Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 14:16, дипломная работа
Цель данной работы – изучить образ будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы.
Объектом исследования является образ будущего.
Предметом исследования – образ будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить научно-теоретические подходы к пониманию образа будущего;
2. Выявить специфические черты формирования образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы;
3. Изучить формирование образа будущего в онтогенезе;
4. Определить содержание когнитивной, ценностно-смысловой, эмоциональной составляющих психологического будущего лиц, находящихся в местах лишения свободы, и не привлекавшихся к уголовной ответственности;
5. Выявить различия в специфике образа будущего лиц, находящихся в местах лишения свободы, и не привлекавшихся к уголовной ответственности.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы 6
1.1 Образ будущего как психологический феномен и предмет научного исследования 6
1.2. Особенности формирования образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы 22
1.3. Формирование образа будущего в онтогенезе 35
Выводы по первой главе 42
Глава 2. Образ будущего людей, находящихся в местах лишения свободы 43
2.1. Организация и методы исследования 43
2.2. Специфика содержания ценностно-смысловой, эмоциональной и когнитивной составляющих представлений образа будущего у лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы 46
2.3. Рекомендации по формированию образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы. 57
Выводы по второй главе: 59
Заключение 60
Список используемой литературы: 62
Приложение 1. 67
Приложение 2 70
Приложение 3 71
Приложение 4 72
Приложение 5 73
Приложение 6 74
Приложение 7 75
Прошлое лица, не привлекавшиеся к уголовной ответственности, видят позитивно («когда я был ребенком все было безоблачно», «интересно», «мы играли и веселились»; «моим самым живым воспоминанием детства является приход Деда Мороза на Новый год», «когда приходили гости», «когда мы с семьей ездили на дачу» и т.д.). А у лиц, отбывающих наказание, чаще присутствуют неприятные воспоминания о прошлом («когда я был ребенком, меня обижали», «я не был лидером», «мои родители развелись»; «когда-то были ошибки», «я совершил преступление»; «моим самым живым воспоминанием детства является конфликт родителей», «моя драка с одноклассником»).
Полученные результаты подтверждают мнение различных авторов (К.В. Карпинский, А.В. Серый) о том, что в критические периоды жизненного пути происходит трансформация образа будущего личности. В данном случае это проявляется в специфике содержания ценностно–смыслового, эмоционального, когнитивного компонентов образа будущего лиц, находящихся в местах лишения свободы. В ценностно-смысловом аспекте было выявлено, что выбор приоритетных и доступных ценностей определяется условиями жизни (нахождением в местах лишения свободы либо на свободе). У лиц, не привлекавшихся к уголовной ответственности, жизнь более насыщена событиями, чем у лиц, находящихся в исправительной колонии. А эмоциональное отношение к будущему у лиц, находящихся в местах лишения свободы, более мрачное, негативное, бесперспективное; у лиц же, не привлекавшихся к уголовной ответственности – яркое, они имеют конкретные цели. Также у людей, отбывающих наказание, - происходит смещение «Я» в прошлое; у людей, находящихся на свободе, наоборот, в будущее.
Таким
образом, наша гипотеза о том, что
образ будущего у лиц, находящихся в местах
лишения свободы, будет отличаться от
образа будущего у лиц, не привлекавшихся
к уголовной ответственности, подтвердилась.
В групповой работе достигается способность к пониманию переживаний, интересов других людей. Приобретаются навыки общения, способность к разрешению межличностных конфликтов, преодолеваются застенчивость, неуверенность в собственных силах, приобретаются лидерские и ораторские качества. В группе человек видит себя во взаимодействии с другими, оценивает свои поступки глазами других людей.
Поэтому при формировании образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы целесообразно использовать групповую роботу.
Прежде, чем осужденные выйдут из заключения, они должны иметь возможность пройти программы, облегчающие их переход к жизни на свободе.
Во многих спецучреждениях (на пример, в «Новоалтайской ВК», на базе которой проводилось исследование) практикуется «Школа по освобождению», которую начинают посещать осужденные за полгода до освобождения.
За это время психологи проводят тренинги по развитию:
Тренинг развития образа будущего и способности к целеполаганию для осужденных
Цель: Развитие способности к целеполаганию.
Методы работы:
Пример
тренинговых упражнений см. Приложение
7
1. Наше исследование показало, что выбор приоритетных и доступных ценностей определяется условиями жизни (нахождением в местах лишения свободы либо на свободе). Лица, не привлекавшиеся к уголовной ответственности, такие ценности как «активная, деятельная жизнь», «любовь», «творчество» выделяют более приоритетными, нежели лица, находящиеся в местах лишения свободы. Ценность «свобода как независимость в поступках и действиях» у лиц, находящихся в местах лишения свободы, достоверно выше, чем у лиц, не привлекавшихся к уголовной ответственности. Для испытуемых, не привлекавшихся к уголовной ответственности, доступность таких ценностей как «познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие)» и «творчество», достоверно выше, нежели для испытуемых, отбывающих наказание в исправительной колонии, которые выделяют их как наименее доступные. Также доступность ценности «свобода как независимость в поступках и действиях» для лиц, находящихся в исправительной колонии, достоверно выше, чем для лиц, не привлекавшихся к уголовной ответственности.
2.
У лиц, не привлекавшихся к
уголовной ответственности,
3. Эмоциональное отношение к будущему у лиц, находящихся в местах лишения свободы, более мрачное, негативное, бесперспективное; у лиц же, не привлекавшихся к уголовной ответственности – яркое, они имеют конкретные цели.
4.
Также у людей, отбывающих наказание, -
происходит смещение «Я» в прошлое; у людей,
находящихся на свободе, наоборот, в будущее.
В заключение данной работы могут быть сделаны следующие выводы.
Особенности формирования образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы, детерминированы психологическими особенностями данной категории лиц и аверсивными жизненными условиями, в которых находятся осужденные (специфика принудительной жизни в замкнутом пространстве, особенности адаптации к условиям исправительно-трудового учреждения, социальный статус, стратегия поведения). При этом у лиц, находящихся в местах лишения свободы, наблюдается низкая степень развития образов будущего при зацикленности на образах прошлого. Ситуация меняется лишь на этапе ожидания близкого освобождения из заключения.
Формирование образа будущего в онтогенезе тесно связано с событиями жизненного пути человека. Для ребенка из всех измерений времени самым важным является настоящее, «сейчас». Ребенок слабо ощущает течение времени. Детская перспектива в прошлое невелика, а все значимые переживания ребенка связаны с его ограниченным личным опытом. Будущее также представляется ему только в самом общем виде. Положение кардинальным образом меняется в подростковом возрасте. Создание образа своего будущего представляет собой центральную линию развития личности в старшем подростковом возрасте.
В возрасте ранней юности человек осознает течение времени, происходит дифференциация временных интервалов; возрастает одновременно и степень обобщенности, степени конкретной представленности времени жизни в целях, планах, ожиданиях; повышается уровень реализма; формируются представления о прошлом, настоящем и будущем в виде линейной модели времени.
В критические периоды жизненного пути происходит трансформация образа будущего личности. В данном случае это проявляется в специфике содержания ценностно–смыслового, эмоционального, когнитивного компонентов образа будущего лиц, находящихся в местах лишения свободы. Также у людей, отбывающих наказание, - происходит смещение «Я» в прошлое; у людей, находящихся на свободе, наоборот, в будущее.
Полученные результаты подтверждают мнение различных авторов (К.В. Карпинский, А.В. Серый) о том, что в критические периоды жизненного пути происходит трансформация образа будущего личности. В данном случае это проявляется в специфике содержания ценностно–смыслового, эмоционального, когнитивного компонентов образа будущего лиц, находящихся в местах лишения свободы.
В
ценностно-смысловом аспекте
Таким
образом, наша гипотеза о том, что
образ будущего у лиц, находящихся в местах
лишения свободы, будет отличаться от
образа будущего у лиц, не привлекавшихся
к уголовной ответственности, подтвердилась.
Описание методик.
Метод «Оценивание пятилетних интервалов» Е.А. Головахи, А.А. Кроника позволяет диагностировать показатель насыщенности жизненных перспектив личности предполагаемыми событиями, который является одним из составляющих когнитивного компонента образа будущего личности.
Разработанная Е.Б. Фанталовой методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» применялась нами для выявления характера и степени выраженности внутренних конфликтов личности. В методике используются понятия, означающие в основном «терминальные ценности», выделенные в таком виде М. Рокичем, адаптированный вариант методики которого применялся в отечественных исследованиях, и техника их попарного ранжирования. Процедура обследования заключается в следующем: испытуемому на специальном бланке предлагаются понятия, означающих различные жизненные ценности. Испытуемый должен провести попарное сравнение этих понятий дважды: первый раз по «ценности» и второй раз – по «доступности». Затем подсчитывается интегральный показатель методики, равный сумме расхождений по модулю для всех понятий. Максимальный показатель индекса означает полное несовпадение «ценного» и «доступного», то есть существует внутренний конфликт, высокая степень внутренней неудовлетворенности, состояние дискомфорта, минимальный показатель индекса указывает на совпадение «ценного» и «доступного», а значит на отсутствие внутреннего конфликта.
Результаты анализа данных, собранных с помощью данной методики, позволят получить следующие данные об испытуемом:
Желательность или ценность каждой из предлагаемых ему для оценки жизненных сфер. Оценивается числом предпочтений ценности этой сферы перед другими. Максимально возможное значение ценности по каждой сфере равно 11 (в случае, если испытуемый всегда выбирает эту жизненную сферу в качестве более важной по сравнению с другими), минимально возможное значение ценности по каждой сфере равно 0 (в случае, если ни разу эта сфера не выбрана в качестве более важной по сравнению с другими).
Доступность каждой из предлагаемой ему для оценки жизненных сфер. Оценивается числом предпочтений доступности этой сферы перед другими. Максимально возможное значение доступности по каждой сфере равно 11 (в случае, если испытуемый всегда выбирает эту жизненную сферу как более доступную в будущем по сравнению с другими), минимально возможное значение доступности по каждой сфере равно 0 (в случае, если ни разу эта сфера не выбрана в качестве более доступной по сравнению с другими).
Информация о работе Образ будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы