Определение профессиональных наклонностей у старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:09, дипломная работа

Описание работы

Молодому человеку подчас бывает трудно смириться и с мыслью о том, что на специальность, к которой он стремился или которой обучался, нет спроса. Получается замкнутый круг, ходить по которому можно до бесконечности. Выход один: нужно готовить молодежь к такому неопределенному будущему. Экономическая ситуация меняется. Изменчив и спрос. Задача сегодняшнего дня: давать прогноз, предугадывать потребность, менять специфику обучения сложившимся специальностям. Преодолевая инерцию "больших ожиданий" нужно готовить молодое поколение к тому, что и сами профессии будут меняться, и человек будет вынужден менять их в процессе своей жизни. Сегодня самым ценным становится образование, которое человек получил в школе, его способность обучаться: от простого запоминания до способности самостоятельно делать выбор, решать новые проблемы. Развивать способность к обучению, нацеливать молодого человека на получение двух, а то и большего числа профессий, чтобы он мог реализовать себя в деятельности различного содержания.

Содержание

Введение. Стр. 3 – 7
1.Профориентация и понятие профпригодности. Стр. 8 - 16
Профориентация как область трудовой психологии. Ст. 8
Немного истории. Стр. 9
Этические проблемы профконсультирования. Стр.10
Понятие профпригодности. Стр. 11 – 14
Степени профпригодности. Стр. 15 – 16
2. Воспитание детей в игре. Стр. 17 – 42
2.1 Игра – школа социальных отношений. Стр. 17 – 21
2.2 Этические эталоны в формировании личности ребенка. Стр. 22 – 26
2.3 Умственное развитие в игре. Стр. 27 – 35
2.4 Развитие воли. Стр. 36 – 42
3. Направленность личности. Стр. 43 – 59
3.1 Потребности. Стр. 43 – 49
3.2 Интересы. Стр. 50 – 55
3.3 Идеалы. Стр. 56 – 59
4. Практическое руководство по профориентации. Стр. 60 – 79
4.1 Классификация профессий. Стр. 60 – 66
4.2 Профориентационные подходы. Стр. 67 – 79
5. Исследование. Стр. 80 – 83
Заключение стр. 84

Работа содержит 1 файл

проф оринетация.doc

— 340.50 Кб (Скачать)

План 
 

Введение. Стр. 3 – 7

1.Профориентация  и понятие профпригодности. Стр. 8 - 16

    1. Профориентация как область трудовой психологии. Ст. 8
    2. Немного истории. Стр. 9
    3. Этические проблемы профконсультирования. Стр.10
    4. Понятие профпригодности. Стр. 11 – 14
    5. Степени профпригодности. Стр. 15 – 16

2. Воспитание  детей в игре. Стр. 17 – 42

      2.1 Игра – школа социальных отношений.  Стр. 17 – 21

      2.2 Этические эталоны в формировании  личности ребенка.  Стр. 22 – 26

      2.3 Умственное развитие в игре. Стр. 27 – 35

      2.4 Развитие воли. Стр. 36 – 42

3. Направленность  личности. Стр. 43 – 59

      3.1 Потребности. Стр. 43 – 49

      3.2 Интересы. Стр. 50 – 55

      3.3 Идеалы. Стр. 56 – 59

4. Практическое  руководство по профориентации. Стр. 60 – 79

      4.1 Классификация профессий. Стр. 60 – 66

      4.2 Профориентационные подходы. Стр. 67 – 79

5. Исследование. Стр. 80 – 83

Заключение стр. 84 
 

      Введение.

        Молодому человеку  подчас бывает  трудно смириться и с мыслью о том, что на специальность, к которой он стремился  или которой обучался, нет спроса. Получается замкнутый круг, ходить по которому можно до бесконечности. Выход один: нужно готовить молодежь к такому  неопределенному  будущему. Экономическая ситуация меняется.  Изменчив и спрос. Задача сегодняшнего дня: давать прогноз, предугадывать потребность, менять специфику обучения сложившимся специальностям. Преодолевая инерцию "больших  ожиданий" нужно готовить  молодое поколение к тому, что и сами профессии будут меняться, и человек будет вынужден менять их в процессе своей жизни. Сегодня самым ценным становится образование, которое человек получил в школе, его способность обучаться: от простого запоминания  до  способности  самостоятельно делать  выбор, решать  новые  проблемы. Развивать  способность к  обучению, нацеливать  молодого  человека на получение двух, а то и большего числа профессий, чтобы  он  мог  реализовать себя в деятельности  различного  содержания.

      Проводя беседу со старшеклассниками, я спросила, почему они хотят выбрать ту или  иную профессию. Общее мнение выразилось в следующем:

             1) была престижной,

             2) хорошо оплачивалась,

             3) была интересной,

             4) имела хорошие  условия труда,

             5) ее легко можно  было приобрести,

             6) она соответствовала  желанию родителей,

             7) можно было бы  учиться или работать с друзьями,

             8) можно было бы  работать по специальности;

      Этот список говорит о том, что молодые люди, выбирая профессию, в первую очередь ориентируются  на следующие признаки.

        Первое, большинство из них хотят, чтобы профессия была престижной. Чтобы профессия пользовалась признанием в обществе. Чтобы, став  представителем этой профессии, они автоматически стали уважаемыми людьми. Однако  следует иметь в виду, что общественное признание  профессий существенно меняется со временем. Самый свежий пример того, как это происходит, касается наших родителей. Еще совсем  недавно,  15-20  лет назад считалось очень престижным иметь высшее техническое образование. И многие молодые люди, окончив школу, потоками поступали  в технические институты.  Изменение же экономических условий привело к снижению спроса на инженеров и  падению их престижности. И многие из тех, кто ориентировался только на престижность профессии, остались за воротами предприятий. В наши дни наиболее  престижными считаются профессии, связанные с бизнесом, финансами и управлением. Но что будет с этими профессиями через какой-нибудь десяток лет, не знает никто.

         Второе, многие люди хотели бы приобрести любую профессию, лишь бы она хорошо оплачивалась. Однако, они часто забывают о том, что оплачивается не профессия, а должность. Не достаточно получить профессию, чтобы потом много зарабатывать. Заработок зависит не только от профессиональных знаний и навыков, но еще и от здоровья человека и от его желания работать. А здоровье и стремление работать непосредственно связаны с тем, насколько человеку  нравится его работа и профессия. Если человек к профессии равнодушен, то ему очень трудно заставить  себя много работать  и повышать свой профессиональный  уровень. А попытка это сделать  зачастую приводит его к расстройству здоровья.

      Третье,  причина, по которой люди выбирают себе профессию, это интерес к ее содержанию. И это одна  из  наиболее веских причин профессионального выбора. Если человеку нравится содержание труда, то и он более охотно будет работать, повышать свою профессиональную квалификацию, завоевывать авторитет у окружающих и, в конечном счете, больше зарабатывать. Он будет крепче держаться за свое рабочее место, да и  у работодателя будет гораздо меньше поводов его увольнения .

          Четвертое, условия труда. Основание существенное. Но  оно тоже связано не столько с профессией, сколько с местом работы. Ведь любая профессия на самом деле предполагает довольно широкий спектр возможных рабочих мест. И чем выше уровень квалификации, тем шире возможности выбрать место работы по душе.

           Пятое место среди мотивов выбора профессии обычно занимает  доступность обучения. Очень часто люди выбирают ту профессию, которую легче  приобрести: поступают в то учебное заведение, которое поближе к дому, или в том, где конкурс  поменьше, или в то, где работает знакомый. Важно помнить, что не всегда дорогостоящее обучение более качественно, чем обучение дешевое или бесплатное. Качество обучения зависит не от его стоимости, а от уровня квалификации  преподавателей. Однако, ориентируясь только на доступность обучения, люди сильно ограничивают себе возможности профессионального выбора.

          Шестое место занимает крайне неудачная причина выбора профессии, связанная с желанием  родителей или советами  близких людей. К сожалению, приходится признать, что большинство родителей знает мир профессий лишь не на много  лучше самих детей. Да  и профессиональными возможностями  детей  они интересуются очень слабо.

          Седьмое, еще менее основательная причина выбора профессии, связана с примером других  людей. Это происходит тогда, когда молодые люди  поступают  в  учебные  заведения за  компанию с кем-нибудь. В этом случае выбирается профессия в соответствии с интересами  и способностями друзей или  приятелей,  а не со своими собственными. Комментарии здесь излишни.

      Восьмое, среди причин выбора профессии люди называют возможность трудоустройства на последнем месте. Когда человек  выбирает себе профессию первый раз, он, к сожалению, очень редко задумывается над тем, пользуется ли эта профессия спросом у работодателей, легко ли будет найти себе работу по этой специальности. А потом оказывается, что, окончив учебное заведение и получив диплом, человек остается без работы, даже ни дня  не проработав по своей специальности. Раньше по окончанию учебного заведения устройство на работу было гарантировано, даже обязательным. Наша экономика  была плановой, и учебные заведения набирали столько учащихся, сколько потом государство могло трудоустроить. Теперь экономика стала рыночной, и гарантировать трудоустройство может только  спрос на представителей выбранной профессии со стороны работодателей. Сегодня невозможно с  уверенностью сказать,  какие профессии  перестанут пользоваться спросом через 5 или 10 лет. Но уже  сейчас можно узнать какие специалисты  требуются, и какие  не требуются на сегодняшний день.  Так  же  можно предположить, представители каких профессий будут нужны и через десятки лет.

