Лекции по "Задержка развития психического развития детей дошкольников"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 21:53, курс лекций

Описание работы

Можно выделить 5 периодов отношения общества к лицам с отклонениями в развитии от античных времен до наших дней. Эти периоды охватывают временной отрезок в два с половиной тысячелетия - путь общества от ненависти и агрессии до терпимости и интеграции лиц с отклонениями в развитии.

Содержание

История специального образования
Теоретические основы специальной педагогики
Дошкольная олигофренопедагогика
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Особенности организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта
Методические подходы к организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта
Формирование способов усвоения общественного опыта как коррекционная задача обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта
Содержание коррекционно-педагогической работы по основам умственного воспитания детей с нарушениями интеллекта
Содержание коррекционно-педагогической работы по физическому воспитанию детей с нарушениями интеллекта
...

Работа содержит 1 файл

Дошкольная олигофренопедагогика 2.doc

— 911.00 Кб (Скачать)
-align:justify">Хорошо зарекомендовали себя такие активные формы работы с родителями, как: семинары-практикумы; тематические консуль­тации; психологические тренинги; «Школа молодого родителя» и Другие.

Семинары-практикумы посвящаются какой-то одной проблеме. Свободная форма их проведения предполагает, однако, активное участие в них родителей, которых интересует вынесенный на обсуждение вопрос.

Тематические консультации обычно затрагивают вопросы коррекционных технологий, которые могут быть использованы роди­телями в домашней обстановке. В ходе таких консультаций обсуж­даются, например, конкретные приемы развития внимания де­тей, способы сравнения предметов, приемы развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей. Родителей знакомят с правилами активного слушания, с возможностями раз­вития пространственных представлений детей во время прогулок, им рассказывают о том, как направить всю семейную жизнь на активизацию познавательной деятельности детей.

Родительские тренинги предназначены для наиболее подготов­ленных родителей, для тех из них, кто понимает, что помочь ре­бенку можно только в том случае, если меняешься сам. Эти тре­нинги должен проводить только квалифицированный психолог, они могут иметь форму контакт-группы, группы психодрамы, арт-терапии, тренинга личностного роста и т. д.

«Школа молодого родителя» сочетает в себе все вышеназван­ные аспекты и в целом направлена на повышение родительской компетентности и социально-педагогической грамотности членон семей, дети из которых посещают специализированное дошколь­ное учреждение.

При всем разнообразии форм проведения этой работы с роди­телями главными остаются следующие принципы: систематичность проведения мероприятий; целевое их планирование; при опреде­лении тематики учет родительских запросов; ориентированность на конечную цель; учет родительских социально-психологических установок и их коррекция в ходе взаимодействия; наличие конк­ретного исполнителя (специалиста), ответственного за проведе­ние мероприятий.

Т.о., родители служат для УОР образцами и моделями поведения, являются важными агентами социализации. Взаимоотношения УОД с родителями  оказывают влияние на формирование личностных качеств.

Основы семейного воспитания дошкольников с нарушениями в развитии.

Вопросами семейного воспитания в отечественной психологии занимались следующие ученые: Мясищев, Ананьев Б. Г., Обозов И.Н., Власова Т. А., Выгодский Л.С.,  Забрамная С.Д., Лебединская К. С. , Певзнер М. С., Шиф Ж. И.

Семья – малая социальная группа людей,  основанная на любви, брачном союзе или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимоморалью, ответственностью и взаимопомощью. В семье отношения обусловлены различием полов и половой потребностью, проявляющейся в форме нравственно-психологических взаимоотношений.

Положение ребенка с И.Н. в семье. В семьях детей с легкими формами У,О. 1/3 родителей  выпускники школ 8 вида. Такие

Семейное воспитание – процесс взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми, с целью создания необходимых социальных и педагогических условий для гармоничного развития личности, формирования у него жизненно важных качеств и свойств личности.

Цель семейного воспитания – формирование психически и физически здоровой, высоконравственной, интеллектально развитой  личности, готовой к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни.

Содержание семейного воспитания:

1.                   Морально-нравственное воспитание

2.                   Интеллектуальное

3.                   эстетическое

4.                   физическое

5.                   трудовое.

Особенности современной семьи:

    преобладание гражданских и светских браков, хотя в последнее время наметилась тенденция заключения брака в церкви.

    Равноправие мужа и жены.

    Свобода заключения и расторжения брака.

    Тенденция появления нуклиарных семей с 1 ребенком.

    Тенденция в свободе и самостоятельности молодых семей.

    Многодетной стала семья с 3 детьми.

    Большое количество разводов.

    Рост безнадзорности, детской преступности.

    Приобщение детей к алкоголю, наркотикам, подростковой проституции.

    Падение авторитета родителей, педагогов.

    Браки порасчету.

    Появление однополых браков.

    Разноворастные браки.

Типы семей:

  1. Нуклиарная, состоящая из взрослых и ребенка.
  2. Расширенная – нуклиарная и родственники.

Типы властных структур:

  1. патриархальная
  2. матриархальная.
  3. эболитарная
  4. детецентрическая

По структуре:

  1. полная – мать, отец.
  2. неполные – мать или отец.
  3. искаженные – отчимы, мачихи.

По функциям:

  1. гармоничная
  2. дизгармоничная

                                         где 1 доминирует, другой подчиняется.

                                         Дисструктурированная – излишняя автономия членов семьи, где нет эмоциональной привязанности, солидарности в решении проблем.

                                         Распадающаяся – где высока вероятность развода.

Типология семей:

      1. Нормальная семья, где ответственность несут муж и жена.
      2. Абноромальная семья, где ответственность несет на себе 1 член семьи.
      3. Псевдосемья – где ответственность никто не несет.

 

В современной психолого-педагогической литературе много внимания уделяется такой важной характеристике семьи, как стиль семейные взаимоотношений.

Тип    семейного    воспитания    оказывает    огромное    влияние    на формирование девиантного поведения у детей .

1 Потворствующая гнперпротекцш.

Этот стиль представляет собой сочетание гиперопеки и некритичного, максимального; удовлетворения любых потребностей ребёнка в сочетании с недостаточностью запретов, отсутствием обязанностей и санкций.

. Этот тип воспитания содействует развитию истероидных и гипертимных  черт характера ребенка. Формируется крайний эгоцентризм и эгоизм, игнорирование интересов и нужд окружающих, повышенной стремление привлекать к себе внимание, завышенные . требования и ожидания от окружающих. В результате развивается инфантильность, социальная незрелость, неприспособленность и несамостоятельность.

Среди психологических причин возникновения этого стиля наиболее часто встречается: воспитательная неуверенность родителя, фобия утраты ребенка, предпочитание детскнх качеств в ребенке.

2  Доминирующая  гиперпротекция.

Ребенок так же находится в центре внимания родителей, они отдают ему много сип и времени, но в то же время ставят многочисленные запреты и ограничения, лишая его самостоятельности. В родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм, от ребенка требуется безоговорочное послушание. Родители  навязывают свою волю во всем, с большим трудом встают на точку зрения ребенка.

При таком стиле воспитания у детей наблюдается повышенная  чувствительность, впечатлительность, тревожность, чувство собственной не полноценности,  зависимость. Причиной такого отношения родителей чаше всего является страх перед самостоятельностю, которая проявляется в резком преувеличении последствий, которые могут быть даже при незначительных нарушениях запрета.

3 Эмоциональное отвержение.

Родители воспринимают своего ребенка плохим, неудачливым, им кажется, .что он ничего не добьется в жизни из-за своего слабого ума. дурных наклонностей и т.д. Часто родители испытывают к своему ребенку злость, раздражение, обиду, не доверяют, не уважают его.

Сам же ребенок находится в состоянии блокирования основный потребностей. Так же такие родители часто используют наказания. Причем не соответствующие проступку и ие соразмерные ему.

Таким образом, у ребенка формируется чувство одиночества» ненужности, незащищенности.

У одних детей возникает чувство протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым, повышается агрессивность, появляется склонность " вымещать злобу!', мстительность.

У других, формируется комплекс неполноценности, чувство вины,, мнительность, нерешительность, тревожность, увеличивается возможность  развития депрессий, неврозов', суицидального поведения»

Причинами такого стиля чаще всего являются: нежеланный ребенок* неразвитость родительского чувства, протекция на ребенка собственных не желаемых качеств, вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания, негативные установки в отношений полз ребенка..

4.              Жестокое обращение.

Этот та воспитания схож с предыдущим, но для него характерно усиление выраженности и строгости наказаний, в т.ч. и физических.

Этот жестко авторитарный стиль формирует повышенную агрессивность и жестокость у ребенка. Наказания, которые использует взрослый, следует рассматривать как акты агрессин, которые и становятся  моделью для агрессивного поведения ребенка.

Так же ситуации постоянной депривации психологических и социально важных потребностей стимулирует, негативнее переживания и вызывает различные виды агрессивных реакций, и активный негативизм.

Ребенок развивается неуверенным в себе, робким, обидчивым, склонным к астении.

5.              Повышенная моральная ответственность.

Этот тип воспитания характеризуется сочетанием повышенных требований к ребенку, с пониженным вниманием К нему и его потребностям и желаниям со стороны родителей. Требования велики и не по силам ребенку,

Данный стиль стимулирует развитие черт тревожно-мнительной акцентуации: - повышенная боязливость к новому и незнакомому, мнительность, тревожность, труднопереносимость ситуаций повышенной ответственности, оценки, страх не оправдать ожиданий. Возникает конфликт между желаниями и чувством долга, что приводит к более легкому возникновению навязчивых мыслей и действие ( тики, навязчивые страхи и т.д.)-

А так же стимулирует развитие астенического синдрома: - повышенная раздражительность, склонность к аффектам в сочетании с повышенной

психической и физической истощаемостью, непереносимость повышенного напряжения, сомато- вегетативные расстройства. Такой тип* воспитания часто встречается в семьях, где неразвитое родительское чувство сочетается с трудными, конфликтными отношениями, где на ребенка перекладывается значительная часть родительских обязанностей,

6. Гипоопека (безнадзорность)

Ребенок предоставлен сам себе, родители не интересуются и не контролируют его. Ребенок сам определяет время возвращения домой, круг друзей, вопрос о курении, спиртном и т.д. Он ни за что не отчитывается перед родителями. Ни установлены рамки Поведения. Часто чувствуя себя лишним, старается   но- меньше бывать дома.

склонность к аффектам, отсутствие способности сдерживать себя, повышенная готовность к конфликтам,  опозиционное отношение к взрослым; отсутствие волевых задержек зависимость от сиюминутных желаний и влечении, неумение преодолевать незначительные трудности, отсутствие интересов и навыков к труду-,незрелость-

На фоне чувства одиночества, ненужности возникает чувство протеста, отчуждения, неприязни к взрослым, стремление к объединению и кооперации со сверстниками. Характерна неразвитость системы ценностей м социального опыта.

Значение семьи в жизни детей, имеющих нарушения в развитии: семье отводится решающая роль в определении направленности поведения ребенка, именно в ней а в процессе межличностных взаимоотношений между супругами, родителями и детьми формируется самосознание, личностные особенности. Закладываются основы норм и правил нравственности, ценностной ориентации.

Положение ребенка с ИН в семье.

В семьях детей с легкой формой УО  1/3 родителей – выпускники школы 8 вида. Такие семьи распадаются чаще, а в не распавшихся семьях родительские функции перекладываются на бабушек. Дети нередко воспитываются в учреждениях интернатного типа, что разрушает не только детско-родительскую подсистему, но и детскую, т.к. не развиваются отношения с братьями, сестрами. В семье ребенок чувствует одиночество, отвержанность. Отцы отстраняются от воспитания. Наиболее значимая фигура в семье – мать. Часто родители неадекватно оценивают особенности психического развития ребенка, что проявляется  в противоречивом отношении к нему. 70% переоценивают их способности, 25 % - не дооценивают, 5% - правильно оценивают. Родители УО ребенка эмоционально отвернают его (77%). Матери переживают родительский кризис, связанный с рождением неполноценного ребенка.

Информация о работе Лекции по "Задержка развития психического развития детей дошкольников"