Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:44, курсовая работа
Цель: исследование особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста.
Объект исследования: совокупность методов позволяющих провести исследование особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: методики направленные на выявление особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста.
Гипотеза: разработанный комплекс методик позволяет выявить особенности гиперактивных детей дошкольного возраста и на основе результатов разработать рекомендации по коррекции гиперактивности у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать специальную литературу;
- дать психологическую характеристику гиперактивных детей дошкольного возраста;
- изучить методы исследования особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста;
- составить диагностическую программу исследования особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста;
- экспериментально определить основные особенности развития детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью;
- опираясь на результаты диагностического исследования разработать рекомендации по развитию гиперактивных детей дошкольного возраста.
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Проблема исследования синдрома дефицита внимания и гиперактивности детей дошкольного возраста
1.1.Обзор отечественных и зарубежных исследований проблемы синдрома дефицита внимания и гиперактивности…………………………….…………...5
1.2. Особенности развития детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью ……………………………………..17
1.3. Методы исследования особенностей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью …………..……………26
Глава 2. Содержание и проведение работы по исследованию особенностей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью
2.1. Характеристика диагностической программы исследования особенностей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности ………………………………………………………………...30
2.1.1. Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста…...30
2.1.2. Диагностическая программа, направленная на исследование особенностей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности …………………………..…………………………………..32
2.2. Результаты и анализ результатов, полученных в ходе эксперимента…...38
2.3. Рекомендации по развитию детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью……………………….......................47
Заключение……………………………………………………………………...53
Список литературы…………………………………………………………….56
Приложение……………………………………………………………………..64
Методика № 3. «Найди и вычеркни» (Приложение №3)
Цель: диагностика уровня продуктивности и устойчивости внимания гиперактивных детей дошкольного возраста.
Диагностический материал: рисунок с изображением простых фигур, часы с секундной стрелкой, простые карандаши.
Порядок выполнения: ребенок работает по инструкции с рисунком, на котором ребёнку необходимо искать и разными способами зачеркивать две неодинаковые фигуры, например: звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик - горизонтальной. Ребенок работает 2,5 минуты, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 секунд) ему говорят «начинай» и «стоп». Экспериментатор отмечает на рисунке ребенка то место, где даются соответствующие команды.
Обработка результатов: вначале подсчитывается количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Подсчитывается количество ошибок, допущенных при выполнении задания.
Полученные значения подставляются в формулу, по которой определяется показатель уровня развития у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости.
S=(0,5N - 2,8n)/t, где S- показатель продуктивности и устойчивости внимания обследуемого ребенка; N - количество просмотренных предметов; t- время выполнения задания, мин; n - количество допущенных ошибок [52].
Характеристика уровня развития продуктивности и устойчивости внимания по количеству полученных баллов отражена в таблице №5.
Соответствие полученных баллов показателю продуктивности и устойчивости внимания
Таблица 5
Баллы | Показатель продуктивности и устойчивости (S) |
10 | Выше 1,25 |
8-9 | 1-1,25 |
6-7 | 0,75-1 |
4-5 | 0,50-0,75 |
2-3 | 0,24-0,50 |
0-1 | 0-0,2 |
Характеристика уровня развития продуктивности и устойчивости внимания по количеству полученных баллов
Баллы | Продуктивность и устойчивость внимания |
10 | Очень высокая |
8-9 | Высокая |
4-7 | Средняя |
2-3 | Низкая |
0-1 | Очень низкая |
Методика №4. «Проставь значки» (Приложение №4)
Цель: диагностика уровня переключаемости и распределяемости внимания гиперактивных детей дошкольного возраста.
Диагностический материал: рисунок с изображением простых фигур, часы с секундной стрелкой, простые карандаши.
Порядок выполнения: ребенок работает по инструкции с рисунком, на котором ребёнку необходимо в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце. Ребенок непрерывно работает в течение 2 минуты.
Обработка результатов: вначале подсчитывается количество геометрических фигур на рисунке, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение 2-х минут. Подсчитывается количество ошибок, допущенных при выполнении задания. Полученные значения подставляются в формулу, по которой определяется показатель уровня развития у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости.
S= (0,5N - 2,8n)/120, где S- показатель переключаемости и распределяемости внимания обследуемого ребенка; N – количество геометрических фигур просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение 2-х минут; n - количество ошибок, допущенных при выполнении задания [52].
Характеристика уровня развития переключаемости и распределяемости внимания по количеству полученных баллов отражена в таблице №6.
Соответствие полученных баллов показателю переключаемости и распределяемости внимания
Баллы | Показатель переключаемости и распределяемости (S) |
10 | Выше 1,00 |
8-9 | 0,75-1,00 |
6-7 | 0,50-0,75 |
4-5 | 0,25-0,50 |
0-3 | 0,00-0,25 |
Характеристика уровня развития переключаемости и распределяемости внимания по количеству полученных баллов
Баллы | Переключаемость и распределяемость внимания |
10 | Очень высокая |
8-9 | Высокая |
6-7 | Средняя |
4-5 | Низкая |
0-3 | Очень низкая |
Методика №5. «Найди отличия» (Приложение №5)
Цель: диагностика уровня концентрации внимания гиперактивных детей дошкольного возраста.
Диагностический материал: 2 картинки, отличающихся друг от друга наличием или отсутствием предметов и их расположением.
Порядок выполнения: Ребенку необходимо выявить как можно больше отличий двух картинок. На решение задачи отводится 5 минут.
Обработка результатов: за каждое найденное отличие ребенку присуждается 1 балл.
10 баллов - очень высокий уровень концентрации внимания;
8 - 9 - баллов - высокий уровень;
6 - 7 - баллов - средний уровень;
4 - 5 - баллов - низкий уровень;
0 - 3 - баллов - очень низкий уровень концентрации внимания [10].
2.2. Результаты и анализ результатов, полученных в ходе эксперимента
Для изучения внимания применялась диагностическая программа, состоящая из методик: «Запомни и расставь точки», «Переплетенные линии», «Найди и вычеркни», «Проставь значки», «Найди отличия».
Экспериментальное диагностическое исследование проводилось на базе МДОУ №115 «Детский сад компенсирующего вида» с детьми подготовительной группы.
Цель эксперимента – выявление особенностей внимания детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Методика «Запомни и расставь точки»
Данные о сформированности внимания, полученные с помощью методики «Запомни и расставь точки» представлены в таблице №7.
Полученные результаты
№ | Имя ребенка | Балл | Уровень | Примечание |
1 | Екатерина А. | 4 | низкий | проявила слабый интерес |
2 | Мария Б. | 6 | средний |
|
3 | Никита Г. | 3 | очень низкий | нуждался в помощи |
4 | Диана Д. | 6 | средний |
|
5 | Дмитрий Е. | 4 | низкий |
|
6 | Дарья Л. | 6 | средний |
|
7 | Алёна М. | 4 | низкий | нуждалась в помощи |
8 | Ксения Н. | 4 | низкий |
|
9 | Тимофей П. | 6 | средний |
|
10 | Виктория С. | 4 | низкий | низкий темп выполнения |
Информация о работе Методы исследования особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста