Методы исследования особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследование особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста.
Объект исследования: совокупность методов позволяющих провести исследование особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: методики направленные на выявление особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста.
Гипотеза: разработанный комплекс методик позволяет выявить особенности гиперактивных детей дошкольного возраста и на основе результатов разработать рекомендации по коррекции гиперактивности у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать специальную литературу;
- дать психологическую характеристику гиперактивных детей дошкольного возраста;
- изучить методы исследования особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста;
- составить диагностическую программу исследования особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста;
- экспериментально определить основные особенности развития детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью;
- опираясь на результаты диагностического исследования разработать рекомендации по развитию гиперактивных детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Проблема исследования синдрома дефицита внимания и гиперактивности детей дошкольного возраста

1.1.Обзор отечественных и зарубежных исследований проблемы синдрома дефицита внимания и гиперактивности…………………………….…………...5
1.2. Особенности развития детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью ……………………………………..17
1.3. Методы исследования особенностей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью …………..……………26

Глава 2. Содержание и проведение работы по исследованию особенностей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

2.1. Характеристика диагностической программы исследования особенностей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности ………………………………………………………………...30
2.1.1. Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста…...30
2.1.2. Диагностическая программа, направленная на исследование особенностей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности …………………………..…………………………………..32
2.2. Результаты и анализ результатов, полученных в ходе эксперимента…...38
2.3. Рекомендации по развитию детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью……………………….......................47
Заключение……………………………………………………………………...53
Список литературы…………………………………………………………….56
Приложение……………………………………………………………………..64

Работа содержит 1 файл

курсовая3 Никитин.doc

— 3.19 Мб (Скачать)

 

Примечание: с – средний уровень; н – низкий уровень; о.н. – очень низкий уровень

При исследовании особенностей внимания у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью наблюдались следующие показатели.

В основном дети показали средний и низкий уровни развития внимания. Однако некоторые дети показали очень низкие результаты, что говорит о несформированности внимания и отдельных его свойств.

Так Екатерина А. показала низкий уровень сформированности всех диагностируемых свойств внимания;

Мария Б. показала низкий уровень сформированности продуктивности, переключаемости и распределяемости, концентрации внимания;

Никита Г. показал очень низкий уровень сформированность объёма, устойчивости, переключаемости и распределяемости, концентрации внимания и низкий уровень продуктивности внимания;

Диана Д. показала очень низкий уровень сформированности устойчивости и концентрации внимания, низкий уровень сформированности продуктивност, переключаемости и распределяемости внимания;

Дмитрий Е. показал очень низкий уровень сформированности продуктивности внимания, низкий уровень сформированности объёма, переключаемости и распределяемости, концентрации внимания;

Алёна М. показала низкий уровень сформированности объёма и устойчивости внимания;

Ксения Н. показала низкий уровень сформированности объёма внимания;

Тимофей П. показал низкий уровень сформированности переключаемости и распределяемости внимания;

Виктория С. показала низкий уровень сформированности объёма, устойчивости, продуктивности, переключаемости и распределяемости внимания.

Средние показатели сформированности отдельных свойств внимания, продемонстрированные детьми, были близки к низким показателям.

Таким образом, результаты эксперимента показали следующие особенности внимания детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью: неустойчивость (колебания) внимания; сниженная концентрация; снижение объема внимания; сниженная избирательность внимания; сниженное распределение внимания; трудности переключения внимания; повышенная отвлекаемость.

По результатам диагностики разработаны рекомендации по развитию внимания детей данной категории.

2.3. Рекомендации по развитию детей  дошкольного возраста  с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Деятельность по развитию внимания включает работу непосредственно с детьми, а также с наиболее значимыми окружающими людьми — родителями, учителями, воспитателями.

Исходным пунктом для коррекционной работы с детьми служат диагностированные у них функциональные ограничения. Путем целенаправленной коррекции достигается существенное улучшение их навыков. Базируется эта работа на теоретических положениях деятельностного подхода. В процессе коррекционной работы у детей вырабатываются основные навыки, необходимые для выполнения любых задуманных действий (например, умение внимательно слушать), совершенствуется их саморегуляция и способность к планированию. В этих целях должны разрабатываться коррекционные программы, которые связаны друг с другом и охватывают весь спектр составляющих нарушения. Поэтому сюда должны быть включены и методики оказания помощи в учении и развития социального поведения. Коррекционная работа должна быть полностью ориентирована на конкретных детей, так чтобы её программа отличалась гибкостью и возможностью индивидуализированного применения.

Прочные результаты коррекционной работы достижимы только при условии тесного сотрудничества психолога с родителями и учителями. Для этого их необходимо вооружить как можно более конкретными и приложимыми на практике знаниями о нарушениях внимания и их этиологии. Консультирование и тренинг соответствующих навыков позволят значимым взрослым научиться целенаправленно содействовать развитию ребенка.

Диагностика и коррекция должны  носить мультимодальный характер и включать в себя следующие мероприятия:

-         информирование и консультирование родителей и учителей, а также самого ребёнка относительно особенностей нарушения, его возникновения и проявлений.

-         тренинг родителей или оказание помощи семье с целью облегчения бремени, которое ложится на членов семьи.

-         коррекционное вмешательство в детском саду и школе.

-         когнитивное развитие ребенка, проводимое для уменьшения импульсивности и неорганизованности поведения (развитие навыков самоинструктирования и саморегуляции).

-         дополнительная фармакотерапия, предназначенная для сокращения гиперкинетических симптомов, рекомендована в случаях, когда имеют место явно выраженные, проявляющиеся во многих ситуациях поведенческие проблемы или кризисные состояния.

Если интерпретировать дефицит внимания как специфическое нарушение действия, то можно лучше понять проблемы детей с таким диагнозом и точнее их диагностировать.

Такое понимание нарушений внимания направляет психокоррекционные мероприятия в сторону содействия процессам научения и развития. Поэтому данная работа прежде всего должна преследовать цель обучить невнимательного ребенка более успешным формам поведения, которыми он не владел до сих пор, и закрепить его умения путем тренировки. В ходе коррекционно-развивающих занятий эти способности развиваются с помощью упражнений и постепенно переносятся на повседневные ситуации. Коррекционное занятие целесообразно начинать со сравнительно простых упражнений, которые постепенно усложняются, приближаясь к уровню требований, предъявляемых ребенку в реальной жизни. Для того чтобы ребенок лучше справлялся с этими задачами, необходимо сотрудничество с родителями и учителями. Их роль — оказывать ребенку компетентную помощь в применении усвоенных навыков на практике (в частности, инструктировать, структурировать бытовые ситуации, вводить правила, подкреплять желательное поведение).

Вовлечение родителей в процесс коррекции необходимо потому, что поведенческие трудности детей всегда зависят от ситуации. Нарушения внимания, хотя и имеют биологические предпосылки, однако проявляются именно в виде нарушений под воздействием социальных и ситуационных условии. Многое определяется тем, сумеет ли социальное окружение в достаточной степени компенсировать слабые места ребенка (например, путем более целенаправленного воспитания, прямых указаний, более интенсивного управления его поведением).

Необходимость подключать к работе родителей, заключается ещё и в том, что устойчивые результаты терапии достигаются только там, где удается также изменить повседневное взаимодействие с ребенком его родителей и учителей. СДВГ следует расценивать как нарушение саморегуляции, задача родителей заключается в более непосредственном и нацеленном управлении действиями ребенка. Для этого следует в первую очередь систематически ис­пользовать такие средства, как похвала и порицания (оперантное подкреп­ление, т.е. форма научения, характеризующаяся тем, что подкрепляется то спонтанное поведение, которое признается желательным), а также структурирование ситуаций. Это подтверждается рядом известных эмпирических исследований и теоретических положений.

Из концепции нарушения саморегуляции следует, что невнимательным детям нужны более частые и конкретные указания по поводу того, как следует действовать. Таким детям трудно руководствоваться стимулами, которые выражаются неявно (например, ожиданиями родителей, общими правилами социально приемлемого поведения). Им нужны ясные сигналы в форме обратной связи (положительные закрепления, мягкие наказания).

Семейный стресс проявляется прежде всего в стандартных ситуациях, когда от ребенка требуется соответствовать конкретным ожиданиям и подчиняться жестким правилам.

Знание того, как нужно обращаться с ребенком в этих ситуациях, является основой для целенаправленного сотрудничества с родителями, ориентированного на повышение возможностей семьи. Родителей прежде всего следует вооружить важными навыками поведения в стандартных стрессовых ситуациях и их структурирования.

При организации коррекционной работы с гиперактивными детьми акцент должен делаться на следующие умения ребёнка:

─ концентрировать внимание;

─ доводить начатое до конца;

─ контролировать свои движения;

─ снимать мышечное напряжение;

─ контролировать свои эмоциональные проявления;

─ расширять поведенческий репертуар во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

Развивающее воздействие на гиперактивного ребенка должно включать следующие приемы и технологии:

1.   Обучение приемам саморегуляции через использование релаксаций, визуализаций.

2.   Обучение самомассажу.

3.   Игры для развития быстроты реакции, координации движений.

4.   Игры для развития тактильного взаимодействия.

5.   Пальчиковые игры.

6.   Подвижные игры с использованием сдерживающих моментов.

7.  Психогимнастические этюды для обучения пониманию и выражению эмоционального состояния.

8.  Работу с глиной, водой и песком.

Коррекционную работу более эффективно строить поэтапно:

-                     индивидуальная;

-                     парная;

-                     подгрупповая.

Для проведения психокоррекционных занятий должны быть созданы соответствующие внешние условия.

В помещении для проведения тренинговых занятий должны быть стол, стулья и  желательно видеоаппаратура для записей и их воспроизведения. В комнате не должны находиться отвлекающие ребенка предметы (например, полки, уставленные игрушками).

Занятие проводится в спокойной обстановке, для чего необходимо позаботиться об устранении внешних помех (убрать телефоны, исключить появление посторонних лиц).

Для всех коррекционных занятий устанавливается твердый порядок размещения детей за столами. На групповых занятиях педагогу-психологу целесообразно садится среди детей. Это дает следующие преимущества:

• педагогу-психологу легче наблюдать за работой детей и в случае необходимости корректировать ее (давать инструкции, выступать в качестве модели).

• уменьшается вероятность прямых конфликтов между детьми (ссоры; споры из-за того, кто где должен сидеть; проявления агрессии).

• детям легче следить за тем, что показывает педагог-психолог.

Перед каждым тренингом следует подготовить помещение и необходимые для занятий материалы.

• стулья располагаются так, чтобы на каждом занятии ребенок занимал одно и то же место.

• мешающие и не имеющие отношения к занятиям предметы убираются со стола.

• материалы нужно положить в пределах досягаемости педагога-психолга, предварительно рассортировав их.

Детям входить в помещение целесообразно вместе с педагогом-психологом. Таким образом, проще избежать проволочек с началом занятия или конфликтов, так как в противном случае приходится сначала успокаивать детей или привлекать их внимание, если они уже заняты чем-нибудь другим. Педагог-психолог забирает детей в условленном месте (например, в комнате для ожидания или и фойе). Если дети отличаются значительной двигательной расторможенностью, то рекомендуется, чтобы на занятия их приводили родители, затем «передавая» педагогу-психологу.

Материалы, используемые для проведения коррекционных занятий, должны обеспечивать возможность «открытого» (доступного для наблюдений со стороны) выполнения заданий детьми. В качестве таковых (в зависимости от темы занятий) подходят:

- картинки для раскрашивания;

- лабиринты;

- простые задания на поиск соответствий;

- упражнения на различение форм и цветов;

- загадки;

-         анализ (не)подходящих друг к другу картинок (разновидность построения понятий);

- различение и соотнесение акустических раздражителей;

- выявление взаимосвязей между изображениями предметов и расположение их в надлежащем порядке (выстраивание цепочек).

              При работе с дошкольниками порядок проведения коррекционного занятия имеет следующие особенности:

• сокращенная продолжительность фазы упражнений (не более 20 — 30 мин).

•  игровой характер занятий (включение учебного материала в игровые фазы, применение игровых заданий).

•  тренинг в небольших группах (например, состоящих из двоих детей).

•  интенсивная работа с родителями, особенно в том, что касается приемов воспитания и организации домашних игр.

•  принципиальное значение имеют тёплые эмоциональные отношения между педагогом-психологом и детьми (что подразумевает более продолжительную фазу знакомства в начале занятий или большой упор на совместные игры).

В ходе занятий дети приобретают некоторую компетентность. Для психокоррекционной работы подобного рода актуальна задача переноса их результатов на повседневную жизнь и их достаточно прочного закрепления. Чтобы это стало возможным, педагогу-психологу необходимо настойчиво взаимодействовать с родителями и воспитателями. Без активного участия родителей и воспитателей сложно достичь устойчивых результатов коррекционной работы с детьми. При этом родителей и воспитателей следует консультировать прежде всего по следующим вопросам: организация бытовых ситуаций; адекватное управление поведением детей; поощрение желательного поведения ребёнка в повседневной жизни. Залог успеха – использование разных, дополняющих друг друга психокоррекционных, развивающих и воспитательных программ.

Заключение

В ходе выполнения курсовой работы  в соответствии с поставленными задачами проанализирована психолого-педагогическая литература и определено, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью представляет собой сборную группу различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям патологических состояний.

Информация о работе Методы исследования особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста