Лекции по "Задержка развития психического развития детей дошкольников"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 21:53, курс лекций

Описание работы

Можно выделить 5 периодов отношения общества к лицам с отклонениями в развитии от античных времен до наших дней. Эти периоды охватывают временной отрезок в два с половиной тысячелетия - путь общества от ненависти и агрессии до терпимости и интеграции лиц с отклонениями в развитии.

Содержание

История специального образования
Теоретические основы специальной педагогики
Дошкольная олигофренопедагогика
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Особенности организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта
Методические подходы к организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта
Формирование способов усвоения общественного опыта как коррекционная задача обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта
Содержание коррекционно-педагогической работы по основам умственного воспитания детей с нарушениями интеллекта
Содержание коррекционно-педагогической работы по физическому воспитанию детей с нарушениями интеллекта
...

Работа содержит 1 файл

Дошкольная олигофренопедагогика 2.doc

— 911.00 Кб (Скачать)

Особенности развития ребенка с нарушениями интеллекта в дошкольном возрасте

Показатель развития

У детей  с нормой развития

У детей с  нарушением интеллекта

      Развитие познания

 

 

      Развитие мышления

 

 

Игра

 

 

Продуктивная деятельность

 

 

Элементы трудовой деятельности

 

 

        Развитие речи и общения

 

 

       Развитие личности

 

 

Вывод

 

 

 


Особенности  организации коррекционно-педагогического процесса в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями интеллекта

План:

1.                               Система    специальных    дошкольных    учреждений для детей с нарушением интеллекта

2.                               Задачи коррекционно-воспитательной работы в  специализированном дошкольном учреждении.

3.                               Подход к отбору содержания обучения.

4.                               Организация педагогической работы в специализированном дошкольном учреждении.

1. Система    специальных    дошкольных    учреждений для детей с нарушением интеллекта

Начиная с конца 60-х годов, в нашей стране развивается систе­ма специализированного образования умственно отсталых детей. В настоящее время на государственном уровне эта помощь оказыва­ется в рамках трех министерств: Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения РФ и Министерства социальной защиты РФ.

В системе образования существует:

                   специальные (коррекционные) образовательные учреждения для воспитанников с отклонениями в развитии: дошкольные отделе­ния (группы) специальных (коррекционных) школ, школ-интер­натов, детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

                   дошкольные образовательные (коррекционные) учреждения для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых);

                   группы кратковременного пребывания для детей с нарушением интеллекта при специализированных дошкольных учреждениях коррекционнного типа.

В специальные детские сады и детские дома, а также в группы при вспомогательных школах-интернатах принимаются дети в возрасте от 4 до 8 лет. Отбор детей в указанные учреждения осуществляется на основе заключения медико-педагогических комиссий. Решение о зачислении ребенка в специализированное (коррекционное) дошкольное учреждение и о выводе его принимается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе представителя органов департамента образования, представителя отдела здравоохранения и членов комиссии: олигофренопедагога, логопеда, врача-психоневролога (или детского психиатра). Психолого-медико-педагогические комиссии организуются областными или городскими отделами департаментов образования.

В структуре специализированного дошкольного учреждения предусматриваются разные возрастные группы наполняемостью (10 детей): младшая — 3—4 года; средняя —4—5 лет; старшая — 6—7 лет; подготовительная — 7— 8 лет.

В системе Министерства здравоохранения РФ:

  1. до­ма ребенка для детей в возрасте от рождения до 3 лет,
  2. центры психического здоровья (специализированные ясли) для детей с органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС) в возрасте от 2 до 4 лет
  3. специализированные психоневрологи­ческие санатории для детей от 4 до 8 лет с органическим пораже­нием ЦНС.

В эти учреждения принимаются дети с диагнозом оли­гофрения в степени дебильности осложненной формы: умственно отсталые дети с эписиндромом, с шизофреноподобным синдро­мом, с нарушениями поведения и другими осложнениями. Орга­низуют и курируют помощь детям в этих учреждениях детские пси­хоневрологические (психиатрические) больницы разного уровня (регионального, областного, городского

Дети с диагнозом олигофрения в степени имбецильности, или выраженная умственная отсталость, воспитываются в семье или в учреждениях системы Министерства социальной защиты:

                             специ­альные интернаты для инвалидов детства,

                             реабилитационные цен­тры.

В эти учреждения принимаются дети с 4-х летнего возраста и воспитываются там до 18 лет. Основная задача этих учреждений — привитие детям навыков самообслуживания, воспитание адекват­ного социального поведения, формирование элементарных навы­ков трудовой деятельности и элементарных учебных навыков.

В последнее время во многих регионах нашей страны открываются для детей-инвалидов реабилитационные центры с целью создания наиболее адекватных форм воспитания и обучения этих детей.

При поступлении ребенка в группу кратковременного пребывания, с ним проводится пер­вичное обследование, в процессе которого педагог-дефектолог изучает его актуальный уровень развития, потенциальные возмож­ности, индивидуальные особенности и готовность к сотрудниче­ству со взрослыми. Выясняется исходный уровень основных линий развития ребенка: социального, физического, познавательного и эстетического. Уточняется уровень развития предметной деятельности и делового общения со взрослыми, возможности взаимо­действия со сверстниками; уровень развития основных движений пальцев. Иногда разброс показателей в физическом, эмоциональ­ном и интеллектуальном развитии у одного и того же ребенка до­вольно значителен, что обусловлено многими обстоятельствами: временем наступления первичного нарушения, степенью выражен­ности этого нарушения, условиями воспитания в раннем возрасте, а также сроками оказания коррекционной помощи и ее содержа­нием. Именно знание диапазона возможностей каждого воспитан­ника, его специфических трудностей дает возможность выстроить целенаправленную и эффективную программу обучения каждого ребенка в соответствии с его особенностями и потребностями.

В эту программу должны входить два важных взаимосвязанных направления: во-первых, организационные формы помощи родите­лям; во-вторых, содержательно-педагогическая работа с ребенком. Работа специалиста с родителями нацелена на формирование активной позиции в воспитании своего ребенка с первых дней жизни. Содержательно-педагогическая работа с ребенком направ­лена на стимуляцию основных линий развития ребенка, при этом учитывается его возраст, первичный характер нарушений и степень их выраженности.

Работа с родителями включает в себя следующие организаци­онные формы: лекционно-просветительскую; консультативно-ре­комендательную; обучение родителей навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком; проведение круглых столов, конфе­ренций, детских праздников и т. д.

Содержательно-педагогическая работа с ребенком должна быть направлена на стимуляцию основных линий развития ребенка, спо­собствовать формированию основных базисных характеристик его личности

2.       Задачи коррекционно-воспитательной работы в  специализированном дошкольном учреждении.

 

Основной    целью    дошкольного    коррекционного    воспитания    является    создание   условий    для    развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его личностных качеств. Отсюда вытекает задача организации комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях уточнения   диагноза   при   динамическом   наблюдении   коррекционно-воспитательного   процесса   и   составления индивидуальной программы развития ребенка.

Коррекционная работа, направлена на преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии. Важной задачей специального дошкольного воспитания детей с нарушениями интеллекта является подготовка их к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. Главной целью дошкольного коррекционного воспитания яв­ляется создание условий для развития эмоционального, социаль­ного и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств.

В специализированном дошкольном учреждении решаются сле­дующие блоки задач: диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие и образовательные.

В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в динамике коррекционно-воспитательного процесса и одновре­менно в целях разработки индивидуальной программы развития ребенка.

Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов со­циализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельнос­ти и поведении дошкольника, а также воспитания у него положи­тельных личностных качеств.

Следующим блоком задач является организация коррекционной работы, направленной, во-первых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемног ребенка, а во-вторых, на преодоление и предупреждение у воспитанников детского сада вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. При этом предполагается обучение родителей отдельным психолого педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повсед невной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможное ти. Данная работа осуществляется всеми специалистами дошколь ного учреждения в тесной взаимосвязи, на основе профессиональ­ного взаимодополнения.

Блок образовательных задач направлен на обучение детей спо­собам усвоения общественного опыта, развитие их познаватель­ной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Важной задачей образовательного блока является подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных осо­бенностей и возможностей каждого ребенка.

Все вышеперечисленные задачи учтены в программе «Коррек-ционно-развивающее обучение детей дошкольного возраста с на­рушением интеллекта».

 

3.       Подход к отбору содержания обучения

Содержание обучения в специализированном дошкольном уч­реждении определяется программой воспитания и обучения умст­венно отсталых детей в дошкольном возрасте. В основу програм­мы положены сложившиеся представления о структуре дефекта умственно отсталого ребенка, где ведущим является нарушение интеллектуальной деятельности.

Задачи специализированного дошкольного обучения в основ­ном совпадают с задачами дошкольного воспитания и обучения детей в норме. В соответствии с этим все основные разделы про­граммы специализированных дошкольных учреждений соответ­ствуют тем, которые имеются в программе дошкольных учреж­дений общеообразовательного типа.

Однако очень важно при этом подчеркнуть, что содержание каждого раздела является специфическим. При отборе содержа­ния обучения учитываются замедленный темп развития, откло­нения в физическом и психическом развитии воспитанников. В содержание работы вводятся не только общие, возрастные, но и коррекционные задачи. Поэтому не следует автоматически пе­реносить в занятия с умственно отсталыми детьми содержание программы детских садов общеобразовательного типа.

При отборе содержания для проведения занятий, как фронтальних, так и индивидуальных, педагоги и воспитатели долж­ны, опираясь на программу специализированного детского сада, учитывать год обучения, уровень развития и возможности детей. Планируя занятия с подгруппой, в которую входят дети с ме­нее выраженной интеллектуальной недостаточностью, педагог должен сделать содержание занятий более насыщенным, чем с детьми второй подгруппы, в которой находятся дети с более вы­раженной умственной недостатоностью.

Информация о работе Лекции по "Задержка развития психического развития детей дошкольников"