Образ будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 14:16, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить образ будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы.
Объектом исследования является образ будущего.
Предметом исследования – образ будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить научно-теоретические подходы к пониманию образа будущего;
2. Выявить специфические черты формирования образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы;
3. Изучить формирование образа будущего в онтогенезе;
4. Определить содержание когнитивной, ценностно-смысловой, эмоциональной составляющих психологического будущего лиц, находящихся в местах лишения свободы, и не привлекавшихся к уголовной ответственности;
5. Выявить различия в специфике образа будущего лиц, находящихся в местах лишения свободы, и не привлекавшихся к уголовной ответственности.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы 6
1.1 Образ будущего как психологический феномен и предмет научного исследования 6
1.2. Особенности формирования образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы 22
1.3. Формирование образа будущего в онтогенезе 35
Выводы по первой главе 42
Глава 2. Образ будущего людей, находящихся в местах лишения свободы 43
2.1. Организация и методы исследования 43
2.2. Специфика содержания ценностно-смысловой, эмоциональной и когнитивной составляющих представлений образа будущего у лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы 46
2.3. Рекомендации по формированию образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы. 57
Выводы по второй главе: 59
Заключение 60
Список используемой литературы: 62
Приложение 1. 67
Приложение 2 70
Приложение 3 71
Приложение 4 72
Приложение 5 73
Приложение 6 74
Приложение 7 75

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 453.50 Кб (Скачать)

Оглавление 

    Введение

    Современное российское общество находится в  состоянии аномии: разрушаются интеграционные процессы, большинство экономических и социальных связей беспорядочны, разрушительные процессы превалируют, нормативное регулирование многопланово, но не всегда целенаправленно и эффективно, ослаблен социально-политический контроль. Конкретно такое положение проявляется в усугубляющейся социальной поляризации, усилении миграционных процессов, росте безработицы, нерешенности молодежных проблем, изменении в ее среде ценностных ориентацией (ставка на силу, деньги, богатство, красивую жизнь и т.д.). Все это приводит к росту преступности, а соответственно, увеличению числа лиц, находящихся в местах лишения свободы, в стране.

    При этом среди огромного многообразия психологических проблем осужденных и отбывающих наказание за совершенные преступные деяния особое внимание психологов уделяется проблеме формирования образа будущего у данной категории. Именно представления лиц, находящихся в местах лишения свободы, о будущем, их планы и ожидания отражают потенциальные возможности личности к последующей адаптации в социум, организации индивидуальной жизни бывшего заключенного в соответствии с общественно-правовыми нормами, избегания повторения рецидива.

    Изучение  особенностей формирования образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы, и факторов, оказывающих влияние на данный процесс, может предоставить возможность разработки эффективных программ реабилитации для бывших заключенных, что обусловливает исследовательский интерес к данной проблеме.

    Эпоха социальных перемен и кризисов, сложные условия общественной жизни требуют от человека выбора правильной жизненной линии, способствующей сохранению целостности внутреннего мира и достижению самореализации в будущем. В связи с этим на первый план выходит так называемая «жизненная» проблематика – анализ развития личности во времени жизни.

    Настоящее обусловлено также прошлым опытом субъекта. Не секрет, что люди, отбывающие наказание в исправительной колонии, имеют в прошлом негативный опыт. Нельзя изменить прошлое, возможно оптимизировать образ предполагаемого будущего. Поэтому представляется актуальной проблема поиска механизмов, способствующих успешному преодолению критических периодов жизненного пути взрослым человеком посредством сознательного выстраивания содержательной, гибкой, реалистичной картины будущего, позволяющей управлять временем собственной жизни в условиях современного нестабильного мира.

    Степень изученности темы. Основания для исследований, связанных с построением картины будущего, заложены в работах С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, через которые наука обогатилась рядом терминов, описывающих представления человека о собственном будущем: жизненные планы, жизненная перспектива, образ будущего, жизненная программа, трансспектива и др. К.А. Абульхановой-Славской была предложена концепция личностной организации жизненного пути человека и его субъективного времени, в рамках которой осуществлен цикл исследований, внесших значительный вклад в понимание проблемы будущего в жизни человека (В.И. Ковалев, Л.Ю. Кублицкене, О.В. Кузьмина, В.Ф. Серенкова и др.).

    В современной науке также существует достаточно выраженный интерес к  большому спектру проблем, связанных  с представлением человека о собственном  будущем, процессами построения образа будущего и его влияния на организацию  жизненного пути (Т.Н. Березина, И.А. Демина, Д.А. Леонтьев, и др.).

    Отдельно  следует отметить ряд работ, посвященных  изучению особенностей формирования образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы (К.В. Карпинский, А.В. Серый).

    Однако  анализ существующих на сегодняшний день теоретических и прикладных исследований, в целом, показал, что проблема формирования образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы, изучена мало, хотя и заслуживает, на наш взгляд, к себе самого пристального внимания.

    Цель данной работы – изучить образ будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы.

    Объектом исследования является образ будущего.

    Предметом исследования – образ будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы.

    Достижение  поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Изучить научно-теоретические подходы к пониманию образа будущего;
  2. Выявить специфические черты формирования образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы;
  3. Изучить формирование образа будущего в онтогенезе;
  4. Определить содержание когнитивной, ценностно-смысловой, эмоциональной составляющих психологического будущего лиц, находящихся в местах лишения свободы, и не привлекавшихся к уголовной ответственности;
  5. Выявить различия в специфике образа будущего лиц, находящихся в местах лишения свободы, и не привлекавшихся к уголовной ответственности.

    Гипотеза исследования:

    Мы  полагаем, что субъективная оценка будущего у людей, находящихся в  местах лишения свободы, будет отличаться от субъективной оценки будущего у  людей, не находящихся в местах лишения свободы:

    - у лиц, отбывающих наказание, - происходит смещение «Я» в прошлое; у лиц, находящихся на свободе, наоборот, в будущее. Можно предположить о том, что лица, находящиеся в местах лишения свободы, ищут убежище в прошлом, уходят в прошлое, живут в нем, психологически компенсируя биологическую и социальную старость, тогда как у лиц, не привлекавшихся к уголовной ответственности, перспектива наполнена планами и целями.

    - содержание ценностно-смыслового, когнитивного, эмоционального компонентов образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы, и лиц, не привлекавшихся к уголовной ответственности, вероятно, различаются. Для лиц, находящихся в местах лишения свободы, характерны приоритетность абстрактных ценностей, неопределенных целей и планов и более мрачное, бесперспективное отношение к будущему. Тогда как у лиц, не привлекавшихся к уголовной ответственности, приоритетными будут ценности развития; четкие цели и планы, и позитивное отношение к будущему.

    Общей теоретико-методологической основой исследования послужили работы, посвященные изучению категории «образ будущего» (С.А. Башкова, В.И. Ковалев, Е.В. Разгоняева и др.), исследования образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы (К.В. Карпинский, А.В. Серый, Т.Г. Татидинова).

    Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие  методы: «Оценивание пятилетних интервалов» Е.И. Головахи, А.А. Кроника, «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой, Тест «Незаконченные предложения», разработанный Саксом и Леви. Полученные результаты были подвергнуты компьютерной обработке методами математической статистики - обшей оценке достоверности различий показателей (критерий Стьюдента).

    Глава 1. Теоретические основы образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы

     

  1. Образ будущего как психологический  феномен и предмет научного исследования
 
 

    В связи с тем, что исследования образа будущего неразрывно связана  с понятием психологического времени, то особенности восприятия будущего, предвидение предстоящих событий, специфика функционирования представлений о будущем в структуре субъективной картины жизни личности отражены в исследованиях жизненного пути личности, саморазвитии личности во времени жизни.

    Одним из главных вопросов научного исследования категории времени в психологии является вопрос о понимании природы времени.

    Исследования, связанные с построением картины  будущего, разрабатывались в русле  изучения жизненного пути личности. Жизненный путь человека — это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения (Б.Г.Ананьев).

    Научное определение термину «жизненный путь» попыталась дать Ш. Бюлер. Жизненный путь личности – индивидуальная, или личная, жизнь в ее динамике (Ш. Бюлер). Бюлер выделила ряд сторон жизни, чтобы проследить их в динамике:

  • Последовательность внешних событий;
  • Смена переживаний, ценностей;
  • Результаты деятельности человека. [1, с. 25].

    По  мнению Бюлер, человек способен осознать суть своей жизни только в самом  ее конце. Таким образом, Ш. Бюлер  не удалось реализовать свою идею целостности жизненного пути, который  распадался на ряд внешних и внутренних событий. Жизненный путь подлежит не только возрастной периодизации — детство, юность, зрелость, старость, — но и личностной периодизации, которая, начиная с юности, уже перестает совпадать с возрастной. [2]. Но намеченные перспективы исследований жизненного пути человека и психологических оснований возрастной периодизации стали основой для постановки проблемы исследования субъективных параметров развития личности, ее жизненного пути. [17].

    Почти одновременно с Ш. Бюлер П. Жане жизненный  путь определял как эволюцию самой  личности, последовательность возрастных этапов ее развития, ее биографии.

    Но  существенный вклад в изучение времени  и жизненного пути личности внесли отечественные психологи. Так, методологической основой изучения субъективного переживания времени человеком послужили работы С.Л.Рубинштейна, Б.Г.Ананьева и их коллег, выполненные в русле психологии жизненного пути. С.Л. Рубинштейн отмечает, что каким время «кажется» человеку, является в переживании, имеет вполне объективные основания. «Кажимость» - это и есть время, являющееся адекватной формой жизни человека, которое неправомерно принимается за время механических процессов в окружающем мире и химических процессов в собственном организме. Субъективно переживаемое время - это не столько кажущееся, в переживании якобы неадекватно преломленное время движущейся материи, а относительное время жизни (поведения) данной системы - человека, вполне объективно отражающее план жизни данного человека». [37, с. 323]

    В 1935 году в «Основах общей психологии»  С.Л. Рубинштейн обратился к проблеме жизненного пути, критикуя Шарлоту Бюлер, которая говорила, что личность в своем жизненном пути есть только проект того, что заложено в детстве. Рубинштейн говорит о том, что жизненный путь есть некая целостность и в то же время состоит из этапов, каждый из которых может стать поворотным в жизни личности. Жизненный путь для Рубинштейна - не сумма жизненных событий, отдельных действий, продуктов творчества. Жизненный путь - это целостное, непрерывное явление; каждый человек, по мнению Рубинштейна, имеет свою собственную историю и даже становится личностью именно потому, что имеет свою жизненную историю. [38, с. 245]. Для Рубинштейна важно не просто выделить возрастные этапы, а учесть, как каждый этап подготавливает последующий и влияет на него. Каждый этап играет важную роль в жизненном пути, но не определяет его с фатальной неизбежностью. Центральная проблема личной жизни - сможет ли личность стать субъектом собственной жизни. Личность как субъект жизни - это идея об индивидуально-активном человеке, строящем условия жизни и свое отношение к ней. [1, с. 26]. Рубинштейн представил концепцию личности как субъекта жизненного пути, в которой рассматривает не только зависимость личности от жизни, но и зависимость жизни от личности. Личность выступает как причина и движущая сила жизненной динамики, направляя своей активностью ход жизни. [37].

    Для описания жизненного пути Б.Г.Ананьев предлагает понятие «события». События – основная «единица» всякого исторического процесса, в том числе и биографии человека. С событиями связаны изменения в направлении развития личности, динамика этих изменений, реальная перестройка ценностной системы личности и ее характера.

    События жизни – это узловые моменты  и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется дальнейший жизненный путь человека. Б.Г.Ананьев различал события окружающей среды и события поведения человека в среде. Н.А.Логинова добавляет третью группу – события внутренней жизни, составляющие духовную биографию человека.

    События среды – это те события, которые  происходят по независящим от самого субъекта причинам. К событиям среды  относят роковые случаи, счастливые и несчастные, происходящие в жизни  человека и разом нарушающие все  его планы и ситуацию в целом.

    Вторая  группа событий – события поведения  человека в окружающей среде, т.е. события-поступки. События-поступки не только служат для  достижения конкретной цели, но часто  открывают новую жизненную перспективу. Они в полной мере позволяют проявить отношения личности к происходящему в мире. Причем, для понимания личности, как правило, важен не сам факт поступка, а то, что человек хотел «сказать» им.

Информация о работе Образ будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы