Определение профессиональных наклонностей у старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:09, дипломная работа

Описание работы

Молодому человеку подчас бывает трудно смириться и с мыслью о том, что на специальность, к которой он стремился или которой обучался, нет спроса. Получается замкнутый круг, ходить по которому можно до бесконечности. Выход один: нужно готовить молодежь к такому неопределенному будущему. Экономическая ситуация меняется. Изменчив и спрос. Задача сегодняшнего дня: давать прогноз, предугадывать потребность, менять специфику обучения сложившимся специальностям. Преодолевая инерцию "больших ожиданий" нужно готовить молодое поколение к тому, что и сами профессии будут меняться, и человек будет вынужден менять их в процессе своей жизни. Сегодня самым ценным становится образование, которое человек получил в школе, его способность обучаться: от простого запоминания до способности самостоятельно делать выбор, решать новые проблемы. Развивать способность к обучению, нацеливать молодого человека на получение двух, а то и большего числа профессий, чтобы он мог реализовать себя в деятельности различного содержания.

Содержание

Введение. Стр. 3 – 7
1.Профориентация и понятие профпригодности. Стр. 8 - 16
Профориентация как область трудовой психологии. Ст. 8
Немного истории. Стр. 9
Этические проблемы профконсультирования. Стр.10
Понятие профпригодности. Стр. 11 – 14
Степени профпригодности. Стр. 15 – 16
2. Воспитание детей в игре. Стр. 17 – 42
2.1 Игра – школа социальных отношений. Стр. 17 – 21
2.2 Этические эталоны в формировании личности ребенка. Стр. 22 – 26
2.3 Умственное развитие в игре. Стр. 27 – 35
2.4 Развитие воли. Стр. 36 – 42
3. Направленность личности. Стр. 43 – 59
3.1 Потребности. Стр. 43 – 49
3.2 Интересы. Стр. 50 – 55
3.3 Идеалы. Стр. 56 – 59
4. Практическое руководство по профориентации. Стр. 60 – 79
4.1 Классификация профессий. Стр. 60 – 66
4.2 Профориентационные подходы. Стр. 67 – 79
5. Исследование. Стр. 80 – 83
Заключение стр. 84

Работа содержит 1 файл

проф оринетация.doc

— 340.50 Кб (Скачать)

     Потребности человека отнюдь не ограничиваются теми, которые непосредственно связаны с органической жизнью. В процессе исторического развития потребности развиваются, утончаясь, а также появляются новые, не связанные  с  уже имеющимися. Так, у человека возникает потребность в чтении, в посещении театра, в слушании музыки и т. д.  Порождая многообразные сферы культуры, человеческая деятельность порождает и соответствующие потребности. В результате потребности человека далеко выходит за узкие рамки его органической жизни, отражая в себе все многообразие и богатство исторически развивающейся деятельности, все богатство создаваемой культуры. Порождая  соответствующие потребности, культура становится природой человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2. Интересы.

     Возникающие в связи с потребностями, но не сводящиеся к ним интересы и другие существеннейшие мотивы, как-то: осознание задач, которые ставит перед человеком общественная жизнь, и обязанностей, которые она на него налагает, -  вызывают у человека деятельность, выходящую за пределы той, которая непосредственно служит удовлетворению наличных потребностей. Эта деятельность может породить новые потребности, потому что не только потребности порождают деятельность, но и деятельность иногда порождает потребности.

     Во  все расширяющемся контакте с  окружающим миром человек сталкивается с все новыми предметами и сторонами действительности. Когда в силу тех или иных обстоятельств что-либо приобретает некоторую значимость для человека, оно может вызвать у него интерес – специфическую направленность на него личности.

     Cлово “интерес” многозначно. Можно интересоваться чем-либо и быть заинтересованным в чем-нибудь. Нам может быть интересен человек, в котором мы совсем не заинтересованы, и мы можем в силу тех или иных обстоятельств быть заинтересованы в человеке, который нам совсем не интересен.

     Специфичность интереса, отличающая его от других тенденций, выражающих направленность личности, заключается в том, что интерес – это сосредоточенность на определенном предмете мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упускать его из поля зрения.

     Как направленность помыслов, интерес существенно  отличаются от направленности желаний, в котором первично проявляется потребность. Интерес сказывается на направленности внимания, мыслей, помыслов; потребность во влечениях, желаниях, в воле.

     Потребность вызывает желание в каком-то смысле обладать предметом, интерес - ознакомиться с ним. Интересы являются, поэтому специфическими мотивами культурной и, в частности, познавательной деятельности человека. Попытка свести интерес к потребности, определив его исключительно как осознанную потребность, несостоятельна. Осознание потребности может вызвать интерес к предмету, способному ее удовлетворить, но неосознанная потребность как таковая является все же потребностью, а не интересом. Сосредоточение желания на каком-нибудь предмете обычно влечет сосредоточения на нем интереса; сосредоточение же на предмете интереса, помыслов порождает специфическое желание ближе познакомиться с предметом, глубже в него проникнуть; но все желания и интерес не совпадают.

     Существенное  свойство интереса заключается в  том, что он всегда направлен на тот или иной предмет.

     Интерес – это мотив, который  действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности.

     Чем выше уровень сознательности, тем  большую роль в интересе играет осознание объективной значимости тех задач, в которые включается человек. Однако, при отсутствии более или менее непосредственной эмоциональной привлекательности будет сознание значимости, обязанности, долга, но не будет интереса. Когда не получают удовлетворение потребности, жить трудно; когда не получают пищу интересы или их нет, жить скучно. Очевидно, с интересом связаны специфические проявления в эмоциональной сфере.

     Будучи  обусловлен эмоциональной привлекательностью и осознанной значимостью, интерес проявляется, прежде всего, во внимании. Являясь выражением общей направленности личности, интерес охватывает все психические процессы – восприятия, памяти, мышления. Направляя их по определенному руслу, интерес вместе с тем и активизируют деятельности личности. Когда человек работает с интересом, он, как известно, легче и продуктивнее работает.

     Различается интерес как направленность на предмет, побуждающую  нас заняться им, и склонность как направленность на соответствующую деятельность. Различая, мы вместе с тем и связываем их. Однако, у того или иного человека интерес к технике может сочетаться с отсутствием склонности к деятельности инженера, какой-либо своей стороной ему непривлекательной.

     Таким образом, внутри единства возможно и противоречие между интересом и склонностью.

     Интересы, прежде всего, различаются  по содержанию, оно более всего определяет их общественную ценность. У одного интересы направлены на общественную работу, на науку или искусство, у другого – на коллекционирование марок, на моду; это, конечно, не равноценные интересы.

     В интересе к тому или иному объекту  обычно различают непосредственный и опосредованный интерес. Непосредственный, когда учащийся интересуется самой учебой, изучаемым предметом; опосредованный, когда тот направлен не на знание, как таковое, а на что – либо с ним связанное, например, на преимущества, которые может дать образование. Способность проявлять интерес к науке, к искусству независимо от личной выгоды составляет одно из ценнейших свойств человека.

     Интересы  могут различаться по уровням  оформленности. Аморфный уровень выражается в легко возбуждаемом интересе ко всему вообще и ни к чему в частности.

     С охватом интересов связано их распределение. У одних интерес сосредоточен на одном каком – ни будь предмете что приводит к одностороннему развитию личности и является , вместе с тем результатом такого одностороннего развития. У других имеются два или даже несколько интересов. Эта бифокальность интересов может тормозить деятельность: человек ни во что не войдет целиком, с подлинной страстью, и нигде не преуспеет.

     Сила  интереса часто, хотя и не обязательно, сочетается с его устойчивостью. У очень импульсивных, эмоциональных, неустойчивых натур бывает, что тот или иной интерес, пока он господствует, является активным, но пора его господства не продолжительна: один интерес быстро сменяется другим.

     Таким образом, первой предпосылкой самой возможности  существования у человека устойчивых интересов является наличие у данной личности стержня, генеральной жизненной линии. Если ее нет, нет и устойчивых интересов; при ее наличии устойчивыми будут те интересы  которые с ней связаны, отчасти ее выражая, отчасти формируя.

     Устойчивость  интересов не означает их косности. Устойчивость может прекрасно сочетаться с их лабильностью.

     Интересы  являются и предпосылкою обучения, и его результатом. Обучение опирается  на интересы детей, и оно же формирует  их. Формирование полноценных интересов – существенная задача обучения. Интересы формируются и закрепляются в процессе деятельности .

     Размытая  и неустойчивая направленность интересов  ребенка в значительной мере отражает интересы социального окружения. Относительно большую устойчивость приобретают те интересы, которые связаны с деятельностью детей. В результате у детей старшего дошкольного возраста образуются “сезонные” интересы, которые держатся в течении короткого периода, сменяясь затем другими. Для развития и поддержания интереса к той или иной деятельности очень важно, чтобы деятельность давала материализованный результат, новый продукт и чтобы отдельные звенья ее отчетливо выступали перед ребенком как ступеньки, ведущие к цели.

     Существенно новые условия для развития интересов  у ребенка возникают с поступлением его в школу и началом обучения различным предметам.

     В ходе учебной работы интерес школьников часто фиксируется на предмете, который особенно хорошо поставлен и по которому дети делают особенно ощутимые, очевидные для них самих успехи. Многое здесь зависит от педагога.

   Но при этом это по большей части интересы недолговечные. Сколько –ни будь устойчивые интересы начинаются складываться у учащегося средней школы. Раннее появление устойчивых интересов, сохраняющихся на всю жизнь, наблюдается лишь в тех случаях, когда на лицо имеется яркое, рано определившееся дарование. Такое дарование, успешно развевающееся, становится призванием; осознанное как таковое, оно определяет устойчивую направленность основных интересов.

     Самым существенным в развитии интересов  подростка является:

  1. начало установления круга интересов;
  2. переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, в частности рост интереса к вопросам идеологии, мировоззрения;
  3. одновременное проявление интереса к практическому применению приобретенных знаний, к вопросам практической жизни;
  4. рост интереса к психическим переживаниям других людей и особенно своим собственным (дневники);
  5. начинающаяся специализация интересов.

     Направленность  интересов на определенную сферу  деятельности – технику, литературу, искусство совершается под влиянием всей системы условий, в которой развивается подросток.

     Господствующие  интересы проявляются в преимущественно  читаемой литературе. У подростков наблюдается интерес технической  и научно – популярной литературе, а также к путешествиям. Интерес к романам, вообще к художественной литературе возрастает главным образом в юношеские годы, что отчасти объясняется характерным для этого возраста внутренним переживанием. Интересы в стадии формирования подвержены влиянию окружающих условий.

     Интересы  возникают из контакта с окружающим миром. Особое значение для формирования объективно ценных интересов имеет умелое педагогическое воздействие. Чем старше ребенок, тем большую роль может при этом играть осознание им общественной значимости тех задач, которые перед ним ставятся. Тщательная педагогическая работа над формированием интересов, особенно в подростковом и юношеском возрасте, в то время, когда происходит выбор профессии, поступление в специальное высшее учебное заведение, определяющее дальнейший жизненный путь, является исключительно важной и ответственной задачей.

     В направленности интересов и путях  их формирования наблюдается значительные индивидуальные различия. 
 
 
 

     3.3.Идеалы.

     Какое значение ни придавать потребностям и интересам, очевидно, что они  не исчерпывают мотивов человеческого  поведения; направленность личности не сводится только к ним. Мы делаем не только то, в чем испытываем непосредственную потребность, и занимаемся не только тем, что нас интересует. У нас есть моральные представления о долге, о лежащих на нас обязанностях, которые также регулируют наше поведение.

     Должное,   с одной стороны, противостоит индивиду, поскольку оно осознается как  независимое от него, не подвластное  его субъективному произволу; вместе с тем, если мы переживаем нечто как должное, а не только отвлеченно знаем, что оно считается таковым, должное становится предметом наших личных устремлений.

     Идеал может выступать в качестве совокупности норм поведения; иногда это образ, воплощающий наиболее ценные и в этом смысле привлекательные человеческие черты, - образ, который служит образцом. Идеал представляет собой не то, чем человек на самом деле является, а то , чем он хотел бы быть, не то, коков он в действительности, а то, каким он хотел бы быть.

     Идеал человека – это, таким  образом, и то, и  не то, что он есть. Это предвосхищенное воплощение того, чем он может стать. Это лучшие тенденции, которые, воплотившись в образе – образце, становятся стимулом и регулятором его развития.

     Идеалы  формируются под непосредственным влиянием. Они в значительной мере определяются идеологией. Каждая историческая эпоха имеет свои идеалы – свой идеальный образ человека, в котором время и среда, дух эпохи воплощают наиболее значимые черты. Иногда идеалом служит обобщенный образ, образ как синтез основных, особенно значимых и ценимых черт. Часто в качестве идеала выступает историческая личность, в которой эти черты особенно ярко воплотились. Наличие определенного идеала вносит четкость и единство в направленность личности.

Информация о работе Определение профессиональных наклонностей у старшеклассников