Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 21:53, курс лекций
Можно выделить 5 периодов отношения общества к лицам с отклонениями в развитии от античных времен до наших дней. Эти периоды охватывают временной отрезок в два с половиной тысячелетия - путь общества от ненависти и агрессии до терпимости и интеграции лиц с отклонениями в развитии.
История специального образования
Теоретические основы специальной педагогики
Дошкольная олигофренопедагогика
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Особенности организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта
Методические подходы к организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта
Формирование способов усвоения общественного опыта как коррекционная задача обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта
Содержание коррекционно-педагогической работы по основам умственного воспитания детей с нарушениями интеллекта
Содержание коррекционно-педагогической работы по физическому воспитанию детей с нарушениями интеллекта
...
4. Составить план-конспект занятия по конструированию из мозаики для детей с нарушением интеллекта 4 года обучения.
Тема: «Чебурашка»
В плане-конспекте необходимо отразить:
1. подготовительную работу с детьми до занятия;
2. задачи конкретного занятия;
3. материал, атрибуты для занятия;
4. прописать по пунктам ход занятия с указанием времени в минутах;
5. представить образец из мозаики.
Тема 3.11. Содержание коррекционно-педагогической работы по социальному воспитанию детей с нарушениями интеллекта
Социализацию в педагогике рассматривают как процесс и как результат формирования у детей представлений о многообразии окружающего мира, становления отношения к воспринимаемым социальным явлениям и навыков поведения, соответствующих общественным нормам.
В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры. Ее базис, необходимый для усвоения и активного воспроизводства социального опыта в общении и деятельности, — ориентировка малыша в реалиях предметного мира, созданного руками человека, в самом себе, в явлениях собственной и общественной жизни.
При выборе стратегии коррекционно-развивающего обучения целесообразно создавать специальные педагогические условия для формирования Сотрудничества ребенка со взрослым. Среди этих условий можно выделить следующие:
•
•
•
Содержание работы по социальному воспитанию нацелено на подготовку детей к обучению в школе, на формирование у их навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми разного возраста, а в конечном итоге на адаптацию к жизни в обществе в быстро изменяющемся мире.
Решение вопросов социального воспитания дошкольников с нарушением в развитии осуществляется в процессе проведения занятий по социальному развитию и ознакомлению с окружающим. Занятия проводятся 4 раза в неделю педагогом-дефектологом и воспитателем.
Педагог-дефектолог обучает детей способам действия по самообследованию, по обследованию предметов и объектов из ближайшего окружения, обеспечивает, сочетание зрительных и тактильно-двигательных способов обследования, обобщает полученный ребенком практический жизненный опыт, приобретенный в ходе наблюдений, прогулок, практической деятельности.
Воспитатель организует практическую деятельность детей, проводит целенаправленное и ситуативное наблюдение за деятельностью людей и окружающей действительностью. В процессе социального развития ребенка-дошкольника выделяют три базовых концентра, значимых для последующего развития личности ребенка в целом: «Я сам», «Я и другие», «Я и окружающий мир».
Работа в подгруппах
Задачи обучения и воспитания
Задачи концентра «Я сам»:
откликаться и называть свое имя;
откликаться на свою фамилию;
узнавать себя в зеркале, на фотографии;
показывать по называнию части своего тела (голова, туловище, руки, ноги); показывать на лице глаза, рот, нос, на голове уши,волосы;
самостоятельно садиться, сидеть, ложиться в ситуациях, заданных взрослым (сидеть на своем стуле, спать в своей постели, класть и брать вещи из своего шкафчика и т. п.).
Задачи концентра «Я и другие»:
узнавать свою маму среди других людей (если нет матери —взрослого, ее заменяющего);
формировать тактильно-эмоциональные способы выражения чувства привязанности к матери и членам семьи (обнимать, целовать, держать за руку, улыбаться);
наблюдать за действиями другого ребенка;
эмоционально реагировать на присутствие сверстника и его действия;
фиксировать взгляд на лице сверстника, партнера по игре, воспитателя;
указывать пальцем или рукой на близких взрослых (маму, родных, воспитателя, педагога) и некоторых сверстников.
Задачи концентра «Я и окружающий мир»:
проявлять непосредственный интерес к игрушкам, предметам и действиям с ними;
демонстрировать двигательное оживление, улыбку на предъявление предмета (эмоциональный стимул);
фиксировать взгляд на движущейся игрушке (предмете), прослеживать взором ее движение;
выполнять действия с предметом (неспецифические и специфические манипуляции): брать предмет в руки, стучать им, удерживать в руке;
испытывать эмоциональное удовольствие от красивой игрушки, от качества материала (пушистый, мягкий, теплый, гладкий);
эмоционально реагировать на мелодичную музыку, ритмический рисунок мелодии, природные звуки.
Таким образом, к концу четвертого года обучения Дети должны научиться:
здороваться при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощаться при расставании;
благодарить за услугу, подарок, угощение;
адекватно вести себя в знакомой и незнакомой ситуациях;
проявлять доброжелательное отношение к знакомым и незнакомым людям;
выражать свои чувства - радость, удивление, страх, гнев, жалость, сочувствие, в соответствии с жизненной ситуацией, в социально приемлемых границах;
устанавливать элементарную связь между выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей его, отражая это в речи или в пантомимике;
проявлять элементарную самооценку своих поступков и действий;
адекватно реагировать на доброжелательное и недоброжелательное отношение к себе со стороны окружающих;
замечать изменения настроения близкого взрослого или сверстника;
начинать и продолжать диалог со своими сверстниками и близкими взрослыми;
владеть одним-двумя приемами разрешения возникших конфликтных ситуаций (пригласить взрослого, уступить сверстнику);
быть партнером в игре и в совместной деятельности со сверстниками, обращаться к ним с просьбами и предложениями о совместной игре или практической деятельности;
положительно реагировать на просьбу взрослого убрать игрушки, покормить животных в живом уголке, полить растения, убрать мусор, сервировать стол, помыть посуду, протереть пыль;
уважать труд взрослых и положительно относиться к его результатам
В процессе коррекционно-педагогической работы у детей складывается представление о себе и открытие своего "Я". Малыш выделяет себя в мире вещей и других людей. Ребенок приходит к осознанию своего "Я" через формирование и пробуждение "личной памяти", своего жизненного опыта, зафиксированного в словесном плане, приобщение его к жизни близких людей, через становление ценностных ориентиров, связанных с возрастной и половой принадлежностью.
Мир человеческих отношений раскрывается перед детьми через представления о добре и зле, о своем и чужом и т. д, У ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо развивать социально значимые мотивы поведения, выражающиеся в желании понять другого человека, помочь, уступить, проявить заботу о слабом, пожилом. В идеале нужно стремиться к развитию гибкости социального поведения в различных видах общения с детьми и взрослыми.
Взаимодействие ребенка с окружающими предметами направлено на формирование бережного отношения к ним, на признание их значимости в жизни ребенка и других людей. При общении ребенка с природными явлениями акцент делается не на знакомстве с их строением и функциями, а на их эмоционально-чувственном переживании.
Таким образом, социальное развитие проблемного ребенка подготавливает его к адекватной ориентировке в окружающей среде, способствуя при этом становлению навыков социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях.
Тема 3.14. Работа дошкольного учреждения с родителями воспитанников
Проблемы взаимоотношений между родителями и детьми с ограниченными возможностями
Особые дети, нетипичные дети, дети с отклонениями в развитии, дети с ограниченными возможностями, дети с особенностями развития... Появление такого ребенка в семье сопровождается особыми переживаниями родителей. В связи с усилением процессов интеграции детей с ограниченными возможностями в дошкольные и школьные образовательные учреждения увеличивается возможность оказания помощи родителям таких детей.
Формирование адекватных взаимоотношений в родительской и детско-родительских подсистемах является главной задачей при работе с семьей ребенка, имеющего ограниченные возможности. В психолого-педагогической литературе обращается внимание на роль правильно организованного эмоционально развивающего взаимодействия матери с ребенком, имеющим ограниченные возможности. В семьях мальчиков с ограниченными возможностями особенно необходимой является психологическая поддержка детско-отцовских отношений.
Проблемы взаимоотношений детей с родителями связаны с мерой ответственности, нереализованными надеждами, ожиданиями и целями. Отсутствие гибкости у родителей при установлении границ, неумение родителей идти на
компромисс усугубляют особое положение ребенка
Гнев, горе вина — именно такие чувства возникают у родителей, когда они узнают о рождении ребенка с ограниченными возможностями. Эти чувства могут мешать сразу любить ребенка таким, каков он есть. Родителям необходимо понять и принять свои негативные чувства, для того чтобы полюбить своего «особого» ребенка. Взаимоотношения у детей, имеющих ограниченные возможности, с родителями формируются в ситуации психологического кризиса, который имеет четыре фазы развития: шок, реактивная фаза, преодоление, новая ориентировка. Реакции родителей (отрицание и чувство вины) на второй фазе кризиса могут помешать попеременному оказанию ребенку медицинской и психолого-педагогической помощи.
Необходимо также учитывать, что чем младше ребенок, тем менее значительные раздражители могут привести к психической травме. Родители, бессознательно использующие дисгармоничные стили воспитания, усугубляют имеющую проблему развития ребенка и способствуют его невротизации.
Личностные нарушения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, также негативно сказываются на состоянии нервной системы ребенка и создают проблемы в детско-родительских взаимоотношениях. Одной из причин возникающих сложностей в отношении родителей к детям, имеющим ограниченные возможности, является неадекватная самооценка родителей, при которой возникает неадекватное восприятие других. Чувство неполноценности, недостаточность самоуважения и любви к себе — вот лишь немногие трудности таких родителей. Многие сильные чувства, которые они испытывают, не находят выхода, не облекаются в словесную форму, а это чревато появлением психосоматических симптомов. Можно отметить следующую особенность детей, имеющих ограниченные возможности, — легкость возникновения нарушений во взаимоотношениях с родителями.
Родителям необходимо относиться к ребенку как к здоровому, но в то же время помнить, что он развивается по-особому. Только при таком отношении родители могут уменьшить последствия заболевания ребенка. Среди родителей детей с отклонениями в развитии (с выраженной и тяжелой патологией), по данным экспериментального исследования В. В. Ткачевой (1999), в котором приняла участие 441 семья, преобладают родители со следующими личностными особенностями: родители психосоматического типа (примерно две трети от общего числа обследованных), родители невротичного и авторитарного типов (представлены в выборке в равных пропорр циях по одну пятой от общего числа обследованных). То, что среди родителей детей с выраженной и тяжелой патологией преобладают лица с указанными личностными особенностями, В. В. Ткачева объясняет как конституционально-типологичес
Портрет родителя психосоматического типа
1. Субъективно-индивидуалистичное переживание проблемы является первопричиной особой ранимости.
2. Предрасположенность к высокой нормативности поведения, поведение корректное, сдержанное.
3. Сдержанность в проявлении эмоций при реагировании на стресс, отсутствие склонности устраивать скандалы
Информация о работе Лекции по "Задержка развития психического развития детей дошкольников"