Методы исследования особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследование особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста.
Объект исследования: совокупность методов позволяющих провести исследование особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: методики направленные на выявление особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста.
Гипотеза: разработанный комплекс методик позволяет выявить особенности гиперактивных детей дошкольного возраста и на основе результатов разработать рекомендации по коррекции гиперактивности у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать специальную литературу;
- дать психологическую характеристику гиперактивных детей дошкольного возраста;
- изучить методы исследования особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста;
- составить диагностическую программу исследования особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста;
- экспериментально определить основные особенности развития детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью;
- опираясь на результаты диагностического исследования разработать рекомендации по развитию гиперактивных детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Проблема исследования синдрома дефицита внимания и гиперактивности детей дошкольного возраста

1.1.Обзор отечественных и зарубежных исследований проблемы синдрома дефицита внимания и гиперактивности…………………………….…………...5
1.2. Особенности развития детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью ……………………………………..17
1.3. Методы исследования особенностей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью …………..……………26

Глава 2. Содержание и проведение работы по исследованию особенностей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

2.1. Характеристика диагностической программы исследования особенностей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности ………………………………………………………………...30
2.1.1. Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста…...30
2.1.2. Диагностическая программа, направленная на исследование особенностей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности …………………………..…………………………………..32
2.2. Результаты и анализ результатов, полученных в ходе эксперимента…...38
2.3. Рекомендации по развитию детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью……………………….......................47
Заключение……………………………………………………………………...53
Список литературы…………………………………………………………….56
Приложение……………………………………………………………………..64

Работа содержит 1 файл

курсовая3 Никитин.doc

— 3.19 Мб (Скачать)

Гармонизация развития личности детей с СДВГ зависит от микро и макрокружения. Если в семье сохраняются взаимопонимание, терпение и теплое отношение к ребенку, то после излечения СДВГ все отрицательные стороны поведения исчезают. В противном случае, даже по излечении патология характера останется, а может, и усилиться [39, 48, 74].

Поведение таких детей отличается недостаточностью самоконтроля. Стремление к самостоятельным действиям («Я так хочу») оказывается более сильным мотивом, чем любые правила. Знание правил не выступает значимым мотивом собственных действий. Правило остается знаемым, но субъективно не значащим [71].

Важно подчеркнуть, что неприятие обществом гиперактивных детей приводит к развитию у них чувства отверженности, отдаляет их от коллектива, усиливает неуравновешенность, вспыльчивость и нетерпимость к неудачам. Психологическое обследование детей с синдромом у большинства из них выявляет повышенную тревожность, беспокойство, внутреннюю напряженность, чувство страха. Дети с СДВГ в большей степени, чем другие, подвержены депрессивному состоянию, легко расстраиваются из-за неудач [53].

Эмоциональное развитие ребёнка отстает от нормальных показателей данной возрастной группы. Настроение быстро меняется от приподнятого до депрессивного. Иногда возникают беспричинные приступы злости, ярости, гнева, не только по отношению к окружающим, но и к себе самому. Для ребенка характерны заниженная самооценка, низкие самоконтроль и произвольная регуляция, а также повышенный уровень тревожности [11, 39, 48, 84].

Спокойная обстановка, направления взрослых приводят к тому, что деятельность гиперактивных детей становится успешной. Эмоции оказывают исключительно сильное влияние на деятельность этих детей. Эмоции средней интенсивности могут её активизировать, однако при дальнейшем повышении эмоционального фона деятельность может быть полностью дезорганизована, а всё только что усвоенное – разрушено [8].

Таким образом, старшие дошкольники с СДВГ демонстрируют снижение произвольности собственной активности как одной из основных составляющих развития ребенка, обуславливающей снижение и незрелость формирования в развитии следующих функций: внимания, праксиса, ориентации, слабости нервной системы.

Незнание того, что у ребенка есть функциональные отклонения в работе мозговых структур, и неумение создать ему соответствующий режим обучения и жизни в целом в старшем дошкольном возрасте порождают множество проблем в начальной школе.

1.3. Методы исследования особенностей  детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

К основным методам психологических исследований относятся: 1)наблюдение, 2) эксперимент.

Современная психологическая диагностика (в переводе с греческого языка «диагноз» означает «распознание») определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей человека. Предметом изучения в психодиагностике могут выступать навыки, умения, общие и специальные способности, особенности психических процессов, состояния, мотивы, потребности, интересы, черты личности, межличностные отношения и многое другое.

В настоящее время нет единой общепринятой классификации психодиагностических методик. Но знание видов психодиагностических методов призвано облегчить выбор методики, максимально соответствующей поставленной задач исследования (изучения личности). Реально психодиагностика предпринимается не ради получения информации о психических свойствах как таковых, а в основном ради прогноза определенного социально значимого поведения.

Строго формализованные (стандартизованные) методы, к которым относятся тесты, опросники, психофизиологические методики. Для них характерны регламентация, объективизация процедуры обследования, стандартизация, надежность, валидность. Эти методы позволяют, во-первых, собрать диагностическую информацию относительно быстро, а, во-вторых, количественно и качественно сравнить индивидов между собой.

Малоформализованные методы - к ним следует отнести наблюдения, беседы и интервью, проективные методики, а также анализ продуктов деятельности. Эти методы дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации (например, переживания, личностные смыслы) или чрезвычайно изменчивые по содержанию (настроения, цели, состояния и т.д.).

Применение как строгоформализованных, так и малоформализованных методик требует от диагноста достаточно высокой психологической подготовленности.

Научно обоснованными психодиагностическими методами считаются только те, которые удовлетворяют следующим требованиям: валидность, надежность, однозначность и точность.

Валидность («пригодность», «полноценность») психодиагностической методики свидетельствует о ее соответствии и пригодности для оценивания именно того психологического качества, для которого она предназначалась по замыслу.

Надежность психодиагностической методики заключается в постоянстве, устойчивости результатов, получаемых с ее помощью.

Точность методики отражает ее способность оценивать различные степени выраженности измеряемого ею психического свойства.

Однозначность методики характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценивания которого данная методика применяется.

На результаты психодиагностики будет влиять ситуация исследования и ее понимание испытуемым (например, в ситуации психодиагностического исследования он может увидеть угрозу безопасности своей личности и, следовательно, проявить повышенное беспокойство).

Поведение испытуемых и результаты обследования могут зависеть также и от понимания ими инструкции. Поэтому она должна быть достаточно простой и понятной; можно предложить ее в письменном виде.

На результаты исследования могут также повлиять личность и поведение диагноста (например, он может быть лично симпатичен обследуемым или, наоборот, вызывать у них антипатию). Для оптимального диагностирования рекомендуется вести себя спокойно, доброжелательно и уважительно по отношению к обследуемым.

Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для получения достоверных психодиагностических результатов. Такими особенностями являются сравнительно низкие уровни сознания и самосознания, произвольности в управлении своими познавательными процессами, а также опосредованности  их речью. Важной особенностью является то, что дошкольники лишь тогда будут адекватно демонстрировать свои способности в процессе психодиагностики, когда сами методики и представленные в них  психодиагностические задания вызывают к себе интерес у ребенка. Следует учитывать также непостоянство непроизвольного внимания и повышенную утомляемость детей. Наиболее хорошие психодиагностические результаты можно получить, наблюдая за детьми в процессе их предметных игр [36].

Выводы

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью представляет собой сборную группу различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям патологических состояний.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.

Характерными признаками ее являются повышенная возбудимость, эмоциональная лабильность, диффузные легкие неврологические симптомы, умеренно выраженные сенсомоторные и речевые нарушения, расстройство восприятия, повышенная отвлекаемость, трудности поведения, недостаточная сформированность навыков интеллектуальной деятельности, специфические трудности обучения.

Среди возможных причин гиперактивности выделяют: пренатальная патология (токсикозы, обо­стрение хронических заболеваний у матери, ин­фекционные заболевания, травмы в области живота, принятие больших доз алкоголя и курение, иммунологическая несовместимость по резус-фак­тору, попытки прервать беременность, угроза вы­кидыша); осложнения при родах (преждевременные, ско­ротечные или затяжные, стимуляция родовой дея­тельности, неправильное положение плода, асфик­сии, внутренние кровоизлияния); психосоциальные (стиль воспитания в семье).

Проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности  распределены по четырем основным группам симптомов: нарушения внимания, импульсивность или гиперактивность, статиколокомоторная недостаточность, социальная дезадаптация.

Важное место в клинической картине у детей с СДВГ занимает нарушение внимания.

В психолого-педагогических исследованиях (Л.И. Переслени З. Тржесоглава, Г.И. Жаренкова, В.А. Пермякова, С.А. Домишкевич) отмечаются следующие особенности внимания у детей с СДВГ: неустойчивость (колебания) внимания; сниженная концентрация; снижение объема внимания; сниженная избирательность внимания; сниженное распределение внимания; трудности переключения внимания; повышенная отвлекаемость.

К основным методам исследования особенностей детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности относятся наблюдение и эксперимент.

Глава 2. Содержание и проведение работы по исследованию особенностей  детей  дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

2.1. Характеристика диагностической программы исследования особенностей  детей  дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

2.1.1. Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтобы получать достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследования. К этим особенностям прежде всего относится сравнительно низкий уровень сознания и самосознания.

Сознание в контексте психодиагностики - это внутренний волевой контроль и опосредованность речью основных познавательных процессов ребенка, его восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Осуществляя психодиагностику детей дошкольного возраста, следует иметь в виду, что тестовые задания не должны требовать от ребенка высокоразвитого произвольного управления своими познавательными процессами. Если это условие не учитывается, то в результате тестирования возникает опасность получить такие данные, которые не вполне соответствуют реальному уровню познавательного развития ребенка. Чтобы правильно судить об уровне развития, достигнутом ребенком, необходимо тестовые психодиагностические задания подбирать таким образом, чтобы они одновременно были рассчитаны как на произвольный, так и непроизвольный уровень регуляции когнитивной сферы. Это позволит адекватно оценить, с одной стороны, степень произвольности познавательных процессов, а с другой стороны — реальный уровень их развития в том случае, если они еще не являются произвольными.

Дети старшего дошкольного возраста уже имеют элементы произвольности в управлении своими познавательными процессами. Значительная часть детей этого возраста характеризуется доминированием непроизвольных познавательных процессов. Психодиагностика детей этого возраста должна быть двух направлений: как на детальное изучение развития природных, или непроизвольных, познавательных процессов, так и на своевременное обнаружение и точное описание произвольных когнитивных действий и реакций.

Методы личностной и поведенческой психодиагностики детей до четырехлетнего возраста не должны включать в себя такие задания и вопросы, которые ориентированы на самосознание ребенка и предполагают с его стороны осознанную, взвешенную оценку собственных личностных качеств. Нарушение этого правила может привести к тому, что ребёнок или не будет отвечать на поставленные вопросы, или даст ответы на них механически, без должного понимания сути самих вопросов.

Детям в возрасте от четырех до шести лет можно уже предлагать личностные и поведенческие опросники, опирающиеся на адекватную самооценку. Следует иметь виду, что самооценочные возможности ребенка данного возраста ограничены.

Дошкольники в процессе психодиагностики демонстрируют свои способности, когда сами методики и имеющиеся в них психодиагностические задания вызывают и поддерживают к себе интерес на протяжении всего времени психодиагностики. Когда интерес ребенка к выполняемым заданиям утрачивается, он перестает проявлять те способности и задатки, которыми реально обладает [52].

Оптимальным для детей дошкольного возраста считается время выполнения тестовых заданий, находящееся в пределах от одной до пяти минут, причем чем меньше возраст ребенка, тем более коротким оно должно быть.

 

 

 

   2.1.2. Диагностическая программа, направленная на исследование особенностей  детей  дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

На основе выводов, сделанных в результате анализа специальной литературы по теме исследования, разработана диагностическая программа, направленная на выявление основных особенностей (особенностей внимания) детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

        Характеристика диагностической программы, направленной на выявление особенностей внимания детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью представлена в таблице №2.

Диагностическая программа, направленная на выявление особенностей внимания детей дошкольного возраста с СДВГ                                                                                                    

Информация о работе Методы исследования особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста