Модульная папка диагностических методик, направленных на изучение личностных особенностей детей – кандидатов в воспитанники за

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:41, тест

Описание работы

Данная папка включает в себя диагностический материал, предназначенный для изучения личностных особенностей детей дошкольного - старшего школьного возраста. Предлагаемые методики можно подразделить на следующие группы:

 Тестовые (стандартизированные);
 Проективные;
 Методики – наблюдения.

Содержание

Введение
Многофакторный личностный опросник (FPI модифицированная форма В).
Характерологический опросник К. Леонгарда
Методика диагностики типа акцентуации характера « Чертова дюжина»
Методика «Психологическая характеристика темперамента»
Методика Айзенка (EPI Form B) Психологическая характеристика темперамента
Методика «Диагностика состояния агрессии у подростков» Баса – Дарки.
Методика «Шкала Сирса».
Проективная методика Е.Амен для определения тревожности
у детей 6 -9 лет.
Методика «Оценка уровня школьной тревожности» Филлипса.
Методика диагностики самооценки психических состояний
(по Г. Айзенку).
Методика «Диагностики уровня субъективного ощущения одиночества» (Д. Рассела и М. Фергюсона)
Проективная методика «Несуществующее животное».
Диагностика поведенческих особенностей детей дошкольного
и младшего школьного возраста.
Графические методы диагностики (автор Т.Ю. Андрущенко)
Проективная методика «Автопортрет»
Цветовой тест эмоциональных состояний.
Методика выявления характера дезадаптации ребенка –
карта наблюдений Д. Стотта.
Список литературы.

4

Работа содержит 1 файл

mp-vospitanniki.doc

— 1.31 Мб (Скачать)

                    

                           Утверждения

 

  часто

 

иногда

 

редко

 

никогда

 

1.   Я несчастлив, занимаясь столькими

     вещами в одиночку.

 

2.   Мне не с кем поговорить.

 

3.   Для меня невыносимо быть таким

      одиноким.

 

4.   Мне не хватает общения.

 

5.   Я чувствую, будто никто

      действительно не понимает себя.

 

6.   Я застаю себя в ожидании, что

     люди позвонят или напишут мне.

 

7.   Нет никого, к кому я мог бы

      обратиться.

 

8.   Я сейчас больше ни с кем не

     близок.

 

 

9.   Те, кто меня окружает, не

      разделяют мои интересы и идеи.

 

10. Я чувствую себя покинутым.

 

11. Я не способен раскрепощаться и

      общаться с теми, кто меня

     окружает.

 

12. Я чувствую себя совершенно

     одиноким.

 

13. Мои социальные отношения и

      связи  поверхностны.

 

     14. Я мечтаю о компании.

 

15. В действительности  никто как

      следует не знает меня.

 

16. Я чувствую себя изолированным от

      других.

 

17. Я несчастен, будучи таким

      отверженным.

 

18. Мне трудно заводить друзей.

 

19. Я чувствую себя исключенным и

      изолированным другими.

 

20. Люди вокруг меня, но не со мной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обработка результатов и интерпретация.

 

 

Количественная обработка.

 

Подсчитывается количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов «часто» умножается на три, «иногда» - на два, «редко» - на один и «никогда» - на ноль. Полученные результаты суммируются. Максимально возможный показатель одиночества – 60 баллов. Высокая степень одиночества – от 40 до 60 баллов, от 20 до 40 баллов – средний уровень одиночества, от 0 до 20 баллов – низкий уровень одиночества.

 

Качественная обработка.

 

Качественные характеристики одиночества возможно определить при помощи ответов – «часто», «иногда» на конкретно поставленные вопросы методики. Это позволяет психологу сосредоточить своё внимание на проблемных аспектах жизни обследуемого.

 

 

 

 

 

 

 

 

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проективная методика «Несуществующее животное».

 

         Данная методика предназначена для изучения личностных особенностей детей среднего и старшего школьного возраста

          Как правило, цель диагностики в проективных методиках замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление.

          Для работы потребуется лист бумаги, простой мягкий карандаш и стирательная резинка. Карандашом средней мягкости, ручкой или фломастером рисовать не рекомендуется.

 

 

Инструкция

 

Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его подходящим именем.

 

Показатели и интерпретация

 

         Данная методика построена на теории психомоторной связи, согласно которой при выполнении рисунка лист бумаги представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, то есть возникшую тенденцию движения. По данной концепции, пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым и бездеятельностью (отсутствием активной

     связи между мыслью-представлением и его осуществлением). Правая

    сторона, пространство впереди и вверху связаны с будущим и

   действенностью. Правая сторона (соответственно ведущей руке) на листе

    связана с положительно окрашенными  эмоциями, энергией, активностью,

     конкретностью действия. Левая сторона – с отрицательно окрашенными и

     депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью.

 

            Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии стандартного вертикального листа.

            Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем больше, тем выраженнее) трактуется как высокая самооценка, недовольство собственным положением в социуме и недостаточность признания со стороны окружающих; претензия на продвижение, тенденция к самоутверждению, претензия на признание.

            Положение рисунка в нижней части – обратные показатели: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, неуверенность, незаинтересованность в своем социальном положении, признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

 

           Центральная смысловая часть фигуры (голова или заменяющие ее детали).

Голова, повернутая вправо, - устойчивая тенденция к деятельности – почти все, что задумывается или планируется, осуществляется, или, по крайней мере, начинает осуществляться, даже если не доводится до конца (человек активно переходит к реализации своих планов, наклонностей).

           Голова, повернутая влево – тенденция к рефлексии, размышлению. Испытуемый не «человек действия», лишь незначительная часть замыслов реализуется или начнет реализовываться. Нередки нерешительность, страх, боязнь перед активным действием (что именно, надо выяснить дополнительно).

           Положение в фас, т.е. голова, направленная на рисующего, трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств, - уши, рот, глаза.

           Глазам придается особое значение. Это символ присущего человеку страха. Это значение особенно подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратите внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы – показатель истероидно – демонстративных манер. Для мужчин – женственные черты характера с подрисовкой радужки или зрачка совпадают редко. Ресницы – это также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

           Значение детали «уши» прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих для себя (дополнительно по другим показателям, по их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для положительной оценки или только дает соответствующие реакции на окружающих: радость, гордость, обида, огорчение, не изменяя при этом своего положения).

           Деталь «рот» можно оценивать следующим образом, Приоткрытый рот в сочетании с языком – болтливость, в сочетании с подрисовкой губ трактуется как чувственность. Иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без подрисовки губ и языка, особенно зачерченный, трактуется как легкость возникновения страхов и опасений, недоверия. Рот с зубами – вербальная агрессия, в большинстве случаев защитная: огрызается, защищается, грубит в ответ на осуждение или порицание. Для детей и подростков значение рта округлой формы означает боязливость и тревогу. Увеличенный (по сравнению с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало, а, возможно, и эрудицию в себе и окружающих.

         На голове часто расположены дополн6иетельные детали: рога – защита, агрессия (определить в сочетании с другими признаками агрессии – ногтями, щетиной, иглами).

Характер этой агрессии – спонтанный или защитно-оборонительный.

         Перья – тенденция к самоукрашению или к самооправданию и демонстративности.

          Грива, шерсть, подобие прически – чувственность, подчеркивание своего пола, иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

 

          Несущая часть фигуры (опорная – ноги, лапы, постаменты). Рассматривается основательность этой части фигуры по отношению к размеру всей фигуры и по форме – основательность, обдуманность, рациональность принятия решений, опора на существенную и значимую информацию, на существенные положения. В противном случае – поверхностность и неосновательность суждений, легкомысленность выводов, иногда импульсивность принятия решений – особенно при полном или частичном отсутствии ног. Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединены точно, тщательно или небрежно, слабо, или не соединены совсем. Это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность, а также повторяемость формы ног любых элементов в одной части – конформность суждений и установок в принятии решений, стационарность, банальность. Разнообразие в положении этих деталей говорит о своеобразии установок и суждений, самостоятельности, небанальности соответственно необычности формы, даже о творческом начале в норме или инакомыслии (ближе к патологии).

 

           Части, возвышающие над уровнем фигуры, могут быть функциональные или украшающие. Крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантик, что-то вроде завитушек, кудрей, цветков. Первые – это энергия, охват разных областей человеческой действительности, уверенность в себе, самораспространение с неделикатными, неразборчивыми утешениями окружающих. Либо любознательность, «соучастие» как в можно большем количестве мероприятий, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелостью мероприятий – соответственно значению символа (щупальца, крылья и т.д.). Вторые – демонстративность, склонность к обращению на себя внимания, манерность.

            Хвосты – выражают отношения к собственным действиям или поступкам, или решениям, размышлениям, вербальной продукции – по тому, повернут ли хвост вправо (+) на листе или влево (-), судят об окраске этого отношения, которая выражена в направлении хвоста. Вверх – уверенно, положительно, бодро; хвост же падающий вниз, показывает недовольство собой, подавленность, сожаление, раскаяние и т.д. Особое внимание следует обратить на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев. Особенно на пышные, длинные, разветвленные. Их направленность также имеет значение: вправо – по поводу своих действий или поведения, влево – по поводу своих мыслей, решений, собственной нерешительности.

 

            Контур фигуры. Важно наличие или отсутствие выступов (типа шипов, панциря. Игл, прорисовки или затемнения линий контура). Это защита от окружающих. Агрессивная защита, если рисунок выполнен в острых углах, страх или тревога, если есть затемнение контурной линии, опасение и подозрительность, если поставлены щиты, «заслоны», направленные вверх – против людей, реально имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей и т.д. направленность защиты вниз – против насмешек, непризнания, боязнь осуждений. Боковые – недифференцированная опасливость, готовность к защите и самозащите любого порядка и в разных ситуациях. То же самое – элементы защиты, расположенные не по контуру, внутри контура, на самом корпусе животного. Справа – больше в процессе деятельности (реальной), а слева – защита своих мнений, убеждений.

 

             Общая энергия оценивается количеством изображенных деталей: только ли необходимое, чтобы дать представление о животном (тело, голова, конечности и т.д.) с заполнением контуров без штриховки и дополнительных линий или же имеет место щедрое изображение не только необходимых, но и усложняющих конструкцию деталей (дополнительных). Соответственно, чем выше энергия, тем больше деталей, и, наоборот, отсутствие таковых – экономия энергии, астеничность, органика: хроническое соматическое заболевание. То же подтверждается характером линий: при астении – слабая, паутинообразная. Обратный же характер линий не является полярным (жирная с нажимом), это не энергия, а тревожность. Особенно обратите внимание на резко продавленные линии, видимые даже с обратной стороны (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки – резкая тревожность). Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен подобным образом, к чему привязана тревожность.

 

          Тематически животные делятся на угрожающих, угрожаемых и нейтральных. Это отношение испытуемого к своему «Я», представление о своем положении в мире, об идентификации себя по значению с животными. В данном случае, рисуемое животное – представитель самого рисующего.

Информация о работе Модульная папка диагностических методик, направленных на изучение личностных особенностей детей – кандидатов в воспитанники за