Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:44, курсовая работа
Цель: исследование особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста.
Объект исследования: совокупность методов позволяющих провести исследование особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: методики направленные на выявление особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста.
Гипотеза: разработанный комплекс методик позволяет выявить особенности гиперактивных детей дошкольного возраста и на основе результатов разработать рекомендации по коррекции гиперактивности у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать специальную литературу;
- дать психологическую характеристику гиперактивных детей дошкольного возраста;
- изучить методы исследования особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста;
- составить диагностическую программу исследования особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста;
- экспериментально определить основные особенности развития детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью;
- опираясь на результаты диагностического исследования разработать рекомендации по развитию гиперактивных детей дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Проблема исследования синдрома дефицита внимания и гиперактивности детей дошкольного возраста
1.1.Обзор отечественных и зарубежных исследований проблемы синдрома дефицита внимания и гиперактивности…………………………….…………...5
1.2. Особенности развития детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью ……………………………………..17
1.3. Методы исследования особенностей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью …………..……………26
Глава 2. Содержание и проведение работы по исследованию особенностей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
2.1. Характеристика диагностической программы исследования особенностей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности ………………………………………………………………...30
2.1.1. Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста…...30
2.1.2. Диагностическая программа, направленная на исследование особенностей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности …………………………..…………………………………..32
2.2. Результаты и анализ результатов, полученных в ходе эксперимента…...38
2.3. Рекомендации по развитию детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью……………………….......................47
Заключение……………………………………………………………………...53
Список литературы…………………………………………………………….56
Приложение……………………………………………………………………..64
Соотношение уровней сформированнсти объёма внимания в диагностируемой группе (%)
Уровни сформированности объема внимания | |||
Очень низкий | низкий | средний | высокий |
1 чел. 10% | 5 чел. 50% | 4 чел. 40% |
0 % |
Рис.1. Диаграмма уровня сформированности объёма внимания (%)
Выявлен средний, низкий и очень низкий объем внимания. Дети плохо понимали общую цель задания и инструкцию, смогли правильно выполнить первые 3-4 карточки из восьми предложенных. Интерес к заданию снижался по мере увеличения точек на карточке. Некоторые дети (Никита Г. и Алёна М.) нуждались в помощи взрослого, задание для них оказалось трудным.
Методика «Тест переплетенных линий»
Данные о сформированности внимания, полученные с помощью методики «Тест переплетенных линий» представлены в таблице №8.
№ | Имя ребенка | Балл | Уровень | Примечание |
1 | Екатерина А. | 2 | низкий | быстро утомилась |
2 | Мария Б. | 3 | средний |
|
3 | Никита Г. | 1 | очень низкий | отвлекался |
4 | Диана Д. | 1 | очень низкий | не удерживала взгляд до конца, помогала пальцем |
5 | Дмитрий Е. | 3 | средний | быстро утомился |
6 | Дарья Л. | 3 | средний |
|
7 | Алёна М. | 2 | низкий |
|
8 | Ксения Н. | 3 | средний |
|
9 | Тимофей П. | 3 | средний | отвлекался |
10 | Виктория С. | 2 | низкий | помогала пальцем |
Соотношение уровней сформированности устойчивости внимания в диагностируемой группе (%)
Уровни сформированности устойчивости внимания | |||
Очень низкий | низкий | средний | высокий |
2 чел. 20% | 3 чел. 30% | 5 чел. 50% |
0 % |
Рис. 2. Диаграмма уровня сформированности устойчивости внимания (%)
Дети показали средний, низкий и очень низкий уровни развития устойчивости и концентрации внимания. Дети с интересом начинали работу, но не все дети в ходе выполнения задания смогли удержать взгляд до конца переплетенной линии, приходилось возвращаться к началу, что вызвало быструю утомляемость. Некоторые дети (Диана Д. и Виктория С.) пытались помочь себе в прослеживании линий пальцами.
Методика «Найди и вычеркни»
Данные о сформированности внимания, полученные с помощью методики «Найди и вычеркни» представлены в таблице №9.
Полученные результаты
№ | Имя ребенка | Балл | Уровень | Примечание |
1 | Екатерина А. | 2 | низкий | низкий темп выполнения |
2 | Мария Б. | 2 | низкий | проявила слабый интерес |
3 | Никита Г. | 2 | низкий | низкий темп выполнения, быстро утомился |
4 | Диана Д. | 3 | низкий | нуждалась в помощи |
5 | Дмитрий Е. | 1 | очень низкий | быстро утомился, нуждалась в помощи |
6 | Дарья Л. | 4 | средний |
|
7 | Алёна М. | 4 | средний |
|
8 | Ксения Н. | 5 | средний |
|
9 | Тимофей П. | 4 | средний | проявил слабый интерес |
10 | Виктория С. | 3 | низкий | отвлекалась |
Соотношение уровней сформированнсти продуктивности внимания в диагностируемой группе (%)
Таблица 9а
Уровни сформированности продуктивности внимания | |||
Очень низкий | низкий | средний | высокий |
1 чел. 10% | 5 чел. 50% | 4 чел. 40% |
0% |
Рис. 3. Диаграмма уровня сформированности продуктивности внимания (%)
У детей выявлен очень низкий, низкий и средний уровни продуктивности и устойчивости внимания. Характерным является низкий уровень. Дети осознавали общую цель предложенного им задания, старались удержать до конца правила его выполнения. В то же время, у большинства детей деятельность по выполнению задания не вызывала положительного эмоционального отношения, они были готовы в любой момент прекратить работу. Остановки в работе, предусмотренные методикой, отвлекали детей от задания. В ходе деятельности они допускали ошибки. При выполнении задания некоторые дети (Диана Д.и Дмитрий Е.) нуждались в помощи взрослого.
Информация о работе Методы исследования особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста