Модульная папка диагностических методик, направленных на изучение личностных особенностей детей – кандидатов в воспитанники за

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:41, тест

Описание работы

Данная папка включает в себя диагностический материал, предназначенный для изучения личностных особенностей детей дошкольного - старшего школьного возраста. Предлагаемые методики можно подразделить на следующие группы:

 Тестовые (стандартизированные);
 Проективные;
 Методики – наблюдения.

Содержание

Введение
Многофакторный личностный опросник (FPI модифицированная форма В).
Характерологический опросник К. Леонгарда
Методика диагностики типа акцентуации характера « Чертова дюжина»
Методика «Психологическая характеристика темперамента»
Методика Айзенка (EPI Form B) Психологическая характеристика темперамента
Методика «Диагностика состояния агрессии у подростков» Баса – Дарки.
Методика «Шкала Сирса».
Проективная методика Е.Амен для определения тревожности
у детей 6 -9 лет.
Методика «Оценка уровня школьной тревожности» Филлипса.
Методика диагностики самооценки психических состояний
(по Г. Айзенку).
Методика «Диагностики уровня субъективного ощущения одиночества» (Д. Рассела и М. Фергюсона)
Проективная методика «Несуществующее животное».
Диагностика поведенческих особенностей детей дошкольного
и младшего школьного возраста.
Графические методы диагностики (автор Т.Ю. Андрущенко)
Проективная методика «Автопортрет»
Цветовой тест эмоциональных состояний.
Методика выявления характера дезадаптации ребенка –
карта наблюдений Д. Стотта.
Список литературы.

4

Работа содержит 1 файл

mp-vospitanniki.doc

— 1.31 Мб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика «Шкала Сирса».

 

Данная методика направлена на диагностику степени тревожности по внешним физиологическим и поведенческим проявлениям  и может быть использована при работе с детьми 1 - 11 классов. В основе диагностики лежит метод наблюдения.

 

           Тревожность – свойство личности, которое проявляется в форме беспокойства, тревоги, неуверенности в себе и беспричинном страхе. Дети с высокой тревожностью беспричинно волнуются по поводу любых предстоящих событий. Они не могут достигать высоких результатов из-за того, что слишком возбуждены, а это мешает им быть собранными, сосредоточенными. Мешает им и болезненная неуверенность себе.

                           

Признаки тревожности у детей.

 

      Напряженность, скованность.

      Часто грызет ногти, сосет палец.

      Легко пугается.

      Сверхчувствительность.

      Плаксивость.

      Агрессивность.

      Обидчивость.

      Нетерпеливость (не может ждать).

      Легко краснеет, бледнеет.

      Трудно сосредотачивается, особенно в экстремальных ситуациях.

      Суетливость (много лишних жестов).

      Потливость (руки, лоб).

      При непосредственном обращении с трудом включается в работу.

      Чрезмерно громко или чрезмерно тихо говорит.

 

      Если у ребенка выявлено 4-5 признаков, то это свидетельствует о слабой степени тревожности. 6-7 – средняя выраженность, 8 и более – высокая степень тревожности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проективная методика Е.Амен для определения тревожности

у детей 6 -9 лет.                                                   

      Ребенку дают несколько картинок с изображением ребенка, у которого не прорисовано лицо. Ребенок должен представить, будто на картинке изображен он сам. Далее, он должен в каждую картинку подставить рисунок грустного или веселого лица.

                 Варианты картинок (для дошкольников и младших школьников).                                             

                                                                    1.

      Ребенок один дома.

      Мама уходит на работу.

      Ребенок в магазине.

      Ребенок на улице среди взрослых.

      Ребенок среди сверстников.

      На пороге детского сада ребенка встречает воспитатель.

      Ребенок читает стихотворение или поет на утреннике.

      Ребенок играет с детьми.

      Ребенок помогает взрослым накрывать на стол.

      Над ребенком наклонился взрослый с серьезным выражением лица.

      Ребенок болеет (в постели с перевязанным горлышком).

 

                                                                  2.

 

      Ответ у доски (ребенок один у доки).

      Устный ответ у стола учителя или рядом с учителем.

      Контрольная работа.

      Вызов родителей (учитель за столом, рядом ребенок, напротив, за партой отец)

      В музее (взрослый что-то показывает, рядом дети).

      Ребенок в гардеробе (одевается или раздевается).

      У стола учителя несколько детей с открытыми дневниками.

      Делает уроки дома.

      Слушает урок за партой.

      Ребенок перед учительской.

      Ребенок в коридоре, над ним наклонился взрослый.

 

Если обследуемый в 8 случаях из 11 подставляет ребенку на картинках грустные лица – это свидетельствует о крайней степени тревожности; 5-7 – о средней; 3-4 - об умеренной.

Картинки проективные, неоднозначные, каждый ребенок интерпретирует их по-своему.

Цель психолога определить не только степень тревожности, но и наиболее травмирующую для ребенка ситуацию.

 

Методика «Оценка уровня школьной тревожности» Филлипса.

 

 

          Методика предназначена для изучения уровня школьной тревожности у детей младшего и среднего возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться, а могут предлагаться в письменном виде. Итогом диагностики является определение специфических особенностей тревожности, выражающихся в наличии определенного синдрома или в их сочетании. Рекомендуется использовать в сочетании с методиками, определяющими общую и ситуативную тревожность, когда зоной беспокойства и тревоги является школа и взаимоотношения с учителями (т.н. дидиактогении).

 

 

 

Содержательная характеристика каждого синдрома.

 

 

  

1.      Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

 

2.      Переживание социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками)

 

3.      Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.

 

4.      Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

 

5.      Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей.

 

6.      Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценки своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок.

 

7.      Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

 

8.      Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

 

 

 

                                                     Инструкция.

 

       Внимательно читай (слушай) вопросы. Старайся отвечать искренне и правдиво. Здесь нет правильных или неправильных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайся. Отвечай только «да» или «нет» (или же ставь с номером вопроса «+» - если согласен, и «-» - если не согласен).

 

 

                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текст опросника.

 

1.      Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

2.      Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

3.      Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

4.      Снится ли тебе временами, что учитель в ярости о того, что ты не знаешь урок?

5.      Случалось ли, что кто-нибудь из класса бил или ударял тебя?

6.      Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорил?

7.      Сильно ли ты волнуешься при ответе или при выполнении нового задания?

8.      Случается ли с тобой, что ты боишься высказаться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

9.      Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?

16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

17. Трудно ли тебе получать такие отметки, которых от тебя ждут близкие?

18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?

20. Похож ли ты на своих одноклассников?

21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

22. Когда ты слушаешь учителя, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?

23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?

25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?

26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

27. Боишься ли ты временами вступать в спор?

28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить только твою готовность к уроку?

29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?

31. Бывает ли так, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те ученики, которые не справляются с учебой?

33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимания?

34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

35. Доволен ли ты тем, как относятся к тебе учителя?

36. Помогают ли тебе близкие в организации вечеров так, как помогают близкие твоих одноклассников?

37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу также хорошо, как и твои одноклассники?

40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?

41. Обладают ли способные ученики какими – то особыми правами, которых нет у тебя и других ребят в классе?

42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

43. Доволен ли ты тем, как относятся к тебе одноклассники?

44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих делах больше, чем твои одноклассники?

47. Если ты можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты с беспокойством о том, что буде завтра в школе?

49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, если учитель говорит, что собирается дать классу задание?

52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

53. Когда учитель говорит, что собирается классу дать задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?

Информация о работе Модульная папка диагностических методик, направленных на изучение личностных особенностей детей – кандидатов в воспитанники за