Лекции по "Задержка развития психического развития детей дошкольников"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 21:53, курс лекций

Описание работы

Можно выделить 5 периодов отношения общества к лицам с отклонениями в развитии от античных времен до наших дней. Эти периоды охватывают временной отрезок в два с половиной тысячелетия - путь общества от ненависти и агрессии до терпимости и интеграции лиц с отклонениями в развитии.

Содержание

История специального образования
Теоретические основы специальной педагогики
Дошкольная олигофренопедагогика
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Особенности организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта
Методические подходы к организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта
Формирование способов усвоения общественного опыта как коррекционная задача обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта
Содержание коррекционно-педагогической работы по основам умственного воспитания детей с нарушениями интеллекта
Содержание коррекционно-педагогической работы по физическому воспитанию детей с нарушениями интеллекта
...

Работа содержит 1 файл

Дошкольная олигофренопедагогика 2.doc

— 911.00 Кб (Скачать)

4. Составить план-конспект занятия по конструированию из мозаики для детей с нарушением интеллекта 4 года обучения.

Тема: «Чебурашка»

В плане-конспекте необходимо отразить:

1. подготовительную работу с детьми до занятия;

2. задачи конкретного занятия;

3. материал, атрибуты для занятия;

4. прописать по пунктам ход занятия с указанием времени в минутах;

5. представить образец из мозаики.


Тема 3.11. Содержание  коррекционно-педагогической работы по социальному воспитанию детей с нарушениями интеллекта

Социализацию в педагогике рассматривают как процесс и как результат формирования у детей представлений о многообразии окружающего мира, становления отношения к воспринимаемым социальным явлениям и навыков поведения, соответствующих общественным нормам.

В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры. Ее базис, необходимый для усвоения и активного воспроизводства соци­ального опыта в общении и деятельности, — ориентировка малыша в реалиях предметного мира, созданного руками человека, в самом себе, в явлениях собственной и общественной жизни.

При выборе стратегии коррекционно-развивающего обучения целесо­образно создавать специальные педагогические условия для формирова­ния Сотрудничества ребенка со взрослым. Среди этих условий можно выделить следующие:

•                                            эмоционально-положительный контакт взрослого с ребенком;

•                                            правильное определение способов постановки перед ребенком обра-зовагельно-воспитательных задач, учитывающих актуальные и потенци­альные его возможности;

•                                            Подбор способов передачи общественного опыта, соответствующих Уровню развития ребенка. на начальном этапе коррекционной работы важно формировать у ребенка готовность к усвоению общественного опыта через совместные действия взрослого и ребенка, действия по образцу и речевой инструк­ции, поисковые способы ориентировочно-познавательной деятельности. (Целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительная ориентировка).

Содержание работы по социальному воспитанию нацелено на подготовку детей к обучению в школе, на формирование у их навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми разного возраста, а в конечном итоге на адаптацию к жизни в обществе в быстро изменяющемся мире.

Решение вопросов социального воспитания дошкольников с нарушением в развитии осуществляется в процессе прове­дения занятий по социальному развитию и ознакомлению с окружающим. Занятия проводятся 4 раза в неделю педагогом-дефектологом и воспита­телем.

Педагог-дефектолог обучает детей способам действия по самообследо­ванию, по обследованию предметов и объектов из ближайшего окруже­ния, обеспечивает, сочетание зрительных и тактильно-двигательных спо­собов обследования, обобщает полученный ребенком практический жиз­ненный опыт, приобретенный в ходе наблюдений, прогулок, практиче­ской деятельности.

Воспитатель организует практическую деятельность детей, проводит целенаправленное и ситуативное наблюдение за деятельностью людей и окружающей действительностью. В процессе социального развития ребенка-дошкольника выделяют три базовых концентра, значимых для последующего развития личности ре­бенка в целом: «Я сам», «Я и другие», «Я и окружающий мир».

Работа в подгруппах

Задачи обучения и воспитания

Задачи концентра «Я сам»:

                              откликаться и называть свое имя;

                              откликаться на свою фамилию;

              узнавать себя в зеркале, на фотографии;

              показывать по называнию части своего тела (голова, тулови­ще, руки, ноги); показывать на лице глаза, рот, нос, на голове уши,волосы;

              самостоятельно садиться, сидеть, ложиться в ситуациях, задан­ных взрослым (сидеть на своем стуле, спать в своей постели, класть и брать вещи из своего шкафчика и т. п.).

Задачи концентра «Я и другие»:

              узнавать свою маму среди других людей (если нет матери —взрослого, ее заменяющего);

              формировать тактильно-эмоциональные способы выражения чувства привязанности к матери и членам семьи (обнимать, цело­вать, держать за руку, улыбаться);

              наблюдать за действиями другого ребенка;

              эмоционально реагировать на присутствие сверстника и его действия;

              фиксировать взгляд на лице сверстника, партнера по игре, воспитателя;

              указывать пальцем или рукой на близких взрослых (маму, род­ных, воспитателя, педагога) и некоторых сверстников.

Задачи концентра «Я и окружающий мир»:

              проявлять непосредственный интерес к игрушкам, предметам и действиям с ними;

              демонстрировать двигательное оживление, улыбку на предъяв­ление предмета (эмоциональный стимул);

              фиксировать взгляд на движущейся игрушке (предмете), про­слеживать взором ее движение;

              выполнять действия с предметом (неспецифические и специ­фические манипуляции): брать предмет в руки, стучать им, удержи­вать в руке;

              испытывать эмоциональное удовольствие от красивой игруш­ки, от качества материала (пушистый, мягкий, теплый, гладкий);

              эмоционально реагировать на мелодичную музыку, ритмиче­ский рисунок мелодии, природные звуки.

Таким образом, к концу четвертого года обучения Дети должны научиться:

                   здороваться при встрече со знакомыми взрослыми и сверстника­ми, прощаться при расставании;

                   благодарить за услугу, подарок, угощение;

                   адекватно вести себя в знакомой и незнакомой ситуациях;

                   проявлять доброжелательное отношение к знакомым и незнако­мым людям;

                   выражать свои чувства - радость, удивление, страх, гнев, жа­лость, сочувствие, в соответствии с жизненной ситуацией, в социаль­но приемлемых границах;

                   устанавливать элементарную связь между выраженным эмоцио­нальным состоянием и причиной, вызвавшей его, отражая это в речи или в пантомимике;

                   проявлять элементарную самооценку своих поступков и действий;

                   адекватно реагировать на доброжелательное и недоброжелатель­ное отношение к себе со стороны окружающих;

                   замечать изменения настроения близкого взрослого или сверстника;

                   начинать и продолжать диалог со своими сверстниками и близки­ми взрослыми;

                   владеть одним-двумя приемами разрешения возникших конфликт­ных ситуаций (пригласить взрослого, уступить сверстнику);

                   быть партнером в игре и в совместной деятельности со сверстни­ками, обращаться к ним с просьбами и предложениями о совместной игре или практической деятельности;

                   положительно реагировать на просьбу взрослого убрать игрушки, покормить животных в живом уголке, полить растения, убрать мусор, сервировать стол, помыть посуду, протереть пыль;

                   уважать труд взрослых и положительно относиться к его результатам

В процессе коррекционно-педагогической работы у детей складывается представление о себе и открытие своего "Я". Малыш выделяет себя в мире вещей и других людей. Ребенок приходит к осознанию своего "Я" через формирование и пробуждение "личной памяти", своего жизненного опыта, зафиксированного в словесном плане, приобщение его к жизни близких людей, через становление ценностных ориентиров, связанных с возрастной и половой принадлежностью.

Мир человеческих отношений раскрывается перед детьми через представления о добре и зле, о своем и чужом и т. д, У ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо развивать социально значимые мотивы поведения, выражающиеся в желании понять другого человека, помочь, уступить, проявить заботу о слабом, пожилом. В идеале нужно стремиться к развитию гибкости социального поведения в различных видах общения с детьми и взрослыми.

Взаимодействие ребенка с окружающими предметами направлено на формирование бережного отношения к ним, на признание их значимости в жизни ребенка и других людей. При общении ребенка с природными явлениями акцент делается не на знакомстве с их строением и функциями, а на их эмоционально-чувственном переживании.

Таким образом, социальное развитие проблемного ребенка подготавливает его к адекватной ориентировке в окружающей среде, способствуя при этом становлению навыков социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях.


Тема 3.14. Работа дошкольного учреждения с родителями воспитанников

Проблемы взаимоотношений между родителями и детьми с ограниченными возможностями

Особые дети, нетипичные дети, дети с отклонениями в развитии, дети с ограниченными возможностями, дети с осо­бенностями развития... Появление такого ребенка в семье со­провождается особыми переживаниями родителей. В связи с усилением процессов ин­теграции детей с ограниченными возможностями в дошколь­ные и школьные образовательные учреждения увеличивается возможность оказания помощи родителям таких детей.

Формирование адекватных взаимоотношений в роди­тельской и детско-родительских подсистемах является глав­ной задачей при работе с семьей ребенка, имеющего ограни­ченные возможности. В психолого-педагогической литерату­ре обращается внимание на роль правильно организованного эмоционально развивающего взаимодействия матери с ребен­ком, имеющим ограниченные возможности. В семьях мальчиков с ограниченными возможностями особенно необходимой является психологи­ческая поддержка детско-отцовских отношений.

Проблемы взаимоотношений детей с родителями связаны с мерой ответственности, нереализованными надеждами, ожиданиями и целями. Отсутствие гибкости у родителей при установлении границ, неумение родителей идти на
компромисс усугубляют особое положение ребенка

Гнев, горе вина — именно такие чувства возникают у родителей, когда они узнают о рождении ребенка с ограни­ченными возможностями. Эти чувства могут мешать сразу любить ребенка таким, каков он есть. Родителям необ­ходимо понять и принять свои негативные чувства, для того чтобы полюбить своего «особого» ребенка. Взаимоотношения у детей, имеющих ограниченные возможности, с родителями формируются в ситуации психологического кризиса, который имеет четыре фазы развития: шок, реактивная фаза, преодоление, новая ориентировка. Реакции родителей (отрицание и чувство вины) на второй фазе кризиса могут помешать попеременному оказанию ребенку медицинской и психоло­го-педагогической помощи.

Необходимо также учитывать, что чем младше ребенок, тем менее значительные раздражители могут привести к психи­ческой травме. Родители, бессознательно использующие дисгармоничные стили воспитания, усугубляют имеющую проблему развития ребенка и способствуют его невротизации.

Личностные нарушения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, также негативно сказыва­ются на состоянии нервной системы ребенка и создают пробле­мы в детско-родительских взаимоотношениях. Одной из при­чин возникающих сложностей в отношении родителей к детям, имеющим ограниченные возможности, является неадекватная самооценка родителей, при которой возникает неадекватное восприятие других. Чувство неполноценности, недостаточ­ность самоуважения и любви к себе — вот лишь немногие труд­ности таких родителей. Многие сильные чувства, которые они испытывают, не находят выхода, не облекаются в словесную форму, а это чревато появлением психосоматических симпто­мов. Можно отметить следующую особенность детей, имеющих ограниченные возможности, — легкость воз­никновения нарушений во взаимоотношениях с родителями.

Родителям необходимо относиться к ребенку как к здоро­вому, но в то же время помнить, что он развивается по-особо­му. Только при таком отношении родители могут уменьшить последствия заболевания ребенка. Среди родителей детей с отклонениями в развитии (с выраженной и тяжелой патоло­гией), по данным экспериментального исследования В. В. Тка­чевой (1999), в котором приняла участие 441 семья, преобла­дают родители со следующими личностными особенностями: родители психосоматического типа (примерно две трети от общего числа обследованных), родители невротичного и авто­ритарного типов (представлены в выборке в равных пропорр циях по одну пятой от общего числа обследованных). То, что среди родителей детей с выраженной и тяжелой патологией преобладают лица с указанными личностными особенностя­ми, В. В. Ткачева объясняет как конституционально-типоло­гическим развитием родителей, так и тенденцией к измене­нию личностных черт, то есть к патохарактерологическому развитию в результате длительного психопатогенного стрес­са. Приведем типологию родителей детей с отклонениями в развитии (Ткачева В. В., 2005).

Портрет родителя психосоматического типа

1.   Субъективно-индивидуалистичное переживание про­блемы является первопричиной особой ранимости.

2.   Предрасположенность к высокой нормативности по­ведения, поведение корректное, сдержанное.

3.   Сдержанность в проявлении эмоций при реагирова­нии на стресс, отсутствие склонности устраивать скандалы

Информация о работе Лекции по "Задержка развития психического развития детей дошкольников"