Лекции по "Задержка развития психического развития детей дошкольников"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 21:53, курс лекций

Описание работы

Можно выделить 5 периодов отношения общества к лицам с отклонениями в развитии от античных времен до наших дней. Эти периоды охватывают временной отрезок в два с половиной тысячелетия - путь общества от ненависти и агрессии до терпимости и интеграции лиц с отклонениями в развитии.

Содержание

История специального образования
Теоретические основы специальной педагогики
Дошкольная олигофренопедагогика
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Особенности организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта
Методические подходы к организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта
Формирование способов усвоения общественного опыта как коррекционная задача обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта
Содержание коррекционно-педагогической работы по основам умственного воспитания детей с нарушениями интеллекта
Содержание коррекционно-педагогической работы по физическому воспитанию детей с нарушениями интеллекта
...

Работа содержит 1 файл

Дошкольная олигофренопедагогика 2.doc

— 911.00 Кб (Скачать)

В программе раздел «Игра» включает три направления обуче­ние сюжетно-ролевой игре, подвижной и дидактической. Заня­тия по первому направлению проводятся учителем-дефектологом и воспитателем, по двум другим — в основном воспитателем.

На начальном этапе обучения важно создать у детей эмоцио­нальное отношение к игрушке и данной игровой ситуации через взаимодействие со взрослым, а также формировать ориентиро­вочную деятельность детей. С этой целью первые занятия про­водятся по обыгрыванию дидактических и сюжетных игрушек.

Действуя с дидактическими игрушками разными по форме, цвету, величине, материалу, массе, звуковым свойствам, дети на­капливают чувственный опыт. Это способствует развитию восп­риятия, зрительно- двигательной координации, ручной и мелкой моторики. Действия с дидактическими игрушками (пирамидки, матрешки, кубики-вкладки, башенки, совочки и т.п.) оказывают особое воздействие на психическое развитие ребенка, т.к. дейст­вуя с ними он приобретает необходимые знания об окружающем мире.

На занятиях по обыгрыванию игрушек используются кошки, собачки, зайцы, мишки и т.д., которые способствуют развитию у детей функции общения, оказывают воздействие на нравствен­ное воспитание личности ребенка. Ребенок во время игры учится проявлять заботу об игрушке, сопереживать во всех ее событиях.

Среди сюжетных игрушек особое место занимают игрушки-куклы. на начальном этапе важно сформировать у де­тей эмоциональное отношение к кукле, научить воспринимать ее как заместителя человека, а затем научить детей конкретным игровым действиям с ней: кормлению, раздеванию и одеванию, укладыванию спать в кроватку, прогулке в коляске.

Особое место в руководстве педагогом игрой детей отводится формированию навыков игрового поведения. Необходимо учить их обмениваться игрушками, играть рядом, воспитывать в них доброжелательность и уступчивость.

Следующей задачей обучения игре является усвоение детьми логики развития бытового сюжета, чтобы дети понимали зако­номерность развития игрового действия, состоящую в том, что одно из действий является подготовительным по отношению к другому. (Например, надо чтобы ребенок понимал, что сначала нужно сварить кашу, а потом накормить ею куклу, а не нао­борот).

В решении поставленной задачи целесообразно использовать два вида работы.

Во-первых, обязательно проводить наблюдение и анализ ло­гичных действий в повседневной жизни. Например, воспитатель обра­щает внимание детей но то, что они сначала вымыли руки, а потом сели есть; в спальне перед сном внимание детей заостря­ется на том, что они сначала разденутся, наденут пижамы, а по­том лягут в кровати.

Во-вторых, необходимо систематически предлагать им выпол­нять последовательные игровые действия. Например, взрослый предлагает ребенку:«Давай покормим куклу кашей. Что нужно для этого сделать?»

Под руководством педагога ребенок выполняет последователь­ные игровые действия. Обучение, проводимое с учетом указан­ных методических приемов, позволяет научить детей правильно соединять отдельные игровые действия в логически связанную цепочку, создавать условия для переноса ранее усвоенных дей­ствий на новые игрушки, в другую, сходную ситуацию, что в свою очередь способствует преодолению косного стереотипа у детей с нарушениями интеллекта.

Главным моментом сюжетно-ролевой игры является воспроизведение деятельности взрослых людей, их от­ношений. Вначале детям предлагают роли, которые наиболее близки им по содержанию. Это роли взрослых, с которыми они общаются в повседневной жизни (мамы, воспитательницы, музыкального ру­ководителя). При этом важно, чтобы дети в ходе обучения не только поняли, что именно он должен делать в соответствии с принятой ролью, но и верно отразил отношения, существующие в жизни.

Формирование игровой деятельности у умственно отсталых детей должно проходить в тесной связи с расширением пред­ставлений у них о явлениях социальной жизни. Процесс озна­комления умственно отсталых детей с социальными явлениями осуществляется разными методами: экскурсии, наблюдения за взаимоотношением людей в трудовой деятельности, чтение ху­дожественной литературы, просмотр диафильмов и кинофиль­мов, беседы. В этот период большое внимание уделяется умению детей действовать сообща в игровых ситуациях, согласовывать свои действия с действиями своих сверстников. С этой целью широко используются игры-драматизации. Именно игры-драма­тизации способствуют развитию у детей подлинного общения и начального этапа ролевого поведения.

Для игр-драматизаций подбирают сказки, в содержании которых имеются диалоги между персонажами. Например, «Ко­лобок», «Теремок», «Кто сказал мяу,» «Под грибом», «Волки се­меро козлят» и т.д.

Большое место на занятиях отводится играм, отражающим труд взрослых. Например, «Детский сад», «Поликлиника», «Магазин», «Парикмахерская» и т.д. Для проведения каждой из этих игр тре­буется подготовка детей. Вначале у них формируют представле­ния о каждой из профессий: проводят целенаправленные наблю­дения за взаимоотношениями между людьми при выполнении своих профессиональных обязанностей. Затем обобщают впечат­ления детей в беседе, подготавливают сооветствующие атрибуты для игры.

При проведении игры педагог четко должен представлять свою роль. Вначале каждой игры необходимо создать игровое настроение у детей, вызвать у них эмоциональное отношение к роли. При этом и сам педагог настраивается на игровой лад. Важно сделать обучение занимательным, сохранить активность самих детей. В процессе проведения игры основное внимание уделяется обучению детей подчинять свое поведение роли, ко­торую он взял на себя, т.е. действовать в воображаемой си­туации. В конце занятия педагогу обязательно надо умело свернуть игру, чтобы у детей не было пресыщения к ней, и в то же время нельзя останавливать их на самом эмоциональ­ном подъеме.

После проведения каждой игры необходимо провести с деть­ми беседу предлагая ответить на ряд вопросов. Во что они игра­ли? Кто кем был? Что делал? и т.д. Такое подведение итогов дает возможность детям закрепить свое поведение в коллективной деятельности со сверстниками.

Обучение дошкольников сюжетно-ролевой игре должно вклю­чать в себя следующие этапы:

—    целенаправленное формирование представлений детей о профессии;

—    подготовка атрибутов для предстоящей сюжетно-ролевой игры;

—  проведение игры, где основную роль берет на себя взрослый;

—  развитие и углубление сюжета игры, при котором возмож­но его видоизменение и дополнение.

Главная цель занятий по обучению игре состоит в том, чтобы у воспитанников сформировался интерес к сюжетно-ролевым иг­рам, включающим в себя воображаемую ситуацию, действия с пред­метами-заместителями, ролевое поведение.

В процессе игры у детей с нарушениями интеллекта форми­руется произвольность психических процессов: произвольные вни­мание и память. Игровая ситуация и действия в ней активизиру­ют умственную деятельность воспитанников. В игре дети учатся действовать с предметами-заместителями, они дают им новое игровое название, учатся адекватно действовать в воображаемой ситуации. Постепенно игровые действия сокращаются, ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умствен­ном плане. Следовательно, игра в большой мере способствует постепенному переходу ребенка к мышлению в плане представ­лений. Игра выступает как деятельность, в которой происходит формирование предпосылок к переходу умственных действий на более высокий этап — этап умственных действий с опорой на речь. Функциональное развитие игровых действий вливается в онтогенетическое развитие, создавая зону ближайшего развития умственных действий.

Вопросы и практические задания:

1. Какая основная цель и задачи ставятся перед педагогами, работающими с детьми с нарушением интеллекта, по разделу программы «Игра»?

2. Какие методы, приемы, подготовительные упражнения использует педагог в процессе обучения умственно отсталых детей игровой деятельности?

3. В каких формах организации осуществляется обучение игровой деятельности?

4. Составить план-конспект занятия по обучению игровой деятельности детей с нарушением интеллекта 1 года обучения.

Тема: «Завтрак у дочки»

В плане-конспекте необходимо отразить:

1. подготовительную работу с детьми до занятия;

2. задачи конкретного занятия;

3. материал, атрибуты для занятия;

4. прописать по пунктам ход занятия с указанием времени в минутах.

 

 


2. Формирование игровой деятельности умственно отсталых детей.

Первоначальной задачей педагогического коллектива является создание условий для развития игровой деятельности. Здесь важное значение имеет устройство игрового уголка в группо­вой комнате. Оборудование его должно учитывать возрастные интересы детей и соотвествовать задачам развития игровой деятельности. Обучение игре проводиться на специальных занятиях и в специально отведенное для свободной игры время, на прогулках.

В программе раздел «Игра» включает три направления обуче­ние сюжетно-ролевой игре, подвижной и дидактической. Заня­тия по первому направлению проводятся учителем-дефектологом и воспитателем, по двум другим — в основном воспитателем.

На начальном этапе обучения важно создать у детей эмоцио­нальное отношение к игрушке и данной игровой ситуации через взаимодействие со взрослым, а также формировать ориентиро­вочную деятельность детей. С этой целью первые занятия про­водятся по обыгрыванию дидактических и сюжетных игрушек.

Действуя с дидактическими игрушками разными по форме, цвету, величине, материалу, массе, звуковым свойствам, дети на­капливают чувственный опыт. Это способствует развитию восп­риятия, зрительно- двигательной координации, ручной и мелкой моторики. Действия с дидактическими игрушками (пирамидки, матрешки, кубики-вкладки, башенки, совочки и т.п.) оказывают особое воздействие на психическое развитие ребенка, т.к. дейст­вуя с ними он приобретает необходимые знания об окружающем мире.

На занятиях по обыгрыванию игрушек используются кошки, собачки, зайцы, мишки и т.д., которые способствуют развитию у детей функции общения, оказывают воздействие на нравствен­ное воспитание личности ребенка. Ребенок во время игры учится проявлять заботу об игрушке, сопереживать во всех ее событиях.

Среди сюжетных игрушек особое место занимают игрушки-куклы. на начальном этапе важно сформировать у де­тей эмоциональное отношение к кукле, научить воспринимать ее как заместителя человека, а затем научить детей конкретным игровым действиям с ней: кормлению, раздеванию и одеванию, укладыванию спать в кроватку, прогулке в коляске.

Особое место в руководстве педагогом игрой детей отводится формированию навыков игрового поведения. Необходимо учить их обмениваться игрушками, играть рядом, воспитывать в них доброжелательность и уступчивость.

Следующей задачей обучения игре является усвоение детьми логики развития бытового сюжета, чтобы дети понимали зако­номерность развития игрового действия, состоящую в том, что одно из действий является подготовительным по отношению к другому. (Например, надо чтобы ребенок понимал, что сначала нужно сварить кашу, а потом накормить ею куклу, а не нао­борот).

В решении поставленной задачи целесообразно использовать два вида работы.

Во-первых, обязательно проводить наблюдение и анализ ло­гичных действий в повседневной жизни. Например, воспитатель обра­щает внимание детей но то, что они сначала вымыли руки, а потом сели есть; в спальне перед сном внимание детей заостря­ется на том, что они сначала разденутся, наденут пижамы, а по­том лягут в кровати.

Во-вторых, необходимо систематически предлагать им выпол­нять последовательные игровые действия. Например, взрослый предлагает ребенку:«Давай покормим куклу кашей. Что нужно для этого сделать?»

Под руководством педагога ребенок выполняет последователь­ные игровые действия. Обучение, проводимое с учетом указан­ных методических приемов, позволяет научить детей правильно соединять отдельные игровые действия в логически связанную цепочку, создавать условия для переноса ранее усвоенных дей­ствий на новые игрушки, в другую, сходную ситуацию, что в свою очередь способствует преодолению косного стереотипа у детей с нарушениями интеллекта.

Главным моментом сюжетно-ролевой игры является воспроизведение деятельности взрослых людей, их от­ношений. Вначале детям предлагают роли, которые наиболее близки им по содержанию. Это роли взрослых, с которыми они общаются в повседневной жизни (мамы, воспитательницы, музыкального ру­ководителя). При этом важно, чтобы дети в ходе обучения не только поняли, что именно он должен делать в соответствии с принятой ролью, но и верно отразил отношения, существующие в жизни.

Формирование игровой деятельности у умственно отсталых детей должно проходить в тесной связи с расширением пред­ставлений у них о явлениях социальной жизни. Процесс озна­комления умственно отсталых детей с социальными явлениями осуществляется разными методами: экскурсии, наблюдения за взаимоотношением людей в трудовой деятельности, чтение ху­дожественной литературы, просмотр диафильмов и кинофиль­мов, беседы. В этот период большое внимание уделяется умению детей действовать сообща в игровых ситуациях, согласовывать свои действия с действиями своих сверстников. С этой целью широко используются игры-драматизации. Именно игры-драма­тизации способствуют развитию у детей подлинного общения и начального этапа ролевого поведения.

Для игр-драматизаций подбирают сказки, в содержании которых имеются диалоги между персонажами. Например, «Ко­лобок», «Теремок», «Кто сказал мяу,» «Под грибом», «Волки се­меро козлят» и т.д.

Большое место на занятиях отводится играм, отражающим труд взрослых. Например, «Детский сад», «Поликлиника», «Магазин», «Парикмахерская» и т.д. Для проведения каждой из этих игр тре­буется подготовка детей. Вначале у них формируют представле­ния о каждой из профессий: проводят целенаправленные наблю­дения за взаимоотношениями между людьми при выполнении своих профессиональных обязанностей. Затем обобщают впечат­ления детей в беседе, подготавливают сооветствующие атрибуты для игры.

Информация о работе Лекции по "Задержка развития психического развития детей дошкольников"