Образ будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 14:16, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить образ будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы.
Объектом исследования является образ будущего.
Предметом исследования – образ будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить научно-теоретические подходы к пониманию образа будущего;
2. Выявить специфические черты формирования образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы;
3. Изучить формирование образа будущего в онтогенезе;
4. Определить содержание когнитивной, ценностно-смысловой, эмоциональной составляющих психологического будущего лиц, находящихся в местах лишения свободы, и не привлекавшихся к уголовной ответственности;
5. Выявить различия в специфике образа будущего лиц, находящихся в местах лишения свободы, и не привлекавшихся к уголовной ответственности.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы 6
1.1 Образ будущего как психологический феномен и предмет научного исследования 6
1.2. Особенности формирования образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы 22
1.3. Формирование образа будущего в онтогенезе 35
Выводы по первой главе 42
Глава 2. Образ будущего людей, находящихся в местах лишения свободы 43
2.1. Организация и методы исследования 43
2.2. Специфика содержания ценностно-смысловой, эмоциональной и когнитивной составляющих представлений образа будущего у лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы 46
2.3. Рекомендации по формированию образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы. 57
Выводы по второй главе: 59
Заключение 60
Список используемой литературы: 62
Приложение 1. 67
Приложение 2 70
Приложение 3 71
Приложение 4 72
Приложение 5 73
Приложение 6 74
Приложение 7 75

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 453.50 Кб (Скачать)

    Рейтинг привлекательности предлагаемых ему для оценки жизненных сфер. Определяется последовательностью предпочитаемых испытуемым сфер.

    Интегральный  показатель адаптированности, подсчитанный как сумма разностей ценности и доступности по всем предлагаемым для оценки жизненным сферам (ИПА). Минимально возможное значение ИПА равно 0 (в случае, если в среднем по всему набору жизненных сфер разницы между желаемым и субъективно возможным для подростка нет), максимальное значение ИПА равно 132 (в случае, если по всем абсолютно сферам разница между желаемым и субъективно возможным для испытуемого максимальна, то есть равна 11 единицам).

    Данные, полученные с помощью опросника  Е.Б. Фанталовой, могут характеризовать  общую картину построения испытуемыми  системы ценностей  и оценки ими своих жизненных перспектив с точки зрения соответствия желаемого и возможного.

    Для оценки эмоциональной характеристики образа будущего испытуемых обеих групп  нами был принят анализ их высказываний относительно своего будущего и нереализованных возможностей. Данные получены с помощью проективной методики «Незаконченные предложения», разработанный Саксом и Леви. Он включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

    В данном исследовании мы предлагали испытуемым закончить высказывания следующих групп предложений: нереализованные возможности, отношение к будущему, отношение к своему прошлому. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение 2

    Приложение 3

    Приложение 4

    Приложение 5

    Приложение 6

Результаты  диагностики по методике «Оценивание  пятилетних интервалов» А.А.Кроник, Е.А.Головаха

Испытуемые Лица, находящиеся  в местах лишения свободы   Лиц, не привлекавшиеся к уголовной ответственности
  >пасп < пасп. =пасп.   >пасп.   <пасп. =паспорт.
1   +   +    
2   +   +    
3   +     +  
4   +       +
5 +       +  
6   +   +    
7 +     +    
8 +     +    
9 +       +  
10 +       +  
11   +   +    
12   +     +  
13 +     +    
14   +       +
15 +       +  
16   +   +    
17 +       +  
18   +   +    
19   +   +    
20   +   +    
21   +     +  
22   +     +  
23 +     +    
24     +   +  
25   +     +  
26 +     +    
27   +   +    
28   +   +    
29 +       +  
30   +     +  
Итого: 11 18 1 15 13 2

    Приложение 7

    Программа развития образа будущего и способности к целеполаганию для осужденных

    1. Возьмите карандаш и бумагу. Устройтесь поудобнее, там, где вы чувствуете себя максимально комфортно. А теперь постарайтесь, не ставя себе никаких (!) ограничений, нарисовать свою будущую жизнь – так, как вы хотели бы, чтобы она сложилась, с теми дорогами, по которым вы хотели бы пройти, с теми вершинами, на которые вы хотели бы взойти.

        Начните со списка того, о чем  вы мечтаете, чем заниматься, что  иметь. Сосредоточьтесь и в  течении 10-15 минут заставьте свой  карандаш беспрерывно работать. Где только можно, сокращайте слова и переходите к следующему желанию. Чувствуйте себя королем, дайте волю своему воображению, отбрасывайте ограничения. Если какие-то сомнения, ограничения все же будут приходить вам в голову, представьте себе мысленно, что вы их выводите с поля, удаляете с ринга.

         Записывая то, чего вы хотели  бы в результате достичь, следуйте  правилам:

        1) формулируйте свои мечты в  позитивных терминах;

        2) будьте предельно конкретны:  постарайтесь ясно представить  себе, как это выглядит, как пахнет, как звучит, каково на ощупь; чем сенсорно богаче ваше описание, тем более оно задействует ваш мозг для достижения цели;

        3) постарайтесь составить ясное  представление о результате, что  именно будет, когда вы достигните  своей цели.

        4) важно формулировать такие цели, достижение которых в принципе зависит от вас: не надо рассчитывать на то, что кто-то что-то должен сделать и тогда все будет хорошо.

        5) спроецировав в будущее последствия ваших сегодняшних целей, подумайте, не нанесут ли они ущерба другим людям, ваши результаты должны приносить пользу и вам и другим, они должны быть "экологически чисты".

        2. На следующем этапе следует  просмотреть составленный ранее  список и определить, в какой  временной сетке вы работаете.  Хотите ли вы все то, что написали, иметь уже завтра или, напротив, ваши цели относятся к весьма отдаленному будущему. Важно иметь ясное представление и о первом шаге, и о последнем.

        3. Теперь из всего того, что вы написали, выберете четыре самых важных на первый год после освобождения цели. Выберете то, что в случае реализации, достижения цели доставит вам самое большое удовольствие, то, что вас больше всего волнует. Выпишите эти 4 цели.

        А затем напишите, почему вы  точно уверены, что это для  вас так важно. Дело в том, что вы можете добиться всего, чего угодно, если у вас есть для этого серьезные внутренние основания, уверенность в необходимости достижения определенной цели, результата. Эти основания отличает просто интерес от субъективной необходимости, обязательности этого достичь.

        4. Теперь, когда составлен список  из четырех главных, ключевых  целей, необходимо вновь просмотреть  их через призму сформулированных  выше правил. Если появится необходимость  что-то исправить, надо эти  изменения внести.

        5. Теперь составьте список тех необходимых для достижения целей ресурсов, которыми вы уже обладаете.

        6. Когда вы это сделали, попробуйте  припомнить те случаи из своей  жизни, когда вы чувствовали,  что достигли успеха, это обязательно  должно быть какое-то очень важное событие. Какие из вышеперечисленных ресурсов вы тогда использовали наиболее максимально эффективно?

        7. После этого опишите, каким  человеком вы должны были бы  быть, чтобы достигнуть своих  целей. 

        8. Теперь в нескольких тезисах  сформулируйте, что препятствует иметь все то, о чем вы мечтаете, к чему стремитесь прямо сейчас.

        9. На этом этапе надо для  каждой из четырех выбранных  целей составить черновик пошагового  плана для ее достижения.

        Начните с конечного результата, а потом шаг за шагом спланируйте весь путь вплоть до того, что вы можете сделать по этому плану прямо в тот день, когда вы выйдете на свободу.

         Задача следующего шага – разработка  собственно стратегии достижения  успеха. Попытайтесь смоделировать кого-то, кто уже достиг того, к чему вы стремитесь.

        10. Воспользуйтесь такими моделями.

        Этими людьми могут быть те, кого вы хорошо знаете, а могут  быть и просто известные люди, добившиеся необыкновенных успехов. 

        Запишите имена 3-5 человек, которые  уже добились того, к чему вы стремитесь. В нескольких словах опишите их личностные качества и поведение, которые привели их к успеху.

         После этого закройте глаза  и представьте, что каждый из  этих людей собирается дать  вам совет, как лучше всего  достичь цели. Запишите основную идею того, что они скажут.

        11. Нарисуйте мысленно свой идеальный  день. Это может быть мысленный  рисунок, но может быть и  реальный. Кто с вами? Чем вы  заняты? Когда, как вы проснулись?, что происходит дальше вплоть  до самого вечера, когда вы вновь ляжете спать? Что вы будите чувствовать, ложась в постель? Возьмите карандаш и бумагу и опишите все это.

        12. А теперь опишите ваше идеальное  окружение. 

    Необходимо  отдавать себе отчет в том, что  если вы не задаете собственные программы  достижения результатов, к которым стремитесь, то кто-то другой сделает это за вас, включит вас в свои планы.

Информация о работе Образ будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы