Лекции по "Психодиагностика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:14, курс лекций

Описание работы

Психодиагностика является самостоятельным видом психологической работы и входит в состав основных видов профессиональной деятельности (практической, научно-исследовательской, педагогической, организационно-управленческой), которые должен квалифицированно выполнять специалист-психолог.

Работа содержит 1 файл

психодиагностика1.doc

— 1.38 Мб (Скачать)

Развитие психодиагностики в нашей стране. Возрождение отечественной психодиагностики начинается с середины 1960-х гг. В этот период участились научные контакты с зарубежными психологами, стало возможным выехать за рубеж для научных контактов. Отечественные психологи с большим огорчением обнаружили, что они серьезно отстали в области психодиагностики. В наиболее крупных университетах страны стали открываться кафедры, отделения и факультеты психологии. Теперь для того чтобы подготовить психологов-практиков, в университетах должен был читаться курс «Психодиагностика». Однако литературы по психодиагностике на русском языке еще не было.

Возвращение тестов происходит на фоне дискуссий о предмете марксистской психодиагностики, ее месте в системе психологического знания, принципах и ме­тодах, об отношении к зарубежному опыту. В этих дискус­сиях значительное место отводилось обсуждению роли тестов в психологических исследованиях.

Психологов-практиков, а их ряды посте­пенно растут, интересуют не вопросы идеологической чистоты тестов, а те возмож­ности, которые открываются с их использованием в школе, клинике, спорте, во всех сферах жизнедеятельности человека.

Во второй половине 1970-х гг. публикуются первые монографии, посвящен­ные как отдельным проблемам, так и психодиагностике в целом (Норакидзе, 1975; Березин и др., 1976; Бурла­чук, 1979). Психодиагностика признается одной из основных сфер при­ложения профессиональных возможностей психологов. Однако академическая наука при классифи­кации отраслей психологического знания не находит места для психодиагностики.

В 1980-е гг. и вплоть до распада СССР в 1991 г. в советской психодиагностике становится «привычным» делом использование зарубежных тестов, оперирование их теоретическими конструктами. Широкое хождение среди практиков и исследователей  получают разнообразные самиздатовские «адаптации» тестов, в дей­ствительности представляющие собой варианты непрофессионально выполнен­ных переводов с соответствующих зарубежных изданий. У многих пользователей тестов сформировался, по выражению Л.Ф. Бурлачука, «дилетантски потреби­тельский» подход к психодиагностическому инструментарию, когда научный анализ методик заменяется простым описанием и применением, когда вне поля зрения остаются теоретические основания их построения и игнорируют­ся психометрические требования.

Однако в этот период делались первые шаги на пути разработки оригинальных методик. Например, патохарактерологический диагностический опросник (Личко, 1983), психодиагностический тест (Мельников и Ямпольский, 1985), опросник самоотношения (Столин и др., 1988). Стала применяться  процедура тщательной адаптации зарубежных методик Например,  методика исследования уровня субъективного контроля (Бажин, Голынкина и Эткинд, 1984), личностный опросник Айзенка, EPI (Русалов, 1987), личностный опросника Кэттелла (8PF) (Русалов и Гусева, 1990). Публикации научных и учебных работ по психодиагностике, разработка более содержательных программ дисциплины «Психодиагностика» на факультетах психологии вузов позволили преодолеть почти то­тальную психометрическую безграмотность психологов.

После распада Советского Союза развитие пси­хологической диагностики, впрочем как и других наук, несколько затормозилось. В настоящее время даже отмечается кризис психодиагностики в России (Н.А. Батурин, А.Г. Шмелев и др.), одной из причин которого  является заполненность практического и научно-исследовательского пространства инструментарием сомнительного качества и дефицит методик, позволяющих получать высокодостоверные результаты.

Многие тест-опросники зарубежного происхождения, широко применяемые в нашей стране в психодиагностических и научно-исследовательских целях, морально устарели (используются в версиях, созданных 30-50 лет назад), недостаточно адаптированы к социокультурным особенностям России, не прошли тщательной процедуры оценки надежности и валидности. Например, одним из распространенных является 16-PF опросник Р. Кеттелла. Однако исследования показывают, что ряд его шкал в русскоязычной версии не обладает гомогенностью и валидностью (Л.Ф. Бурлачук и В.Н. Духневич, В.М. Русалов и О.В. Гусева). Подобное можно сказать относительно известного опросника Интерперсонального диагноза (Т. Лири). Еще в 1970-80-х гг. А.С. Горбатенко, проведя оценку диагностической силы и надежности-согласованности пунктов, установил, что из 128 «работает» половина айтемов, которые образуют не 8 октант (как в исходном варианте), а две шкалы. То же самое касается и ряда новых, наспех переведенных методик.

Не более благополучно обстоит дело в области отечественных разработок тест-опросников. Часто методики создаются в научных целях в рамках кандидатских и докторских диссертационных исследований. В этих случаях методический инструментарий, как правило, не проходит тщательную процедуру разработки, оценки, стандартизации и со временем начинает применяться для решения не только научных, но и практических задач, связанных с постановкой диагноза.

Таким образом актуальной является проблема разработки в нашей стране качественного и эффективного инструментария.

Как отмечает Л.Ф. Бурлачук, отечественные исследования в области психодиагностики пока так и не смогли интегрироваться в мировую психологи­ческую науку. Основная причина этого видится в отсутствии в России действу­ющих профессиональных сообществ, заинтересованных в развитии психодиагно­стики, в отсутствии нормативно-правовой регуляции деятельно­сти специалистов в этой области.

Общественные и государственные структуры в области психодиагностики. В 1935 г. основано Американское психометрическое общество.

В 1949 г. в США создается Институт тестирования личности и способностей.

В 1974 г. в Монреале на Конгрессе Международной ассоциации прикладной психологии учрежде­на Международная тестовая комиссия, в состав которой вошли представители 15 стран (в настоящее время входят национальные психологические общества 23 стран, а также все крупные издательства тестов).

В 1993 г. в США образован Совет по тести­рованию и оценке, главная задача которого состоит в разъяснении разнообраз­ным правительственным службам значения психологических тестов как орудий государственной политики.

В 2007 г. на IV съезде Российского психологического общества (РПО) было принято Положение об экспертном совете РПО, в задачи которого входит разработка Единого общероссийского классификатора видов деятельности, продукции (в том числе, психологических методик) и услуг в области психологии, подготовка предложений по сертификации отдельных видов деятельности, продукции и услуг, проведение экспертизы научно-практических психологических методик, программ, проектов.

 

2.3. Перспективные направления развития психодиагностики

 

На современном этапе развития психодиагностики компьютер стал неотъемле­мым элементом диагностической деятельности психолога. Он используется для сбора, обработки, хранения и систематизации данных. Создано большое количество компьютеризированных и компьютерных диагностических методик, которые имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными бланковыми методиками.  

Развитие информационных технологий и техники позволяет модернизировать и создавать новые компьютерно-аппаратные и аппаратурные методики.

Например, в Microsoft разработана компьютерная технология (в том числе, программное обеспечение), которая применяется в отношении пилотов, пожарных, астронавтов NASA и которую планируется внедрять в различные гражданские государственные и коммерческие структуры. Эта технология позволяет посредством беспроводных сенсоров, установленных на персональных компьютерах, на которых работают сотрудники, регистрировать такие индивидуальные показатели как частота сердечно-сосудистых сокращений и дыхания, температура тела, артериальное давление, кожно-гальванические реакции. Кроме того, могут фиксироваться телодвижения и мимика людей.  То есть  технология позволяет дистанционно отслеживать продуктивность сотрудников, их физическую форму и степень соответствия профессиональным требованиям. А именно: она может автоматически выявлять у пользователя фрустрацию и стрессовые состояния, а также предлагать и предоставлять соответствующую поддержку. Физиологические перемены в организме сотрудника соотносятся с его личным профилем, основу которого составят данные о весе, возрасте и состоянии здоровья. Если система зарегистрирует учащение сердцебиения или выражение лица, которое указывает на состояние стресса и фрустрации, руководство будет поставлено в известность, что сотрудник нуждается в помощи. Однако правозащитники и юристы, специализирующиеся на охране тайны частной жизни, подвергли систему строгой критике, сочтя, что она "поднимает идею слежения за человеком на рабочем месте на новый уровень",  "повышает масштаб вторжения в личную жизнь, но при этом суть остается старой: система отслеживает не столько результат, сколько процесс".

Международная компания Noldus Information Technology (головной офис расположен в г. Вагенинген, Нидерланды) разрабатывает, выпускает на рынок и поддерживает инновационное программное обеспечение, инструменты, интегрированные системы и сервисы для исследования поведения. Таковым является The Observer®  – программный продукт, обеспечивающий кодирование и анализ поведения человека на основе фиксации физиологических реакций (например, частота сердечных сокращений), выражения лица и движение глаз. Эта система позволяет собирать необходимые данные, автоматически и точно осуществлять регистрацию, интегрировать видео- и физиологические показатели в исследовании поведения, описывать поведение в количественном виде, фильтровать необходимые категории данных, проводить статистический анализ данных и др. FaceReader 3.0 представляет собой программное обеспечение для автоматизированного анализа выражений лица человека. Она хорошо интегрируется с программой Observer XT. Подобная интеграция обеспечивает пользователей большим количеством вариантов анализа, к примеру, мощным нумерическим анализом. Более того, данные о выражениях лица человека могут быть проанализированы и визуализированы с данными поведенческих реакций и физиологическими показателями.

Фирма SensoMotoric Instruments GmbH (SMI) разработала технологию отслеживания (или трекинга), стационарные и переносные приборы для измерения с высокой точностью и анализа движения глаз. Эта технология важна для научных исследований, использующих зрительную стимуляцию, а также при проведении маркетинговых исследований по оценке эффективности рекламы. Вместе с тем, трекинг глаз становится все более важным для оценки эргономичности и последующего совершенствования интерфейса «человек-машина», например, таких транспортных средств, как самолет, автомобиль, поезд, корабль, или в задачах управления воздушным движением и электростанциями. Технология отслеживания глаз также находит все больше применений при использовании тренажеров-имитаторов как на этапе обучения, так и на этапе проверки профессиональной подготовки оператора. Возможности систем: а) измерение горизонтального и вертикального положения взгляда, размера зрачка, моментов закрытия глаз и моргания; б) исследования микро-саккад со скоростью регистрации до 1250 Гц; в) непрерывный мониторинг, запись и передача в реальном времени данных о движении глаз; г) получение выходных данных в реальном времени в цифровом и аналоговом виде; д) интегрированная цифровая запись рассматриваемых сцен и точки взора на ней, функции просмотра; е) сетевой интерфейс для дистанционного получения потока данных и управления устройством и др.

Перспективным направлением является создание компьютерных диагностико-обучающих технологий с использованием 3D в области социальной коммуникации.  Например, по таким тематическим разделам как «Фазы деловой беседы», «Ведение переговоров», «Поведение в конфликте», «Уверенное поведение», «Лидерство», «Продажи».

Предназначение технологий:

  диагностика знаний, навыков и личностных качеств человека в определенных ситуациях профессионально-деловой коммуникации;

  формирование у человека знаний и навыков адекватного поведения в определенных ситуациях профессионально-деловой коммуникации.

Каждый продукт может содержать два модуля:

  виртуальная динамичная трехмерная среда для поведения и взаимодействия обучающегося с обратной связью на выходе (для обучения и диагностики);

  традиционный алгоритм обучения по теме продукта с ключевыми положениями, видеороликами, схемами и рисунками, образовательными и психологическими тестами (для обучения и диагностики).

 

 

Глава 3. Психологический диагноз

 

3.1. Понятие, специфика и виды психологического диагноза

 

Психологический диагноз – результат практической работы специалиста с индивидом или группой, включающий описание сущности психологических особенностей индивида или группы с целью:

  оценки актуального состояния диагностируемых параметров;

  прогноза проявления или развития диагностируемых параметров;

  разработки рекомендаций для последующего воздействия на объект диагностики (с целью профилактики, коррекции/терапии или управления).  

Специфика постановки психологического диагноза по сравнению с другими видами диагноза (медицинским, техническим):

1. На результаты диагностики существенное влияние оказывают: активность испытуемого, квалификация и активность специалиста, условия проведения диагностики.

2. В психологии нечетко определены многие психические параметры (например, тревожность, страх, беспокойство, волнение), что отражается на снижении валидности создаваемого инструментария  и точности постановки с его помощью диагноза.   

3. ПДМ субъективного типа не обладают очень высокой надежностью и достоверностью, а значит, не позволяют ставить высокоточный диагноз.

4. Отдельные составляющие стимульного материала стандартизированных самоотчетов могут  по-разному трактоваться разными испытуемыми или не соответствовать их жизненному опыту, что отражается на снижении достоверности результатов и диагноза. 

Виды диагноза:

1) Описательный диагноз – установление определенных психических (социально-психических) особенностей и симптомов, т.е.  получение информации об индивиде или группы в описательном плане. Интерпретационный диагноз – установление динамики психических явлений и причин, её обуславливающих.

2) Полный диагноз – оценка комплекса психических особенностей и симптомов в их взаимосвязи. Парциальный диагноз – определение особенностей проявления отдельных психических свойств (например, устойчивость внимания), процессов (мыслительный процесс обобщения), состояний (фрустрация) или какого-то симптома.

Информация о работе Лекции по "Психодиагностика"