Образ будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 14:16, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить образ будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы.
Объектом исследования является образ будущего.
Предметом исследования – образ будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить научно-теоретические подходы к пониманию образа будущего;
2. Выявить специфические черты формирования образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы;
3. Изучить формирование образа будущего в онтогенезе;
4. Определить содержание когнитивной, ценностно-смысловой, эмоциональной составляющих психологического будущего лиц, находящихся в местах лишения свободы, и не привлекавшихся к уголовной ответственности;
5. Выявить различия в специфике образа будущего лиц, находящихся в местах лишения свободы, и не привлекавшихся к уголовной ответственности.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы 6
1.1 Образ будущего как психологический феномен и предмет научного исследования 6
1.2. Особенности формирования образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы 22
1.3. Формирование образа будущего в онтогенезе 35
Выводы по первой главе 42
Глава 2. Образ будущего людей, находящихся в местах лишения свободы 43
2.1. Организация и методы исследования 43
2.2. Специфика содержания ценностно-смысловой, эмоциональной и когнитивной составляющих представлений образа будущего у лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы 46
2.3. Рекомендации по формированию образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы. 57
Выводы по второй главе: 59
Заключение 60
Список используемой литературы: 62
Приложение 1. 67
Приложение 2 70
Приложение 3 71
Приложение 4 72
Приложение 5 73
Приложение 6 74
Приложение 7 75

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 453.50 Кб (Скачать)

    Прошлое лица, не привлекавшиеся к уголовной ответственности, видят позитивно («когда я был ребенком все было безоблачно», «интересно», «мы играли и веселились»; «моим самым живым воспоминанием детства является приход Деда Мороза на Новый год», «когда приходили гости», «когда мы с семьей ездили на дачу» и т.д.). А у лиц, отбывающих наказание, чаще присутствуют неприятные воспоминания о прошлом («когда я был ребенком, меня обижали», «я не был лидером», «мои родители развелись»; «когда-то были ошибки», «я совершил преступление»; «моим самым живым воспоминанием детства является конфликт родителей», «моя драка с одноклассником»).

    Полученные  результаты подтверждают мнение различных  авторов (К.В. Карпинский, А.В. Серый) о  том, что в критические периоды  жизненного пути происходит трансформация образа будущего личности. В данном случае это проявляется в специфике содержания ценностно–смыслового, эмоционального, когнитивного компонентов образа будущего лиц, находящихся в местах лишения свободы. В ценностно-смысловом аспекте было выявлено, что выбор приоритетных и доступных ценностей определяется условиями жизни (нахождением в местах лишения свободы либо на свободе). У лиц, не привлекавшихся к уголовной ответственности, жизнь более насыщена событиями, чем у лиц, находящихся в исправительной колонии. А эмоциональное отношение к будущему у лиц, находящихся в местах лишения свободы, более мрачное, негативное, бесперспективное; у лиц же, не привлекавшихся к уголовной ответственности – яркое, они имеют конкретные цели. Также у людей, отбывающих наказание, - происходит смещение «Я» в прошлое; у людей, находящихся на свободе, наоборот, в будущее.

    Таким образом, наша гипотеза о том, что  образ будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы, будет отличаться от образа будущего у лиц, не привлекавшихся к уголовной ответственности, подтвердилась. 
 
 

    2.3. Рекомендации по  формированию образа  будущего у лиц,  находящихся в  местах лишения  свободы.

 
 

    В групповой работе достигается способность  к пониманию переживаний, интересов  других людей. Приобретаются навыки общения, способность к разрешению межличностных конфликтов, преодолеваются застенчивость, неуверенность в собственных силах, приобретаются лидерские и ораторские качества. В группе человек видит себя во взаимодействии с другими, оценивает свои поступки глазами других людей.

    Поэтому при формировании образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы целесообразно использовать групповую роботу.

    Прежде, чем осужденные выйдут из заключения, они должны иметь возможность пройти программы, облегчающие их переход к жизни на свободе.

    Во  многих спецучреждениях (на пример, в «Новоалтайской ВК», на базе которой проводилось исследование) практикуется «Школа по освобождению», которую начинают посещать осужденные за полгода до освобождения.

    За  это время психологи проводят тренинги по развитию:

  • мотивационной сферы.
  • коммуникации. Отработка бесконфликтного поведения.
  • образа будущего и способности к целеполаганию и т.д.

    Тренинг развития образа будущего и способности к целеполаганию для осужденных

    Цель: Развитие способности к целеполаганию.

    Методы  работы:

  1. Альтернативные варианты. Если осужденные уверены, что они исчерпали себя в одной сфере деятельности, помочь им найти новые.
  2. Метод «компенсации», когда осужденному, лишенному чего-то важного, недостижимого предлагается заманчивая альтернатива приемлемого для него пути;
  3. «Метод Гуру», когда осужденным показывают результат их движения «не туда» и «не за тем» и рисуют «заманчивую» перспективу;

    Пример тренинговых упражнений см. Приложение 7 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Выводы  по второй главе:

    1. Наше исследование показало, что выбор приоритетных и доступных ценностей определяется условиями жизни (нахождением в местах лишения свободы либо на свободе). Лица, не привлекавшиеся к уголовной ответственности, такие ценности как «активная, деятельная жизнь», «любовь», «творчество» выделяют более приоритетными, нежели лица, находящиеся в местах лишения свободы. Ценность «свобода как независимость в поступках и действиях» у лиц, находящихся в местах лишения свободы, достоверно выше, чем у лиц, не привлекавшихся к уголовной ответственности. Для испытуемых, не привлекавшихся к уголовной ответственности, доступность таких ценностей как «познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие)» и «творчество», достоверно выше, нежели для испытуемых, отбывающих наказание в исправительной колонии, которые выделяют их как наименее доступные. Также доступность ценности «свобода как независимость в поступках и действиях» для лиц, находящихся в исправительной колонии, достоверно выше, чем для лиц, не привлекавшихся к уголовной ответственности.

    2. У лиц, не привлекавшихся к  уголовной ответственности, жизнь  более насыщена событиями, чем  у лиц, находящихся в исправительной  колонии. 

    3. Эмоциональное отношение к будущему у лиц, находящихся в местах лишения свободы, более мрачное, негативное, бесперспективное; у лиц же, не привлекавшихся к уголовной ответственности – яркое, они имеют конкретные цели.

    4. Также у людей, отбывающих наказание, - происходит смещение «Я» в прошлое; у людей, находящихся на свободе, наоборот, в будущее. 
 

    Заключение

     В заключение данной работы могут быть сделаны следующие выводы.

     Особенности формирования образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы, детерминированы психологическими особенностями данной категории лиц и аверсивными жизненными условиями, в которых находятся осужденные (специфика принудительной жизни в замкнутом пространстве, особенности адаптации к условиям исправительно-трудового учреждения, социальный статус, стратегия поведения). При этом у лиц, находящихся в местах лишения свободы, наблюдается низкая степень развития образов будущего при зацикленности на образах прошлого. Ситуация меняется лишь на этапе ожидания близкого освобождения из заключения.

     Формирование образа будущего в онтогенезе тесно связано с событиями жизненного пути человека. Для ребенка из всех измерений времени самым важным является настоящее, «сейчас». Ребенок слабо ощущает течение времени. Детская перспектива в прошлое невелика, а все значимые переживания ребенка связаны с его ограниченным личным опытом. Будущее также представляется ему только в самом общем виде. Положение кардинальным образом меняется в подростковом возрасте. Создание образа своего будущего представляет собой центральную линию развития личности в старшем подростковом возрасте.

     В возрасте ранней юности человек осознает течение времени, происходит дифференциация временных интервалов; возрастает одновременно и степень обобщенности, степени  конкретной представленности времени жизни в целях, планах, ожиданиях; повышается уровень реализма; формируются представления о прошлом, настоящем и будущем в виде линейной модели времени.

    В критические периоды жизненного пути происходит трансформация образа будущего личности. В данном случае это проявляется в специфике содержания ценностно–смыслового, эмоционального, когнитивного компонентов образа будущего лиц, находящихся в местах лишения свободы. Также у людей, отбывающих наказание, - происходит смещение «Я» в прошлое; у людей, находящихся на свободе, наоборот, в будущее.

    Полученные  результаты подтверждают мнение различных  авторов (К.В. Карпинский, А.В. Серый) о  том, что в критические периоды  жизненного пути происходит трансформация  образа будущего личности. В данном случае это проявляется в специфике содержания ценностно–смыслового, эмоционального, когнитивного компонентов образа будущего лиц, находящихся в местах лишения свободы.

    В ценностно-смысловом аспекте было выявлено, что выбор приоритетных и доступных ценностей определяется условиями жизни (нахождением в местах лишения свободы либо на свободе). У лиц, не привлекавшихся к уголовной ответственности, жизнь более насыщена событиями, чем у лиц, находящихся в исправительной колонии. А эмоциональное отношение к будущему у лиц, находящихся в местах лишения свободы, более мрачное, негативное, бесперспективное; у лиц же, не привлекавшихся к уголовной ответственности – яркое, они имеют конкретные цели. Также у людей, отбывающих наказание, - происходит смещение «Я» в прошлое; у людей, находящихся на свободе, наоборот, в будущее.

    Таким образом, наша гипотеза о том, что  образ будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы, будет отличаться от образа будущего у лиц, не привлекавшихся к уголовной ответственности, подтвердилась. 
 
 

    Список  используемой литературы:

  1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни.-М.: Мысль, 1991.-299 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избр. психол. тр. — М.; Воронеж, 1999
  3. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. - СПб.: Алетейя, 2001.
  4. Абульханова-Славская, К.А. Личностная регуляция времени / К.А. Абульханова-Славская // Психология личности в социалистическом обществе: Личность и ее жизненный путь. - М.: Наука, 1990. - С. 114-129.
  5. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - Л.: ЛГУ, 1969 – 339 с.
  6. Арестова, О.Н. Операциональные аспекты временной перспективы личности [Текст] / О.Н. Арестова // Вопросы психологии - 2000. - №4. – С. 61-73.
  7. Башкова, С.А. Представления о будущем современных старшеклассников / С.А. Башкова// Возможности  практической  психологии  в  образовании / Под ред. Н.В. Пилипко. - М., 2000. – С. 39-48.
  8. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. - М.: Мир, 1994.
  9. Болотова А.К. Психология времени в межличностных отношениях // Время и развитие личности в онтогенезе М.: МПСИ, 1997.]
  10. Братусь Б.С.. К проблеме человека в психологии. Вопросы психологии, 1997, №5
  11. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Издательство Московского университета, 1984
  12. Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии. - 1994. - №3. - С. 43-52.
  13. Гурова, О.С. Психологические особенности субъективных представлений о жизненных перспективах участников локальных войн: Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук.— Барнаул, 2004
  14. Гурьева, В.А. Личность преступника / В.А. Гурьева. - М.: Просвещение, 1989. – С. 32-33
  15. Головаха Е.И. Жизненные перспективы и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. Куликов Л. Электронный ресурс: http://www.fictionbook.ru/author/lev_kulikov/psihologiya_lichnosti_v_trudah_otechestv
  16. Жизненный путь личности. Вопросы  теории и методологии социально-психологического исследования / Отв. ред. Л.В. Сохань. – Киев: Наукова думка, 1987. – С. 46-47.
  17. Ипполитова Е.А. Особенности представлений о жизненных перспективах личности в период кризиса середины жизни: Дис... канд. психол. наук. Барнаул, 2005. 196 с.
  18. Карпинский, К.В. Психологическая коррекция смысловой регуляции жизненного пути правонарушителей: Автореф. дис. … канд. психол. наук / К.В. Карпинский. - Минск, 2002.
  19. Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности. Томск, ТГУ, 2005. 172с.
  20. Клочко Е.В. Самореализация личности: системный взгляд /В.Е. Клочко, Э.В. Галажинский. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. – 154 с.
  21. Ковалев, В.И. Личностное время и жизненный путь личности / В.И. Ковалев // Психология личности и время жизни человека.  - Черновцы, 1991. - С. 9.
  22. Кон,  И.С. Психология  юношеского  возраста (проблемы формирования личности) / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1979. – 175 с.
  23. Костенко Н.Б., Особенности образа будущего социально дезадаптированных подростков: Автореф. дис. … канд. псих. наук / Н. Б. Костенко ; АлтГУ. — Барнаул, 2006.
  24. Кроник, А.А. Психологический возраст личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / А.А. Кроник, Е.И. Головаха. - СПб.: Питер, 2000.
  25. Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь/ Принцип развития в психологии. С. 156-172
  26. Некрасова. Е.В. Временной аспект самосознания в юношеском возрасте / Е.В. Некрасова // Сибирский психологический журнал. - 1998. - Томск. - Вып. 8-9. - С. 22-25.
  27. Некрасова Е.В. Пространственно-временная организация жизненного мира человека: Автореф. …док. психол. наук. – Барнаул, 2005.
  28. Нуркова В.В., Василевская К.Н. Автобиографическая память в трудной жизненной ситуации: новые феномены //Вопросы психологии. - 2003. - № 5. - С. 93-102
  29. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего/под ред. Д.А. Леонтьева. М.,2004, с. 357
  30. Общая психология. Словарь / Под. ред. А.В. Петровского — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с
  31. Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 315с.
  32. Пирожков, В.Ф. Криминальная психология / В.Ф. Пирожков. - М.: Академия, 1998. – С. 56.
  33. Проблемы жизненного пути в отечественной психологии. Электронный ресурс: http://www.pcih.ru/soz/47-problemi.html
  34. Разгоняева, Е.В. Личностная обусловленность процесса построения образа будущего: диссертация ... кандидата психологических наук / Е.В. Разгоняева. - Барнаул, 2004. - 175 c.
  35. Ральникова И.А. Системная трансформация представлений о жизненной перспективе личности на переломных этапах жизненного пути // Сибирский психологический журнал. -  2007. - №26.
  36. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. - М.: Мир, 1994. – 320 с.
  37. Рубинштейн С.Л., Бытие и сознание. Человек и мир. – СПб.: Питер, 2003. – С. 323
  38. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб. : ПИТЕР, 1998. — 712 с
  39. Рябикина, И.В. Временная перспектива в подростковом и раннем юношеском возрасте / И.В. Рябикина // Психология образования: культурно-исторические и социально-правовые аспекты. Материалы III Национальной научно-практической конференции. Том 1. - М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2006. - С. 216.
  40. Рябикина, И.В. Факторы развития временной перспективы личности / И.В. Рябикина // Ананьевские чтения – 2007: Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения – 2007» / Под. ред. Л.А. Цветковой. - СПб.: СПбГУ. - С. 115-117.
  41. Серый, А.В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов / А.В. Серый. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – 183 с
  42. Ситковская, О.Д. Психология уголовной ответственности / О.Д. Ситковская. - М.: Мир, 1998. - 285 с.
  43. Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние и проблемы // Психологический журнал. – 1992. – Т. 13, №2. – С. 14-29
  44. Татидинова, Т.Г. Социальная реадаптация бывших заключенных // СоцИс. – 1999. - № 3. – С. 59
  45. Толстых, Н.Н.  Психологическая  технология  развития  временной перспективы и личностной организации времени / Н.Н. Толстых // Активные методы в работе школьного психолога. – Киров, 1991. – С. 67.
  46. Украинец, В.Н. Жизненные перспективы личности / В.Н. Украинец // Жизненный путь личности.  – Киев: Наукова думка, 1987. - С. 217-225.
  47. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990.
  48. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 1997. - 608 с.
  49. Яничев, П.И. Субьективные модели прошлого, настоящего и будущего в подростковом и юношеском возрасте / П.И. Янчев // Наш проблемный подросток: Учебное пособие.  - СПб.: Питер, 1999. - С. 50-60

    Приложение 1.

    Описание  методик.

    Метод «Оценивание пятилетних интервалов»  Е.А. Головахи, А.А. Кроника позволяет  диагностировать показатель насыщенности жизненных перспектив личности предполагаемыми  событиями, который является одним  из составляющих когнитивного компонента образа будущего личности.

    Разработанная Е.Б. Фанталовой методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» применялась нами для выявления характера и степени выраженности внутренних конфликтов личности. В методике используются понятия, означающие в основном «терминальные ценности», выделенные в таком виде М. Рокичем, адаптированный вариант методики которого применялся в отечественных исследованиях, и техника их попарного ранжирования. Процедура обследования заключается в следующем: испытуемому на специальном бланке предлагаются понятия, означающих различные жизненные ценности. Испытуемый должен провести попарное сравнение этих понятий дважды: первый раз по «ценности» и второй раз – по «доступности». Затем подсчитывается интегральный показатель методики, равный сумме расхождений по модулю для всех понятий. Максимальный показатель индекса означает полное несовпадение «ценного» и «доступного», то есть существует внутренний конфликт, высокая степень внутренней неудовлетворенности, состояние дискомфорта, минимальный показатель индекса указывает на совпадение «ценного» и «доступного», а значит на отсутствие внутреннего конфликта.

    Результаты  анализа данных, собранных с помощью  данной методики, позволят получить следующие данные об испытуемом:

    Желательность или ценность каждой из предлагаемых ему для оценки жизненных сфер. Оценивается числом предпочтений ценности этой сферы перед другими. Максимально  возможное значение ценности по каждой сфере равно 11 (в случае, если испытуемый всегда выбирает эту жизненную сферу в качестве более важной по сравнению с другими), минимально возможное значение ценности по каждой сфере равно 0 (в случае, если ни разу эта сфера не выбрана в качестве более важной по сравнению с другими).

    Доступность каждой из предлагаемой ему для оценки жизненных сфер. Оценивается числом предпочтений доступности этой сферы  перед другими. Максимально возможное  значение доступности по каждой сфере  равно 11 (в случае, если испытуемый всегда выбирает эту жизненную сферу как более доступную в будущем по сравнению с другими), минимально возможное значение доступности по каждой сфере равно 0 (в случае, если ни разу эта сфера не выбрана в качестве более доступной по сравнению с другими).

Информация о работе Образ будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы