Лекции по "Задержка развития психического развития детей дошкольников"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 21:53, курс лекций

Описание работы

Можно выделить 5 периодов отношения общества к лицам с отклонениями в развитии от античных времен до наших дней. Эти периоды охватывают временной отрезок в два с половиной тысячелетия - путь общества от ненависти и агрессии до терпимости и интеграции лиц с отклонениями в развитии.

Содержание

История специального образования
Теоретические основы специальной педагогики
Дошкольная олигофренопедагогика
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Особенности организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта
Методические подходы к организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта
Формирование способов усвоения общественного опыта как коррекционная задача обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта
Содержание коррекционно-педагогической работы по основам умственного воспитания детей с нарушениями интеллекта
Содержание коррекционно-педагогической работы по физическому воспитанию детей с нарушениями интеллекта
...

Работа содержит 1 файл

Дошкольная олигофренопедагогика 2.doc

— 911.00 Кб (Скачать)
align:justify">и ссоры.

4.   Склонность скрывать проблему ребенка от посторон­них взглядов.

5.   Настроение часто меняется на противоположное.

Портрет родителя невротичного типа

1.   Повышенная тревожность, различные страхи, депрес­сия.

2.   Склонность подчиняться сложившимся обстоятель­ствам, что может проявляться в педагогической некомпетент­ности и иногда в отторжении ребенка, вызывающего стресс.

3.   Некритичное оценивание возможностей своего ре­бенка, подсознательное стремление скрыть его дефект, склон­ность выдавать желаемые результаты за действительные.

4.   Эмоциональное бессилие, не позволяющее позитив­но оценить свое будущее и будущее своего ребенка, которое представляется бесперспективным и малоинтересным.

 

5.   Прожитая жизнь воспринимается как несчастливая, загубленная рождением аномального ребенка.

6.   У матерей часто наблюдаются истерики, подавленное настроение, затяжные депрессивные состояния, стремление уйти от принятия решения, снижение социального статуса, примитивизация поведения.

Портрет родителя авторитарного типа

1. Активная жизненная позиция, стремление руковод­ствоваться собственными убеждениями и мнениями.

Некоторые родители этого типа могут отказаться от ребенка, оставив в роддоме. Но чаще всего они проявляют стойкое желание найти выход из проблемы как для себя, так и для своего ребенка. На предложение отказаться от ребенка такие родители реагируют как на личное оскорбление.

3.   Если дефект ребенка принимается, существует стрем­ление преодолевать проблемы, возникающие у ребенка, и об­легчать его участь.

4.   Неумение сдерживать свой гнев и раздражение; отсут­ствие контроля над собственными поступками, склонность к ссорам и скандалам.

5.   В отношениях с ребенком возможны достаточно жест­кие формы взаимодействия вплоть до холодности и отстра­ненности от его проблем.

6.              Неравномерный характер применения воспитатель­
ных мер: довольно часты жесткие формы наказаний (окрик,
подавление личности, избиение).

Заметим, работа с проблемами взаимоотношений роди­телей и детей, имеющих ограниченные возможности, может проводиться в нескольких направлениях:

1.   Гармонизация семейного воспитания с целью отказа от дисгармоничных методов и коррекции воспитательного воздействия на ребенка.

2.   Психологическая коррекция личностных нарушений у родителей, оказание им превентивной помощи через повыше­ние самооценки и гибкости реагирования на изменения детей и ситуации взаимодействия.

3.   Укрепление нервной системы ребенка, предупрежде­ние у него дискомфортного состояния, страха, возбуждения и обучение копинг-поведению (механизмам совладания).

!& Ъапраая иитер&ыа дих шхледа&ания стрикщры семстш. системьг (ЧерншссВ. 4. %., 1997)

Вопросы для оценивания семейной сплоченности:

1.   Насколько эмоционально близкими друг другу чув­ствуют себя члены семьи? (Супруги? Родители с детьми?)

2.   Насколько активно участвуют они в жизни друг друга?


Проблемы взаимоотношений между родителями и детьми.

3.   Проводят ли члены семьи время вместе, когда это воз­можно, или предпочитают заниматься своими делами?

4.   Имеют ли члены семьи общих друзей или у каждого

они свои?

5.              Что любят члены семьи делать вместе, есть ли у них

общие интересы?

6.   Как йёмья проводит праздники и дни рожденья?

7.   Что обычно происходит в семье вечером и в выходные?

8.              Как соотносится интенсивность взаимоотношений ро­
дителей и детей с возрастом ребенка?

Вопросы для оценивания семейной гибкости:

1.   Поделено ли руководство между родителями?

2.   Строгая ли в семье дисциплина?

3.   Как происходит обсуждение разногласий в семье?

4.   Выполняют ли супруги и другие члены семьи опреде­ленные задачи или роли в семье строго не определены?

 

5.  Насколько часто в семье меняются правила?

6.  Как часто в семье происходят изменения?

7.  Кажется ли семья дезорганизованной? Ригидной?

8.  Насколько родители осуществляют в семье руководя­щие функции?

О Ъопроал. ннтер&ью. для исследования, ^сшмаотнашашя между родителями, и детьми- (Алассееёа &. е., 2005)

1.   Какие поощрения вы используете при воспитании ре­бенка?

2.   Какие наказания вы считаете приемлемыми для своего

ребенка?

. 3. Как вы считаете, какие методы воспитания преоблада­ют в вашей семье (наказания, поощрения и др.)?

4.   Назовите запреты, ограничения и требования, приня­тые в вашей семье.

5.   Каким образом ваш ребенок проявляет по отношению

к вам заботу, внимание, любовь?

7.   6.              Как вы справляетесь с неизбежно возникающими не­
гативными чувствами по отношению к вашему ребенку (гнев,
чувство вины, раздражение и др.) Кто или что помогает вашему ребенку справляться с негативными чувствами?

8.   Расскажите про самый радостный и самый грустный день в вашей жизни.

9.   Какие вопросы в воспитании вашего ребенка пред­ставляются вам наиболее трудными?

 

10.   К кому из членов семьи наиболее привязан ваш ребе­нок?

11.   Приведите пример, когда вы не знали, как вам посту­пить по отношению к вашему ребенку.

12.   Расскажите ситуацию, которая осталась для вас непо­нятной, вас беспокоит. Эта ситуация должна касаться проблем во взаимоотношениях родитель—ребенок.

 

В работе с родителями применяются как групповые, так и ин­дивидуальные формы работы. ежемесячные родитель­ские собрания. Эффективность их проведения зависит от уровня их подготовки, а также от важности и актуальности пред­лагаемой для обсуждения темы. Привлечение в качестве выступаю­щих врачей, дефектологов, социальных работников, ученых и прак­тиков повышает их значимость для родителей, а систематичность проведения вырабатывает у родителей привычку их посещать. Ме­сто и время проведения собрания должно быть четко оговорено, например, последняя пятница каждого месяца. А тематика собра­ний, согласованная со всеми специалистами дошкольного учреждения, должна быть вывешена на стенде, посвященном работе с родителями.

Собрания для родителей дошкольников всех возрастных групп целесообразно проводить 2—3 раза в год, обычно же собрания приводятся по возрастным параллелям: для родителей детей раннего возраста, для родителей, воспитывающих младших дошколь­ников, для родителей старших дошкольников. Кроме того, в на­чине учебного года рекомендуется проводить собрание для родителей вновь поступивших детей, на котором их знакомят с общей организацией коррекционно-педагогической работы в дошколь­ном учреждении, с ролью родителей в воспитании ребенка с склонениями в развитии, с приемами активизации познава­тельной деятельности детей в их повседневном общении с роди­телями.

Каждое родительское собрание необходимо завершать подведе­нием его итогов и конкретными рекомендациями, которые по­нятны всем присутствующим, несмотря на разный уровень их ро­дительской подготовки, и реально ими выполнимы.

Для родителей детей раннего возраста могут быть предложены следующие темы собраний:

1.             Закономерности психической жизни детей первого, второго И третьего года жизни и их влияние на последующее развитие ребенка.

2.             Причины отклонений в психофизическом развитии ребенка. Возможности их компенсации средствами семейного воспитания.

3.             Культура быта и ее значение для психофизического развития ребенка.

4.             Игрушка как средство психического развития ребенка.

5.             Эмоциональное общение и его роль в нервно-психическом развитии ребенка.

6.             Развитие предметной деятельности у детей раннего возраста.

7.             Развитие движений у детей раннего возраста.

8.             Воспитание познавательной активности у детей раннего воз­раста в процессе действий с предметами.

9.             Развитие речи у детей раннего возраста. Роль взрослых в акти­визации речевого общения ребенка.

10.             Что и как читать маленькому ребенку.

11.             Ребенок и музыка.

12.             Маленький художник.

Для родителей, чьи дети находятся на следующем возрастном этапе, можно предложить такие темы собраний:

1.             Особенности психофизического развития ребенка младшего дошкольного возраста.

3.             Сюжетная игра у детей. Партнеры и оборудование для детских сюжетных игр. Свойства и качества предметов, окружающих детей в повсед­невной жизни. Роль родителей и других членов семьи в расшире­нии представлений детей о свойствах и качествах предметов.

4.             Развитие памяти у детей. Как учить детей запоминать зритель­ную и слуховую информацию.

5.             Критические периоды в развитии речи ребенка. Роль родите­лей в профилактике отклонений в речевом развитии ребенка.

6.             Оборудование детского уголка или детской комнаты в домаш­них условиях.

7.             Прогулки с детьми как средство общения и развития их пред­ставлений об окружающем мире.

8.             Роль закаливающих мероприятий в воспитании ребенка. Меры профилактики простудных заболеваний.

9.             Проблема левшества у детей.

10.             Агрессивное поведение у детей. Его коррекция средствами семейного воспитания.

11.             Личностное развитие ребенка-дошкольника. Роль семьи в воспитании нравственного поведения, этических норм и личност­ных качеств.

12.             Изобразительное искусство и его роль в коррекции отклоне­ний в развитии ребенка.

Для родителей ребенка-дошкольника старшего возраста можно предложить следующие темы родительских собраний:

1.            Психофизические особенности ребенка старшего дошколь­ного возраста.

2.            Сюжетно-ролевая игра ребенка-дошкольника. Возможности и место участия в ней родителей и членов семьи.

3.            Развитие слухового восприятия ребенка на прогулках и в про­цессе овладения звуковой культурой речи.

4.            Развивающие игры и их место в семейном досуге.

5.            Возможности развития детского воображения в повседневных видах детской деятельности.

6.            Профилактика детских неврозов.

7.            Отклонения в поведении детей и возможности их коррекции посредством воспитательных воздействий со стороны членов семьи.

8.            Друзья наших детей. Помощь родителей в приобретении ре­бенком друзей и подруг.

9.            Домашний театр как средство организации семейного досуга.

10.            Нравственность и безнравственность. Как помогать ребенку находить грани между «белым» и «черным».

11.            Обязанности ребенка-дошкольника по дому.

12.            Подготовка ребенка к школе.

На родительских собраниях целесообразно демонстрировать фрагменты видеозаписи проводившихся с детьми занятий, сопро­вождая их комментариями специалистов, приводить конкретные примеры из жизни детей группы. При этом нужно помнить, что сотрудник дошкольного учреждения может похвалить того или иного ребенка, но отрицательный факт сообщается всегда без ука­зания фамилии ребенка и реальных участников события.

Существенную помощь родителям могут оказать индивидуаль­ные консультации.

Индивидуальное консультирование предполагает:

                                           совместное обсуждение с родителями хода и результатов коррекционной работы;

                                           анализ причин незначительного продвижения в развитии от­дельных сторон психической деятельности ребенка и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в его развитии;

                                           индивидуальное проведение практикумов по обучению родите­лей совместным формам деятельности с детьми (главным образом это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, психогимнастика, развивающие игры и задания).

Важным условием работы с родителями, дети которых имеют и н , является формирование у них адек­ватной оценки психического состояния своих детей в плане готов­ности к школьному обучению. Индивидуальная работа на этом эта­пе носит консультативно-рекомендательный характер с ориентаци­ей на форму обучения, соответствующую уровню развития ребенка.

Информация о работе Лекции по "Задержка развития психического развития детей дошкольников"