Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 14:16, дипломная работа
Цель данной работы – изучить образ будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы.
Объектом исследования является образ будущего.
Предметом исследования – образ будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить научно-теоретические подходы к пониманию образа будущего;
2. Выявить специфические черты формирования образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы;
3. Изучить формирование образа будущего в онтогенезе;
4. Определить содержание когнитивной, ценностно-смысловой, эмоциональной составляющих психологического будущего лиц, находящихся в местах лишения свободы, и не привлекавшихся к уголовной ответственности;
5. Выявить различия в специфике образа будущего лиц, находящихся в местах лишения свободы, и не привлекавшихся к уголовной ответственности.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы 6
1.1 Образ будущего как психологический феномен и предмет научного исследования 6
1.2. Особенности формирования образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы 22
1.3. Формирование образа будущего в онтогенезе 35
Выводы по первой главе 42
Глава 2. Образ будущего людей, находящихся в местах лишения свободы 43
2.1. Организация и методы исследования 43
2.2. Специфика содержания ценностно-смысловой, эмоциональной и когнитивной составляющих представлений образа будущего у лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы 46
2.3. Рекомендации по формированию образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы. 57
Выводы по второй главе: 59
Заключение 60
Список используемой литературы: 62
Приложение 1. 67
Приложение 2 70
Приложение 3 71
Приложение 4 72
Приложение 5 73
Приложение 6 74
Приложение 7 75
Оглавление
Современное российское общество находится в состоянии аномии: разрушаются интеграционные процессы, большинство экономических и социальных связей беспорядочны, разрушительные процессы превалируют, нормативное регулирование многопланово, но не всегда целенаправленно и эффективно, ослаблен социально-политический контроль. Конкретно такое положение проявляется в усугубляющейся социальной поляризации, усилении миграционных процессов, росте безработицы, нерешенности молодежных проблем, изменении в ее среде ценностных ориентацией (ставка на силу, деньги, богатство, красивую жизнь и т.д.). Все это приводит к росту преступности, а соответственно, увеличению числа лиц, находящихся в местах лишения свободы, в стране.
При
этом среди огромного многообразия
психологических проблем
Изучение особенностей формирования образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы, и факторов, оказывающих влияние на данный процесс, может предоставить возможность разработки эффективных программ реабилитации для бывших заключенных, что обусловливает исследовательский интерес к данной проблеме.
Эпоха социальных перемен и кризисов, сложные условия общественной жизни требуют от человека выбора правильной жизненной линии, способствующей сохранению целостности внутреннего мира и достижению самореализации в будущем. В связи с этим на первый план выходит так называемая «жизненная» проблематика – анализ развития личности во времени жизни.
Настоящее
обусловлено также прошлым
Степень изученности темы. Основания для исследований, связанных с построением картины будущего, заложены в работах С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, через которые наука обогатилась рядом терминов, описывающих представления человека о собственном будущем: жизненные планы, жизненная перспектива, образ будущего, жизненная программа, трансспектива и др. К.А. Абульхановой-Славской была предложена концепция личностной организации жизненного пути человека и его субъективного времени, в рамках которой осуществлен цикл исследований, внесших значительный вклад в понимание проблемы будущего в жизни человека (В.И. Ковалев, Л.Ю. Кублицкене, О.В. Кузьмина, В.Ф. Серенкова и др.).
В
современной науке также
Отдельно следует отметить ряд работ, посвященных изучению особенностей формирования образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы (К.В. Карпинский, А.В. Серый).
Однако анализ существующих на сегодняшний день теоретических и прикладных исследований, в целом, показал, что проблема формирования образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы, изучена мало, хотя и заслуживает, на наш взгляд, к себе самого пристального внимания.
Цель данной работы – изучить образ будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы.
Объектом исследования является образ будущего.
Предметом исследования – образ будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
Гипотеза исследования:
Мы полагаем, что субъективная оценка будущего у людей, находящихся в местах лишения свободы, будет отличаться от субъективной оценки будущего у людей, не находящихся в местах лишения свободы:
- у лиц, отбывающих наказание, - происходит смещение «Я» в прошлое; у лиц, находящихся на свободе, наоборот, в будущее. Можно предположить о том, что лица, находящиеся в местах лишения свободы, ищут убежище в прошлом, уходят в прошлое, живут в нем, психологически компенсируя биологическую и социальную старость, тогда как у лиц, не привлекавшихся к уголовной ответственности, перспектива наполнена планами и целями.
- содержание ценностно-смыслового, когнитивного, эмоционального компонентов образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы, и лиц, не привлекавшихся к уголовной ответственности, вероятно, различаются. Для лиц, находящихся в местах лишения свободы, характерны приоритетность абстрактных ценностей, неопределенных целей и планов и более мрачное, бесперспективное отношение к будущему. Тогда как у лиц, не привлекавшихся к уголовной ответственности, приоритетными будут ценности развития; четкие цели и планы, и позитивное отношение к будущему.
Общей теоретико-методологической основой исследования послужили работы, посвященные изучению категории «образ будущего» (С.А. Башкова, В.И. Ковалев, Е.В. Разгоняева и др.), исследования образа будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы (К.В. Карпинский, А.В. Серый, Т.Г. Татидинова).
Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: «Оценивание пятилетних интервалов» Е.И. Головахи, А.А. Кроника, «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой, Тест «Незаконченные предложения», разработанный Саксом и Леви. Полученные результаты были подвергнуты компьютерной обработке методами математической статистики - обшей оценке достоверности различий показателей (критерий Стьюдента).
В связи с тем, что исследования образа будущего неразрывно связана с понятием психологического времени, то особенности восприятия будущего, предвидение предстоящих событий, специфика функционирования представлений о будущем в структуре субъективной картины жизни личности отражены в исследованиях жизненного пути личности, саморазвитии личности во времени жизни.
Одним из главных вопросов научного исследования категории времени в психологии является вопрос о понимании природы времени.
Исследования,
связанные с построением
Научное определение термину «жизненный путь» попыталась дать Ш. Бюлер. Жизненный путь личности – индивидуальная, или личная, жизнь в ее динамике (Ш. Бюлер). Бюлер выделила ряд сторон жизни, чтобы проследить их в динамике:
По мнению Бюлер, человек способен осознать суть своей жизни только в самом ее конце. Таким образом, Ш. Бюлер не удалось реализовать свою идею целостности жизненного пути, который распадался на ряд внешних и внутренних событий. Жизненный путь подлежит не только возрастной периодизации — детство, юность, зрелость, старость, — но и личностной периодизации, которая, начиная с юности, уже перестает совпадать с возрастной. [2]. Но намеченные перспективы исследований жизненного пути человека и психологических оснований возрастной периодизации стали основой для постановки проблемы исследования субъективных параметров развития личности, ее жизненного пути. [17].
Почти одновременно с Ш. Бюлер П. Жане жизненный путь определял как эволюцию самой личности, последовательность возрастных этапов ее развития, ее биографии.
Но существенный вклад в изучение времени и жизненного пути личности внесли отечественные психологи. Так, методологической основой изучения субъективного переживания времени человеком послужили работы С.Л.Рубинштейна, Б.Г.Ананьева и их коллег, выполненные в русле психологии жизненного пути. С.Л. Рубинштейн отмечает, что каким время «кажется» человеку, является в переживании, имеет вполне объективные основания. «Кажимость» - это и есть время, являющееся адекватной формой жизни человека, которое неправомерно принимается за время механических процессов в окружающем мире и химических процессов в собственном организме. Субъективно переживаемое время - это не столько кажущееся, в переживании якобы неадекватно преломленное время движущейся материи, а относительное время жизни (поведения) данной системы - человека, вполне объективно отражающее план жизни данного человека». [37, с. 323]
В 1935 году в «Основах общей психологии» С.Л. Рубинштейн обратился к проблеме жизненного пути, критикуя Шарлоту Бюлер, которая говорила, что личность в своем жизненном пути есть только проект того, что заложено в детстве. Рубинштейн говорит о том, что жизненный путь есть некая целостность и в то же время состоит из этапов, каждый из которых может стать поворотным в жизни личности. Жизненный путь для Рубинштейна - не сумма жизненных событий, отдельных действий, продуктов творчества. Жизненный путь - это целостное, непрерывное явление; каждый человек, по мнению Рубинштейна, имеет свою собственную историю и даже становится личностью именно потому, что имеет свою жизненную историю. [38, с. 245]. Для Рубинштейна важно не просто выделить возрастные этапы, а учесть, как каждый этап подготавливает последующий и влияет на него. Каждый этап играет важную роль в жизненном пути, но не определяет его с фатальной неизбежностью. Центральная проблема личной жизни - сможет ли личность стать субъектом собственной жизни. Личность как субъект жизни - это идея об индивидуально-активном человеке, строящем условия жизни и свое отношение к ней. [1, с. 26]. Рубинштейн представил концепцию личности как субъекта жизненного пути, в которой рассматривает не только зависимость личности от жизни, но и зависимость жизни от личности. Личность выступает как причина и движущая сила жизненной динамики, направляя своей активностью ход жизни. [37].
Для описания жизненного пути Б.Г.Ананьев предлагает понятие «события». События – основная «единица» всякого исторического процесса, в том числе и биографии человека. С событиями связаны изменения в направлении развития личности, динамика этих изменений, реальная перестройка ценностной системы личности и ее характера.
События жизни – это узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути индивида, когда с принятием того или иного решения на более или менее длительный период определяется дальнейший жизненный путь человека. Б.Г.Ананьев различал события окружающей среды и события поведения человека в среде. Н.А.Логинова добавляет третью группу – события внутренней жизни, составляющие духовную биографию человека.
События среды – это те события, которые происходят по независящим от самого субъекта причинам. К событиям среды относят роковые случаи, счастливые и несчастные, происходящие в жизни человека и разом нарушающие все его планы и ситуацию в целом.
Вторая
группа событий – события поведения
человека в окружающей среде, т.е. события-поступки.
События-поступки не только служат для
достижения конкретной цели, но часто
открывают новую жизненную
Информация о работе Образ будущего у лиц, находящихся в местах лишения свободы