Образ будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 14:16, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить образ будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы.
Объектом исследования является образ будущего.
Предметом исследования – образ будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить научно-теоретические подходы к пониманию образа будущего;
2. Выявить специфические черты формирования образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы;
3. Изучить формирование образа будущего в онтогенезе;
4. Определить содержание когнитивной, ценностно-смысловой, эмоциональной составляющих психологического будущего лиц, находящихся в местах лишения свободы, и не привлекавшихся к уголовной ответственности;
5. Выявить различия в специфике образа будущего лиц, находящихся в местах лишения свободы, и не привлекавшихся к уголовной ответственности.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы 6
1.1 Образ будущего как психологический феномен и предмет научного исследования 6
1.2. Особенности формирования образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы 22
1.3. Формирование образа будущего в онтогенезе 35
Выводы по первой главе 42
Глава 2. Образ будущего людей, находящихся в местах лишения свободы 43
2.1. Организация и методы исследования 43
2.2. Специфика содержания ценностно-смысловой, эмоциональной и когнитивной составляющих представлений образа будущего у лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы 46
2.3. Рекомендации по формированию образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы. 57
Выводы по второй главе: 59
Заключение 60
Список используемой литературы: 62
Приложение 1. 67
Приложение 2 70
Приложение 3 71
Приложение 4 72
Приложение 5 73
Приложение 6 74
Приложение 7 75

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 453.50 Кб (Скачать)

    По  мнению Ж. Нюттен, временная перспектива – это последовательность событий с определенными интервалами между ними, представленных в восприятии, в осознании человека в некоторый конкретный момент времени. Особое мнение Ж. Нюттен уделяет перспективе будущего. Ж. Нюттен говорит о том, что науки о поведении учитывают влияние прошлого, но игнорируют роль будущего. Ж. Нюттен говорит о том, что психология, которая не может принять к рассмотрению тот факт, что на когнитивном уровне будущее является частью настоящего, не может принять и перспективу будущего [29].

    Центральная тема, поднятая К. Юнгом, о том, что на людей оказывают влияние как их устремленность в будущее, так и прошлый опыт. В теоретической системе Г. Олпорта люди характеризуются как целеустремленные, ориентированные на будущее и постоянно растущие. [48].

    Основным  теоретическим положением индивидуальной психологии является то, что жизнь человека представляет собой динамическое стремление к превосходству. В теории А. Адлера причинность поведения всегда находится «внутри индивидуума», особенно в упорном, нацеленном на будущее и всепоглощающем стремлении к превосходству и совершенству [48].

    С точки зрения А. Бандуры, люди реагируют на внешние воздействия при помощи наблюдения и затем «перерабатывают эти воздействия посредством своих когнитивных структур». Люди наблюдают, думают, планируют и предвидят возможные внешние последствия своих действий. С позиции социально-когнитивной теории можно сказать, что поведение людей регулируется в большей мере их реакциями на ожидаемые последствия, чем их реакциями на прошлые или настоящие внешние результаты. Человек вырабатывает поведение, ориентируясь на будущее (проактивность), но, в первую очередь, реагируя на ожидаемые результаты своих действий (реактивность). [48].

    Дж. Келли подчеркивал, что люди главным образом ориентированы на будущее, а не на прошлые или настоящие события их жизни. Келли утверждал, что все поведение можно понимать как предупреждающее по своей сути. Он также отмечал, что точка зрения человека на жизнь редко бывает сегодня такой же, как была вчера или будет завтра. В попытке проконтролировать будущие события человек постоянно проверяет свое отношение к действительности: «Прогноз делается не просто ради него самого; он проводится так, чтобы будущую реальность можно было лучше представить. Именно будущее беспокоит человека, а не прошлое. Он всегда стремится к будущему через окно настоящего». Дж. Келли уподобляет человека исследователю и считает, что люди управляются своими конструктами, ориентированными на будущее. [48, с.437].

    Б.С. Братусь отмечает, что человеку необходимо наличие целостного образа будущего, который «поддерживается и живет в нем, с которым у него эмоциональная, теплая связь, в который – и иного слова не подобрать – он верит, часто несмотря на колебания, ослабление воли или разумные доводы, призывающие повременить или вовсе прекратить деятельность… мы привычно верим в свои завтра и послезавтра. И без этого остановилась бы жизнь» [10,с.13].

    Во  многих исследованиях показано, что  началом психологического времени  является будущее, а не прошлое, что не характерно для физического времени (течение идет от прошлого к будущему). По мнению В.Е. Клочко и  Э.В. Галажинского, психологическое время, время в психологических системах направлено из будущего в прошлое, «из возможного к невозможному через реальность переживаемого настоящего» [20, с. 97].

