка  сдвиг объясняется  тем, что с помощью  взрослого, но  психологически самостоятельно  ребенок устанавливает  соответствие своего  действия отрицательному  эталону, в то  же время окружающие  ребенка люди демонстрируют  ему свое положительное отношение и ожидание того, что он соответствует положительному этическому эталону. 

      Формирование положительных личностных качеств через соотнесение реальных поступков ребенка с нравственными эталонами будет эффективным, если взрослый говорит с ним доверительно и доброжелательно, выражая уверенность в том, что этот ребенок не может не соответствовать положительной модели. Если взрослый приравнивает будущее поведение ребенка к положительному эталону поведения, то это дает желаемый сдвиг в дальнейшем развитии личности дошкольника.

   Эмоционально положительное отношение к самому себе («Я хороший»), лежащее в основе структуры личности каждого нормально развивающегося ребенка, ориентирует его на соответствие положительному этическому эталону.

     Потребность соответствовать положительному эталону  поведения возникает лишь в том  случае, когда для ребенка тот  или иной поступок или те или иные формы поведения приобретают  определенный личностный смысл. Если ребенок  недоволен собой, то в этом уже  есть основа для перестройки его поведения. Если же ребенок с отрицательным поведением благодаря терпимому отношению окружающих относится к себе любовно-снисходительно, то перевоспитать его чрезвычайно сложно. При этом ребенок может извлекать для себя определенные преимущества.

     Некоторые дети (особенно мальчики) в дошкольном возрасте внутренне ориентируются  на отрицательный нравственный эталон в поведении. В своих реальных поступках они ведут себя в  соответствии с социальными ожиданиями, но при этом часто эмоционально идентифицируются с людьми (или с персонажами), для которых характерны отрицательные формы поведения. Нередко это происходит оттого, что при оценке отрицательных персонажей — носителей человеческих пороков и слабостей чувствуется снисходительное отношение к ним, легкая, не оскорбительная ирония.

          Оценка ребенком того или иного  персонажа чаще всего опосредована  отношением окружающих людей.  В процессе общения с близкими  взрослыми происходит усвоение  первых нравственных эталонов. Первоначально  ребенок поступает нравственно не потому, что осознает общественную значимость выполнения определенных правил, а потому, что у него возникла потребность считаться с мнением и выполнять требования людей, связанных с ним. Если окружающие считают ребенка хорошим, т. е. соответствующим положительному эталону, то тем самым они как бы задают ребенку положительный образ его самого. Отсюда, с одной стороны, возникает желание не разрушить этот образ в глазах близких, а с другой — идет присвоение этого образа и осознание через него себя.

       Влияние на ребенка со стороны взрослых и сверстников осуществляется главным образом в процессе деятельности. Так, в игровой деятельности при выполнении роли образец поведения, содержащийся в ней, становится одновременно эталоном, с которым ребенок сравнивает свое поведение, контролирует его. А так как основным содержанием детской игры являются нормы поведения взрослых, то в игре ребенок как бы переходит в развитой мир высших форм человеческой деятельности, человеческих взаимоотношений. Нормы человеческих взаимоотношений становятся через игру одним из источников развития морали самого ребенка.  

Информация о работе Определение профессиональных наклонностей у старшеклассников