Модульная папка диагностических методик, направленных на изучение личностных особенностей детей – кандидатов в воспитанники за

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:41, тест

Описание работы

Данная папка включает в себя диагностический материал, предназначенный для изучения личностных особенностей детей дошкольного - старшего школьного возраста. Предлагаемые методики можно подразделить на следующие группы:

 Тестовые (стандартизированные);
 Проективные;
 Методики – наблюдения.

Содержание

Введение
Многофакторный личностный опросник (FPI модифицированная форма В).
Характерологический опросник К. Леонгарда
Методика диагностики типа акцентуации характера « Чертова дюжина»
Методика «Психологическая характеристика темперамента»
Методика Айзенка (EPI Form B) Психологическая характеристика темперамента
Методика «Диагностика состояния агрессии у подростков» Баса – Дарки.
Методика «Шкала Сирса».
Проективная методика Е.Амен для определения тревожности
у детей 6 -9 лет.
Методика «Оценка уровня школьной тревожности» Филлипса.
Методика диагностики самооценки психических состояний
(по Г. Айзенку).
Методика «Диагностики уровня субъективного ощущения одиночества» (Д. Рассела и М. Фергюсона)
Проективная методика «Несуществующее животное».
Диагностика поведенческих особенностей детей дошкольного
и младшего школьного возраста.
Графические методы диагностики (автор Т.Ю. Андрущенко)
Проективная методика «Автопортрет»
Цветовой тест эмоциональных состояний.
Методика выявления характера дезадаптации ребенка –
карта наблюдений Д. Стотта.
Список литературы.

4

Работа содержит 1 файл

mp-vospitanniki.doc

— 1.31 Мб (Скачать)

 

           Уподобление животного человеку: начиная с постановки животного в положение прямохождения (две лапы, вместо четырех и т.д.), кончая одеванием животного в человеческую одежду, включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки – свидетельствуют об инфантилизме, эмоциональной незрелости. Механизм сходен с аллегорическим значением животных и их характеров в сказках, притчах. Фигура круга, особенно ничем не заполненного, символизирует тенденцию к сокрытию, замкнутости своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Обратить внимание на акцент  сексуальных признаков – вымени, сосков, груди при человеческой фигуре. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблемах секса. Редко и очень необычно обращает на себя внимание вмонтировка механических частей в живую часть животного – постановка на постамент, танковые или транспортные гусеницы, треножник, прикрепление к голове пропеллера, винта, проводов, вмонтирование в глаза электроламп, проводов в тело или конечности, рукояток и клавиш. Антенн и т.д. Это наблюдается, главным образом, у больных шизофренией и редко у глубоких шизоидов.

 

          Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов. Банальность, отсутствие творческого начала принимает форму готового, существующего животного.

 

           Название может выражать рациональное соединение смысловых частей («Летающий заяц», «Бегемот»). Другие варианты словообразования с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («Реболетиус», «Воплиолярис»). Первое – рациональность, направленная установка на определенную ориентацию. Второе – демонстративность (разума, эрудиции). Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления («Грякер», «Лелые»), знаменующие легкомыслие.

             Наблюдаются и ироническо-юмористические названия («Рипочурка», «Давашпор», «Пузыриес»), характеризующие соответствующее отношение к окружающему. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («Трутру»). Склонность к фантазированию (чаще всего защитного порядка) выражается непомерно длинным названием.

 

       Методика «Несуществующее животное» может быть использована в качестве метода экспресс-диагностики склонности к агрессивным формам поведения, но при этом она не может быть использован как единственный метод и требует объединения  с другими методами или тестами для получения более объективных данных о наличии агрессивности у ребенка. Степень выраженности агрессивных тенденций будет определяться количеством, расположением и характером острых углов в рисунке независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии – когти, острые клювы, зубы, иглы и др.

   

 

                         

 

Диагностика поведенческих особенностей детей дошкольного

и младшего школьного возраста.

 

      Учитывая особенности детей данной возрастной группы, специалистам рекомендуется в процессе диагностики использовать следующие методы работы:

 

1. Сбор и обобщение независимых характеристик.

 

       До момента перемещения в семейно-воспитательную группу, ребенок находится в социально-реабилитационном отделении, где непосредственно, общается со взрослыми и детьми.  Специалисту необходимо получить как можно больше информации о том, каковы личностные особенности данного ребенка, как он проявляет себя во взаимоотношениях с детьми и взрослыми и каковы его поведенческие характеристики.

   Важный материал для диагностики предоставляет использование метода изучения продуктов деятельности ребенка, в частности, рисунков. При их анализе важно обратить внимание не только на сюжеты, но и на цвета, используемые детьми в рисунках. 

 

2. Метод наблюдения.

 

    Данный метод является основным при диагностике детей дошкольного и младшего школьного возраста. Он предоставляет психологу возможность наблюдать за ребенком в привычной  для него обстановке в течение продолжительного времени.

 

3. Непосредственное общение психолога с ребенком (диагностическая процедура).

 

     В процессе взаимодействия с ребенком следует обратить внимание на то, как он идет на установление контакта со взрослым, реагирует на его просьбы, выполняет предложенные психологом задания и т. п.

 

     На основании полученной информации специалист может сделать вывод о личностных особенностях ребенка, модели его поведения и, самое главное – рекомендовать будущим воспитателям, каким образом эффективнее взаимодействовать с ребенком.

 

     Следует обратить особое внимание в тех случаях, когда в поведении  детей наблюдаются проявления агрессивности, тревожности, излишней двигательной активности, аутичности.

 

Мы предлагаем критерии, с помощью которых специалист может осуществлять наблюдение за ребенком с целью определения перечисленных выше,  личностных особенностей детей – кандидатов в воспитанники семейно-воспитательных групп.

 

 

АГРЕССИВНОСТЬ – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

 

 

Признаки проявления агрессии.

 

При наличии агрессивности, у ребенка наблюдаются следующие поведенческие признаки:

1.      Часто теряет контроль над собой.

2.      Часто спорит и ругается со взрослыми.

3.      Часто отказывается выполнять правила.

4.      Часто специально раздражает людей.

5.      Часто обвиняет других в своих ошибках.

6.      Часто сердится и отказывается делать что-либо.

7.      Часто завистлив, мстителен.

8.      Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

 

      Кроме того, с целью выявления агрессивности у ребенка предлагается использовать специальную анкету, разработанную для взрослых, общающихся с ним

(Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.).

 

Критерии агрессивности у ребенка (анкета).

 

1.      Временами кажется, что в него вселился злой дух.

2.      Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

3.      Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

4.      Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

5.      Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

6.      Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

7.      Он не прочь подразнить животных.

8.      Переспорить его трудно.

9.      Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

12. Часто не по возрасту ворчлив.

13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

16. Легко ссорится, вступают в драку.

17. Старается общаться с младшим и физически более слабым.

18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

 

       Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Высокая агрессивность – 15-20 баллов.

Средняя агрессивность -    7-14 баллов.

Низкая агрессивность   -    1-6   баллов.

 

В случае, если у ребенка наблюдается высокий и средний уровень агрессивности, необходимо выработать стратегию поведения с ним, которая бы позволила помочь ребенку адаптироваться в семейно-воспитательной группе.

 

Рекомендации психолога родителям по итогам диагностики.

 

       Взрослым при взаимодействии с ребенком рекомендуется придерживаться следующих правил:

 

1.      Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

2.      Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

3.      Быть последовательным в наказаниях ребенка.

4.      Наказывать за конкретные поступки.

5.      Наказания не должны унижать ребенка.

6.      Обучать приемлемым способам выражения гнева.

7.      Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.

8.      Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

9.      Развивать способность к эмпатии.

10. Расширять поведенческий репертуар ребенка.

11. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

12. Учить брать ответственность на себя.

 

 

 

ТРЕВОЖНОСТЬ – индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуаций, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают.

 

Признаки тревожности.

 

1.   Постоянное беспокойство.

2.   Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.

3.   Мышечное напряжение (напр., в области лица, шеи).

4.   Раздражительность.

5.   Нарушения сна.

 

      Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из критериев, перечисленных выше, постоянно проявляется в его поведении.

      С целью выявления тревожного ребенка используется также следующий опросник (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.).

 

Критерии тревожности (анкета).

 

Тревожный ребенок:

 

1.   Не может долго работать не уставая.

2.   Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

3.   Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4.   Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

5.   Смущается чаще других.

6.   Часто говорит о напряженных ситуациях.

7.   Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8.   Жалуется, что ему снятся страшные сны.

9.   Руки у него обычно холодные и влажные.

10. У него нередко бывает расстройство стула.

11.  Сильно потеет, когда волнуется.

12.  Не обладает хорошим аппетитом.

13.  Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14.  Пуглив, многое вызывает у него страх.

15.  Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16.  Часто не может сдержать слезы.

17.  Плохо переносит ожидание.

18.  Не любит браться за новое дело.

19.  Не уверен в себе, в своих силах.

20.  Боится сталкиваться с трудностями.

 

Положительный ответ на каждое утверждение оценивается в 1 балл.

     При суммировании результатов получаем общий балл тревожности.

 

      Высокая тревожность – 15-20 баллов.

      Средняя тревожность -   7-14 баллов.

      Низкая тревожность   -   1-6 баллов.

 

 

Рекомендации психолога родителям по итогам диагностики.

 

     В случае, если у ребенка наблюдается достаточно высокий уровень тревожности, то необходимо при взаимодействии с ним придерживаться следующих правил:

 

1.      Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

2.      Не сравнивайте ребенка с окружающими.

3.      Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

4.      Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

5.      Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

6.      Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

7.      Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

8.      Будьте последовательны в воспитании ребенка.

9.      Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.

10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.

11. Не унижайте ребенка, наказывая его.

 

 

     ГИПЕРАКТИВНОСТЬ. В настоящее время все чаще встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают. Часто у этих детей плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов.

Информация о работе Модульная папка диагностических методик, направленных на изучение личностных особенностей детей – кандидатов в воспитанники за