Методы исследования особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследование особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста.
Объект исследования: совокупность методов позволяющих провести исследование особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: методики направленные на выявление особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста.
Гипотеза: разработанный комплекс методик позволяет выявить особенности гиперактивных детей дошкольного возраста и на основе результатов разработать рекомендации по коррекции гиперактивности у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать специальную литературу;
- дать психологическую характеристику гиперактивных детей дошкольного возраста;
- изучить методы исследования особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста;
- составить диагностическую программу исследования особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста;
- экспериментально определить основные особенности развития детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью;
- опираясь на результаты диагностического исследования разработать рекомендации по развитию гиперактивных детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Проблема исследования синдрома дефицита внимания и гиперактивности детей дошкольного возраста

1.1.Обзор отечественных и зарубежных исследований проблемы синдрома дефицита внимания и гиперактивности…………………………….…………...5
1.2. Особенности развития детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью ……………………………………..17
1.3. Методы исследования особенностей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью …………..……………26

Глава 2. Содержание и проведение работы по исследованию особенностей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

2.1. Характеристика диагностической программы исследования особенностей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности ………………………………………………………………...30
2.1.1. Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста…...30
2.1.2. Диагностическая программа, направленная на исследование особенностей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности …………………………..…………………………………..32
2.2. Результаты и анализ результатов, полученных в ходе эксперимента…...38
2.3. Рекомендации по развитию детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью……………………….......................47
Заключение……………………………………………………………………...53
Список литературы…………………………………………………………….56
Приложение……………………………………………………………………..64

Работа содержит 1 файл

курсовая3 Никитин.doc

— 3.19 Мб (Скачать)

Таблица 2

Название методики

Цель

Изучаемые параметры

1.

«Запомни и расставь точки»

диагностика объёма внимания

объём внимания

2.

«Переплетённые линии»

диагностика уровня развития устойчивости внимания

устойчивость (колебания) внимания

3.

«Найди и вычеркни»

диагностика продуктивности  внимания

избирательность, отвлекаемость продуктивности внимания

4.

«Проставь значки»

диагностика переключаемости и распределяемости внимания

переключение и распределение внимания

5.

«Найди отличия»

диагностика концентрации внимания

концентрация внимания

 

Методика №1. «Запомни и расставь точки» (Приложение №1)

Цель: диагностика объема внимания гиперактивных детей дошкольного возраста.

Диагностический материал: набор карточек из восьми квадратов, сложенных в стопку в порядке возрастания количества точек, пустые клеточки для заполнения, часы с секундной стрелкой, протокол, простые карандаши.

Порядок выполнения: ребёнок работает по инструкции с восьмью малыми квадратами, на которых изображены точки. Квадраты сложены стопкой в порядке возрастания количества точек (от 2 до 9). Ребенку последовательно сверху вниз показывается (на 1-2 секунды) каждая из восьми карточек с точками. И после каждой демонстрации предлагается воспроизвести по памяти увиденные точки и нанести их на пустую карточку за 15 секунд [52].

Обработка результатов.

Объем внимания оценивается по 10- бальной системе, представленной в   таблице №3.

Соответствие баллов и уровня продуктивности работы                                                                 

Таблица 3

Баллы

Воспроизведенные точки

10

6 и более

8-9

4-5

6-7

3-4

4-5

2-3

0-3

1


 

Характеристика уровня развития объёма внимания по количеству полученных баллов                                                                         

Таблица 3а

Баллы

Уровень развития объёма внимания

10

Очень высокий

8-9

Высокий

6-7

Средний

4-5

Низкий

0-3

Очень низкий


 

Методика № 2. «Переплетённые линии» (Приложение №2)

Цель: диагностика уровня развития концентрации и устойчивости внимания гиперактивных детей дошкольного возраста.

Диагностический материал: лист с переплетенными линиями, часы с секундной стрелкой, протокол для фиксации параметров.

Порядок выполнения: ребенку предлагается рисунок с переплетенными линиями. Начало каждой линии имеет номер слева, а концы линий пронумерованы справа. Номера начала и конца одной и той же линии не совпадают. Ребёнку необходимо проследить по порядку все линии глазами, без помощи рук и найти конец каждой линии. При этом называть номер начала линии и номер её конца. Необходимо зафиксировать время, затраченное на весь тест. На всё задание отводится не более 4-х минут [10].

Обработка результатов: учитывается время выполнения, затраченное на весь тест, а также время, затраченное на остановки и ошибки.

Характеристика выполнения задания отражена в таблице №4.

Соотношение времени, затраченного на выполнение задания

к полученным баллам

                                                                                        Таблица 4

Характеристика выполнения

Балл

Равномерный темп выполнения, 8 секунд на каждую линию, отсутствие ошибок (время 1 минута 20 секунд и менее)

4

Без ошибок, время в пределах 1,5-2 минут (1-2 ошибки, быстрее темп)

3

Время выполнения более 2 минут, 3-4 ошибки

2

Более 4 ошибок.

1

 

Характеристика уровня развития переключаемости внимания по количеству полученных баллов

                                                                                       Таблица 4а

Баллы

Уровень развития концентрации и устойчивости внимания

4

Высокий

3

Средний

2

Низкий

1

Очень низкий

Информация о работе Методы исследования особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста