Модульная папка диагностических методик, направленных на изучение личностных особенностей детей – кандидатов в воспитанники за

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:41, тест

Описание работы

Данная папка включает в себя диагностический материал, предназначенный для изучения личностных особенностей детей дошкольного - старшего школьного возраста. Предлагаемые методики можно подразделить на следующие группы:

 Тестовые (стандартизированные);
 Проективные;
 Методики – наблюдения.

Содержание

Введение
Многофакторный личностный опросник (FPI модифицированная форма В).
Характерологический опросник К. Леонгарда
Методика диагностики типа акцентуации характера « Чертова дюжина»
Методика «Психологическая характеристика темперамента»
Методика Айзенка (EPI Form B) Психологическая характеристика темперамента
Методика «Диагностика состояния агрессии у подростков» Баса – Дарки.
Методика «Шкала Сирса».
Проективная методика Е.Амен для определения тревожности
у детей 6 -9 лет.
Методика «Оценка уровня школьной тревожности» Филлипса.
Методика диагностики самооценки психических состояний
(по Г. Айзенку).
Методика «Диагностики уровня субъективного ощущения одиночества» (Д. Рассела и М. Фергюсона)
Проективная методика «Несуществующее животное».
Диагностика поведенческих особенностей детей дошкольного
и младшего школьного возраста.
Графические методы диагностики (автор Т.Ю. Андрущенко)
Проективная методика «Автопортрет»
Цветовой тест эмоциональных состояний.
Методика выявления характера дезадаптации ребенка –
карта наблюдений Д. Стотта.
Список литературы.

4

Работа содержит 1 файл

mp-vospitanniki.doc

— 1.31 Мб (Скачать)

 

      Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность.

      Американские психологи П.Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка.

 

Признаки гиперактивности.

 

 

Дефицит активного внимания.

 

1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

2. Не слушает, когда к нему обращаются.

3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

4. Испытывает трудности в организации.

5. Часто теряет вещи.

6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

7. Часто бывает забывчив.

 

 

Двигательная расторможенность.

 

1. Постоянно ерзает.

2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в

    кресле, бегает, забирается куда-либо).

3. Спит намного меньше. Чем другие дети, даже во младенчестве.

4. Очень говорлив.

 

 

Импульсивность.

 

Импульсивность – особенность поведения человека (в устойчивых формах – черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних эмоций.

 

1.      Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

2.      Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

3.      Плохо сосредоточивает внимание.

4.      Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением  есть пауза).

5.      Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами

6.      При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других – нет, на одних уроках он успешен, на других – нет).

 

 

 

 

 

 

Признаки импульсивности (анкета).

 

Импульсивный ребенок:

 

1.   Всегда быстро находит ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно,

     и неверный).

2.   У него часто меняется настроение.

3.   Многие вещи его раздражают, выводят из себя.

4.   Ему нравится работа, которую можно делать быстро.

5.   Обидчив, ноне злопамятен.

6.   Часто чувствуется. Что ему все надоело.

7.   Быстро, не колеблясь, принимает решения.

8.   Может резко отказаться от еды, которую не любит.

9.   Нередко отвлекается на занятиях.

10. Когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ.

11. Обычно уверен, что справится с любым заданием.

12. Может грубить взрослым.

13. Временами кажется, что он переполнен энергией.

14. Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.

15. Требует к себе внимание, не хочет ждать.

16. В играх не подчиняется общим правилам.

17. Горячится во время разговора, часто повышает голос.

18. Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.

19. Любит организовывать и предводительствовать.

20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.

 

      Для получения объективных данных необходимо, чтобы 2-3 взрослых человека, хорошо знающих ребенка, оценили уровень его импульсивности с помощью данной анкеты. Затем надо суммировать все баллы во всех исследованиях и найти средний балл, Результат 15-20 баллов свидетельствует о высокой импульсивности, 7-14 – о средней, 1-6 баллов – о низкой.

 

Рекомендации психолога родителям по итогам диагностики.

 

При наличии данных поведенческих проявлений у ребенка, взрослым следует придерживаться следующих правил взаимодействия с ним:

 

1.  Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

2.  Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

3.  Делить работу на более короткие, но более частые периоды.

     Использовать физкультминутки.

4.  Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать

     чувство успеха.

5.  Посадить ребенка во время занятий рядом со взрослым.

6.  Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения,

     поглаживания).

7.  Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

9.  Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

12. Предоставлять ребенку возможность выбора.

13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества.

 

 

 

АУТИЧНОСТЬ – обозначает крайние формы нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний.

 

       Выделяют три основных области, в которых аутизм проявляется особенно ярко: речь и коммуникация; социальное взаимодействие; воображение, эмоциональная сфера.

       В качестве основных симптомов аутизма называют трудности в общении и социализации, неспособность установления эмоциональных связей, нарушение речевого развития, однако следует отметить, что для аутизма характерно аномальное развитие всех областей психики: интеллектуальной и эмоциональной сфер, восприятия, моторики, внимания, памяти, речи.

 

При диагностике необходимо ориентироваться на следующие признаки и степень выраженности аутизма.

 

1. Полная отрешенность от происходящего.

   В этом случае дети полностью отказываются от активных контактов с внешним миром.

Они не откликаются на просьбы и ничего не просят сами, у них не формируется

целенаправленное поведение. Такие дети не используют речь, мимику и жесты. Эта наиболее глубокая форма аутизма, проявляющаяся в полной отрешенности от происходящего вокруг.

 

2. Активное отвержение.

    Дети данной группы более активны и менее ранимы в контактах со средой, но для них характерно неприятие большей части мира. Для таких детей важно строгое соблюдение сложившегося жесткого жизненного стереотипа, определенных ритуалов. Наиболее остро их проблемы проявляются с возрастом, когда становится необходимым выйти за границы домашней жизни, общаться с новыми людьми. У них множество двигательных стереотипов, их речевое развитие специфично: они усваивают речевые штампы, жестко связывая их с конкретной ситуацией.

 

3. Захваченность аутистическими интересами.

    Дети этой группы конфликтны, не умеют учитывать интересы других, поглощены одними и теми же занятиями и интересами. Они обладают большим словарным запасом, говорят сложными книжными фразами, их речь отличается неестественной взрослостью.

Сложность в том, что при этом у них нарушено мышление. Они не чувствуют подтекста ситуации, им трудно воспринимать одновременно несколько смысловых линий в происходящем.

 

4. Чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия.

    Проблема детей этой группы – недостаточность возможности в организации взаимодействия с другими людьми. Для детей характерны трудности в усвоении двигательных навыков, их речь бедна и аграмматична, они могут теряться в простейших социальных ситуациях. Это наиболее легкий вариант аутизма.

 

Аутизм – это медицинский диагноз, и ставить его имеет право только специалист, но выявить признаки аутизма может и психолог.

 

 

Рекомендации психолога родителям.

 

1.      Принимать ребенка таким, какой он есть.

2.      Исходить из интересов ребенка.

3.      Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.

4.      Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).

5.      Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.

6.      Чаще присутствовать при занятиях ребенка.

7.      Как можно чаще разговаривать с ребенком.

8.      Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.

9.      Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты, и т.п.).

10. Избегать переутомление ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Графические методы  диагностики.

(авторТ.Ю. Андрущенко)

 

«Мой круг общения»

 

      Данный метод предназначен для выявления круга и характера взаимодействия ребенка с окружающими его людьми. Рекомендуется для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста (7 -12 лет).

 

       Начиная работу с ребенком, консультант говорит: « Я знаю, что любой человек не очень любит отвечать на вопросы незнакомых людей. Давай лучше мы вместе попытаемся изобразить твою жизнь, а потом обсудим некоторые интересные и важные ее моменты. Такое введение снимает настороженность, присущую началу общения, неожиданное предложение заинтересовывает ребенка и делает его готовым к сотрудничеству со взрослым.

 

        Дальнейший ход работы направляется следующими побуждениями.

 

1.      «Давай представим, с кем и где тебе приходится общаться в течение всего дня, каждому найдем место («дом») в этом круге твоего общения». Консультант рисует круг и, советуясь с ребенком, последовательно делит его на сектора (сферы общения). После проведения вертикальной черты образуется два сектора: «школа» и «вне школы». Горизонтальная черта выделяет сектора «сверстников» и «взрослых». В зависимости от цели беседы, понимание ребенком предмета обсуждения, необходимостью упрощения и др. отведения пространства разным сферам общения может быть несколько иным. Например, в школе: ребята, учителя; вне школы: ребята во дворе, родные дома. В других случаях верхнее и нижнее полукружия могут означать сферы благополучно-радостного общения (общения со знаком «+») и неблагополучно-огорчительного ( общения со знаком «-» ).

 

2.      «Теперь надо «заселить» каждый «дом» людьми, с которыми тебе приходится сталкиваться более близко, это могут быть и симпатичные люди (друзья, приятели), а могут среди них оказаться и неприятные, ты бы с ними и не хоте общаться, но приходится по самым разным причинам». Консультант вводит с помощью условного обозначения (прямоугольника на окружности) всех названных ребенком детей и взрослых, при этом выясняет возраст, обстоятельства взаимодействия. Как правило, ребенок сам охотно начинает обо всех и всем подробно рассказывать.

 

3.      «Давай обозначим в твоем круге людей, с которыми у тебя сложились добрые отношения, и тех, общение с которыми тебя огорчает». В ходе этой процедуры обозначения (штриховка прямоугольника красным или синим) психолог узнает многие подробности, обстоятельства, характер оценок сложившейся ситуации, например, меру вины в создавшихся плохих отношениях, повод, приведший к затруднению в общении и силу эмоционального переживания радостных и огорчительных социальных контактов. На этом же этапе можно выяснить и обозначить выраженность переживания (через частоту штриховки каждого прямоугольника тем или иным цветом).

 

4.      «Давай в большом круге нарисуем еще два круга: один – в серединке и еще один – маленький, ближе к центру, а в самом центре поместим тебя, напишем твое имя. А теперь используем два карандаша: темный – «недоброжелательный», «неприятный» и светлый – «радостный» и «приветливый» - и покажем, кто как к кому относится, кто больше друг другу доставляет радость, кто и насколько друг другу неприятен». Консультант вместе с ребенком, пользуясь соответствующими цветами, обозначают меру взаимной симпатии и антипатии стрелками различных цветов. В каждом случае выясняется мнение ребенка о характере отношения к нему партнера по общению, соответственно стрелкой обозначается направление и мера выраженности отношения.

    

 

«Кто виноват?»

        

      Данный метод направлен на выяснение осознанности ребенка меры ответственности за возникновение и разрешение конфликтных взаимоотношений с каждым партнером – взрослым или сверстником. После обсуждения «круга общения» ребенку предлагается выразить на шкалах  (каждая в 10 делений):

      меру инициативы каждого участника в возникновении конфликта (стрелками навстречу друг другу охватывается необходимое количество делений, условно выражаемое в процентах);

      меру инициативы каждого участника в разрешении конфликта (обозначается светлым цветом);

      меру сопротивления каждого участника разрешению конфликта (обозначается темным цветом).

Информация о работе Модульная папка диагностических методик, направленных на изучение личностных особенностей детей – кандидатов в воспитанники за