Лекции по "Психодиагностика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:14, курс лекций

Описание работы

Психодиагностика является самостоятельным видом психологической работы и входит в состав основных видов профессиональной деятельности (практической, научно-исследовательской, педагогической, организационно-управленческой), которые должен квалифицированно выполнять специалист-психолог.

Работа содержит 1 файл

психодиагностика1.doc

— 1.38 Мб (Скачать)

Оценка значения понятия в шкале семантического дифференциала позволяет поместить его в точку семантического пространства. Положение точки характеризуется двумя основными показателями: направленностью и удаленностью от начала координат (в приведенных выше примерах –  «0» или «4»). Чем длиннее вектор удаленности точки семантического пространства от нейтральной позиции, тем интенсивней реакция и более значимо для испытуемого оцениваемое понятие. Полученные на основании процедуры семантического дифференциала количественные данные изображаются в виде семантического профиля исследуемого понятия (стимула) – ломаной линии, соединяющей отмеченные испытуемыми точки. 

На основе этой техники создаются разнообразные методики для проведения конкретных исследований.

Ролевые репертуарные решетки (Д.А. Келли) предназначены для изучения системы понятий (конструктов), опосредующих восприятие и самовосприятие при анализе личностного смысла понятий. Эта методика направлена не на изучение процессов переработки поступающей извне информации, а на объяснение   того, как человек строит целостный образ мира, помогающий ему интерпретировать и предсказывать события, свое поведение и поведение других людей.

В методическом плане эта техника представляет собой матрицу, в которой задан набор ролей (например, «Я», «Отец», «Мать», «Друг») и перечень определенных сочетаний из трех разных ролей. По каждому сочетанию испытуемый должен указать (написать) то, что объединяет какие-то две роли и что сильно отличает от них третью роль. Ана­лиз данных позволяет диагностировать силу и направленность связей между конструктами, выявить глубинные конструкты.

Эта техника имеет сходство с семантическим дифференциалом, одна­ко она более универсальна и гибка, позволяет выявлять индивидуальные, уникальные особенности индивида на уровне значений сознания. То есть, если в семантическом дифференциале используются заданные извне конструкты (набор биполярных признаков), то в технике ролевых репертуарных решеток выявляются индивидуальные, создаваемые непосредственно  в ходе обследования. Она представляет собой реализацию индивидуально-ориентированного (идеографического) подхода к субъективному шкалированию. (В других психодиагностических методиках применяется индивидуально-типологический, т.е. номотетический подход.)   При этом целью является не столько сравнение оценок испытуемого с нормативными данными, сколько реконструкция индивидуальной системы значений и смысловых единиц, сравнений и противопоставлений, лежащих в основе отношения к себе и окружающим, выявление уникальных конструктов.     

Некоторые специалисты считают, что техника ролевых репертуарных решеток является перспективным направлением развития психосемантики и психодиагностики. Однако эта техника характеризуется теми же ограничениями, что и большинство проективных методик и, кроме того, высокой трудоемкостью обработки и интерпретации результатов. 

 

Глава 5. Профессиональные стандарты в психодиагностике

 

5.1. Стандарты образовательного и психологического тестирования

 

Американской психологической ассоциацией совместно с Американской ассоциацией педагогических исследований и Национальным советом по измерениям в образовании разработаны Стандарты образовательного и психологического тестирования (далее – Стандарты), которые периодически пересматриваются и выходят в новой редакции (1954, 1966, 1974, 1985, 1996 гг.).

Целью Стандартов является способствование обоснованному и этическому использованию тестов, а также обеспечение основы для оценки качества практики тестирования. Сами по себе Стандарты не являются законом, однако их должны знать и применять специалисты, занимающиеся тестированием. Использовать Стандарты важно, так как неправильное использование тестов может нанести значительный ущерб испытуемым и другим сторонам. Правила, отраженные в них, отражают основные принципы создания, модификации, оценки и использования диагностического инструментария. Хотя оценка целесообразности тестов во многом зависит от мнения профессионалов, в Стандартах представлены точки зрения, с которыми  должны соотноситься решаемые вопросы в области тестирования. В целом, Стандарты предоставляют соответствующую техническую информацию так, чтобы участники публичных обсуждений были полностью осведомлены.

Стандарты состоят из трех частей. Документ начинается с нескольких глав, посвященных процессу создания тестов, которые ориентированы прежде всего на разработчиков. В следующих главах внимание фокусируется на обязанностях пользователей.

Обозначим структуру и кратко осветим содержание каждого раздела Стандартов: 

Часть 1. Конструирование тестов, оценка и документация

1. Валидность

2. Надежность и ошибки измерения

3. Разработка и проверка тестов

4. Шкалирование, нормирование и сравнение шкал

5. Проведение тестирования, подсчет баллов и составление отчетов

6. Тестовая документация

 

Часть II. Справедливость в тестировании

7. Справедливость и предвзятость

8. Права и обязанности испытуемых

9. Тестирование носителей различных языков

10. Тестирование лиц с ограниченными возможностями

 

Часть III. Приложения к тестированию

11. Основные обязанности пользователей тестов

12. Психологическое тестирование и оценивание

13. Образовательное тестирование и оценивание

14. Тестирование в сфере занятости и профессиональной ориентации

15. Тестирование в оценивании программ и государственной политики

 


 

5.2 Требования к психодиагностическим методикам

 

ПДМ должны удовлетворять следую­щим требованиям:

1. Должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики. Предмет, диагностический конструкт (концепт) должен быть сформулирован в теоретических понятиях и соотнесен на теоретическом уровне с системой релевантных концептов. Должна быть четко выделена область применения, под которой подразумевается особая социальная среда или сфера общественной практики (производство, медицина, семейная жизнь и т. п.), контингент испытуемых (пол, возраст, образование, профессиональный опыт, дол­жностное положение). Должны быть конкретизированы цели использо­вания результатов: для прогноза успешности профессиональной дея­тельности, для психологического вмешательства, для принятия право­вых, административных решений, для прогноза стабильности коллек­тива и т. п.

2. Процедура проведения должна быть задана в виде однозначного
алгоритма,  пригодного  для   передачи  лаборанту,  не  имеющему   специальных психологических знаний, или ЭВМ, используемой для предъ­явления заданий и обработки ответов.

3. Процедура  обработки должна  включать статистически обосно­ванные методы подсчета и стандартизации тестового балла  (по статистическим или критериальным тестовым нормам). Выводы  (диагностические суждения) на основе тестового балла должны сопровождаться указанием на вероятностный уровень статистической  достоверности этих выводов.

4. Тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность,
надежность и валидность в заданной области применения. Другие раз­работчики и квалифицированные пользователи должны иметь возможность повторить стандартизационные исследования в своей области и разработать частные стандарты (нормы).

5. Процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены
средствами контроля за достоверностью, позволяющими автоматически отсеивать недостоверные протоколы (опросные сетки).

6. ПДМ должна пройти экспертизу в экспертном совете психологического общества и быть сертифицирована.

7. Необходимо вести банк данных, собранных по ПДМ, и производить периодическую коррекцию всех стандартов (норм) методики.

Любая методика, не удовлетворяющая перечисленным выше требо­ваниям, не может считаться профессиональной психодиагностической методикой. Однако не исключается, что такие методики могут применяться в научно-исследовательских целях.

 

5.3. Требования к пользователям психодиагностических методик

 

Предъявляются определенные квалификационные требования к пользователям ПДМ – специалистам-психологам и пользователям, не имеющим профессионального психологического образования. 

1) Использование ПДМ психологом

Психолог, выполняющий психодиагностическую деятельность, должен знать:

- место и роль психологической диагностики в системе психологического знания и психологических методов;

- историю развития психодиагностики как важнейшей отрасли психологии;

- общие теоретико-методологические принципы психодиагностики;

- классификацию психодиагностических методик;

- основные психометрические характеристики психодиагностических методик;

- процедуру разработки и адаптации психодиагностических методик;

- организационные вопросы проведения психодиагностического обследования;

- процедуру и содержание постановки психологического диагноза;

- этические и правовые основы психодиагностической работы.

Специалист-диагност должен уметь:

- владеть основами дифференциальной  психометрики;  

- следить   за   текущей   методической литературой  по  психодиагностике, вести  картотеку  и личную библиотеку методик, применяемых в данной области;

- формулировать цель психодиагностической деятельности в соответствии с проблемой, запросом клиента или организации;

- соблюдать в своей деятельности профессионально-этические нормы;

- планировать психодиагностический процесс в ситуации проведения диагностики;   

- ориентироваться в различных типах психодиагностических методик;

- проводить методические процедуры в соответствии с этическими и методическими правилами;  

- работать с психодиагностическими методиками;

- описывать результаты и формировать психодиагностическое заключение. 

Специалист должен обладать следующими компетенциями в области психодиагностики:

способностью и готовностью к:

- овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;

- использованию нормативных правовых документов при выполнении психодиагностической работы;   

- отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретации;

- осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий диагностики;  

- психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, личностных черт и акцентуаций с целью гармонизации психического функционирования человека;

- проведению стандартного прикладного исследования в определенной области с применением психодиагностического инструментария;

- ведению научно-методической работы,  анализируя  по собранным   данным   эффектив­ность применения методики в данной области

- целенаправленному подбору методик и проведению психологического тестирования психического и личностного развития обучающихся; 

- проведению работ, связанных с отбором и аттестацией кадров, оценкой потенциала и эффективности малых групп в организации.

Специалист должен нести профессиональную ответственность: 

- отвечать за решения, принимаемые   на   основе тестирования, обеспечивая  их соответствие репрезентативности и прогностической валидности методики;

- обеспечивать необходимый уровень надежности диагноза, применяя параллельные стандартизированные и нестандартизированные методики, а также метод независимых экспертных оценок;

- в подборе методик в батарею (программу обследования) не руководствоваться субъективными предпочтениями и предубеждениями в оценке методик, а исходить из требований максимальной эффективности диагностики  (максимум   надежности   при   минимуме затрат).

- обеспечивать конфиденциальность психодиагностиче­ской информации, полученной   от   испытуемого   на   основе  «личного доверия»;

- предупреждать испытуемого о том, кто и для чего может использовать его результаты;

- не скрывать от испытуемого то, какие решения могут быть вынесены на основе психологической диагностики;

- хранить профессиональную тайну:  не   передавать  лицам, не уполномоченным вести психодиагностическую практику, инструктивных материалов, не раскрывать перед потенциальными испытуемыми секрет той или иной психодиагностической методики;

- рассматривать наряду с наиболее веро­ятной и альтернативную диагностическую гипотезу, применяя в психодиагностике принцип, аналогичный принципу «презумпции невиновности» в судопроизводстве.

2) Использование ПДМ специалистами-смежниками

Отдельные, хорошо теоретически и психометрически обоснованные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации, могут использовать специалисты в смежных с психологией областях: учи­теля, врачи, социологи, инженеры, экономисты и пр. При этом спе­циалист-смежник должен:

-  предварительно проконсультироваться  с психологами,  работаю­щими в данной практической отрасли, о том, какие именно методики могут быть применены для решения поставленных задач;

Информация о работе Лекции по "Психодиагностика"