Образ будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 14:16, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить образ будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы.
Объектом исследования является образ будущего.
Предметом исследования – образ будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить научно-теоретические подходы к пониманию образа будущего;
2. Выявить специфические черты формирования образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы;
3. Изучить формирование образа будущего в онтогенезе;
4. Определить содержание когнитивной, ценностно-смысловой, эмоциональной составляющих психологического будущего лиц, находящихся в местах лишения свободы, и не привлекавшихся к уголовной ответственности;
5. Выявить различия в специфике образа будущего лиц, находящихся в местах лишения свободы, и не привлекавшихся к уголовной ответственности.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы 6
1.1 Образ будущего как психологический феномен и предмет научного исследования 6
1.2. Особенности формирования образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы 22
1.3. Формирование образа будущего в онтогенезе 35
Выводы по первой главе 42
Глава 2. Образ будущего людей, находящихся в местах лишения свободы 43
2.1. Организация и методы исследования 43
2.2. Специфика содержания ценностно-смысловой, эмоциональной и когнитивной составляющих представлений образа будущего у лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы 46
2.3. Рекомендации по формированию образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы. 57
Выводы по второй главе: 59
Заключение 60
Список используемой литературы: 62
Приложение 1. 67
Приложение 2 70
Приложение 3 71
Приложение 4 72
Приложение 5 73
Приложение 6 74
Приложение 7 75

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 453.50 Кб (Скачать)

    События-поступки имеют основу в сложившихся обстоятельствах, но вызревают в сфере переживаний, во внутреннем мире человека. Их смысл сводится к утверждению или отрицанию каких-либо ценностей.

    Для описания жизненного пути, по мнению Б.Г.Ананьева, также очень продуктивным является понятие жизненного выбора. Выбор – это поступок.

    Жизненный выбор – поступок в масштабе жизни. Жизненный выбор – это переломный момент на жизненном пути, который имеет свою структуру и внутренние тенденции, свидетельствующие о направленности личности, способах ее взаимодействия с миром и уровне развития. Жизненный выбор вписывает человека в определенный социальный контекст, способствуя освоению конкретных отношений и видов деятельности, возникновению новых функций и форм активности, повышению инициативы и социальной ответственности. Жизненный выбор позволяет «увидеть», ради чего человек живет, к чему стремится, как достигает своих жизненных целей. [33]

    А в качестве основы для рассмотрения жизненного пути человека Б.Г. Ананьев предложил анализ его биографии и впервые использовал понятие «субъективной картины жизненного пути». По его мнению, субъективная картина жизненного пути всегда развернута во времени, фиксирует главные события человеческой жизни, связывая в единой «системе отсчета» биологическое, историческое и психологическое время.

    Идеи  С.Л.Рубинштейна и Б.Г.Ананьева были осмыслены и развиты их последователями. Так, Абульханова-Славская К.А. применила к своей концепции жизненного пути личности категорию времени. Абульханова-Славская К.А. указывает, что «время и объективно (везде одинаково по своим законам), и индивидуально. Оно является мерилом жизни человека…., но подчас не может переживаться «объективно», в отрыве от собственно личностных смыслов и значения» [1, с.126]. Время — это «ценность, поскольку нам удается наполнить его глубоким содержанием и реализовать себя в нем». [3, с.5]. Время психологическое — отражение в психике человека системы временных отношений между событиями его жизненного пути. Время психологическое включает: оценки одновременности, последовательности, длительности, скорости протекания различных событий жизни, их принадлежности к настоящему, удаленности в прошлое и будущее, переживания сжатости и растянутости, прерывности и непрерывности, ограниченности и беспредельности времени, осознание возраста, возрастных этапов (детства, молодости, зрелости, старости), представления о вероятной продолжительности жизни, о смерти и бессмертии, об исторической связи собственной жизни с жизнью предшествующих и последующих поколений семьи, общества, человечества в целом (Кроник А.А.) [30]. Длительный период время рассматривалось как форма существования бытия, и поэтому исследовалась естественными науками (прежде всего физикой) и философией. Проблему времени как субъективного отражения объективных временных отношений активно психология стала изучать с середины XIX века. В связи с этим К.А. Абульханова-Славская пишет: "...ученые на протяжении длительного периода вели дискуссию о том, каковы особенности этого "другого" не физического времени, имеет ли вообще последнее право на существование... Разрешить многолетнюю дискуссию, отстоять "человечность" времени помогли психологи. Выделив сначала субъективное время, отличное от физического, они затем доказали, что "субъективность" - это принадлежность времени субъекту, а не субъективистское его истолкование " [1, с. 126].

    К.А. Абульханова-Славская, развивая идеи С.Л. Рубинштейна, считает, что разрешение противоречий жизни способствует развитию личности. Разрешение противоречий жизни Абульханова-Славская видит в способах отношений людей друг с другом. Способ решения жизненных противоречий характеризует социально-психологическую и личностную зрелость человека: «Последняя проявляется в умении соединять свои индивидуальные особенности, свои статусные, возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества, окружающих. Способность осуществлять это соединение мы определяем как жизненную стратегию» [1, с.67]. Абульханова-Славская К.А. (вслед за Рубинштейном) предлагает рассматривать жизненный путь личности в его целостности, а стратегия жизни должна заключаться в раскрытии и разрешении подлинных причин противоречий, а не в уходе от них путем жизненных перемен. Термин "жизненная стратегия", предложенный Абульхановой-Славской, это индивидуальная организация, постоянная регуляция хода жизни в соответствии с ценностями данной личности и ее индивидуальной направленностью [1, с.69]. К.А.Абульханова-Славская, в предложенной ею концепции личностной организации времени жизненного пути, подчеркивает, что способность личности к организации времени собственной жизни является высшей жизненной способностью.

    Взгляды К.А. Абульхановой-Славской нашли отражение  в работах В.И.Ковалева, Л.Ю.Кублецкене, В.С.Серенковой и т.д. Идеи данных авторов  обнаруживают общий подход к пониманию  проблемы личностного времени, поэтому  их принято объединять в концепцию  «личностной организации времени». В данной концепции заложено основание для интеграции объективных и субъективных аспектов изучения времени.

    В своих работах В.И.Ковалев рассматривает  личностное время с точки зрения выделения его уровней. Так, В.И.Ковалев  говорит о трех уровнях личностного времени: субъективный, объективный и субъектный.

    Помимо  определения ценности времени жизни  в целом существуют подходы, которые  уделяют особое внимание возможности  практического определения места  и ценности для человека, его прошлого, настоящего и будущего в контексте целостного представления собственной жизни. Такой подход получил название причинно-целевого и представлен в работах А.А.Кроника, Е.И.Головахи и др.

    В рамках своей концепции А.А.Кроник и Е.И.Головаха раскрывают особое содержание психологического времени, опираясь на исследование таких категорий, как жизненный путь, жизненные события, субъективные границы прошлого, настоящего и будущего, субъективная картина жизненного пути.

    Аналогично  Б.Г. Ананьеву, А.А. Кроник и Е.И. Головаха в качестве простейших элементов жизненного пути рассматривают именно события. Однако они отмечают, что одни и те же события различаются по своей роли в жизни разных людей, т.е. «события жизни могут выступать по отношению друг к другу в роли причины или следствия, цели или средства». Эти межсобытийные отношения являются важнейшей характеристикой субъективной картины жизненного пути. Субъективная картина жизненного пути – это «психический образ, отражающий социально обусловленные пространственно-временные характеристики жизненного пути (прошлого, настоящего и будущего), его этапы, события и их взаимосвязи» [17, с. 23].

    Е.И. Головаха, А.А. Кроник и Е.И. Ахмеров  полагают, что субъективная картина  жизненного пути считается гармоничной  в том случае, если в ней присутствуют все виды связей между событиями: реализованные, актуальные и потенциальные. В этом случае человек, обращаясь к прошлому, настоящему и будущему, всегда обнаруживает личностно-значимые события, видит смысл всего происходящего в его жизни. По их мнению, такая картина указывает на наличие у человека значимых достижений и успехов в жизни, определенных ожиданий и целей в будущем, активность по достижению будущего в настоящем. [17, с. 26].

    Как относительно упорядоченная во времени  совокупность событий, являющихся на данном этапе жизненного пути основными ориентирами деятельности человека, будущее, с точки зрения Е.И. Головахи, может быть рассмотрено с помощью понятий жизненных целей и планов. Жизненные цели и планы в событийном подходе различаются как конечные и промежуточные события определенного этапа жизни. Цели – более масштабные и менее хронологически определенные события, чем планы. Е.И. Головаха предполагает, что последовательная реализация событий – планов, по мнению самого человека, в конечном счете приведет его к осуществлению соответствующих жизненных целей. [17, с. 35]

    Проанализировав различные подходы к проблеме жизненного пути человека, А.А. Кроник и Е.И. Головаха выделили:

  1. категории психологического времени: прошлое, настоящее и будущее;
  2. три масштаба психологического времени:
    • ситуативный (осуществляется непосредственное восприятие и переживание коротких временных интервалов);
    • исторический (события, произошедшие до рождения индивида, и те, которые произойдут после его смерти, вовлекаются в сферу переживания времени);
    • биографический (задается временем жизни в целом, представлением человека о продолжительности своей жизни). [17, с. 23]

    Е.И. Головаха полагает, что событийным подходом не исчерпываются возможные  направления исследования представлений человека о своем будущем. Изучение событий позволяет определить его дискретную картину, как совокупности последовательных моментов, направленных в будущее. Фактором, обусловливающим движение от события к событию, являются ценностные ориентации личности. Автор отмечает, что, планируя свое будущее, человек исходит из своих ценностных ориентаций [15].

    Е.И. Головаха, рассматривая проблему формирования иерархии ценностных ориентаций, говорит о том, что ориентируясь в широком спектре социальных ценностей, индивид выбирает те из них, которые наиболее тесно увязаны с его доминирующими потребностями. Предметы этих потребностей, будучи осознанными личностью, становятся ее ведущими жизненными ценностями. Избирательная направленность на эти ценности отражается в иерархии ценностных ориентаций личности [15]. Сложившаяся иерархия ценностей определяет порядок предпочтения тех или иных сфер деятельности, направлений жизненного пути.

    На  основе анализа многих отечественных  и зарубежных исследователей Е.И. Головаха выделяет параметры, измерение которых позволяют оценивать будущую временную перспективу как благоприятный или негативный фактор развития личности и ее жизненного пути. В качестве основных рассматриваются:

  • Глубина (продолжительность) жизненной перспективы – хронологический «размах» событий будущего. Свидетельствует о том, насколько далеко способен человек заглядывать в будущее.
  • Реалистичность – способность личности разделять в представлениях о будущем реальность и фантазию, концентрировать усилия на том, что имеет реальные основания для реализации в будущем.
  • Оптимистичность – соотношение положительных и отрицательных прогнозов относительно своего будущего, а также степень уверенности в том, что ожидаемые события произойдут в намеченные сроки.
  • Согласованность характеризуется связанностью событий жизненного пути (прошедших, настоящих и будущих) друг с другом различного рода причинно-следственными и инструментально – целевыми связями. Е.И. Головаха отмечает, что при несогласованности жизненной перспективы, когда человек недостаточно связывает будущие события с прошлыми и настоящими, возникает феномен «временной некомпетентности, который негативно сказывается на степени адаптированности личности к конкретным условиям жизнедеятельности».
  • Дифференцированность будущей временной перспективы характеризуется как степень расчлененности будущего на последовательные этапы [15].

    Многие  авторы, независимо от того, какого направления или концепции они придерживаются, отмечают, что будущее имеет важную роль в развитии человека, в детерминации его поведения на разных этапах жизни.

    Представители генетической психологии, бихевиоризма, психоанализа обращаются к исторической причинности, которая связана с  объяснением настоящего через события  прошлого. Телеологическая причинность (к которой обращаются представители гуманистической психологии) связана с объяснением настоящего через призму представлений субъекта о будущем, реализуемом в его жизненных целях, дальних мотивациях [27].

    В.Франкл, подчеркивая важность будущего в  жизни человека, писал: «без фиксированной точки отсчета в будущем человек, собственно, просто не может существовать. Обычно все настоящее структурируется, исходя из нее, ориентируется на нее, как металлические опилки в магнитном поле на полюс магнита. И, наоборот, с утратой человеком "своего будущего" утрачивает всю свою структуру его внутренний временной план, переживание им времени. Возникает бездумное наличное существование… или же возникает такое ощущение жизни - ощущение внутренней пустоты и бессмысленности существования» [47, с.68].

    А. Маслоу выделил две шкалы, одной  из которых является шкала «компетентность  во времени». Она измеряет то, в какой  степени человек живет в настоящем, а не концентрируется на прошлом  или будущем. Маслоу А. считает, что  люди, компетентные во времени, могут размышлять о том, как прошлое относится к настоящему, и реалистично «связывать долгосрочные планы с текущими задачами». У них есть чувство «непрерывности этих трех аспектов времени». И наоборот, люди некомпетентные во времени отделяют свое прошлое и будущее от настоящего. Их жизнь в настоящем основана на сожалениях и чувстве обиды, связанных с прошлым, и идеализированных целях или страхах, связанных с будущим. Они также испытывают трудности в «связывании» своих прошлых достижений с надеждами на будущее. Самоактуализирующиеся, по мнению Маслоу, люди в основном компетентны во времени [48, с.511].

    К. Роджерс понимал, что люди – «единственные создания, которые реально могут осознать свое прошлое и настоящее, получая таким образом возможность выбирать свое будущее» [48, с.554]. Он утверждал, что поведение человека целенаправленно, устремлено вперед и ориентировано на будущее. Человек сам выстраивает свое поведение и поэтому он «в высшей степени проактивен».

    Понятие «временной перспективы» ввел Л. Франк для обозначения взаимной связи прошлого, настоящего и будущего. К. Левин использовал понятие «временной перспективы» для описания целостного видения человеком своей жизни в прошлом, настоящем и будущем.

Информация о работе Образ будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы