Образ будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 14:16, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить образ будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы.
Объектом исследования является образ будущего.
Предметом исследования – образ будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить научно-теоретические подходы к пониманию образа будущего;
2. Выявить специфические черты формирования образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы;
3. Изучить формирование образа будущего в онтогенезе;
4. Определить содержание когнитивной, ценностно-смысловой, эмоциональной составляющих психологического будущего лиц, находящихся в местах лишения свободы, и не привлекавшихся к уголовной ответственности;
5. Выявить различия в специфике образа будущего лиц, находящихся в местах лишения свободы, и не привлекавшихся к уголовной ответственности.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы 6
1.1 Образ будущего как психологический феномен и предмет научного исследования 6
1.2. Особенности формирования образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы 22
1.3. Формирование образа будущего в онтогенезе 35
Выводы по первой главе 42
Глава 2. Образ будущего людей, находящихся в местах лишения свободы 43
2.1. Организация и методы исследования 43
2.2. Специфика содержания ценностно-смысловой, эмоциональной и когнитивной составляющих представлений образа будущего у лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы 46
2.3. Рекомендации по формированию образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы. 57
Выводы по второй главе: 59
Заключение 60
Список используемой литературы: 62
Приложение 1. 67
Приложение 2 70
Приложение 3 71
Приложение 4 72
Приложение 5 73
Приложение 6 74
Приложение 7 75

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 453.50 Кб (Скачать)

    В данном исследовании мы предлагали испытуемым закончить высказывания следующих  групп предложений: нереализованные возможности, отношение к будущему, отношение к своему прошлому.

    Полученные  результаты были подвергнуты компьютерной обработке методами математической статистики - обшей оценке достоверности  различий показателей (критерий Стьюдента).

    Описание  выборки:

    Исследование  проводилось с 30 осужденными (20 женщин и 10 мужчин) и с 30 людьми, находящимися на свободе (20 женщин и 10 мужчин). Всего  в эксперименте приняли участие 60 человек в возрасте 25-45 лет.

    Формировалась зависимая выборка (каждому испытуемому группы лиц, находящихся в местах лишения свободы, соответствует испытуемый группы лиц, не привлекавшихся к уголовной ответственности, по полу и возрасту). 
 
 
 
 
 

    2.2. Специфика содержания  ценностно-смысловой,  эмоциональной и  когнитивной составляющих  представлений образа будущего у лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы

 
 

    Для изучения когнитивной составляющей образа будущего обратимся к результатам методики «Оценивание пятилетних интервалов» Е.И. Головахи и А.А. Кроника.

    Когнитивный компонент понимается как совокупность ожидаемых и планируемых событий. В данном исследовании акцент сделан на изучении насыщенности картины будущего личности предполагаемыми событиями.

    Рассмотрим  параметр насыщенности будущего жизненными событиями в представлениях лиц, находящихся в местах лишения свободы.

    Полученные  результаты диагностики психологического возраста свидетельствуют о том, что психологический возраст соответствует паспортному у 3% осужденных и 7% людей, не привлекавшихся к уголовной ответственности (рис. 1).

    Психологический же возраст меньше паспортного у 60% осужденных и 43% людей (рис.1), не привлекавшихся к уголовной ответственности, т.е. произошло смещение «я» в прошлое. Такой механизм позволяет уменьшить груз прошлого, его удельный вес в собственной жизни, и делает для людей это прошлое настоящим или даже будущим. Погружаясь в воспоминания молодых лет, они делают актуальными связи давно минувших событий и молодеют в ощущении возраста.

    Психологический возраст больше паспортного у 50% испытуемых, не привлекавшихся к уголовной ответственности, и 37% осужденных (рис.1), т.е. произошло смещение «я» в будущее. Прошлого становится больше и, как это ни парадоксально, «живя в будущем», они чувствует себя старше, чем, живя в настоящем.  

    

    Рис. 1. Соответствие психологического возраста паспортному возрасту 

            1 – психологический возраст соответствует  паспортному возрасту;

            2 – психологический возраст меньше  паспортного возраста;

            3 – психологический возраст больше  паспортного возраста.

    Рассмотрим  параметр насыщенности будущего жизненными событиями в представлениях лиц, находящихся в местах лишения свободы. Так, минимальную степень насыщенности пятилетий будущего осужденные ставили в 3 раза чаще, чем люди, не привлекавшихся к уголовной ответственности, а количество оценок пятилетий будущего как максимально насыщенных не имеет существенных различий. Однако, средний показатель насыщенности событиями будущего у лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, ниже, чем у лиц, не привлекавшихся к уголовной ответственности (6,69 и 7,29 соответственно). Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что в группах испытуемых существуют различия в количестве ожидаемых ими в предстоящей жизни событий. Возможно, крайне «бедная» насыщенность событиями будущая жизнь обусловлена нахождением в местах лишения свободы, т.к. присутствуют однообразие событий, ограниченные возможности удовлетворения насущных потребностей, изнуряющая регламентация поведения. У людей, не привлекавшихся к уголовной ответственности, формируется видение будущей жизни, насыщенной событиями благодаря более широкому выбору в настоящем, постановке целей и возможности реализовать их.

    Ценностно-смысловой  компонент рассматривается как  совокупность ценностных ориентаций личности, лежащих в основе построения планов на будущее.

    На  основании средних показателей  ценности для лиц, находящихся в  местах лишения свободы, и лиц, не привлекавшихся к уголовной ответственности, различных жизненных сфер можно составить рейтинг ценностей. Он выглядит следующим образом (табл.1): 

    Табл. 1. Рейтинг ценностей испытуемых

    (среднее  значение). 

Показатель  ценности сферы для лиц, не привлекавшихся к уголовной ответственности Показатель  ценности сферы для лиц, отбывающих наказание в исправительной колонии
Счастливая  семейная жизнь 9,57 Счастливая семейная жизнь 9,77
Любовь (духовная и физическая близость с  любимым человеком) 8,17 Здоровье (физическое и психическое здоровье) 7,33
Здоровье (физическое и психическое здоровье) 6,7 Материально –  обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) 6,77
Материально – обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) 6 Свобода как  независимость в поступках и  действиях 6,6
Интересная  работа 5,4 Наличие хороших  и верных друзей 6,37
Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений) 5,4 Уверенность в  себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений) 6,1
Наличие хороших и верных друзей 5,3 Интересная  работа 5,97
Свобода как независимость в поступках  и действиях 5,1 Любовь (духовная и физическая близость с любимым  человеком) 5,8
Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также  интеллектуальное развитие) 4,87 Познание (возможность  расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие) 4,4
Активная, деятельная жизнь 4,47 Активная, деятельная жизнь 3,53
Красота природы и искусства 3,27 Красота природы  и искусства 2,73
Творчество (возможность творческой деятельности) 1,77 Творчество (возможность  творческой деятельности) 0,63
 
 

    Таким образом, мы видим схожесть системы ценностных ориентаций лиц, не привлекавшихся к уголовной ответственности, и лиц, отбывающих наказание в исправительной колонии. Приоритетными ценностями в группе людей, находящихся в исправительной колонии, и группе людей, не привлекавшихся к уголовной ответственности, являются «счастливая семейная жизнь», «здоровье», «материально-обеспеченная жизнь», отвергаемыми ценностями – «познание», «красота природы и искусства». Однако мы можем наблюдать и различия системы ценностных ориентаций. Применение Т- критерия Стьюдента показало, что достоверно различие ценностей: «активная, деятельная жизнь» (tэмп=1,27 при р<0,05), «любовь» (tэмп=2,12 при р<0,05), «творчество» (tэмп=3,02 при р<0,05). Это говорит о том, что лица, не привлекавшиеся к уголовной ответственности, такие ценности как «активная, деятельная жизнь», «любовь», «творчество» выделяют более приоритетными, нежели лица, находящиеся в местах лишения свободы. Существуют различия в привлекательности ценности «свобода как независимость в поступках и действиях». Ценность «свобода как независимость в поступках и действиях» у лиц, находящихся в местах лишения свободы, достоверно выше (tэмп=1,49 по Т-критерию Стьюдента при р<0,05). Можно предположить, что лица, находящиеся в местах лишения свободы, ценят ее выше, нежели лица, которые не привлекались к уголовной ответственности и находятся на свободе.

    При рассмотрении результатов, при оценивании испытуемыми субъективной доступности  в будущем тез или иных жизненных  сфер получаем следующую картину (табл. 2).

    Табл. 2. Рейтинг доступности жизненных сфер испытуемых

    (среднее  значение). 

Показатель  доступности сферы для лиц, не привлекавшихся к уголовной ответственности Показатель  доступности сферы для лиц, отбывающих наказание в исправительной колонии
Счастливая семейная жизнь 6,83 Уверенность в  себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений) 7,37
Активная, деятельная жизнь 6,53 Свобода как  независимость в поступках и  действиях 6,8
Любовь (духовная и физическая близость с  любимым человеком) 6,43 Счастливая семейная жизнь 6,67
Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также  интеллектуальное развитие) 6,07 Любовь (духовная и физическая близость с любимым  человеком) 6,23
Красота природы и искусства 5,87 Активная, деятельная жизнь 6,03
Интересная  работа 5,7 Интересная  работа 5,87
Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений) 5,27 Материально –  обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) 5,63
Материально – обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) 5,1 Наличие хороших  и верных друзей 5,5
Творчество (возможность творческой деятельности) 4,8 Здоровье (физическое и психическое здоровье) 5,47
Свобода как независимость в поступках  и действиях 4,53 Красота природы  и искусства 4,87
Здоровье (физическое и психическое здоровье) 4,5 Познание (возможность  расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие) 4,57
Наличие хороших и верных друзей 4,37 Творчество (возможность  творческой деятельности) 1
 

    Также можно проследить схожесть доступности ценностей; например, «любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)», «счастливая семейная жизнь» считают наиболее доступными обе группы испытуемых. Данный факт у испытуемых, находящихся в местах лишения свободы, возможно объяснить доступностью встреч (как кратковременных, так и продолжительных) с членами семьи (с мужьями, женами). Вместе с тем удалось установить, что доступность ценностей людей, находящихся в местах лишения свободы, и людей, не привлекавшихся к уголовной ответственности, имеет некоторые отличительные черты. Отличия проявляются в том, что для испытуемых, не привлекавшихся к уголовной ответственности, доступность таких ценностей как «познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие)» (tэмп=1,53 при р<0,05) и «творчество» (tэмп=2,04 при р<0,05), достоверно выше, нежели для испытуемых, отбывающих наказание в исправительной колонии, которые выделяют их как наименее доступные (достоверность различий проверялась с помощью Т-критерия Стьюдента). Это можно объяснить нахождением испытуемых в закрытом учреждении и недоступностью осуществления данных ценностей. Хотелось бы отметить, что доступность ценности «свобода как независимость в поступках и действиях» для лиц, находящихся в исправительной колонии, достоверно выше (tэмп=1,19 по Т-критерию Стьюдента при р<0,05), чем для лиц, не привлекавшихся к уголовной ответственности. Данный факт мы связываем с ответственностью, способностью взять на себя ответственность ограничить свою свободу моральными нормами. С помощью Т-критерия Стьюдента были выявлены достоверные различия доступности для испытуемых таких ценностей как «наличие хороших и верных друзей» (tэмп=1,95 при р<0,05). Т.е. лица, находящиеся в местах лишения свободы, выделяют данные ценности как наиболее доступные, чем лица, не привлекавшиеся к уголовной ответственности. Это можно объяснить условиями пребывания осужденных – присутствие в относительно постоянном окружении в течение длительного времени приводит к выбору друзей из данной категории.

    Применение  методики Е.Б. Фанталовой также связано  с выявлением степени «разрыва»  между «ценностью» и «доступностью» по жизненно важным сферам. Для более  глубокого понимания системы ценностных ориентаций испытуемых обратимся к анализу уровня рассогласования «ценности» и «доступности».

    Индекс  “Ценность” – “Доступность” –  показатель расхождения “желаемого”  и “реального” в жизни в  целом. Это как бы расхождение  между “хочу” и “могу”, между “хочу” и “имею”, а также между тем, что “есть” и тем, что с точки зрения испытуемого, “должно быть”.  

    

    Рис. 2. Индекс расхождения «ценность» - «доступность»

    1 –  низкий уровень дезинтеграции  в мотивационно – личностной  сфере;

    2 - средний  уровень дезинтеграции в мотивационно – личностной сфере;

    3 - высокий  уровень дезинтеграции в мотивационно  – личностной сфере;

    Низкий  уровень дезинтеграции в мотивационно – личностной сфере был выявлен  у 80% испытуемых (24чел.), находящихся  в местах лишения свободы, и 60% испытуемых (18 чел.), не привлекавшихся к уголовной ответственности (рис.2). Что дает возможность говорить о том, что желания данных лиц в основном удовлетворены.

    Средний уровень дезинтеграции в мотивационно – личностной сфере был обнаружен  у 13% осужденных (4 чел.) и 37% людей (11 чел.), не привлекавшихся к уголовной ответственности. Данный факт указывает на то, что желания этих испытуемых в некоторой степени превосходят их возможности (рис.2).

    Высокий уровень дезинтеграции в мотивационно – личностной сфере был отмечен  у 7% испытуемых (2 чел.), отбывающих наказание  в местах лишения свободы, и 3% испытуемых (1 чел.), не привлекавшихся к уголовной  ответственности, что свидетельствует  о внутреннем конфликте, что желания испытуемых в высокой степени превосходят их возможности (рис.2).

    Для оценки когнитивной и эмоциональной характеристик образа будущего испытуемых обеих групп нами был принят анализ их высказываний относительно своего будущего, отношения к прошлому и нереализованных возможностей. Данные получены с помощью проективной методики «Незаконченные предложения».

    Эмоциональный компонент включает в себя разные стороны эмоционального отношения  к будущему.

    Для представлений о будущем группы людей, не привлекавшихся к уголовной ответственности, свойственны: уверенность в том, что они справятся с ожидающими их проблемами, оптимизм, стремление управлять своей жизнью, брать на себя ответственность за самореализацию («будущее кажется мне ярким», «достаточно перспективным», «надеюсь на себя», «на свои силы»). Этим испытуемым свойственно выстраивание временной перспективы («наступит тот день, когда я стану начальницей», «я найду интересную работу», «буду дальше активно работать над собой»). Представления о будущем испытуемых, отбывающих наказание в исправительной колонии, отличает: неуверенность в своих силах, ожидание помощи со стороны, надежды на везение («будущее кажется мне размытым», «мрачным», «обычным», «надеюсь на условно-досрочное освобождение», «на лучшее», «на хорошее стечение обстоятельств»). Эти испытуемые слабо представляют, как сложится их дальнейшая жизнь («больше всего я хотел бы в жизни жить вечно», «вернуть время назад», «получить какое-нибудь образование», «быть любимой»).

Информация о работе Образ будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы