Образ будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 14:16, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить образ будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы.
Объектом исследования является образ будущего.
Предметом исследования – образ будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить научно-теоретические подходы к пониманию образа будущего;
2. Выявить специфические черты формирования образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы;
3. Изучить формирование образа будущего в онтогенезе;
4. Определить содержание когнитивной, ценностно-смысловой, эмоциональной составляющих психологического будущего лиц, находящихся в местах лишения свободы, и не привлекавшихся к уголовной ответственности;
5. Выявить различия в специфике образа будущего лиц, находящихся в местах лишения свободы, и не привлекавшихся к уголовной ответственности.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы 6
1.1 Образ будущего как психологический феномен и предмет научного исследования 6
1.2. Особенности формирования образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы 22
1.3. Формирование образа будущего в онтогенезе 35
Выводы по первой главе 42
Глава 2. Образ будущего людей, находящихся в местах лишения свободы 43
2.1. Организация и методы исследования 43
2.2. Специфика содержания ценностно-смысловой, эмоциональной и когнитивной составляющих представлений образа будущего у лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы 46
2.3. Рекомендации по формированию образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы. 57
Выводы по второй главе: 59
Заключение 60
Список используемой литературы: 62
Приложение 1. 67
Приложение 2 70
Приложение 3 71
Приложение 4 72
Приложение 5 73
Приложение 6 74
Приложение 7 75

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 453.50 Кб (Скачать)

    Таким образом, можно заключить, что осмысление целей будущего и принятие за них ответственности позволяет человеку идентифицировать себя как «Я-человек» в жестких условиях внешней действительности, даже отрицая и рационализируя реальность.

    В отличие от них, испытуемые других групп демонстрируют чрезвычайно низкие показатели по всем параметрам осмысленности жизненной ситуации, несмотря на определенные «льготы», полагающиеся в соответствии с внутрилагерной иерархией (группы 1 и 4).

    С учетом сказанного может быть сделан вывод о том, что особенности формирования образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы, определяется степенью ответственности за выбор стратегии поведения. Однако факторы внешней среды, фрустрируя базовые потребности, ужесточают границы временных локусов будущего, опосредуют процесс идентификации «Я», обедняя при этом систему личностных конструктов.

    Несколько иная ситуация в области формирования образа будущего у лиц, находящихся  в местах лишения свободы, наблюдается  у такой категории, как несовершеннолетние, находящиеся в местах лишения свободы.

    Так, при сравнении показателей выборок  социально благополучных юношей и их сверстников, находящихся в  колонии, рядом исследователей были выявлены явные различия в определении  респондентами границ представляемого ими будущего. Возьмем наиболее существенные отличия: не установили или не конкретно определили границы будущего 44,7% старшеклассников против 14,3% воспитанников колонии; отнесли жизненные цели к отсроченному будущему 34,2% старшеклассников и  только 17,8% воспитанников колонии. [18, с. 14.]

    Данные  различия указывают, что в группе школьников более явно выражена тенденция  откладывать поэтапное планирование собственной жизни на неопределенный срок, что может быть связано с  большим количеством социальных возможностей, открытых для школьников, нежели для их сверстников в колонии. Вместе с тем более определенные и более конкретные  жизненные проекты, обладающие поэтому и большей регулятивной силой, демонстрируют юноши, находящиеся в колонии. Более структурированная среда, в том числе и выраженная темпоральность организации жизни побуждают к большей определенности в занятии позиции по отношению к собственному будущему.

    С точки зрения теоретиков идентичности большая определенность человека в  отношении собственной жизни и проектов будущего является характеристикой личностной зрелости. Видимо, стабильное и благополучное существование юношей в семье имеет обратной стороной торможение развития личностной зрелости. Личностная зрелость не является «естественным» результатом самореализации ничем не ограничиваемой личности в среде, не оказывающей сопротивления. Для ее становления необходим субъективный опыт освоения и преодоления данных человеку условии его социального мира. В некотором смысле, будущее для воспитанников колонии планирует институт перевоспитания и результаты этого планирования налицо.

    Еще одним наблюдением психологов, работающих с несовершеннолетними, находящимися в местах лишения свободы, является то, что отдаленность границы будущего оказывается содержательно связанной со степенью проработанности субъектом путей достижения намеченных состоянии или статусов. Для группы испытуемых, ориентированных на «ближайшее будущее», способы реализации желаемого оказываются наиболее проработанными. Остальные же испытуемые обнаруживали непроработанные организационно, а иногда просто туманные представления о том, как достичь желаемого.

    При этом отмечается, что будущее выступает  перед молодыми людьми как проект, в том случае если они занимают по отношению к нему позицию субъекта. Если же субъектность юноши снижена, то он воспринимает будущее как процесс, по отношению к которому он выступает в роли либо наблюдателя, либо объекта, полностью зависящего от сил, характер и направленность которых он не понимает и на которые не может повлиять. Так, например, в выборке воспитанников колонии все проекты будущего ограничиваются только сферой частной жизни, в которую входят родные и близкие друзья и события возможные в этом кругу. В выборке школьников несколько более половины испытуемых ориентируют свое будущее аналогично, но  42%  выборки благополучных старшеклассников рассматривают свое личное будущее в контексте будущего страны и человечества в целом, указывая на свой ожидаемый личный вклад («служить на пользу России», «поднять экономические показатели» и т.д.) или же определяя явно или неявно контекст движения общества как условие построения личной биографии. [18, с. 15.]

    При этом одним из центральных элементов  анализа представлений о будущем  у несовершеннолетних, находящихся  в местах лишения свободы, является цель. Этот элемент является системообразущим для формирования образа будущего.

    В среднем в описаниях будущего на одного воспитанника колонии приходится 4,7 описания целей, в то время как на одного старшеклассника приходится 3,5 описании целей. Цели представлены в основном в двух модусах: а) как указание собственного состояния определенного качества и б) как указание на особую включенность в деятельность или в социальные/ межличностные отношения. [18, с. 15.]

    В выборке школьников преобладают  представления о целях-состояниях, как неких эмоциональных и  оценочных переживаниях собственного будущего, тогда как в выборке  заключенных преобладают представления о целях, отражающих некий результат или достижение в конкретных сферах жизни, обусловленных направленностью несовершеннолетних.

    Для благополучных старшеклассников сравнительно чаще образы будущего даются через представляемое состояние себя, проецируемое в определенную точку будущего. Предполагаемое состояние обозначает и показывает человеку желаемый результат, но ничего не говорит о способах его достижения. В отличие от этого позиция в отношениях или место в деятельности содержат более прямое указание на необходимый способ достижения желаемого будущего.

    Примеры смысловых единиц, в которых цель дана в терминах будущего/ желаемого  состояния респондента или мира «…я вижу себя в будущем человеком  независимым и очень сильно хочу помогать всем возможным моим родным», «Быть доброжелательным, справедливым, помогать людям…». [18, с. 14.]

    Примеры смысловых единиц, в которых цель дана в терминах отношений и позиции  в социальной деятельности: «Я бы хотел  хорошую работу и семью», «Устроиться на работу, обзавестись личным жилищем. И чтобы не сидеть у родных на шее, обзавестись семьей и обеспечивать ее» Очевидно, что оба способа представления желаемого результата или положительной цели возможны для регуляции долгосрочного поведения, но ориентация на социальное действие кажется более эффективным способом.

    По  наличии понятного или развернутого для субъекта способа достижения заявленного результата цели могут  быть классифицированы на реалистичные и нереалистичные. При этом воспитанники колонии по этому показателю оказываются безусловно впереди своих правопослушных и социально благополучных сверстников.

    Подводя итог сказанному, может быть сделан вывод о том, что особенности формирования образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы, детерминированы психологическими особенностями данной категории лиц и аверсивными жизненными условиями, в которых находятся осужденные (специфика принудительной жизни в замкнутом пространстве, особенности адаптации к условиям исправительно-трудового учреждения, социальный статус, стратегия поведения). При этом у лиц, находящихся в местах лишения свободы, наблюдается низкая степень развития образов будущего при зацикленности на образах прошлого. Ситуация меняется лишь на этапе ожидания близкого освобождения из заключения.

    Кардинально иная ситуация отмечается у несовершеннолетних, находящихся в местах лишения  свободы. Для данной категории испытуемых характерно наличие определенных и  конкретных образов будущего, обладающих регулятивной силой.  

    1.3. Формирование образа будущего в онтогенезе

 
 

    Согласно  концепции В.Н. Мясищева, процесс  развития личности обусловлен ходом  развития ее отношений, следовательно, ответственное отношение к своему будущему можно рассматривать в  качестве одной из ведущих детерминант  развития личности.

    При этом становление образа будущего в  различные возрастные периоды тесно  связано с развитием жизненного пути человека.

    В связи с этим, например, в концепции  Ш. Бюлер жизненный путь рассматривается  как процесс, состоящий из пяти жизненных  циклов (фаз жизни). Каждая фаза жизни имеет в своей основе развитие целевых структур личности – самоопределение.

  • Первая фаза (от рождения до 16–20 лет) считается периодом предществующим самоопределению, и как бы выносится за пределы жизненного пути.
  • Вторая (от 16–20 до 25–30 лет) – период проб человека в разных видах деятельности, поиска им спутника жизни, т. е. его попытка самоопределиться, спрогнозировать свое будущее.
  • Третья фаза (от 25–30 до 45–50 лет) – период зрелости. В этот период его ожидания от жизни реальны, он трезво оценивает свои возможности, его самооценка отражает результаты жизненного пути как целого, первые итоги своей жизни и своих достижений.
  • Четвертая фаза (от 45–50 до 65–70 лет) – фаза стареющего организма. Завершается или близится к завершению профессиональная деятельность. Из семьи уходят взрослые дети, наступает биологическое увядание. Усиливается склонность к мечтам, воспоминаниям, исчезает постановка перспективных целей жизни.
  • Пятая фаза (65–70 лет до смерти) – старость. Большинство людей оставляют свою профессиональную деятельность, внутренний мир стариков обращен к прошлому, о будущем они думают с тревогой, предчувствуя близкий конец. [16, С. 46-47.]

    Все циклы жизненного пути взаимосвязаны.

    Предпосылками для возникновения представлений о жизненном пути является накопление целостной личностью достаточно обширного жизненного опыта; активнейшая работа подсознания по профилактике уровня нервно-психического напряжения. Жизненный опыт по мере своего накопления постепенно теряет субъективную обозримость и быстроту.

    И поэтому каждый человек оказывается  перед необходимостью упорядочить  все пережитое. Это выстраивание проходит несколько этапов:

    1) Отбор наиболее значимых событий  прошлого; выстраивание их в формально-временной  последовательности вплоть до настоящего.

    2) Дополнение ее образом своего  будущего, совмещение всех трех  времен личностного бытия: прошлого, настоящего и будущего. Главной  ценностью этого этапа становится  перенос ведущих мотиваторов  поведения из настоящего в  устойчивое и подчиненное человеку будущее.

    3) Радикальным, истинно взрослым  в совершенствовании картины  жизненного пути следует считать  ее дополнение образом собственной  смерти.

    4) Осознание неслучайности прожитого.  В реализации этого и последующих  этапов становления образа жизненного пути ведущая роль переходит от подсознания к сознательной субличности.

    5) Субъективное раздвижение личностного  бытия за пределы собственной  физической жизни - завершающий  штрих становления картины жизненного  пути. Принципиальным решением данной проблемы может стать включение собственного жизненного пути в контекст какого-либо более масштабного процесса.

    Осознание картины жизненного пути значимо  для качества отношений личности к своей жизни. В развернутом  виде отыскание жизненного пути слагается из трех последовательных этапов: осознание кризиса, самоидентификация, реориентация. [21, с. 9.]

    При этом, как показали исследования, для ребенка из всех измерений времени самым важным является настоящее, «сейчас». Ребенок слабо ощущает течение времени. Детская перспектива в прошлое невелика, а все значимые переживания ребенка связаны с его ограниченным личным опытом. Будущее также представляется ему только в самом общем виде. Положение кардинальным образом меняется в подростковом возрасте. Создание образа своего будущего представляет собой центральную линию развития личности в старшем подростковом возрасте. [49, с. 51.]

    Ответственное отношение старших подростков к  созданию образа будущего - это мотивационно-смысловое  образование личности, старшего подростка, которое представляет собой готовность к осознанному осуществлению субъективно-оценочной и избирательной активности по отношению к целям и содержанию будущего, а также средствам, внешним и внутренним ресурсам их достижения в сочетании с готовностью выдерживать последствия принятых решений и преодолевать связанные с этим препятствия. [49, с. 51.]

Информация о работе Образ будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы