Лекции по "Психодиагностика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:14, курс лекций

Описание работы

Психодиагностика является самостоятельным видом психологической работы и входит в состав основных видов профессиональной деятельности (практической, научно-исследовательской, педагогической, организационно-управленческой), которые должен квалифицированно выполнять специалист-психолог.

Работа содержит 1 файл

психодиагностика1.doc

— 1.38 Мб (Скачать)

3) Продолжительный диагноз осуществляется периодически на протяжении значительного временного отрезка. Например, психоаналитик фактически при каждой встрече с одним и тем же пациентом осуществляет диагностический срез с целью перепроверки и уточнения диагноза. Эпизодический диагноз проводится разово, например, при проведении профессионально-психологического отбора кандидата на вакансию. 

Аспекты  постановки психологического диагноза:

А. Диагностика (описание, анализ и характеристика) деятельности и поведения индивида или группы.

Б. Диагностика психических или социально-психических качеств (состояний и свойств) индивида или группы.

В. Диагностика механизмов образования психических качеств и протекания психических процессов индивида или группы.

Г. Диагностика генезиса поведения, качеств, механизмов, процессов индивида или группы.

 

 

3.2. Методы постановки и способы применения диагноза

1) Методы постановки диагноза

Для постановки диагноза могут использоваться следующие методы: беседа, наблюдение, психологическое тестирование, моделирование ситуаций в естественных или лабораторных условиях. В каждом конкретном случае тот или иной метод может использоваться как основной или вспомогательный.  

Беседа направлена:

  на анализ жалоб клиента или третьего заинтересованного лица (например, жены, матери),  которые психолог сравнивает с известными ему симптомами проблем или психических расстройств;

  на сбор анамнеза, связанного с припоминанием клиентом тех жизненных событий, которые позволяют установить причину возникновения проблем или развития психического расстройства.

По результатам беседы в анамнез могут быть включены следующие данные: социально-демографические и биографические, о трудовой и общественной деятельности, о бытовой стороне жизни (отношения в семье, особенности сексуальной сферы), об интересах и ценностях человека, о том, обращался ли человек ранее за помощью к психологу/психиатру (если да, то какой был получен эффект).

Преимущества:

- сбор разноплановой информации;

- сбор информации, которая не может быть получена другими способами; 

- использование полученной информации для выдвижения предварительных диагностических гипотез;

- реализация индивидуального подхода к клиенту;

- проведение беседы оказывает на человека, обратившегося к психологу за помощью, определенное психологическое воздействие; припомнив свою биографию и рассмотрев свою жизнь как бы со стороны, человек может осознать причины своих проблем и в какой-то мере избавиться от них.

Ограничения:

- обязательна высокая квалификация специалиста;

- высокая вероятность проявления субъективности в постановке диагноза. 

Наблюдение используется для постановки диагноза на основе фиксации и анализа наиболее значимых с точки зрения специалиста вербальных и невербальных  проявлений внешней активности диагностируемого. Например, оценка внешнего вида, особенностей речи и поведения (использование вычурных оборотов речи, возбуждённое поведение и др.). Наблюдение может применяться для решения разнообразных диагностических задач, в том числе для оценки обмана.

Наблюдение часто используется в сочетании с другими способами постановки диагноза и может проводиться в процессе беседы, в обычных естественных условиях жизнедеятельности объекта наблюдения, в сложных естественных или искусственных условиях.

Преимущества наблюдения в процессе беседы (консультативной работы):

- получение данных за короткий период, которые могут использоваться для выдвижения предварительных диагностических гипотез.

Ограничения наблюдения в процессе беседы:

- отсутствие однозначной связи между внешними проявлениями и внутренними характеристиками;

- высокая вероятность проявления субъективности в постановке диагноза. 

Преимущества наблюдения в сложных естественных условиях:

- в сложных условиях более вероятно, чем в обычных, проявятся интересующие специалиста характеристики индивида или группы;

- в сложных условиях можно наблюдать те характеристики, которые не могут быть оценены с высокой достоверностью посредством тестов (например, склонность к обману).

Ограничения наблюдения в сложных естественных условиях: 

- редко можно воспользоваться сложными естественными условиями.

Психологическое тестирование предполагает использование стандартизированных, надежных и валидных психодиагностических методик (ПДМ).

Преимущества:

- возможность количественно выразить диагностируемые качества;

- возможность отследить динамику диагностируемых качеств;

- возможность за короткое время поставить диагноз;

- применение ПДМ придает начинающему психологу больше уверенности в себе;

- использование ПДМ рассматривается некоторыми людьми как необходимый атрибут работы психолога, а значит, вызывает у них больше доверия к психологу.

Ограничения:

- отсутствие необходимой ПДМ;

- низкая надежность и валидность ПДМ;  

- негативное отношение испытуемых к ПДМ.

Моделирование ситуаций в естественных или лабораторных условиях может использоваться для оценки, например, типа реагирования и поведения индивида в напряженных/экстремальных условиях, психологической готовности индивида к обману (деятельностому и/или информационному) в организации. Моделирование в естественных условиях может быть открытым или скрытым. В последнем случае испытуемый не информирован о том, что является объектом диагностики.

Одним из главных направлений моделирования ситуаций в психодиагностике являются  тесты дей­ствия или ситуационные. Например, в тестовой ситуации Группа без лидера, предназначенного для оценивания таких характеристик, как умение работать в команде, инициатива и лидерство,  перед группой людей ставится определенная задача, решение которой предполагает совместность действий, причем никто не назначается главным и не наделяется особыми полномочиями.

Другое направление, которое можно назвать «натурдиагностика», реализуется в естественных условиях, когда испытуемый не догадывается, что является объектом диагностики. Например, моделирование ситуации в естественных условиях с целью оценки склонности индивида к деятельностному обману. 

Преимущества моделирования ситуаций в естественных условиях:

- обеспечение высокой достоверности и экологической валидности получаемых результатов; 

- применение в тех областях, где критерии оценки являются сложными и когда акцент делается на релевантных и доступных прямому наблюдению оценках;

Ограничения моделирования ситуаций в естественных условиях:

- если используется скрытая диагностика, то нарушается этический принцип ненанесения ущерба (один из пунктов этого принципа гласит: работа с Испытуемым/Клиентом допускается только после получения его согласия в ней участвовать);

- трудоемкость и сложность организационного порядка (в частности, в некоторых случаях ситуация не может быть смоделирована вообще или в соответствии с устанавливаемыми требованиями);

- высокие требования к моделированию ситуаций; 

- специалист должен обладать высокой квалификацией.

2) Способы применения диагноза

А. Психолог ставит диагноз, на его основании сам определяет и осуществляет психологическое воздействие.

Б. Психолог ставит диагноз, но последующее вмешательство в ситуацию обследуемого (индивида или группы) осуществляет специалист другого профиля. Например, психолог ставит диагноз отклоняющегося поведения школьника и дает рекомендации классному руководителю, родителям, которые оказывают соответствующее воздействие на школьника.  Психолог ставит диагноз о профессионально-психологическом соответствии кандидата на вакансию и дает рекомендации руководителю, который по совокупности информации принимает решение о том, принять или не принять человека на работу.

В. Психолог ставит диагноз, информирует обследуемого о результатах и дает ему некоторые рекомендации (по необходимости) в расчете на последующую его самокоррекцию.     

 

3.3. Ошибки в постановке диагноза

 

При постановке диагноза ошибки могут возникать как следствие несовершенства методического инструментария, квалификации и субъективных особенностей специалиста-диагноста. В последнем случае выделяют две группы ошибок: 

1.Ошибки, связан­ные со сбором данных и их переработкой:

- ошибки наблюдения (например, наблюдение черт в искаженной качественно или количественно форме);

- ошибки регистрации (например, предвзятое отношение специалиста или различия в понимании испытуемыми одних и тех же формулировок, терминов);

- ошибки инструментальные возникают вследствие неумения пользоваться ПДМ в техническом и/или интерпретационном аспекте.

2.Ошибки, связанные с обработкой и интерпретацией данных:

- эффект «первого впечатления» – ошибка, основанная на переоценке ди­агностического значения первичной информации;

- ошибка атрибуции – приписывание обследуемому индивиду или группе характеристик, которыми он(она) не обладает или рассмотрение нестабильных характеристик в качестве стабильных;

- познавательный радикализм – тенденция к переоценке значения рабочих гипотез и нежелание искать лучшие решения;

- познавательный консерватизм – предельно осторожная формулировка гипотез (Бурлачук, 2003).

 

 

Глава 4. Психодиагностическая методика (тест)

 

4.1            Понятие и составные части психодиагностической методики

 

Психодиагностическая методика (ПДМ) или тест – это совокупность унифицированных заданий и способов сбора, обработки и интерпретации данных, которые предназначены для установления уровня проявления (развития) психических и социально-психических характеристик индивида или группы.

ПДМ состоит из следующих частей:

- теоретическая часть, содержащая концепцию диагностируемого психического свойства и методические принципы построения методики;

- руководство для Пользователя по работе с методикой;

- инструкция для испытуемого;

- стимульный материал (вопросы или утверждения, тексты, рисунки, фотографии или что-то иное, с чем непосредственно работает испытуемый);

- способ обработки результатов тестирования и постановки диагноза («ключи», математическая обработка, нормативные данные);

- интерпретации результатов (для каждого уровня проявления диагностируемого явления).

- указания (в некоторых случаях) по выработке определенных рекомендаций для испытуемых или третьих лиц (по согласию с испытуемыми);

- описание процедуры разработки методики, в том числе показатели стандартизации, репрезентативности, надежности, валидности.  

Отсутствие любой из перечисленных составных частей ведет к серьезным затруднениям при работе с методикой. В некоторых случаях, например, при отсутствии стимульного материала, способов обработки или интерпретации просто невозможно использовать на практике данную методику.

Надо различать психодиагностические и научно-исследовательские методики. Первые относятся, как правило, к категории неспецифических методик, которые можно широко применять на практике. Вторые представляют собой специфические методики, разработанные специально для  решения конкретной научной задачи в рамках исследования и, как правило, не используемые более в других исследованиях. В чем основное различие между ними? В основном – в целях использования методики.

Психодиагностические методики применяются для получения информации об особенностях проявления тех или иных психических явлений у конкретного индивида или группы. Они могут не являться новыми в научном плане, но могут использоваться в практической работе, в том числе для сбора информации с целью дальнейшего воздействия (психотерапевтического, психокоррекционного, обучающего или управленческого). У исследовательских методик конечная цель – получение новых научных фактов (причинно-следственных связей, закономерностей). Конкретные люди или группы не представляют для исследователя первостепенного значения. Методики помогают собрать информацию на определенной выборке испытуемых, которая далее обрабатывается с помощью статистических методов и анализируется.

Разные цели определяют более жесткие требования к ПДМ, чем к исследовательским методикам. Это обусловлено тем, что ошибка в постановке диагноза ведет к неадекватному вмешательству (в виде принимаемых решений, рекомендаций или коррекции) в ситуацию конкретного обследуемого, что может негативно отразиться на его судьбе или психическом здоровье. В то же время возникающие ошибки при применении методики в научных целях, когда обследуется относительно большое количество людей, могут взаимокопенсироваться или быть устранены в повторном исследовании.

Надо иметь в виду, что ПДМ могут использоваться в научных целях, например, в рамках диссертационного исследования, а исследовательские методики, прошедшие дополнительную процедуру стандартизации, оценки надежности и валидности, – в психодиагностических целях.    

 

4.2 Классификация психодиагностических методик

 

Существует большое количество психодиагностических и исследовательских методик. За рубежом выходят специализированные издания психодиагностических (коммерческих) методик: «Ежегодник психических измерений» (Mental Measurements Yearbooks), «Тесты в печати» (Tests in Print) и исследовательских (некоммерческих) методик, которые не вышли за рамки научных исследований и не предназначены для продажи другим пользователям: «Справочник неопубликованных экспериментальных психических инструментариев» в 6 томах (Directory of Unpublished Experimental Mental Measures). В них содержится краткое описание существующих методик, а в некоторых из них (например, в Tests in Print) обновляется информация об уже известных или новых методиках, приводится список публикаций, в которых использовалась данная методика, что является своего рода «индексом используемости» методик. Так, в пятом издании Tests in Print V содержится описание 2939 методик.

Информация о работе Лекции по "Психодиагностика"