Методы исследования особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследование особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста.
Объект исследования: совокупность методов позволяющих провести исследование особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: методики направленные на выявление особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста.
Гипотеза: разработанный комплекс методик позволяет выявить особенности гиперактивных детей дошкольного возраста и на основе результатов разработать рекомендации по коррекции гиперактивности у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- проанализировать специальную литературу;
- дать психологическую характеристику гиперактивных детей дошкольного возраста;
- изучить методы исследования особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста;
- составить диагностическую программу исследования особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста;
- экспериментально определить основные особенности развития детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью;
- опираясь на результаты диагностического исследования разработать рекомендации по развитию гиперактивных детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Проблема исследования синдрома дефицита внимания и гиперактивности детей дошкольного возраста

1.1.Обзор отечественных и зарубежных исследований проблемы синдрома дефицита внимания и гиперактивности…………………………….…………...5
1.2. Особенности развития детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью ……………………………………..17
1.3. Методы исследования особенностей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью …………..……………26

Глава 2. Содержание и проведение работы по исследованию особенностей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

2.1. Характеристика диагностической программы исследования особенностей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности ………………………………………………………………...30
2.1.1. Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста…...30
2.1.2. Диагностическая программа, направленная на исследование особенностей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности …………………………..…………………………………..32
2.2. Результаты и анализ результатов, полученных в ходе эксперимента…...38
2.3. Рекомендации по развитию детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью……………………….......................47
Заключение……………………………………………………………………...53
Список литературы…………………………………………………………….56
Приложение……………………………………………………………………..64

Работа содержит 1 файл

курсовая3 Никитин.doc

— 3.19 Мб (Скачать)

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов.

Характерными признаками ее являются повышенная возбудимость, эмоциональная лабильность, диффузные легкие неврологические симптомы, умеренно выраженные сенсомоторные и речевые нарушения, расстройство восприятия, повышенная отвлекаемость, трудности поведения, недостаточная сформированность навыков интеллектуальной деятельности, специфические трудности обучения.

Среди возможных причин гиперактивности выделяют: пренатальная патология (токсикозы, обо­стрение хронических заболеваний у матери, ин­фекционные заболевания, травмы в области живота, принятие больших доз алкоголя и курение, иммунологическая несовместимость по резус-фак­тору, попытки прервать беременность, угроза вы­кидыша); осложнения при родах (преждевременные, ско­ротечные или затяжные, стимуляция родовой дея­тельности, неправильное положение плода, асфик­сии, внутренние кровоизлияния); психосоциальные (стиль воспитания в семье).

Проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности  распределены по четырем основным группам симптомов: нарушения внимания, импульсивность или гиперактивность, статиколокомоторная недостаточность, социальная дезадаптация.

В психолого-педагогических исследованиях (Л.И. Переслени З. Тржесоглава, Г.И. Жаренкова, В.А. Пермякова, С.А. Домишкевич) отмечаются следующие особенности внимания у детей с СДВГ: неустойчивость (колебания) внимания; сниженная концентрация; снижение объема внимания; сниженная избирательность внимания; сниженное распределение внимания; трудности переключения внимания; повышенная отвлекаемость.

К основным методам исследования особенностей детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности относятся наблюдение и эксперимент.

На основе теоретических выводов, разработана диагностическая программа, в которую вошли методики:  «Запомни и расставь точки», «Переплетённые линии», «Найди и вычеркни», «Проставь значки», «Найди отличия».

Результаты констатирующего этапа эксперимента выявили следующие особенности внимания детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью: неустойчивость (колебания) внимания; сниженная концентрация; снижение объема внимания; сниженная избирательность внимания; сниженное распределение внимания; трудности переключения внимания; повышенная отвлекаемость.

По результатам диагностики разработаны рекомендации по развитию внимания детей данной категории.

Таким образом, задачи исследования решены, выдвинутая гипотеза подтвердилась, цель данной работы состоявшая в исследовании особенностей внимания гиперактивных детей дошкольного возраста достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.      Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: учебник для вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Академия: Высшая школа, 2005.- 263с.

2.      Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии [Текст]: учебник для вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 2005.- 203с.

3.      Абрамова, Г.С. Психологическое консультирование [Текст]: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 2001. – 240с.

4.      Алексеев, А.А. Практикум по возрастной и педагогической психологии [Текст]: учебное пособие / А. А. Алексеев, И. А. Архипова, В. Н. Бабий. — М.: Просвещение, 2001. – 96с.

5.      Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей [Текст]: учеб. пособ. для студ. пед. уч. завед. / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. – М.: Изд-во «Ось – 89», 2009. – 168с.

6.      Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании [Текст]: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А.Добровольская. – М.: Академия, 2001.- 248с.

7.      Бадалян, Л.О. Невропатология [Текст]: учебн. для студ. высш. учеб. завед. / Л.О. Бадалян. - 4-е изд. стер. - М.: Академия, 2007. – 400 с.

8.      Бардиер, Г. Л. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей [Текст] / Г.Л. Бардиер, И.В. Ромозан, Т.Я. Чередникова. - СПб.: Стройлеспечать, 1996. – 91 с.

9.      Белопольская, Н.Л. Детская патопсихология [Текст]: хрестоматия / Н.Л. Белопольская. – 3-е изд., стер.  - М.: Когито-Центр, 2004. – 348с.

10. Богомолов, В. Тестирование детей [Текст]: серия «Психологический практикум» / В. Богомолов. – Ростов н/Д., Феникс, 2004. – 352с.

11. Брязгунов, И.П. Непоседлевый ребёнок, или всё о гиперактивных детях [Текст]: учеб. пособие / И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова. – М.: Психотерапия, 2008.- 91с.

12. Брязгунов, И.П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей (вопросы эпидемиологии, этиологии, диагностики, лечения, профилактики и прогноза) [Текст] / И.П. Брязгунов, В.Р. Кучма. – М.: – 1994. – 49с.

13. Власова, Т.В. Дети с ЗПР [Текст]: учебник для вузов / Т.В. Власова, В.И. Лубовский, Н.А. Цапина. - М.: Просвещение, 2001. – 96с.

14. Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст]: в 6 Т. Т 5 / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1982. – 364с.

15. Гамезо, М.В. Старший дошкольник и младший  школьник [Текст]: психодиагностика и коррекция развития: учебное пособие для студентов пед. уч. завед. / Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. – Воронеж.: «МОДЭК», 2001. – 241с.

16. Григоренко, Е.Л. Генетические факторы, влияющие на развитие девиантных форм детского поведения [Текст] / Е.Л. Григоренко // Дефектология. - 1995. - №3. – С.3-22.

17. Гуревич, К.М. психологическая коррекция умственного развития учащихся [Текст]: учебник для студ. пед. вузов / К.М. Гуревич. - М.: Просвещение, 1990. – 298с.

18. Дробинская, А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания [Текст] / А.О. Дробинская // Дефектология. - 1996. - №3 – С.72-74.

19. Дубровина, И.В. Младший школьник. Развитие познавательных способностей [Текст]: учебное пособие / И. В. Дубровина. – М.: Просвещение, 2003. – 98с.

20. Дубровина, И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми [Текст]: учебное пособие / И.В.Дубровина, А. Д. Андреева, Е.Е.Данилова, Т. В. Вох­мянина. – М.: Академия, 2003. – 145с.

21. Екимова, В.И. Всё идёт нормально? Комплект диагностических методик для комплексного обследования младших школьников [Текст]: метод. пособие  / В.И. Екимова, А.Г. Демидова. – М.: АРКТИ, 2007. – 88с.

22. Епифанцева, Т.Б. Настольная книга педагога – дефектолога [Текст]: справочник /  Т.Б. Епифанцева. - Ростов н\Д.:  Феникс 2005. – 267с.

23. Ефименко, О.В. Особенности состояния здоровья детей раннего возраста в домах ребёнка [Текст]: автореф. дисс. … канд. мед. наук. / Ефименко Оксана Владимировна. - М.: 1991. – 28 с.

24. Заваденко , Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте [Текст]: учеб. пособ. / Н.Н. Заваденко. - М.: «Академия», 2005. – 256 с.

25. Заваденко, Н.Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания [Текст] / Н.Н. Заваденко // Лечебная педагогика и психология. Приложение к журналу «Дефектология». Вып. 5. - М.: Школа-Пресс, 2000. – 112 с.

26. Зеньковский, В.В. Психология детства [Текст]: учебное пособие / В.В. Зеньковский. – М.: Академия, 1995. – 234с.

27. Зейгарник,  Б.В. Очерки по психологии аномального развития личности [Текст]: учеб. для пед. ВУЗов / Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусъ. – М.: Просвещение, 1980. – 444с.

28. Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений [Текст]: учеб.пособие / А.Г. Зикеев. – М.: Академия, 2000. – 291с.

29. Изотова, Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Изотова. – М.: Академия, 2007. – 288с.

30. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков [Текст]: кн. для учит. / В.П. Кащенко. – 2-ое изд. - М., 1994. – 223с. ил.

31. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии [Текст]: учебник для вузов / Л.В. Кузнецова. – М.: Академия, 2007. – 274с.

32. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология [Текст]: учебник для вузов / И.Ю. Кулагина, В.И. Колюцкий. – М.: Сфера, 2004. – 281с.

33. Лаут, Г.В. Нарушения внимания у детей [Текст]: тренинг и развивающие игры: учеб. пособие / Г.В. Лаут, П.Ф. Шлотке; пер. с нем. В.Т. Алтухова; науч. ред. рус. текста А.Б. Холмогоровой. – 5-е изд., перераб. – М.: Академия, 2008. – 368с.

34. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте [Текст]: учеб.пособие / В.В. Лебединский. – М.: Мозаика-синтез, 2003. – 110с.

35. Левченко, И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.; под ред. И.Ю.Левченко, С.Д. Забрамной. – М., Академия,  2007. – 320с.

36. Лубовский, В.И. Специальная психология [Текст]: учебник для вузов / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова. - М.: Академия, 2007. – 267с.

37. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Р. Лурия. – 6-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 384с.

38. Лютова, Е.К. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Н. Монина. - М.: Генезис,  2000. – 192 с. ил.

39. Лях, Т.И. Психология [Текст]: учебное пособие / Т.И. Лях, М.В. Лях. – Тула.: Изд-во «ТГПУ им. Л.Н. Толстого», 2007. – 106с.

40. Мальцева, Е.В. Особенности нарушений речи у детей с ЗПР [Текст] / Е.В. Мальцева // Дефектология. - 1990. - №6.

41. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст]: учебное пособие / И.И. Мамайчук. - СПб.: Речь, 2006. – 254с.

42. Марковская, И.Ф. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития [Текст]: учебное пособие / И.Ф Марковская, Б.П. Пузанов. – М.: Академия, 2000. – 255с.

43. Марцинковская, Т.Д. Детская практическая психология [Текст]: учебник / под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2003. – 255 с.

44. Мастюкова, Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция [Текст] / Е.М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 1992. – 94 с. ил.

45. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учебник для вузов / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др. - М.: Просвещение, 2000. – 301с.

46. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь[Текст]: справочник / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – М.: Академия, 2005. – 681с.

47. Монина, Г.Н. Работа с «особым»   ребёнком [Текст]  /  Г.Н. Монина,  Е.К.Лютова // Первое сентября. - 2000. – №10. – С.7-8

48. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учебник для вузов / В.С Мухина.- М.: Академия, 2007. – 233с.

49. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учебник для вузов: в 3 кн. КН.1 / Р.С. Немов. – 4-е изд.– М.: Владос, 2003. – 688с.

50. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учебник для вузов: в 3 кн. КН.2  / Р.С. Немов. – 4-е изд. – М.: Владос, 2003. –496с.

51. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учебник для вузов: в 3 кн. КН.3  / Р.С. Немов. – 4-е изд. – М.: Владос, 2007. – 631с.

52. Никанорова, М.Ю. Синдром дефицита внимания и гиперактивности [Текст] / М.Ю. Никанорова // Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2000. - №3. – С.39-42.

53. Нисканен, Л.Г. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников [Текст]: учеб. пособие / Л.Г. Нисканен, О.А. Шогаев, Е.В. Родина. – М.: Академия, 2002. – 304 с.

54. Нищева, Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток [Текст]: учебное пособие / Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008. – 42с.

55. Овчарова, Р.В. Практическая психология в образовании [Текст]: учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. - М.: Академия, 2003.- 448с.

56. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст]: учебник для вузов / Л.Ф. Обухова. – М.: Просвещение, 2004. – 293с.

57. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – Минск: Парадокс, 1992. – 415с.

58. Осипова, А.А. Общая психокоррекция [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. спец. учеб. заведений / А.А. Осипова. – М.: Сфера, 2008. – 512с.

59. Осипова, А.А. Программа по коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) [Текст] / А.А.Осипова, О.М. Иванова // Практическая психология и логопедия. – 2007. - №3. – с.4-18.

60. Пиаже, Ж. Психология интеллекта [Текст] / Ж. Пиаже. – М., 1989. – 99с.

61. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды [Текст] / Ж. Пиаже. – М., 1994.-381с.

62. Политика, О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью [Текст] / О.И. Политика.- СПб.: Речь, 2008. – 208с.

63. Ребер, А. Большой толковый психологический  словарь [Текст]: словарь / А. Ребер. - М.: Вече.-(The Penguin), 2001.-592с.

64. Рогов, О.Р. Книга практического психолога [Текст]: учебник для вузов: в 2 кн. КН.1  / О.Р. Рогов. – М.: Академия, 2005.-342с.

65. Рубинштейн, С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт приме­нения их в клинике [Текст]: Практическое руководство / С.Я. Рубинштейн. — М.: Апрель-Пресс, издательство Института Психотерапии, 2004. - 224с.

66. Савельева, Г.М. Гипоксические перинатальные повреждения ЦНС и пути их снижения [Текст] / Г.М. Савельева, Л.Г. Сичинава // Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 1995. - №3. – С.19-23.

Информация о работе Методы исследования особенностей гиперактивных детей дошкольного возраста