Лекции по "Психодиагностика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:14, курс лекций

Описание работы

Психодиагностика является самостоятельным видом психологической работы и входит в состав основных видов профессиональной деятельности (практической, научно-исследовательской, педагогической, организационно-управленческой), которые должен квалифицированно выполнять специалист-психолог.

Работа содержит 1 файл

психодиагностика1.doc

— 1.38 Мб (Скачать)

- если психологи предупреждают пользователя о том,  что пра­вильное применение методики требует общих знаний о психодиаг­ностике  или специальной подготовки   (по  овладению  методикой), то пользователь обязан либо  выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиаг­ностики психолога, либо отказаться от проведения психодиагностики;

- пользователь, получающий доступ  к ПДМ, автомати­чески берет на себя обязательство по соблюдению  всех требований профессиональной тайны;

- пользователь следует всем этическим нормативам в проведении обследования по отношению к испытуемому и любым третьим лицам: он так же, как психолог, не имеет права злоупотреблять доверием и обязан предупреждать   испытуемого о том, как будет использована информация;

- методики,  не обеспеченные стандартной инструк­цией, необходимыми показателями надежности и валидности, требую­щие параллельного использования иных методов, не могут использоваться специалистами-непсихологами.

Приведенные требования находятся в соответствии с этическим кодексом Российского психологического общества и междуна­родными профессионально-этическими стандартами, принятыми в ра­боте психологов.

 

5.4 Этический стандарт (кодекс) психолога

 

Профессиональная деятельность психолога, в какой бы области он ни работал и какие бы виды деятельности не осуществлял, характеризуется его ответственностью перед клиентами, обществом и психологической наукой. Чтобы быть полезным, психолог нуждается в доверии. Доверие общества к психологу может быть достигнуто только при соблюдении этических основ поведения, содержащихся в этическом кодексе.

В психологических обществах и ассоциациях развитых стран, в том числе в Российском психологическом обществе (РПО) разработаны и применяются этические стандарты (кодексы), которые служат для внутренней регуляции деятельности сообщества психологов и для регуляции отношений психологов с обществом.

Этический кодекс дает возможность психологам и людям, с которыми они профессионально связаны, руководствоваться принципами, правилами получения и применения психологической информации, устанавливать критерии, по которым могут быть оценены результаты применения психологических знаний.

Этические принципы в области психодиагностики:

Принцип осведомленного согласия. Работа с клиентом (испытуемым) допускается только после получения его согласия в ней участвовать. Клиент имеет право на отказ от психологического обследования.

В качестве клиента выступает лицо, согласившееся быть объектом психодиагностического обследования в личных, научных, производственных или в социальных интересах, или лично обратившееся к психологу за психологической помощью. Клиентом может быть любой человек в случае своей несомненной дееспособности по возрасту, состоянию здоровья, умственного развития, физической независимости. В случае недостаточной дееспособности человека решение о его сотрудничестве с психологом принимает лицо, представляющее его интересы по Закону.

При тестировании детей до 16 лет необходимо согласие самого ребенка и его родителей. Последним должны быть сообщены результаты тестирования.

Принцип информирования испытуемого. Испытуемый должен представлять общие задачи психодиагностики, но это не касается ситуаций, когда принцип скрытности заложен в саму методику оценки.

Обследуемый имеет право знать о результатах тестирования в доступном для него виде, а также о том, как будут использованы эти результаты.

Психолог информирует клиента о характере передаваемой заказчику информации и делает это только после получения согласия клиента.

При сообщении результатов надо учитывать особенности человека, которому они предназначены. Сообщая результаты, специалист должен сопровождать их интерпретацией.

Если в силу необходимости защиты интересов общества или прав граждан результаты обследования должны быть сообщены в официальные органы, испытуемый должен быть поставлен об этом в известность.

Принцип благополучия испытуемого (ненанесения ущерба). Психолог должен так организовать работу, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили клиенту вреда его здоровью, состоянию или социальному положению. Выполнение принципа регламентируют правила отношений психолога с клиентом и заказчиком и выбора адекватных методов психодиагностического обследования и общения:

- психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод человека;

- психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья, состояния клиента, не представляют его в результатах исследования в ложном, искаженном свете, не дают сведений о тех его психологических свойствах и особенностях, которые не имеют отношения к конкретным, согласованным задачам психологического исследования;

- психолог формулирует свои рекомендации, организует хранение и использование результатов обследования таким образом, чтобы исключить их применение вне тех задач, которые были согласованы между психологом и заказчиком, и которые могли бы ухудшить положение клиента.

Принцип компетентности психолога. Психолог может оказывать лишь те услуги, для которых он имеет необходимую квалификацию и образование.

Он должен знать основные практические процедуры психодиагностики и правильно их использовать.  В своей работе он руководствуется научными и профессиональными стандартами, применяет стандартизированные, надежные и валидные методики.

Психолог обязан быть информированным о новейших достижениях науки в области психодиагностики. 

Принцип ответственности психолога. Психолог должен придерживаться принципа профессиональной добросовестности.

В соответствии со своей компетенцией в психологических вопросах он действует на свою ответственность и независимо.

Психолог отвечает за достоверность и конфиденциальность полученной информации. 

Принцип беспристрастности психолога. Все действия психолога относительно клиента должны основываться только на основании данных, полученных научными методами и методиками.

Психолог не должен допускать предвзятого отношения к клиенту, основанное на положительном или отрицательном отношении заказчика к клиенту, на субъективном впечатлении, которое клиент производит на психолога и т.д. Психодиагностическим обследованиям должен быть чужд дух «наклеивания ярлыков».

Психолог может применять методики, которые адекватны целям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию клиента.

Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание и не зависящие от его научных пристрастий, общественных увлечений, личных симпатий.

Принцип конфиденциальности деятельности психолога. Информация, полученная в процессе работы (в том числе, психодиагностической) психолога с клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению вне согласованных условий. Результаты исследования не должны скомпрометировать ни клиента, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку.

Этот принцип реализуется посредством нескольких правил:

- правило кодирования сведений психологического характера;

- правило контролируемого хранения сведений психологического характера (психолог должен предварительно согласовать с заказчиком (клиентом) список лиц, получающих доступ к материалам, характеризующим клиента, место и условия их хранения, цели их использования и сроки уничтожения);

- правило корректного использования результатов исследования.

В частности, психолог передает заказчику результаты исследования в терминах и понятиях, известных заказчику, в форме конкретных рекомендаций, которые не позволяют и не располагают к их домысливанию, рассмотрению личности клиента вне тех задач, которые были поставлены перед психологом. Психолог руководствуется только интересами дела, и не передает заказчику никаких сведений, которые могли бы ухудшить положение и состояние клиента, заказчика, коллектива, в котором они сотрудничают.

Принцип юридической правомочности. Сбор и использование информации психологического содержания надо осуществлять не только в соответствии с этическими принципами и правилами, но и в рамках действующего законодательства данной страны (конституция, гражданский и трудовой кодекс).

Принцип профессиональной кооперации. Возможность обмена психологической информацией в целях повышения качества методической и организационной практики, а также психодиагностической оценки испытуемых. 

Принцип профессиональной тайны. Психологи не имеют права разглашать профессиональную тайну, описывать смысл диагностических приемов, знание которых испытуемыми существенно вредит надежности и валидности методики.

Не допускается публиковать в свободно-распространяемых изданиях полных текстов профессиональных психодиагностических методик, ключей для обработки результатов и норм для их интерпретации, поскольку это ведет к несанкционированному и непрофессиональному использованию методик, приводит к неадекватным результатам, нарушает права человека, может нанести вред здоровью и психическому благополучию обследуемых. В частности, по этому поводу в 2008 г. вышло Постановление Президиума Российского психологического общества.

 

 

 

МОДУЛЬ 2. ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

 

Комплексная цель: формирование у студентов знаний и умений в области измерительных шкала, свойствах психодиагностических методик, разработки и адаптации методик.

 

 

Глава 6. Измерительные шкалы

 

6.1. Понятие и виды измерительных шкал

 

В психодиагностике понятие «шкала» используется в широком и узком значении. В первом случае этим термином называется конкретная психометрическая методика (например, шкала Бине-Симона, шкала Векслера, шкала тре­вожности Тейлора, шкала мотивации одобрения Марлоу-Крауна), так что фактически ставится знак равенства между понятиями «шкала» и «методика», «тест».

Во втором случае речь идет об измерительной шкале как форме фиксации со­вокупности признаков изучаемого психического явления с упорядочиванием их в определенную числовую систему. Каждому элементу совокупности проявлений исследуемого явления соответствует определенный балл или шкальный индекс, количественно уста­навливающий положение наблюдаемой единицы на шкале, которая охватывает всю совокупность или ее часть. В основу разработки конкретной ПДМ (теста) закладывается определенный тип измерительной шкалы.

Выделяют следующие виды измерительных шкал: неметри­ческие (номинативные и порядковые шкалы) и метрические (интер­вальные шкалы и шкалы отношений).

Номинативные шкалы (шкалы наи­менований) устанавливают соответствие признака тому или иному классу. Объек­ты объединяют в классы на основании какого-либо общего свойства (классы эк­вивалентности) либо символа (обозна­чения). Не обязательно, чтобы между выявленными классами существовала внутренняя взаимосвязь.

Одним из распространенных видов но­минативной шкалы является классифика­ция объектов на две группы по принципу «А – не-А» (альтернативные признаки в дихотомической шкале наименований). Большинство диагностических и исследовательских методик построено на основе этого типа измерительной шкалы.

Примерами использования та­кой шкалы являются оценивание ответа испытуемого на пункты тест-опросника или теста интеллекта в виде утверждения или отрицания, соответ­ствия или несоответствия полученного ответа «ключу» измеряемого свойства:

Вы склонны преувеличивать в своем воображении неприятные события, которые могли бы произойти?

а) да;

б) нет.

Можно понять людей, которые не прочь воспользоваться в своих интересах заблуждениями других.

а) да, это реалии жизни, которые надо принимать такими, какие они есть;

б) согласен, в этом для всех будет польза: для одних – достижение результата, а для других – урок на будущее;

в) нет, такое поведение вызывает у меня недоумение.

Найдите закономерность и продлите числовой ряд 3 5 9 17 ...

а) 25;

б) 33;

в) 35.

Вставьте пропущенное слово, выбрав из трех возможных слов.

фляга (альт) жесть

косяк (....) мираж

а) кора;

б) риск;

в) кожа.


Другой разновидностью номинативной шкалы является перечень или набор каких-либо признаков, группи­руемых при сборе информации или ее об­работке:

Вы предпочитаете проводить досуг...

а) с товарищами и приятелями;

б) на лоне природы; 

в) занимаясь спортом;

г) читая книгу;

д) у телевизора;

е) в кругу семьи.

В профессиональной деятельности для меня более всего важно:

а) зарплата;

б) интересная работа;

в) общение;

г) самостоятельность;

д) проявление своих возможностей;

е) внимательное отношение руководства.


 

При построении шкал наименований главными являются качественные различия, а потому числовые значения, используемые в качестве обозначений признаков изучаемого психического объекта (явления), не отражают количественных различий этих признаков.  

Информация о работе Лекции по "Психодиагностика"