          Итак,  большинство людей, впервые выбирающих профессию, свои собственные профессиональные интересы  и склонности ставят  только  на третье место по  степени важности, а возможность трудоустройства - и вовсе на восьмое место. Однако существует  еще одна не менее веская  причина выбирать себе ту или другую профессию - профессиональная пригодность. Для того чтобы правильно выбрать себе профессию, необходимо сориентироваться всего в трех вещах. Во-первых, определить, каковы профессиональные  интересы и  склонности  (Хочу).  Во-вторых, оценить, каковы профессионально важные качества : здоровье, квалификация и способности, которые определяют профессиональную пригодность и возможности (Могу ). В-третьих, узнать какие профессии пользуются  спросом у работодателей на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу ( Надо).

        Если  совместить " Хочу ", "  Могу", " Надо", то профессиональный выбор будет удачным. Иначе говоря, задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая :

        а)  интересна и привлекательна,

        б) соответствует способностям,

        в) пользуется спросом на рынке  труда .

        Индивидуально - психологические   особенности личности являются условием  успешного выполнения той или  иной деятельности. Способности  тесно связаны  с направленностью личности, с тем, на сколько устойчивые склонности человека к деятельности. Формирование способностей происходит на основе задатков (память, мышление, внимание, воображение и т.п.) Диагностика способностей направлена на выявление таких индивидуальных характеристик человека, которые необходимы для эффективного осуществления какого-либо конкретного вида деятельности .

            Изучение конкретно  - психологических характеристик различных способностей позволяет выделить общие качества человека, отвечающие требованиям не одного, а многих видов деятельности, и специальные,  отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Профориентация и  понятие профпригодности.

     1.1 Профориентация как  область трудовой  психологии

     Психология  труда - необходимый компонент профессиональной культуры  не только специалиста психолога, но и другого персонала занимающегося подготовкой рабочих и специалистов. Готовить учащихся к трудовой деятельности одна из областей  трудовой психологи. Жизнь нашего общества – это, прежде всего, мир труда людей занятых в материальном и духовном производстве, в производстве полезных действий по обслуживанию человека, по упорядочению  сложных социальных процессов .Разные виды труда не легко увидеть и представить себе не только потому, что они скрыты за закрытыми дверями, но и потому что, что в труде каждого современного профессионала очень велика доля так называемых интеллектуальных компонентов, незримых составляющих. Для того чтобы понять, в чем состоит подлинная работа человека нужно подойти к этому вопросу с точки зрения психолога. То есть, задача психолога рассмотреть какие качества индивида навыки умения и интеллектуальные способности требуются в той или иной профессии. И соответственно помочь сориентироваться  в мире профессий подрастающему поколению исходя из их индивидуальных качеств. Собственно это и является задачами профориентации.  
 
 
 
 
 

1.2 Немного истории

     Само  возникновение профессиональной ориентации обычно связывают с появлением первого  кабинета профориентации в Страсбурге в 1903году  и  бюро по выбору профессий  в Бостоне (США) в 1908г. работа этих первых профориентационных  служб основывалась на «трехфакторной модели» Ф. Парсонса, когда у претендента  на те или иные профессии выявляли способности и психологические качества, соотносили их с требованиями профессий и, уже на основании этого, выдавали рекомендацию о пригодности или не пригодности человека к данной профессии. Такая работа впервые строилась на научной основе: использование самой идеи соотнесения характеристик человека с профессией в качестве основного критерия появления профессиональной ориентации. Критерий появления профориентации связан с ростом  и развитием круп ной промышленности. Когда  с этой проблемой столкнулись не только люди ищущие работу, но и сами работодатели. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Этические проблемы  профконсультирования

     Особенностью  нынешних задач профориентации стала  реально возникшая перед значительными массами людей проблема  свободы выбора. В связи  со свободой выбора возникают некоторые этические проблемы профессионального консультирования. В профориентации этические проблемы можно рассматривать в двух взаимосвязанных плоскостях:

Информация о работе Определение профессиональных наклонностей у старшеклассников