    Другой  точки зрения придерживается С.Л. Рубинштейн. Он отмечает, что развитие, движение в природе осуществляется как  движение из прошлого в будущее, однако, человек ответственен «не только за то, что он делает, но и за то, чем он будет, станет…, поскольку то, что он сейчас есть,- это в какой-то предшествующий момент его жизни было тем, что он будет… Возможность человека определять свое будущее есть возможность определения каждого из прошедших этапов своей жизни, поскольку и он был в свое время будущим» [37, с.374].

    В. Ф. Серенкова же говорит о том, что «планирование личностного  времени может иметь направленность от настоящего к будущему, а также  от будущего к настоящему» [23, с. 35].

    По  мнению П.И. Яничева, психологическое будущее:

  • по отношению к психологическому настоящему мотивирует и придает ценность или обессмысливает и обесценивает. Не только настоящее оказывает влияние на будущее, но и в свою очередь те или иные ожидания и представления о будущем воздействуют на поведение человека в настоящем и переживание им своего настоящего; позитивные ожидания по отношению к будущему придают настоящему ценность, негативные обесценивают его;
  • по отношению к психологическому прошлому сопоставляется с прошлым, принимается как преемственность и развитие прошлого, либо как его отвержение и отрицание. Человек может рассматривать свою жизнь как непрерывную линию развития, проецируя продолжение этого развития в будущее, либо может планировать изменение своего образа жизни вплоть до полной его противоположности [49, с.53].

    В.И. Ковалев же делает акцент на образе будущего. Образ будущего – определенный процесс специального мыслительного  и общего психологического конструирования  и моделирования конкретного  достижения будущего [23, с. 35].

    В.И. Ковалев разработал понятие «временной трансспективы», которое рассматривал в качестве специфического механизма  регуляции времени собственной  жизни. Согласно мнению автора, трансспектива  – это некое временное образование, соединяющее в настоящем будущее и прошлое [23, с. 35].

    По  мнению Е.В. Некрасовой, постнеклассическая наука, которая «трансспективна в своей основе», подчеркивает, что человек не просто отражает, а порождает. В количественном подходе время – «вместилище процессов, а пространство – вместилище вещей, и оба эти «вместилища» абсолютно индеферентны по отношению к тому, что они в себя вмещают». [27,с. 113]. В постнеклассической науке, как отмечает Е.В. Некрасова, пространство задается не только вещами, но и смыслами и «время течет не только вне и внутри нас, но и благодаря нам». [27,с. 113].

    Е.В. Некрасова говорит о том, что центральной идеей трансспективного анализа является идея системной детерминации: «новообразования рождаются в настоящем, определяют облик будущего и переопределяют облик прошлого». [27, С. 115-116]. Трансспективный анализ – это «это анализ не движения, а анализ в движении» [19, с.38].

    Некрасова Е.В. в своей работе отмечает, что  трансспектива – «действительность  «пересечения» незавершенного прошлого и несуществующего будущего, завершающего свой путь старого и начинающегося нового, за которыми всегда стоит определенная реальность». [27, с. 119]. В трансспективном анализе открывается выход к перспективе.

    О.С. Гурова в своем исследовании доказала, что представления личности о жизненных перспективах представляют собой многоуровневое системное образование, основными составляющими которого являются эмоциональный (переживание, отношение к собственному будущему), когнитивный (знание, планирование будущих событий своей жизни) и поведенческий (влияние жизненных перспектив на реальное поведение человека в настоящем) компоненты. При этом эмоциональный компонент включает в себя различные стороны эмоционального отношения к предполагаемым событиям своего будущего. [13]

    Н.А. Логинова отмечает, что «индивидуальное  психическое развитие происходит путем  преодоления внутренних противоречий между основными свойствами человека благодаря образованию индивидуальности, которая задает единое направление  развитию». С определенного момента человек сам начинает сознательно управлять собственным жизненным путем. [25, С. 156-172.]

    Ипполитова  Е.А. считает, что большое значение для выстраивания человеком образа своего будущего имеет специфика  системы ценностных ориентаций, составляющих ядро жизненной перспективы.

    Ипполитова  Е. А., обобщая идеи различных авторов, в своей работе отмечает, что психологическое  будущее или жизненная перспектива  – это «целостная картина будущего в сложной взаимосвязи ожидаемых  и планируемых событий. Жизненная  перспектива, являясь элементом системы субъективной картины жизненного пути личности, представляет собой сложную иерархическую систему, которая выступает в роли регулятивного начала жизнедеятельности. [17, с. 42]

    К.А. Абульханова-Славская и Т.Н. Березина отмечают, что «будущее неизвестно, но люди не могут не думать о нем, а, думая, не воссоздавать его в планах, мечтах, страхах, надеждах…во внутренней психической реальности одновременно существуют несколько различных вариантов будущего…но присутствие в нашей психике всех этих вариантов, равно как и прожитых лет, предопределяет наше настоящее — наши решения и поступки. Когда мы поступаем не так, как нам подсказывает прошлый опыт, мы делаем это потому, что хотим достигнуть какой-то цели в будущем». [3, с.106].  

    1.2. Особенности формирования  образа будущего  у лиц, находящихся  в местах лишения  свободы

 
 

    Становление и развитие отношений личности к  образу своего будущего зависит во многом от условий существования  человека. Особенное внимание следует  уделять людям,  переживающим переломные события, что не редко приводит к трансформации образа будущей жизни, проявляющейся в форме, нарушающей регулирующую и организующую функцию перспективы в отношении активности личности в настоящем [11], [43].

    Выделяют  следующие основные измерения-фактора образа будущего: ценностно-смысловое, эмоционально-оценочное, когнитивное, организационно - деятельностное (О.С. Гурова, Е.А. Ипполитова и др.). Ценностно-смысловое измерение представляет собой совокупность ценностных и смысловых образований личности, определяющих индивидуальную специфику процесса и результата планирования будущего (ценности, ценностные ориентации, мотивы, личностные смыслы). Эмоционально-оценочное – эмоциональное отношение человека к собственному будущему (эмоции, чувства, возникающие в связи с содержательным наполнением образа будущей жизни). Когнитивное измерение содержит совокупность ожидаемых и планируемых событий (предвосхищаемые жизненные события, цели, средства реализации целей). Организационно - деятельностное включает совокупность стилей, стратегий, форм поведения человека в настоящем, посредством которых жизненные планы получают возможность последовательного воплощения в реальность. Единство измерений трактуется нами как их взаимосвязь и одновременное присутствие в представлениях о будущем. 

    Переломное  событие наполняется человеком  особой субъективной значимостью, нарушает осуществление жизненных целей  и планов, сопровождается сильными эмоциональными переживаниями (страх, стыд, вина, обида, беспомощность, отчаяние, злоба, одиночество, безнадежность и т.п.), увеличивает для человека невозможность разрешить трудности путем имеющегося знания и опыта, приводит к изменениям установок, ценностей, мотивов, целей, стратегий, стилей жизни и др. [11], [28]. Переломное событие характеризуется ситуацией хаоса, неопределенностью, нарушенной самоорганизацией личности, к которой необходимо адаптироваться, привлекая свои знания, опыт, рефлексивные и творческие ресурсы. Именно такой характер адаптации к изменившемуся положению личности служит основанием для личностных преобразований, которые в свою очередь определяют характер качественных изменений в образе будущего. Описанным характеристикам удовлетворяют жизненные события, связанные с переживанием кризиса, стресса, фрустрации, конфликта. [31]

    Указанные изменения могут протекать по-разному. Благоприятным исходом для развития личности будет корректировка  проектов и планов на будущее с сохранением  таким образом, чтобы сложившейся  новый образ перспективы сохранял  свою регулирующую функцию в отношении организации деятельности и активности личности в настоящем. Это становится возможным, когда сконструированная перспектива притягательная, реалистичная, гибкая, насыщена событиями и целями, присутствует общий позитивный настрой на будущее, уроки прошлого опыта категоризируются как опора в жизни, в т.ч. в будущих достижениях.

    Если  же образ будущей жизни не согласован с изменившимися обстоятельствами, будущее почти не имеет значимых событий и целей, присутствует фиксация на старых жизненных целях при отсутствие возможностей их реализации, имеющиеся планы нереалистичны, доминирует негативный, пессимистичный настой на будущее, присутствует чувство бесперспективности, нереализованности, обесцениваются достижения, перспектива оценивается как непривлекательная, будущее зачастую воспринимается не связанным или слабо связанным с настоящим и прошлым [35].

    Данные  аспекты образа будущего отражаются в качественно ином наполнении факторов измерения будущего. Ценностно-смысловое  измерение перспективных представлений, заключается в выраженном конфликте, состоящем  в ориентации на ценности, реализация которых не представляет возможности в наличных условиях существования,  эмоционально-оценочное - в формировании отношения к будущему как к неприятному и быстротечному периоду, которому отводится незначительное место в общей картине жизненного пути, когнитивное измерение - в слабой насыщенности будущего событиями, в том числе целями, сокращением глубины перспективы, ориентацией на планирование ближайших временных отрезков, низкой степенью осмысленности, реалистичности, стратегичности, целеустремленности, организационно-деятельностное - в актуализации гедонистического стиля поведения, тенденций использования ранее усвоенных, «застывших» форм и стратегий, зачастую неадекватных ситуации [35].

Информация о работе Образ будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы