Образ будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 14:16, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить образ будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы.
Объектом исследования является образ будущего.
Предметом исследования – образ будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить научно-теоретические подходы к пониманию образа будущего;
2. Выявить специфические черты формирования образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы;
3. Изучить формирование образа будущего в онтогенезе;
4. Определить содержание когнитивной, ценностно-смысловой, эмоциональной составляющих психологического будущего лиц, находящихся в местах лишения свободы, и не привлекавшихся к уголовной ответственности;
5. Выявить различия в специфике образа будущего лиц, находящихся в местах лишения свободы, и не привлекавшихся к уголовной ответственности.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы 6
1.1 Образ будущего как психологический феномен и предмет научного исследования 6
1.2. Особенности формирования образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы 22
1.3. Формирование образа будущего в онтогенезе 35
Выводы по первой главе 42
Глава 2. Образ будущего людей, находящихся в местах лишения свободы 43
2.1. Организация и методы исследования 43
2.2. Специфика содержания ценностно-смысловой, эмоциональной и когнитивной составляющих представлений образа будущего у лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы 46
2.3. Рекомендации по формированию образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы. 57
Выводы по второй главе: 59
Заключение 60
Список используемой литературы: 62
Приложение 1. 67
Приложение 2 70
Приложение 3 71
Приложение 4 72
Приложение 5 73
Приложение 6 74
Приложение 7 75

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 453.50 Кб (Скачать)

    При этом, согласно И.В. Рябикиной, ответственное  отношение старших подростков к  созданию образа своего будущего имеет  когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты. Когнитивный компонент включает целевую и рефлексивную составляющие. Эмоциональный компонент содержит одобрение ответственного отношения к созданию образа своего будущего и эмоциональную привлекательность целей своего будущего. Поведенческий компонент включает готовность к достижению целей будущего своими силами, готовность к саморазвитию, необходимому для достижения целей и готовность к преодолению связанных с их достижением обстоятельств и препятствий. [39, с. 216.]

    Данные  компоненты ответственного отношения старших подростков к созданию образа будущего не являются ортогонально независимыми друг от друга. Показатели, входящие в состав разных компонентов, образуют своеобразное сочетание целевого, рефлексивного и деятельностного аспектов.

    Эмоциональный компонент ответственного отношения к созданию образа будущего содержательно присутствует в целевой и конативной составляющей, придавая эмоциональную окраску выбору привлекательной цели своего будущего, готовности к ее достижению и преодолению связанных с ней препятствий.

    Основными личностными детерминантами ответственного отношения старших подростков к  созданию образа будущего являются особенности  ценностно-смысловой сферы личности (осмысленность жизни, ценности жизнетворчества), особенности мотивационной сферы личности (осознанность мотива конкретного поступка) и особенности самосознания личности (принятие себя, адекватный уровень притязаний, когнитивная» сложность, цельность и дифференцированность образа «Я», восприятие окружающих как фактора, способствующего развитию).

    В начале юношеского периода происходит определение личностью своей  жизненной позиции и на ее основе жизненной стратегии. Необходимость  самоопределения служит для юноши  своеобразным «распутьем», на котором  он «сворачивает» либо в сторону субъективности (предполагающей принятие ответственности за свою жизнь, самостоятельность жизненных выборов), либо в сторону пассивного следования жизненным обстоятельствам и отказа от попыток самому управлять течением своей жизни. [39, с. 215.]

    В возрасте ранней юности человек осознает течение времени, происходит дифференциация временных интервалов; возрастает одновременно и степень обобщенности, степени конкретной представленности времени жизни в целях, планах, ожиданиях; повышается уровень реализма; формируются представления о прошлом, настоящем и будущем в виде линейной модели времени.[39, с. 215.]

    В целом, в возрасте ранней юности формируется  такая важнейшая  структура, как мировоззрение, целостная картина мира и себя в нем; совершается профессиональное и личностное самоопределение, что связано с изменением восприятия времени; появляется жизненный план, осуществляется выбор путей его реализации по принципу «активное достижение – пассивное следование обстоятельствам»; изменяется жизненная перспектива (временной горизонт углубляется, охватывая отдаленное прошлое и будущее, и расширяется, включая не только личные, но и социальные перспективы). [45, с. 67.]

    В ранней юности появляется жизненная  программа (система жизненных планов с учетом жизненных обстоятельств), хотя она еще отличается крайней изменчивостью и слабой продуманностью. В субъективной картине жизненного пути старшеклассников ярко выражено преобладание будущего над прошлым и настоящим или, в терминах, введенных А.А. Кроником, преобладание потенциальных причинно-целевых связей над реализованными и актуальными. [24]

    В раннем юношеском возрасте формируется  представление о временной перспективе  как о целостном образовании, включающем ближний, средний и дальний этапы жизненного пути, при этом предпочтение постановке дальних целей рассматривается как показатель психологической зрелости личности. Однако планы старшеклассников на будущее еще недостаточно реалистичны и продуманны, преобладает стремление повлиять на будущее, подчинить его себе, а не планировать дальнейшую жизнь.

    При этом в возрасте ранней юности будущее  может восприниматься, с одной  стороны, как оптимистичное, гармоничное, счастливое, а с другой стороны, переживаться как проблема, что обусловливается личностными особенностями, а также социальной ситуацией развития.

    Для ребенка из всех измерений времени  самым важным является настоящее, «сейчас». Ребенок слабо ощущает течение  времени. Детская перспектива в  прошлое невелика, а все значимые переживания ребенка связаны  с его ограниченным личным опытом. Будущее также представляется ему только в самом общем виде. У подростка положение меняется. Прежде всего, с возрастом заметно ускоряется субъективная скорость течения времени. Развитие временных представлений тесно связано как с умственным развитием, так и с изменением жизненной перспективы ребенка. Восприятие времени подростком еще ограничено непосредственным прошлым и настоящим, а будущее ему кажется почти буквальным продолжением настоящего. В юности временной горизонт расширяется как вглубь, охватывая отдаленное прошлое и будущее, так и вширь, включая уже не только личные, но социальные перспективы. [9]

     Изменение временной перспективы связано  с переориентацией юношеского сознания с внешнего контроля на самоконтроль и ростом потребности в достижении конкретных результатов. Расширение временной перспективы - сближение личного исторического времени. У ребенка эти две категории почти не связаны друг с другом. Историческое время воспринимается им как нечто безличное, объективное. Ребенок может знать хронологическую последовательность событий и длительность эпох, но они могут казаться ему одинаково далекими. Временная перспектива очень важна для понимания возрастной динамики рефлексивного Я. Размышления о себе и направлении своей жизни возникают непроизвольно, по случайным поводам. Расплывчатость представлений о времени сказывается и в самосознании, в котором страстная жажда нового опыта может смешиваться со страхом перед жизнью.

      В период взрослости образ будущего трансформируется, преобразуется. Клочко В.Е. указывает, что жизненный мир «динамичный, т.е. меняющий свою конфигурацию и состав - в нем проявляются результаты непрерывного обмена открытой системы (человек) с ее окружением» [19,с.281].

      Возможна  не только трансформация образа будущего, но и его деформация. Клочко В.Е. отмечает, что насилие над человеком (тюрьма, ссылка, изгнание, лишения и т.д.) приводит к деформации жизненного мира человека, которое проявляются «в утере человеком возможности избирательного взаимодействия со средой и выражаются в следующем: отсутствии динамики смыслов; исключительной концентрации человека на прошлом (переживание воспоминаний, составляющих единственный предмет сознания, приобретает патологический характер), или будущем (псевдобудущее, псевдожизнь подменяют подлинную жизнь), деформирующих его поведение в настоящем; доминировании ориентации на настоящее при нечетком образе будущего; факте связи центрации на настоящем (сейчас) с деформацией пространства (здесь)» [19,с.282].

     Снижение  точности осознанной оценки происходит к глубокой старости в силу происходящих физиологических особенностей [38].

     Итак, формирование образа будущего в онтогенезе тесно связано с событиями жизненного пути человека. При этом наибольшее внимание созданию образа своего будущего уделяется в старшем подростковом возрасте. Образ будущего трансформируется и видоизменяется в соответствии с жизненным путем человека. 
 
 
 
 
 

   Выводы  по первой главе

  1. Психологическое будущее или жизненная перспектива – это целостная картина будущего в сложной взаимосвязи ожидаемых и планируемых событий (Кроник А.А., Головаха Е.И., Ахмеров Е.И. и т.д.).

    2. Специфика принудительной жизни в замкнутом пространстве, социальный статус, стратегия поведения влияют на формирование образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы. У них наблюдается низкая степень развития образов будущего при зацикленности на образах прошлого.

    3. Формирование образа будущего в онтогенезе тесно связано с событиями жизненного пути человека. Для ребенка из всех измерений времени самым важным является настоящее. Будущее представляется ему только в самом общем виде. В юности человек осознает течение времени, происходит дифференциация временных интервалов; формируются представления о прошлом, настоящем о прошлом, настоящем и будущем в виде линейной модели времени. В период взрослости образ будущего трансформируется, преобразуется. Возможна не только трансформация образа будущего, но и его деформация: концентрация человека на прошлом (переживание воспоминаний, составляющих единственный предмет сознания, приобретает патологический характер), или будущем (псевдобудущее, псевдожизнь подменяют подлинную жизнь), деформирующих его поведение в настоящем.  
 
 
 
 

    Глава 2. Образ будущего людей, находящихся в местах лишения свободы

    2.1. Организация и  методы исследования

 
 

    В соответствии с целью и задачами исследования в работе был использован теоретико-методологический анализ научной литературы по изучаемой проблеме.

    При разработке исследования был использован  опыт конкретных исследований изучения становления и развития образа будущего, а также изучения жизненного пути и психологического времени различных групп населения (О.С.Гурова, Е.А.Ипполитова и др.)

    В данном исследовании мы выделяем следующие  системные характеристики представлений  об образе будущего личности: ценностно-смысловой, эмоциональный, когнитивный.

    Ценностно-смысловой  компонент рассматривается как  совокупность ценностных ориентаций личности, лежащих в основе построения планов на будущее.

    Эмоциональный компонент включает в себя разные стороны эмоционального отношения к будущему.

    Когнитивный компонент понимается как совокупность ожидаемых и планируемых событий. В данном исследовании акцент сделан на изучении насыщенности картины будущего личности предполагаемыми событиями.

    Методы  исследования:

    Для исследования особенностей образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы, и лиц, не привлекавшихся к уголовной ответственности, были использованы следующие методы: метод «Оценивание пятилетних интервалов» Е.А. Головахи, А.А. Кроника; методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах», разработанная Е.Б.Фанталовой; метод «Незаконченные предложения» Сакса и Леви.

    Метод «Оценивание пятилетних интервалов»  Е.А. Головахи, А.А. Кроника позволяет  диагностировать показатель насыщенности жизненных перспектив личности предполагаемыми событиями, который является одним из составляющих когнитивного компонента образа будущего личности.

    Разработанная Е.Б. Фанталовой методика «Уровень соотношения  «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» применялась нами для выявления характера и степени выраженности внутренних конфликтов личности. В методике используются понятия, означающие в основном «терминальные ценности», выделенные в таком виде М. Рокичем, адаптированный вариант методики которого применялся в отечественных исследованиях, и техника их попарного ранжирования. Процедура обследования заключается в следующем: испытуемому на специальном бланке предлагаются понятия, означающих различные жизненные ценности (см. Приложение). Испытуемый должен провести попарное сравнение этих понятий дважды: первый раз по «ценности» и второй раз – по «доступности». Затем подсчитывается интегральный показатель методики, равный сумме расхождений по модулю для всех понятий. Максимальный показатель индекса означает полное несовпадение «ценного» и «доступного», то есть существует внутренний конфликт, высокая степень внутренней неудовлетворенности, состояние дискомфорта, минимальный показатель индекса указывает на совпадение «ценного» и «доступного», а значит на отсутствие внутреннего конфликта.

    Для оценки эмоциональной характеристики образа будущего испытуемых обеих групп  нами был принят анализ их высказываний относительно своего будущего и нереализованных возможностей. Данные получены с помощью проективной методики «Незаконченные предложения», разработанный Саксом и Леви. Он включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

Информация о работе Образ будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы