Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:14, курс лекций
Психодиагностика является самостоятельным видом психологической работы и входит в состав основных видов профессиональной деятельности (практической, научно-исследовательской, педагогической, организационно-управленческой), которые должен квалифицированно выполнять специалист-психолог.
Еще до Первой мировой войны зарубежные психологи пришли к пониманию необходимости дополнить тесты общего интеллекта тестами специальных способностей. Такие тесты разрабатывались преимущественно для использования в профориентации, а также при отборе и распределении промышленного и военного персонала. Самыми распространенными среди них были тесты технических, конторских, музыкальных и художественных способностей. Например, Сборный тест общих механических способностей, разработанный Дж. Стенквистом. Это был первый тест, предназначенный для измерения способностей детей и взрослых к сборке частей механических приборов.
Российские психологи не остались в стороне от процесса развития психологического тестирования. Работы в этой области до революции 1917 г., в первую очередь, связаны с именами психиатров и психологов Г.И. Россолимо и Ф.Е. Рыбакова.
В 1908 г. Г.И. Россолимо публикует шкалу Психологические профили для измерения уровня развития общих способностей. В основу этого теста легла разработанная автором система теоретических представлений о структуре личности и интеллекта. А именно: тест состоит из 11 субтестов, составленных на основе выделения 11 психических процессов, разделенных на пять групп: внимание, восприимчивость, воля, запоминание, ассоциативные процессы), что позволяло представить полученные данные в виде профиля. В тесте были заложены критерии отличия нормальных детей от имеющих разные степени умственной отсталости. В отличие от А. Бине и некоторых других зарубежных разработчиков тестов, Г.И. Россолимо шел не эмпирическим, а теоретико-экспериментальным путем.
Ф.Е. Рыбаков разработал тест (Фигуры Рыбакова) для определения уровня развития пространственного воображения.
Опираясь на шкалу Бине, А.П. Болтунов создает Измерительную шкалу ума (1928 г.) для исследования умственно одаренных школьников, но в итоге эта шкала имела фактически новый стимульный материал.
Несмотря на то, что многие тесты интеллекта изначально задумывались для оценки общего интеллектуального уровня индивида на основе измерения ряда функций (например, тех или иных вербальных возможностей), некоторые аспекты интеллекта оставались незатронутыми. Стало ясно, что термин «тест интеллекта» является слишком общим, а потому необходимо подбирать для тестов более точные названия, исходя из типа той информации, которую они могут давать.
Тесты достижений. Как альтернатива традиционным школьным экзаменам стали создаваться первые стандартизованные тесты для измерения результатов школьного обучения. В качестве примера таких тестов можно назвать шкалы оценки качества почерка и письменных сочинений, а также тесты на правописание и решение арифметических примеров и задач.
Несколько позднее стали появляться батареи достижений, начало которым положило издание в 1923 г. первой редакции Стэнфордского теста достижений (Т.Л. Келли, Д.М. Рач, Л.М. Тёрмен). Эти батареи обеспечивали сопоставимые меры выполнения заданий по разным школьным предметам относительно одной нормативной группы.
К 1930 г. было признано, что описательные тесты по сравнению с объективными заданиями «нового типа» не только отнимают у экзаменаторов и экзаменующихся больше времени, но и дают менее надежные результаты. Чем шире применялись объективные задания в стандартизованных тестах достижений, тем больше значения придавалось им при разработке заданий для тестов на понимание и применение знаний и других образовательных целей.
Тесты личности. Можно выделить несколько формировавшихся направлений разработки тестов подобной категории.
Первое направление связано с ассоциативным экспериментом, с помощью которого Е. Блейлер и К. Юнг пытались определить так называемые комплексы личности (неосознанно взаимосвязанные идеи, способные вызвать сильные чувства) и диагностировать психические болезни. Однако эта методика оказалась малопродуктивной для клинической диагностики и должна быть использована в комплексе с другими методиками.
Второе направление представлено личностными опросниками. Первый стандартизированный личностный опросник был разработан Г. Хеймансом и Е. Вирсмой (1909 г.) для получения сведений о сочетаниях разных черт личности. Однако в качестве первой ласточки этого класса тестов часто отмечают личностный опросник (Бланк личных сведений), разработанный Р. Вудвортсом в годы Первой мировой войны. Этот тест задумывался как грубый метод выявления и отсеивания с военной службы лиц с серьезными психическими нарушениями. Он состоял из набора вопросов, касающихся типичных психопатологических симптомов, на которые отвечали сами респонденты. Общий показатель получался путем подсчета отмеченных у себя симптомов. Вслед за ним было создано нескольких подобных опросников; например, опросник Лэйрда предназначался для выявления некоторых типов психических расстройств (шизоидный, истероидный и др.).
Л. Марстон разрабатывает опросник для диагностики интроверсии-экстраверсии детей на основе оценок родителей. Братья Флойд и Гордон Олпорт предложили проводить рейтинг черт личности и представлять полученные результаты в виде профиля. Джуна Довней (1875-1932) разработала тест для изучения эмоционально-волевых и темпераментных особенностей человека: импульсивность, решительность, настойчивость и др. Оценка производилась на основе фиксации времени, которое затрачивает ребенок на написание некоторых фраз (например, «Соединенные Штаты Америки») с нормальной скоростью, затем – как можно быстрее, затем – почерком, который как можно больше отличается от обычного почерка, и, наконец, как можно медленнее, но не переставая двигать карандашом. В результате выхода в свет книги Л. Терстоуна и Е. Чейва «Измерение аттитюдов» (1929 г.) возникает новый тип тестов – опросники аттитюдов (установок), которые достаточно быстро становятся популярными. В середине 1920-х гг. появляется первая методика изучения профессиональных интересов (Э.К. Стронг), которая позволяла выявлять интерес к 34 профессиям и стала широко применяться во многих сферах прикладной психологии. В начале 1930-гг. был опубликован тест Олпорта-Вернона для изучения системы индивидуальных ценностей: эстетических, теоретических, экономических, социальных, политических, религиозных.
Среди многих личностных опросников, разработанных в 1930-х гг., наиболее известны следующие: опись личности Терстоуна, личностный опросник Бернрейтера, опросник приспособляемости Белла и др. Особое внимание обращает на себя опросник, разработанный Р. Бернрейтером, для одновременного изучения нескольких качеств личности: нейротизм, самодостаточность, интроверсия и доминантность. Фактически это первый многомерный тест-опросник, включающий несколько шкал.
Однако разработчики и пользователи личностных опросников сталкивались со значительными трудностями. Не всегда было ясно, что же измеряется с помощью того или иного опросника, не обнаруживалось корреляций между результатами опросников, направленных на измерение одного и того же свойства личности, настораживало и то обстоятельство, что испытуемые могут легко фальсифицировать информацию, сообщаемую о себе. Клинических психологов волновало то, что отдельные вопросы могут вызвать тревогу у лиц, наиболее чувствительных к затрагиваемым аспектам жизнедеятельности.
Третье направление ознаменовалось появлением проективных тестов. В 1921 г. была опубликована книга Г. Роршаха «Психодиагностика», в которой предлагался новый тест, основанный на перцепции. Стимульный материал состоял из 10 карточек с симметричными черно-белыми и цветными чернильными пятнами, глядя на которые, испытуемый должен был сказать о том, что это может быть, на что это похоже. Спустя некоторое время введенный Роршахом термин «психодиагностика» станет на какое-то время синонимом клинической психологии, а его тест – одной из наиболее популярных методик исследования личности (особенно, в клинической психологии). Однако популярность этой методики не исключала её критики со стороны ряда психологов за субъективность в интерпретации результатов и постановке диагноза, отсутствие достаточных сведений о надежности и валидности.
В опубликованной в 1935 г. книге «Исследование личности» Г.А. Мюррея обосновывается принцип психологической проекции как основа для построения диагностической процедуры, а немного позднее появляется его проективный тест – Тест тематической апперцепции (ТАТ). Психологи получили новый диагностический инструмент для целостного изучения личности. С этого момента начинает набирать силу проективное движение в психологии.
Л. Сонди разрабатывает для клинических целей проективный тест, состоящий из 6 серий фотографий лиц, страдающих разными психическими заболеваниями (в каждой серии по 8 портретов). Обследуемому предлагалось из каждой серии выбрать по две фотографии, которые ему нравились больше и меньше всего.
В 1930-х гг. стали создавать техники проективного рисунка и конструирования целого из отдельных деталей. Так, Аппел стал применять детский рисунок (рисование дома и разных людей, в том числе членов семьи) для выяснения подсознательных проблем детей. М. Ловенфельд разработала два теста: Мозаика и Мир. В первом испытуемый должен был составить композицию из пластинок различной геометрической формы и цвета. Во втором, более известном тесте, от испытуемого требовалось построить окружение, используя миниатюрные копии-модели людей, животных, домов и других объектов. После того как сцена была создана, просили составить рассказ. Подобно тесту Мозаика, тест Мир нуждался в изучении его валидности и надежности.
В 1939 г. Франк предложил использовать термин «проективные методики» применительно к таким тестам, как тест Роршаха, ТАТ и т.д. Таким образом, обрел имя уже довольно многочисленный класс методик, появление и развитие которых было в известном смысле противостоянием психометрическим традициям.
Четвертое направление в измерении личности – тесты действия или ситуационные тесты. В этих тестах от испытуемого требовалось выполнить задачу, цель которой часто маскируется. Большинство таких тестов довольно точно моделируют обыденные ситуации.
Впервые подобный подход был широко применен в конце 1920-х–начале 1930-х гг. в стандартизированных тестах, разработанных X. Хартшорном и М. Мэем в качестве исследовательского инструментария для изучения природы характера детей в рамках программы «Исследование воспитания характера». Тесты проводились в виде плановых контрольных работ в классе, как часть домашнего задания ученикам, в ходе спортивных соревнований или в групповых играх. При этом дети не осознавали, что их тестируют. Тесты предназначались для измерения таких поведенческих характеристик, как честность, самоконтроль, альтруизм. Большинство из них были связаны с ситуациями, в которых детей заставляли поверить в то, что они могут слукавить или обмануть, не боясь быть разоблаченными. Например, в задаче с кругами ребенка просили, закрыв глаза, поставить метки в каждом из 10 маленьких случайно расположенных кругов. Контрольное тестирование в исключавших подглядывание условиях показало, что получить в сумме трех попыток результат свыше 13 правильных помет практически невозможно. Поэтому показатель свыше 13 регистрировался как доказательство подглядывания, а следовательно – нечестности.
Психодиагностика и прикладные направления психологии. В 1910-30-х гг. возникают и интенсивно развиваются прикладные направления психологии, такие как военная психология, психотехника (прототип психологии труда и прикладной социальной психологии), педология (прототип педагогической и возрастной психологии), что было обусловлено запросами общества. Психологическое тестирование приобретает большую популярность и широко распространяется в этих прикладных направлениях.
В США в 1917 г. был организован Генеральный комитет по психологии с целью организации и контроля над психологическими исследованиями в армии. При Генеральном штабе армии было организовано отделение морального состояния для контроля над боевым духом военных и гражданского населения. В составе Медицинского отдела армии было создано специальное подразделение для проведения тестов на умственное развитие среди призываемых на службу солдат и офицеров. Всего во время войны через процедуру тестирования прошло около 2 500 000 человек. Было обнаружено свыше 500 000 неграмотных, около 8000 — рекомендовано к увольнению по причине низких умственных способностей, и примерно 20 000 — направлены в специальные батальоны для наблюдения и последующего обучения или задействованы для выполнения задач, не требующих высоких умственных способностей. Столь массовые исследования позволили обнаружить весьма любопытный факт. Оказалось, что около 3% молодых людей нации имеют умственный возраст ниже 10 лет, а средний умственный возраст американских солдат составлял только 13,5 лет. Это в значительной мере было обусловлено тем, что призываемые в армию молодые американцы, как правило, выходцы из малообеспеченных слоев общества, порой не умели писать и читать, не имели даже элементарных возможностей приобщения к культуре своего общества. В частности, это побудило к созданию для безграмотных людей в американской армии невербального теста Бета как аналога существовавшего вербального теста Альфа (стимульный материал включал задания по решению арифметических задач, подбору синонимов и антонимов и др.) Вскоре после окончания Первой мировой войны было получено разрешение использовать военные тесты в гражданских целях. Альфа и Бета тесты не только сами неоднократно перерабатывались, но и послужили образцом для многих групповых тестов интеллекта.
Психотехника занималась решением таких задач как: профотбор и профконсультирование, снижение утомляемости и профессионального травматизма, рационализация труда работников, психологические детерминанты производительности труда (настроение, темперамент, мышечное напряжение и др.), мотивация труда и роль соревнования в производительности работы, отношения в трудовых коллективах и факторы эффективности их деятельности и др. За рубежом и в нашей стране повсеместно создавались многочисленные психотехнические лаборатории. Например, в России такие лаборатории были организованы в Москве, Ленинграде, Ростове-на-Дону, Саратове, Казани, Курске, Харькове и др. в системе различных наркоматов и ведомств (труда, коммунального хозяйства, железнодорожного и городского транспорта, связи, гражданской авиации, Красной Армии, здравоохранения). Для решения многих вопросов (например, профотбор, предполагающий измерение индивидуальных различий) использовалось тестирование. Так, в 1930-х гг. в отечественной психотехнике применялось 42 системы тестов, из которых 25 были отечественного и 17 зарубежного происхождения.
Педология основывалась на том положении, что, изучив совокупность анатомо-физиологических, биологических, социологических особенностей ребенка, можно найти максимально индивидуальный путь воспитания и обучения. Казалось, что такой в максимальной степени индивидуальный подход оправдан и с точки зрения самого ребенка, и с точки зрения государства в целом. Действительно, если у ребенка, например, низкие умственные способности, то его, в соответствии с принципами педологии, надо было обучать по облегченной программе. Ребенка с высокими способностями, наоборот, предполагалось обучать по наиболее интенсивной программе. Несмотря на то что педология декларировала индивидуальный подход на основе изучения совокупности психологических, физиологических, социологических и прочих подходов к развитию ребенка, тем не менее упор делался на изучение именно психологических особенностей ребенка, в основном – на изучение его психического развития с помощью распространившихся в то время тестов интеллекта и способностей. Опираясь на данные преимущественно этих тестов, педагоги и психологи давали практические рекомендации по индивидуальному обучению детей.
В целом же количество использовавшихся тестов в прикладной психологии оказалось огромным для того времени. Так, к концу 1920-х гг. за рубежом существовало около 1300 тестов. Казалось, сложилась весьма благоприятная ситуация, способствующая дальнейшему победоносному шествию психологического тестирования, его проникновению буквально во все сферы человеческой жизнедеятельности. Однако в 1930-х гг. в психологии, в том числе в психодиагностике возникает кризис.