Методы исследования особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследование особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста.
Объект исследования: совокупность методов позволяющих провести исследование особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: методики направленные на выявление особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста.
Гипотеза: разработанный комплекс методик позволяет выявить особенности гиперактивных детей дошкольного возраста и на основе результатов разработать рекомендации по коррекции гиперактивности у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать специальную литературу;
- дать психологическую характеристику гиперактивных детей дошкольного возраста;
- изучить методы исследования особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста;
- составить диагностическую программу исследования особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста;
- экспериментально определить основные особенности развития детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью;
- опираясь на результаты диагностического исследования разработать рекомендации по развитию гиперактивных детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Проблема исследования синдрома дефицита внимания и гиперактивности детей дошкольного возраста

1.1.Обзор отечественных и зарубежных исследований проблемы синдрома дефицита внимания и гиперактивности…………………………….…………...5
1.2. Особенности развития детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью ……………………………………..17
1.3. Методы исследования особенностей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью …………..……………26

Глава 2. Содержание и проведение работы по исследованию особенностей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

2.1. Характеристика диагностической программы исследования особенностей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности ………………………………………………………………...30
2.1.1. Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста…...30
2.1.2. Диагностическая программа, направленная на исследование особенностей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности …………………………..…………………………………..32
2.2. Результаты и анализ результатов, полученных в ходе эксперимента…...38
2.3. Рекомендации по развитию детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью……………………….......................47
Заключение……………………………………………………………………...53
Список литературы…………………………………………………………….56
Приложение……………………………………………………………………..64

Работа содержит 1 файл

курсовая3 Никитин.doc

— 3.19 Мб (Скачать)

 

Методика № 3. «Найди и вычеркни» (Приложение №3)

Цель: диагностика уровня продуктивности и устойчивости внимания гиперактивных детей дошкольного возраста.

Диагностический материал:  рисунок  с  изображением  простых  фигур,  часы  с  секундной стрелкой, простые карандаши.

Порядок выполнения: ребенок работает по инструкции с рисунком, на котором ребёнку необходимо искать и разными способами   зачеркивать   две   неодинаковые   фигуры,   например: звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик - горизонтальной. Ребенок работает 2,5 минуты, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 секунд) ему говорят «начинай» и «стоп».  Экспериментатор отмечает на рисунке ребенка то место, где даются соответствующие команды.

Обработка результатов: вначале подсчитывается количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Подсчитывается количество ошибок, допущенных при выполнении задания.

Полученные значения подставляются в формулу, по которой определяется показатель уровня развития у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости.

S=(0,5N - 2,8n)/t, где S- показатель продуктивности и устойчивости внимания обследуемого ребенка; N - количество просмотренных предметов; t- время выполнения задания, мин; n - количество допущенных ошибок [52].

Характеристика уровня развития продуктивности и устойчивости внимания по количеству полученных баллов отражена в таблице №5.

Соответствие полученных баллов показателю продуктивности и устойчивости внимания

Таблица 5

Баллы

Показатель продуктивности и устойчивости (S)

10

Выше 1,25

8-9

1-1,25

6-7

0,75-1

4-5

0,50-0,75

2-3

0,24-0,50

0-1

0-0,2


 

 

 

Характеристика уровня развития продуктивности и устойчивости внимания по количеству полученных баллов

                                                                                                   Таблица 5а

Баллы

Продуктивность и устойчивость внимания

10

Очень высокая

8-9

Высокая

4-7

Средняя

2-3

Низкая

0-1

Очень низкая


 

Методика №4. «Проставь значки» (Приложение №4)

Цель: диагностика уровня переключаемости и распределяемости внимания гиперактивных детей дошкольного возраста.

Диагностический материал: рисунок  с  изображением  простых  фигур,  часы  с  секундной стрелкой, простые карандаши.

Порядок выполнения: ребенок работает по инструкции с рисунком, на котором ребёнку необходимо в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце. Ребенок непрерывно работает в течение 2 минуты.

Обработка результатов: вначале подсчитывается количество геометрических фигур на рисунке, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение 2-х минут. Подсчитывается количество ошибок, допущенных при выполнении задания. Полученные значения подставляются в формулу, по которой определяется показатель уровня развития у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости.

S= (0,5N - 2,8n)/120, где S- показатель переключаемости и распределяемости внимания обследуемого ребенка; N – количество геометрических фигур просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение 2-х минут; n - количество ошибок, допущенных при выполнении задания [52].

Характеристика уровня развития переключаемости и распределяемости внимания по количеству полученных баллов отражена в таблице №6.

Соответствие полученных баллов показателю переключаемости и распределяемости внимания

                                                                                         Таблица 6

Баллы

Показатель переключаемости и распределяемости (S)

10

Выше 1,00

8-9

0,75-1,00

6-7

0,50-0,75

4-5

0,25-0,50

0-3

0,00-0,25


 

Характеристика уровня развития переключаемости и распределяемости внимания по количеству полученных баллов

                                                                                               Таблица 6а

Баллы

Переключаемость и распределяемость внимания

10

Очень высокая

8-9

Высокая

6-7

Средняя

4-5

Низкая

0-3

Очень низкая


 

Методика №5. «Найди отличия» (Приложение №5)

Цель: диагностика уровня концентрации внимания гиперактивных детей дошкольного возраста.

Диагностический материал: 2 картинки, отличающихся друг от друга наличием или отсутствием предметов и их расположением.

Порядок выполнения: Ребенку необходимо выявить как можно больше отличий двух картинок. На решение задачи отводится 5 минут.

Обработка результатов: за каждое найденное отличие ребенку присуждается 1 балл.

10 баллов - очень высокий уровень концентрации внимания;

8 - 9 - баллов - высокий уровень;

6 - 7 - баллов - средний уровень;

4 - 5 - баллов - низкий уровень;

0 - 3 - баллов - очень низкий уровень концентрации внимания [10].

2.2. Результаты и анализ результатов, полученных в ходе эксперимента

Для изучения внимания применялась диагностическая программа, состоящая из методик: «Запомни и расставь точки», «Переплетенные линии», «Найди и вычеркни»,  «Проставь значки», «Найди отличия».

        Экспериментальное диагностическое исследование проводилось на базе МДОУ №115 «Детский сад компенсирующего вида» с детьми подготовительной группы.

Цель эксперимента – выявление особенностей внимания детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

                          Методика «Запомни и расставь точки»

Данные о сформированности внимания, полученные с помощью методики «Запомни и расставь точки» представлены в таблице №7.

Полученные результаты

                                                                                     Таблица 7

Имя ребенка

Балл

Уровень

Примечание

1

Екатерина А.

4

низкий

проявила слабый интерес

2

Мария Б.

6

средний

 

3

Никита Г.

3

очень низкий

нуждался в помощи

4

Диана Д.

6

средний

 

5

Дмитрий Е.

4

низкий

 

6

Дарья Л.

6

средний

 

7

Алёна М.

4

низкий

нуждалась в помощи

8

Ксения Н.

4

низкий

 

9

Тимофей П.

6

средний

 

10

Виктория С.

4

низкий

низкий темп выполнения

Информация о работе Методы исследования особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста