Методы исследования особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследование особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста.
Объект исследования: совокупность методов позволяющих провести исследование особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: методики направленные на выявление особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста.
Гипотеза: разработанный комплекс методик позволяет выявить особенности гиперактивных детей дошкольного возраста и на основе результатов разработать рекомендации по коррекции гиперактивности у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать специальную литературу;
- дать психологическую характеристику гиперактивных детей дошкольного возраста;
- изучить методы исследования особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста;
- составить диагностическую программу исследования особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста;
- экспериментально определить основные особенности развития детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью;
- опираясь на результаты диагностического исследования разработать рекомендации по развитию гиперактивных детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Проблема исследования синдрома дефицита внимания и гиперактивности детей дошкольного возраста

1.1.Обзор отечественных и зарубежных исследований проблемы синдрома дефицита внимания и гиперактивности…………………………….…………...5
1.2. Особенности развития детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью ……………………………………..17
1.3. Методы исследования особенностей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью …………..……………26

Глава 2. Содержание и проведение работы по исследованию особенностей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

2.1. Характеристика диагностической программы исследования особенностей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности ………………………………………………………………...30
2.1.1. Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста…...30
2.1.2. Диагностическая программа, направленная на исследование особенностей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности …………………………..…………………………………..32
2.2. Результаты и анализ результатов, полученных в ходе эксперимента…...38
2.3. Рекомендации по развитию детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью……………………….......................47
Заключение……………………………………………………………………...53
Список литературы…………………………………………………………….56
Приложение……………………………………………………………………..64

Работа содержит 1 файл

курсовая3 Никитин.doc

— 3.19 Мб (Скачать)

 

Соотношение уровней сформированнсти объёма внимания в диагностируемой группе (%)

                                                                                                 Таблица 7а

Уровни сформированности объема внимания

Очень низкий

низкий

средний

высокий

1 чел.

         10%

5 чел.

50%

4 чел.

40%

 

0 %

         

             Рис.1. Диаграмма уровня сформированности объёма внимания (%)

 

          Выявлен средний, низкий и очень низкий объем внимания. Дети плохо понимали общую цель задания и инструкцию, смогли правильно выполнить первые 3-4 карточки из восьми предложенных. Интерес к заданию снижался по мере увеличения точек на карточке. Некоторые дети (Никита Г. и Алёна М.) нуждались в помощи взрослого, задание для них оказалось трудным.

                        Методика «Тест переплетенных линий»

Данные о сформированности внимания, полученные с помощью методики «Тест переплетенных линий»  представлены в таблице №8.

                                  Полученные результаты

                                                                                    Таблица 8

Имя ребенка

Балл

Уровень

Примечание

1

Екатерина А.

2

низкий

быстро утомилась

2

Мария Б.

3

средний

 

3

Никита Г.

1

очень низкий

отвлекался

4

Диана Д.

1

очень низкий

не удерживала взгляд до конца, помогала пальцем

5

Дмитрий Е.

3

средний

быстро утомился

6

Дарья Л.

3

средний

 

7

Алёна М.

2

низкий

 

8

Ксения Н.

3

средний

 

9

Тимофей П.

3

средний

отвлекался

10

Виктория С.

2

низкий

помогала пальцем

 

Соотношение уровней сформированности устойчивости внимания в диагностируемой группе (%)

                                                                                                      Таблица 8а

Уровни сформированности устойчивости внимания

Очень низкий

низкий

средний

высокий

2 чел.

20%

3 чел.

30%

5 чел.

50%

 

0 %

 

                     

Рис. 2. Диаграмма уровня сформированности устойчивости внимания (%)

        Дети показали средний, низкий и очень низкий уровни развития устойчивости и концентрации внимания. Дети с интересом начинали работу, но не все дети в ходе выполнения задания смогли удержать взгляд до конца переплетенной линии, приходилось возвращаться к началу, что вызвало быструю утомляемость. Некоторые дети (Диана Д. и Виктория С.) пытались помочь себе  в прослеживании линий пальцами.

 

                              Методика «Найди и вычеркни»

Данные о сформированности внимания, полученные с помощью методики «Найди и вычеркни» представлены в таблице №9.

                               Полученные результаты

                                                                                            Таблица 9

Имя ребенка

Балл

Уровень

Примечание

1

Екатерина А.

2

низкий

низкий темп выполнения

2

Мария Б.

2

низкий

проявила слабый интерес

3

Никита Г.

2

низкий

низкий темп выполнения, быстро утомился

4

Диана Д.

3

низкий

нуждалась в помощи

5

Дмитрий Е.

1

очень низкий

быстро утомился, нуждалась в помощи

6

Дарья Л.

4

средний

 

7

Алёна М.

4

средний

 

8

Ксения Н.

5

средний

 

9

Тимофей П.

4

средний

проявил слабый интерес

10

Виктория С.

3

низкий

отвлекалась

 

 

Соотношение уровней сформированнсти продуктивности внимания в диагностируемой группе (%)

Таблица 9а

 

Уровни сформированности продуктивности внимания

Очень низкий

низкий

средний

высокий

1 чел.          

10%

5 чел.

50%

4 чел.

40%

 

0%

 

                          

         Рис. 3. Диаграмма уровня сформированности продуктивности внимания (%)

 

       У детей выявлен очень низкий, низкий и средний уровни продуктивности и устойчивости внимания. Характерным является низкий уровень. Дети осознавали общую цель предложенного им задания, старались удержать до конца правила его выполнения. В то же время, у большинства детей деятельность по выполнению задания не вызывала положительного эмоционального отношения, они были готовы в любой момент прекратить работу. Остановки в работе, предусмотренные методикой, отвлекали детей от задания. В ходе деятельности они допускали ошибки. При выполнении задания некоторые дети (Диана Д.и Дмитрий Е.) нуждались в помощи взрослого.

Информация о работе Методы исследования особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста