Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 21:53, курс лекций
Можно выделить 5 периодов отношения общества к лицам с отклонениями в развитии от античных времен до наших дней. Эти периоды охватывают временной отрезок в два с половиной тысячелетия - путь общества от ненависти и агрессии до терпимости и интеграции лиц с отклонениями в развитии.
История специального образования
Теоретические основы специальной педагогики
Дошкольная олигофренопедагогика
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Особенности организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта
Методические подходы к организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта
Формирование способов усвоения общественного опыта как коррекционная задача обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта
Содержание коррекционно-педагогической работы по основам умственного воспитания детей с нарушениями интеллекта
Содержание коррекционно-педагогической работы по физическому воспитанию детей с нарушениями интеллекта
...
4. Склонность скрывать проблему ребенка от посторонних взглядов.
5. Настроение часто меняется на противоположное.
Портрет родителя невротичного типа
1. Повышенная тревожность, различные страхи, депрессия.
2. Склонность подчиняться сложившимся обстоятельствам, что может проявляться в педагогической некомпетентности и иногда в отторжении ребенка, вызывающего стресс.
3. Некритичное оценивание возможностей своего ребенка, подсознательное стремление скрыть его дефект, склонность выдавать желаемые результаты за действительные.
4. Эмоциональное бессилие, не позволяющее позитивно оценить свое будущее и будущее своего ребенка, которое представляется бесперспективным и малоинтересным.
5. Прожитая жизнь воспринимается как несчастливая, загубленная рождением аномального ребенка.
6. У матерей часто наблюдаются истерики, подавленное настроение, затяжные депрессивные состояния, стремление уйти от принятия решения, снижение социального статуса, примитивизация поведения.
Портрет родителя авторитарного типа
1. Активная жизненная позиция, стремление руководствоваться собственными убеждениями и мнениями.
Некоторые родители этого типа могут отказаться от ребенка, оставив в роддоме. Но чаще всего они проявляют стойкое желание найти выход из проблемы как для себя, так и для своего ребенка. На предложение отказаться от ребенка такие родители реагируют как на личное оскорбление.
3. Если дефект ребенка принимается, существует стремление преодолевать проблемы, возникающие у ребенка, и облегчать его участь.
4. Неумение сдерживать свой гнев и раздражение; отсутствие контроля над собственными поступками, склонность к ссорам и скандалам.
5. В отношениях с ребенком возможны достаточно жесткие формы взаимодействия вплоть до холодности и отстраненности от его проблем.
6. Неравномерный характер применения воспитатель
ных мер: довольно часты жесткие формы наказаний (окрик,
подавление личности, избиение).
Заметим, работа с проблемами взаимоотношений родителей и детей, имеющих ограниченные возможности, может проводиться в нескольких направлениях:
1. Гармонизация семейного воспитания с целью отказа от дисгармоничных методов и коррекции воспитательного воздействия на ребенка.
2. Психологическая коррекция личностных нарушений у родителей, оказание им превентивной помощи через повышение самооценки и гибкости реагирования на изменения детей и ситуации взаимодействия.
3. Укрепление нервной системы ребенка, предупреждение у него дискомфортного состояния, страха, возбуждения и обучение копинг-поведению (механизмам совладания).
!& Ъапраая иитер&ыа дих шхледа&ания стрикщры семстш. системьг (ЧерншссВ. 4. %., 1997)
Вопросы для оценивания семейной сплоченности:
1. Насколько эмоционально близкими друг другу чувствуют себя члены семьи? (Супруги? Родители с детьми?)
2. Насколько активно участвуют они в жизни друг друга?
Проблемы взаимоотношений между родителями и детьми.
3. Проводят ли члены семьи время вместе, когда это возможно, или предпочитают заниматься своими делами?
4. Имеют ли члены семьи общих друзей или у каждого
они свои?
5. Что любят члены семьи делать вместе, есть ли у них
общие интересы?
6. Как йёмья проводит праздники и дни рожденья?
7. Что обычно происходит в семье вечером и в выходные?
8. Как соотносится интенсивность взаимоотношений ро
дителей и детей с возрастом ребенка?
Вопросы для оценивания семейной гибкости:
1. Поделено ли руководство между родителями?
2. Строгая ли в семье дисциплина?
3. Как происходит обсуждение разногласий в семье?
4. Выполняют ли супруги и другие члены семьи определенные задачи или роли в семье строго не определены?
5. Насколько часто в семье меняются правила?
6. Как часто в семье происходят изменения?
7. Кажется ли семья дезорганизованной? Ригидной?
8. Насколько родители осуществляют в семье руководящие функции?
О Ъопроал. ннтер&ью. для исследования, ^сшмаотнашашя между родителями, и детьми- (Алассееёа &. е., 2005)
1. Какие поощрения вы используете при воспитании ребенка?
2. Какие наказания вы считаете приемлемыми для своего
ребенка?
. 3. Как вы считаете, какие методы воспитания преобладают в вашей семье (наказания, поощрения и др.)?
4. Назовите запреты, ограничения и требования, принятые в вашей семье.
5. Каким образом ваш ребенок проявляет по отношению
к вам заботу, внимание, любовь?
7. 6. Как вы справляетесь с неизбежно возникающими не
гативными чувствами по отношению к вашему ребенку (гнев,
чувство вины, раздражение и др.) Кто или что помогает вашему ребенку справляться с негативными чувствами?
8. Расскажите про самый радостный и самый грустный день в вашей жизни.
9. Какие вопросы в воспитании вашего ребенка представляются вам наиболее трудными?
10. К кому из членов семьи наиболее привязан ваш ребенок?
11. Приведите пример, когда вы не знали, как вам поступить по отношению к вашему ребенку.
12. Расскажите ситуацию, которая осталась для вас непонятной, вас беспокоит. Эта ситуация должна касаться проблем во взаимоотношениях родитель—ребенок.
В работе с родителями применяются как групповые, так и индивидуальные формы работы. ежемесячные родительские собрания. Эффективность их проведения зависит от уровня их подготовки, а также от важности и актуальности предлагаемой для обсуждения темы. Привлечение в качестве выступающих врачей, дефектологов, социальных работников, ученых и практиков повышает их значимость для родителей, а систематичность проведения вырабатывает у родителей привычку их посещать. Место и время проведения собрания должно быть четко оговорено, например, последняя пятница каждого месяца. А тематика собраний, согласованная со всеми специалистами дошкольного учреждения, должна быть вывешена на стенде, посвященном работе с родителями.
Собрания для родителей дошкольников всех возрастных групп целесообразно проводить 2—3 раза в год, обычно же собрания приводятся по возрастным параллелям: для родителей детей раннего возраста, для родителей, воспитывающих младших дошкольников, для родителей старших дошкольников. Кроме того, в начине учебного года рекомендуется проводить собрание для родителей вновь поступивших детей, на котором их знакомят с общей организацией коррекционно-педагогической работы в дошкольном учреждении, с ролью родителей в воспитании ребенка с склонениями в развитии, с приемами активизации познавательной деятельности детей в их повседневном общении с родителями.
Каждое родительское собрание необходимо завершать подведением его итогов и конкретными рекомендациями, которые понятны всем присутствующим, несмотря на разный уровень их родительской подготовки, и реально ими выполнимы.
Для родителей детей раннего возраста могут быть предложены следующие темы собраний:
1. Закономерности психической жизни детей первого, второго И третьего года жизни и их влияние на последующее развитие ребенка.
2. Причины отклонений в психофизическом развитии ребенка. Возможности их компенсации средствами семейного воспитания.
3. Культура быта и ее значение для психофизического развития ребенка.
4. Игрушка как средство психического развития ребенка.
5. Эмоциональное общение и его роль в нервно-психическом развитии ребенка.
6. Развитие предметной деятельности у детей раннего возраста.
7. Развитие движений у детей раннего возраста.
8. Воспитание познавательной активности у детей раннего возраста в процессе действий с предметами.
9. Развитие речи у детей раннего возраста. Роль взрослых в активизации речевого общения ребенка.
10. Что и как читать маленькому ребенку.
11. Ребенок и музыка.
12. Маленький художник.
Для родителей, чьи дети находятся на следующем возрастном этапе, можно предложить такие темы собраний:
1. Особенности психофизического развития ребенка младшего дошкольного возраста.
3. Сюжетная игра у детей. Партнеры и оборудование для детских сюжетных игр. Свойства и качества предметов, окружающих детей в повседневной жизни. Роль родителей и других членов семьи в расширении представлений детей о свойствах и качествах предметов.
4. Развитие памяти у детей. Как учить детей запоминать зрительную и слуховую информацию.
5. Критические периоды в развитии речи ребенка. Роль родителей в профилактике отклонений в речевом развитии ребенка.
6. Оборудование детского уголка или детской комнаты в домашних условиях.
7. Прогулки с детьми как средство общения и развития их представлений об окружающем мире.
8. Роль закаливающих мероприятий в воспитании ребенка. Меры профилактики простудных заболеваний.
9. Проблема левшества у детей.
10. Агрессивное поведение у детей. Его коррекция средствами семейного воспитания.
11. Личностное развитие ребенка-дошкольника. Роль семьи в воспитании нравственного поведения, этических норм и личностных качеств.
12. Изобразительное искусство и его роль в коррекции отклонений в развитии ребенка.
Для родителей ребенка-дошкольника старшего возраста можно предложить следующие темы родительских собраний:
1. Психофизические особенности ребенка старшего дошкольного возраста.
2. Сюжетно-ролевая игра ребенка-дошкольника. Возможности и место участия в ней родителей и членов семьи.
3. Развитие слухового восприятия ребенка на прогулках и в процессе овладения звуковой культурой речи.
4. Развивающие игры и их место в семейном досуге.
5. Возможности развития детского воображения в повседневных видах детской деятельности.
6. Профилактика детских неврозов.
7. Отклонения в поведении детей и возможности их коррекции посредством воспитательных воздействий со стороны членов семьи.
8. Друзья наших детей. Помощь родителей в приобретении ребенком друзей и подруг.
9. Домашний театр как средство организации семейного досуга.
10. Нравственность и безнравственность. Как помогать ребенку находить грани между «белым» и «черным».
11. Обязанности ребенка-дошкольника по дому.
12. Подготовка ребенка к школе.
На родительских собраниях целесообразно демонстрировать фрагменты видеозаписи проводившихся с детьми занятий, сопровождая их комментариями специалистов, приводить конкретные примеры из жизни детей группы. При этом нужно помнить, что сотрудник дошкольного учреждения может похвалить того или иного ребенка, но отрицательный факт сообщается всегда без указания фамилии ребенка и реальных участников события.
Существенную помощь родителям могут оказать индивидуальные консультации.
Индивидуальное консультирование предполагает:
Важным условием работы с родителями, дети которых имеют и н , является формирование у них адекватной оценки психического состояния своих детей в плане готовности к школьному обучению. Индивидуальная работа на этом этапе носит консультативно-
Информация о работе Лекции по "Задержка развития психического развития детей дошкольников"