Методы исследования особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследование особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста.
Объект исследования: совокупность методов позволяющих провести исследование особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: методики направленные на выявление особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста.
Гипотеза: разработанный комплекс методик позволяет выявить особенности гиперактивных детей дошкольного возраста и на основе результатов разработать рекомендации по коррекции гиперактивности у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать специальную литературу;
- дать психологическую характеристику гиперактивных детей дошкольного возраста;
- изучить методы исследования особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста;
- составить диагностическую программу исследования особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста;
- экспериментально определить основные особенности развития детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью;
- опираясь на результаты диагностического исследования разработать рекомендации по развитию гиперактивных детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Проблема исследования синдрома дефицита внимания и гиперактивности детей дошкольного возраста

1.1.Обзор отечественных и зарубежных исследований проблемы синдрома дефицита внимания и гиперактивности…………………………….…………...5
1.2. Особенности развития детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью ……………………………………..17
1.3. Методы исследования особенностей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью …………..……………26

Глава 2. Содержание и проведение работы по исследованию особенностей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

2.1. Характеристика диагностической программы исследования особенностей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности ………………………………………………………………...30
2.1.1. Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста…...30
2.1.2. Диагностическая программа, направленная на исследование особенностей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности …………………………..…………………………………..32
2.2. Результаты и анализ результатов, полученных в ходе эксперимента…...38
2.3. Рекомендации по развитию детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью……………………….......................47
Заключение……………………………………………………………………...53
Список литературы…………………………………………………………….56
Приложение……………………………………………………………………..64

Работа содержит 1 файл

курсовая3 Никитин.doc

— 3.19 Мб (Скачать)

67. Семаго, Н.Я. Комплект методик для психологической диагностики детей [Текст]: метод. пособие / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго.– М.:Академия, 2005.-342с.

68. Семаго, Н.Я. Проблемные дети [Текст]: учеб. для студ. пед. уч. завед. / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго.– М.: Академия, 2000.- 280с.

69. Семенюк Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии [Текст]: энциклопедия / Л. М. Семенюк, Д.И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 2002.- 387с.

70. Сиротюк, А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью [Текст]: диагностика, коррекция и практ. реком. родит. и пед. / А.Л. Сиротюк. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

71. Справочник дошкольного психолога [Текст]. / Широкова Г.А. – изд. 6-е. -  Ростов – на - Дону., Феникс, 2006. – 382 с.

72. Теремкова Н.Э. Развивающие занятия для детей 5-7 лет с ОНР [Текст]: метод. пособие / Н.Э. Теремкова. - М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2008.-71с.

73. Тржесоглава, З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте [Текст]: монография / З. Тржесоглава; пер с чеш. В.В. Язвиков. – М.: Медицина, 1986. – 256 с.

74. Ульенкова, У.В. Дети с ЗПР [Текст]: учеб. для студ. пед. уч. завед. / У.В. Ульенкова. – Волгоград: Учитель, 2001. – 470с.

75. Усанова, О.Н. Дети с проблемами психического развития [Текст]: учеб. пособ. для студ. ВУЗов, обуч. по специальности «Психология» / О.Н. Усанова.  – М.: Академия, 1999. – 302с.

76. Усанова, О.Н. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие / О.Н. Усанова. – СПб.: Питер, 2008. – 400с.: ил.

77. Уруктаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст]: учебное пособие для студентов пед. уч. завед. / Г.А. Уруктаева. – М.: Академия, 2001. – 174с.

78. Халецкая, О.В. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте [Текст] / О.В. Халецкая, В.М. Трошин. // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. - 1998. - № 9. - С. 4-8.

79.        Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / О.В. Хухлаева.- М.: Академия, 2001. – 208с.

80. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Практическое  пособие для педагогов и школьных психологов [Текст]: в 4-х т. Т.3 / К. Фопель. -Пер с нем .- М:Генезис. 1998.-160с.:ил.

81. Чиркова, Т.И. Психологическая служба в детском саду [Текст]: учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования. - М.: Педагогическое общество России, 2005. – 224с.

82. Шарохина, В.Л. Коррекционно – развивающие занятия в старшей группе [Текст]: метод. пособие / В.Л. Шарохина. – М.: «Книголюб», 2005.- 97с.

83. Шевченко, Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом [Текст]: практич. руководство для врачей, психологов и педагогов / Ю.С. Шевченко. – 2-ое изд. – М.: Вита-Пресс, 1997. – 52с.

84. Эльконин, Д.Б. Психология развития [Текст]: учеб. пособ. для студ. ВУЗов, обуч. по специальности «Психология» / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2005. – 144с.

85. Яременко, Б.Р. Минимальные дисфункции головного мозга у детей [Текст] / Б.Р. Ярменко, А.Б. Ярменко, Т. Б. Горяинова. – СПб.: Салит – Медкнига, 2002. – 128 с.

86. Ясюкова, Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями [Текст]: методическое руководство / Л.А. Ясюкова. – СПб.: ГП «ИМАТОН» , 1997. – 80 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1      Методика «Запомни и расставь точки»

С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал, изображенный на рис. 1. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу – квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию:

«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке (рис. 10) за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Оценка результатов

Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом:

 

10 баллов

– ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек

8-9 баллов

– ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек

6-7 баллов

– ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек.

4-5 баллов

– ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.

0-3 балла

– ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки.

 

Выводы об уровне развития

10 баллов – очень высокий.

8-9 баллов – высокий.

6-7 баллов - средний.

4-5 баллов – низкий.

0-3 балла – очень низкий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1 Стимульный материал к методике «Запомни и расставь точки»

 

 



 

 

 

Рис.2 Матрицы к методике «Запомни и расставь точки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2. Методика «Тест переплетенных линий»

С помощью данной методики оценивается уровень развития концентрации и устойчивости внимания ребёнка.

Для этого используется стимульный материал: лист с переплетенными линиями.

Порядок выполнения: ребенку предлагается рисунок с переплетенными линиями. Начало каждой линии имеет номер слева, а концы линий пронумерованы справа. Номера начала и конца одной и той же линии не совпадают. Ребёнку необходимо проследить по порядку все линии глазами, без помощи рук и найти конец каждой линии. При этом называть номер начала линии и номер её конца. Необходимо зафиксировать время, затраченное на весь тест. На всё задание отводится не более 4-х минут.

Обработка результатов: учитывается время выполнения, затраченное на весь тест, а также время, затраченное на остановки и ошибки.

 

Характеристика выполнения

Балл

Равномерный темп выполнения, 8 секунд на каждую линию, отсутствие ошибок (время 1 минута 20 секунд и менее)

4

Без ошибок, время в пределах 1,5-2 минут (1-2 ошибки, быстрее темп)

3

Время выполнения более 2 минут, 3-4 ошибки

2

Более 4 ошибок.

1

 

Характеристика уровня развития переключаемости внимания по количеству полученных баллов:

 

Баллы

Уровень развития концентрации и устойчивости внимания

4

Высокий

3

Средний

2

Низкий

1

Очень низкий


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.3 Стимульный материал к методике «Переплетённые линии»

 

 

Рис.4 Стимульный материал к методике «Переплетённые линии»

 

 

Приложение 3. Методика «Найди и вычеркни»

       Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рис. 5. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:

«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово "стоп". В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово "начинай". После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец". На этом выполнение задания завершится».

В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».

Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик – горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.

Обработка и оценка результатов

При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные


вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости:

где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;

N– количество изображений предметов на рис. 5 (6), просмотренных ребенком за время работы;

t – время работы;

n – количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.

Информация о работе Методы исследования особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста