Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:44, курсовая работа
Цель: исследование особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста.
Объект исследования: совокупность методов позволяющих провести исследование особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: методики направленные на выявление особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста.
Гипотеза: разработанный комплекс методик позволяет выявить особенности гиперактивных детей дошкольного возраста и на основе результатов разработать рекомендации по коррекции гиперактивности у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать специальную литературу;
- дать психологическую характеристику гиперактивных детей дошкольного возраста;
- изучить методы исследования особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста;
- составить диагностическую программу исследования особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста;
- экспериментально определить основные особенности развития детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью;
- опираясь на результаты диагностического исследования разработать рекомендации по развитию гиперактивных детей дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Проблема исследования синдрома дефицита внимания и гиперактивности детей дошкольного возраста
1.1.Обзор отечественных и зарубежных исследований проблемы синдрома дефицита внимания и гиперактивности…………………………….…………...5
1.2. Особенности развития детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью ……………………………………..17
1.3. Методы исследования особенностей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью …………..……………26
Глава 2. Содержание и проведение работы по исследованию особенностей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
2.1. Характеристика диагностической программы исследования особенностей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности ………………………………………………………………...30
2.1.1. Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста…...30
2.1.2. Диагностическая программа, направленная на исследование особенностей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности …………………………..…………………………………..32
2.2. Результаты и анализ результатов, полученных в ходе эксперимента…...38
2.3. Рекомендации по развитию детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью……………………….......................47
Заключение……………………………………………………………………...53
Список литературы…………………………………………………………….56
Приложение……………………………………………………………………..64
Таблица 2
№ | Название методики | Цель | Изучаемые параметры |
1. | «Запомни и расставь точки» | диагностика объёма внимания | объём внимания |
2. | «Переплетённые линии» | диагностика уровня развития устойчивости внимания | устойчивость (колебания) внимания |
3. | «Найди и вычеркни» | диагностика продуктивности внимания | избирательность, отвлекаемость продуктивности внимания |
4. | «Проставь значки» | диагностика переключаемости и распределяемости внимания | переключение и распределение внимания |
5. | «Найди отличия» | диагностика концентрации внимания | концентрация внимания |
Методика №1. «Запомни и расставь точки» (Приложение №1)
Цель: диагностика объема внимания гиперактивных детей дошкольного возраста.
Диагностический материал: набор карточек из восьми квадратов, сложенных в стопку в порядке возрастания количества точек, пустые клеточки для заполнения, часы с секундной стрелкой, протокол, простые карандаши.
Порядок выполнения: ребёнок работает по инструкции с восьмью малыми квадратами, на которых изображены точки. Квадраты сложены стопкой в порядке возрастания количества точек (от 2 до 9). Ребенку последовательно сверху вниз показывается (на 1-2 секунды) каждая из восьми карточек с точками. И после каждой демонстрации предлагается воспроизвести по памяти увиденные точки и нанести их на пустую карточку за 15 секунд [52].
Обработка результатов.
Объем внимания оценивается по 10- бальной системе, представленной в таблице №3.
Соответствие баллов и уровня продуктивности работы
Таблица 3
Баллы | Воспроизведенные точки |
10 | 6 и более |
8-9 | 4-5 |
6-7 | 3-4 |
4-5 | 2-3 |
0-3 | 1 |
Характеристика уровня развития объёма внимания по количеству полученных баллов
Таблица 3а
Баллы | Уровень развития объёма внимания |
10 | Очень высокий |
8-9 | Высокий |
6-7 | Средний |
4-5 | Низкий |
0-3 | Очень низкий |
Методика № 2. «Переплетённые линии» (Приложение №2)
Цель: диагностика уровня развития концентрации и устойчивости внимания гиперактивных детей дошкольного возраста.
Диагностический материал: лист с переплетенными линиями, часы с секундной стрелкой, протокол для фиксации параметров.
Порядок выполнения: ребенку предлагается рисунок с переплетенными линиями. Начало каждой линии имеет номер слева, а концы линий пронумерованы справа. Номера начала и конца одной и той же линии не совпадают. Ребёнку необходимо проследить по порядку все линии глазами, без помощи рук и найти конец каждой линии. При этом называть номер начала линии и номер её конца. Необходимо зафиксировать время, затраченное на весь тест. На всё задание отводится не более 4-х минут [10].
Обработка результатов: учитывается время выполнения, затраченное на весь тест, а также время, затраченное на остановки и ошибки.
Характеристика выполнения задания отражена в таблице №4.
Соотношение времени, затраченного на выполнение задания
к полученным баллам
Характеристика выполнения | Балл |
Равномерный темп выполнения, 8 секунд на каждую линию, отсутствие ошибок (время 1 минута 20 секунд и менее) | 4 |
Без ошибок, время в пределах 1,5-2 минут (1-2 ошибки, быстрее темп) | 3 |
Время выполнения более 2 минут, 3-4 ошибки | 2 |
Более 4 ошибок. | 1 |
Характеристика уровня развития переключаемости внимания по количеству полученных баллов
Баллы | Уровень развития концентрации и устойчивости внимания |
4 | Высокий |
3 | Средний |
2 | Низкий |
1 | Очень низкий |
Информация о работе Методы исследования особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста