Лекции по "Психодиагностика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:14, курс лекций

Описание работы

Психодиагностика является самостоятельным видом психологической работы и входит в состав основных видов профессиональной деятельности (практической, научно-исследовательской, педагогической, организационно-управленческой), которые должен квалифицированно выполнять специалист-психолог.

Работа содержит 1 файл

психодиагностика1.doc

— 1.38 Мб (Скачать)

В качестве своеобразной альтернативы ММРI X. Гоух разрабатывает в первой половине 1950-х гг. Калифорнийский психологический опросник, который содержит 18 шкал и основывается на заданиях из ММРI.  Опросник предназна­чался для оценки качеств нормальных индивидов в межличностном взаимодействии.

В 1947 г. Г.Ю. Айзенк обнародовал созданный им Моудслейский медицинский опросник, предназначенный для диагностики нейротизма, а в 1956 г. – Моудслейский личностный опросник       для измерения нейротизма и экстраверсии-интроверсии. Примечательно то, что при создании нового опросника автор использовал свою концепцию этих характеристик индивида.

В 1940-е гг. разными исследователями почти одновременно предложена ме­тодика вынужденного выбора, используемая при конструировании личностных опросников. Испытуемый должен выбрать между двумя или более фразами (например, нужно указать, какая из фраз наиболее, а какая — наименее характерна для обследуемого). В более поздние годы разрабатывается новый инструментарий этого класса. Например, методика Q-классификации  В. Стефенсона, Список личностных предпочтений А.Л. Эдвардса.

В 1950 г. Р.Б. Кеттелл впервые публикует опросник 16 личностных факторов (16-PF), который быстро приобретает популярность среди психологов. При создании этой методики автор использует факторный анализ как метод выявления основных свойств лич­ности посредством группировки множества словарных и бытовых названий свойств личности в немногочисленные и обобщенные факторы (качества) личности.

В 1953 г. появляется Шкала тре­вожности Дж. Тейлора, в которой тревожность впервые изучается не как си­туативное явление, а как личностное качество индивида.

Во второй половине 1970-х гг. Т. Миллон обнародовал Кли­нический многоосевой опросник. Он получил популярность как своего рода мерило «психического благополучия»,  «качества жизни» и активно внедрялся в клиническую психологию, так как позволял диагностировать психические расстройства в соответствии с принятыми за рубежом классификато­рами психических расстройств.

Надо отметить несколько важных обстоятельств, связанных с разработкой личностных опросников. Во-первых, стали применяться новые методы математической статистики (например, факторный анализ) для построения и оценки методик изучения личности (Р.Б. Кеттелл, Дж. Гилфорд и др.).

Во-вторых, возрастает роль теории при разработке методик. То есть, некоторые методики создавались на основе определенных концептуальных построений относительно тех явлений, для изучения которых они конструировались. Так, в основу Кли­нического многоосевого опросника  Т. Милон положил разработанную им концепцию, согласно которой расстройства личности трактуются как прототипы (например, шизоид­ные или депрессивные типы не существуют обособленно, а являются различными формами выражения прототипа личности). Д.Б. Роттер создает концепцию локуса контроля и на её основе – Шкалу экстернальности-интернальности. Тео­рия развития Э. Эриксона была использована для разработки Опросника психо­социального баланса. Эти и другие опросники наглядно иллюстрируют ту мысль, что развитие психодиагностики и преодоление возникающих трудностей обеспечивается не только совершенствованием математико-статистического аппарата, но и развитием теории измеряемых явлений.

В-третьих, к концу 1960-х гг. профессиональное сообщество психологов вовлекается в дискуссию о роли окружающей среды в проявлении личностных черт и, как следствие, устойчивости этих черт и точности их измерения с помощью  тех или иных тестов. Эта дискуссия совпала с началом бурного развития такой области как «психология среды». С одной стороны, специалисты приходят к компромиссному решению о том, что вариативность поведения человека объясняется взаимодействием личности и ситуации, а с другой – повышается интерес к инструментарию изучения окружения и появляются методики оценки домашней обстановки, описания окружения через типы поведения находящихся в этом окружении людей.

Проективные тесты. Предпринимаются значительные шаги в развитии теста Роршаха. Так, в 1942 г. публикуется новое руководство по тесту (Клопфер и Келли), в середине 1950-х гг. выходит работа Р. Шафера, в которой излагается психоаналитический подход к интерпретации по­лученных с помощью теста результатов, в середине 1970-х г. Дж. Экснер предлагает психометрическую интерпретационную схему (с максимально возможной формализацией обработки ответов испытуемых), которая со временем становится самой популярной. В 1993 г. Дж.  Экснер публикует нормативные данные, опирающи­еся на обследование 700 нормальных взрослых и 1390 детей в возрасте от 5 до 16 лет. Некоторые исследователи отмечают, что к концу ХХ века эта методика превратилась в стандартный и надежный с точки зрения психометрии инструмент оценки личности.

В 1940-х гг. появляется плеяда новых проективных методик. С. Розенцвейг публикует методику  изучения реакций на фрустрацию, со­стоящую из 24 рисунков, на каждом из которых изображены люди (с отсутствием черт лица) в ситуации фруст­рации. Саймондс предлагает тест незаконченных предложений. Дальнейшее развитие получила техника проективного рисунка:  тест Маховер, в котором требо­валось нарисовать человека, а затем – лицо противоположного ему пола, Тест Бука основывался на рисунке дома, дерева и человека. Одной из новаций проективного рисунка становится идея рассматривать рисунок не только как отражение уровня интеллектуального развития, но и в качестве про­екции личности. В это же время М. Люшером создается тест цветового выбора, который, несмотря на критические высказывания (например, за умозрительность теоретических построений),  в дальнейшем приобретает значительную популярность, в том числе в России. Кстати, когда М. Люшер приезжал в Россию и выступал по центральному телевидению, то высказал приятное удивление по поводу того, что его тест широко применяется в нашей стране. Однако он также отметил, что никто не приобретал права на издание и распространение этого теста. 

На протяжении последующего времени обсуждались различные вопросы, связанные  с проективными тестами: надежность и валидность, формализация обработки данных и субъективность,  значение ситуа­ционных переменных применительно к получаемым данным. Так, предположения о том, что проективные тесты окажутся нечув­ствительными к ситуационным переменным, оказались несостоятельными. На­пример, когда человек перед обследованием поссорился с экзаменатором или про­сматривал фотографии обнаженных тел, его ответы на тест Роршаха отличались от тех, которые были даны в случае отсутствия влияния этих факторов. Соответ­ственно получаемые данные стали рассматриваться как отражающие, наряду с устойчивыми параметрами личности, факторы ситуационные. Несмотря на критику, очень многие психологи сохраняли свой энтузиазм по отношению к проективным методикам, например, в силу того, что они позволяют проникнуть в бессознательную сферу индивида.

Психосемантические методики. В середине 1950-х гг. Ч.Э. Осгуд разработал технику семантического дифференциала, которая предназначалась для измерения различий в интерпретации понятий испытуемы­ми. В качестве стимула в этой технике мог выступать фактически любой объект (слово, знак, понятие и т.д.), оцениваемый путем соотнесения с одной из фикси­рованных точек биполярных признаков (например, «помогающий - мешающий», «дружелюбный - враждебный»). На основе этой техники можно было создавать разнообразные конкретные методики, что воплотилось в большом количестве исследований.

В это же время Д.А. Келли разрабатывает концепцию личностных конструктов и на её основе создает методику репертуарных решеток предназначенную для изучения системы понятий (конструктов), которые человек использует для описания и оценки мира и себя в этом мире. Ана­лиз данных позволяет диагностировать силу и направленность связей между конструктами, выявить глубинные конструкты. Эта методика имеет сходство с семантическим дифференциалом, одна­ко она более универсальна и гибка, позволяет выявлять индивидуальные, уникальные особенности индивида на уровне значений сознания.

Тесты дей­ствия или ситуационные тесты. Создается серия ситуационных тестов для взрослых, которые предназначались для оцен­ки определенного типа поведения.

Так, тест Напряженная ситуация предназначался для выборочного изучения поведения человека в напряженных условиях. Перед обследуемым ставится задача, которую нужно выполнить с двумя «помощниками», которые не только не помогают, но и мешают её выполнению.  Тест Водная преграда требует переброски людей и оборудования через небольшую речку с максимальной скоростью и безопасностью. Тест Групповая дискуссия без лидера заключается в том, что группе дается тема для обсуждения в течение установленного времени. Проводящие тест специалисты наблюдают и оценивают каждого участника дискуссии по целому ряду критериев, но не участвуют в самой дискуссии. 

Подобные тесты применялись в военных и гражданских Ассессмент-центрах США при отборе кандидатов для службы в военной разведке, армейских офицеров, управляющих государственных служб, кандидатов на высшие управленческие должности в промышленности, руководителей среднего звена, торговых агентов.

Эти тесты хорошо зарекомендовали себя в тех областях, где критерии отбора являются сложными и когда акцент делается на релевантных и доступных прямому наблюдению оценках. Однако многие тесты недостаточно стандартизированы и характеризуются субъективностью при интерпре­тации реакций испытуемого. Некоторые из них являются трудоемкими и требуют пребывания испытуемых в определенной среде в течение нескольких дней.

Развитие теоретико-методологических основ психодиагностики за рубежом. Создание ряда методик связано с появлением новых психологических концепций: интеллекта (Дж. Гилфор­д, Р. Кеттелл), креативности (Дж. Гилфорда, Э. Торранс), свойств темперамента (Г.Ю. Айзенк, Дж. Тейлор), характеристик личности (Д.Б. Роттер, Д.А. Келли), психических отклонений (Т. Милон) и т.д.

Разрабатывались новые подходы к тестированию. Так, в 1960-х гг. было создано критериально-ори­ентированное тестирование, в котором, в отличие от обычного тестирования, опирающегося на нормы, в качестве системы отсчета используется конкретная об­ласть содержания теста. Диагноз (оценка) испытуемому ставится не на основе сравнения его тестовых показателей с показателями других людей (выборки), а посредством определения меры освоенного им набора арифметических операций, объема словаря и т.д. Критериально-ориентированное тестирование находит свое приме­нение прежде всего в области обучения.

Параллельно созданию новых подходов и методик проводилась разработка математико-статистического аппарата психологического тестирования. Так, значительный вклад в развитие факторного анализа был внесен Р. Кеттеллом и его сотрудниками, в частности для решения задачи группирования множества словарных, бытовых названий свойств личности в немногочисленные, наиболее обобщенные факторы личности. Дж. Гилфорд и его кол­леги использовали корреляционный анализ между отдельными заданиями тестов и факторный анализ для выделения свойств темперамента. Развитию математико-статистического аппарата психологических измерений посвящены в этот период работы Л.Д. Кронбаха. В частности, он разработал алгоритм (альфа-коэффициент Кронбаха), позволяющий сравнивать разброс каждого элемента с общим разбросом всей измерительной шкалы и широко используемый для оценки надежности-согласованности заданий методики.

Активно прорабатывалась проблема, связанная с ключевыми характеристиками психологических методик: надежностью и валидностью, репрезентативностью и стандартностью. Например, в начале 1950-х гг. Комитет по тестовым стандартам Американской психологической ассоциации (АПА), стремясь внести ясность в проблему валидности тестов, выделяет её основные виды: критериальную (см. Глоссар., валидность эмпирическая), содержательную (см. Глоссар., валидность содержательная) и конструктную (см. Глоссар., валидность конструктная).

Проходила дискуссия о возможностях статистического и клинического подхода к постановке диагноза и прогнозу. В частности, заметный её всплеск был связан с появлением книги П.Э. Мила «Клинический или статистический прогноз: теоретический анализ и обзор полученных данных» (1954 г.), в которой сопоставлялась эффективность клинических заключений и заключений, полученных с помощью статистических процедур. Хотя П. Мил вроде бы и доказывает большую эффективность статистического прогноза, его исследование, как выясняется позднее, не лишено методических просчетов. Однако эта проблема осталась окончательно не решенной вплоть до настоящего времени.

Была заложена нормативно-правовая и методическая основа диагностической деятельно­сти психологов. В частности, Американской психологической ассоциацией был принят «Этический стандарт психологов» (1953 г.), который в дальнейшем периодически обновлялся в соответствии с изменяющимися условиями профессиональной деятельности психологов, для разработчиков и пользователей тестов опубликована книга «Технические рекомендации для психологических тестов и диагностических методик» (1954 г.) и «Стандарты образовательного и психологического тестирования» (в нескольких редакциях). Американская психиатрическая ассоциация публикует «Руководство по диагностике и статистике психических расстройств» (1952 г.), в котором была представлена новая классифи­кация психических расстройств, повлиявшая на последующую разработку пси­ходиагностического инструментария.

Издаются справочные и реферативные материалы по психодиагностическим методикам, например, «Ежегодник психических измерений», «Критика тестов», которые становятся важным источником информации и критических оценок в отношении сотен тестов. 

В связи с развитием информаци­онных технологий, позволяющих психологам возложить решение многих диагности­ческих задач на компьютер, в начале 1960-х гг. появляются компьютеризированные тесты. Одним из первых стал ММРI. В 1970-90-х гг. в развитых стра­нах мира резко возрастает количество компью­терных версий тестов. Если в 1965 г. их было 4, то в 1990 г. – 400. В то же время в большинстве своем это компьютеризи­рованные уже известные тесты, а не тесты, специально разработанные с учетом возможностей компьютера (компьютерные тесты). С увеличением количества таких тестов возросла, естественно, численность обследований, данные которых обрабатывались и интерпретировались с помощью компьютера (например, в течение 1983-84 гг. –  300 000 обследований). Стали создаваться новые подходы, например, адаптивное тестирова­ние, позволяющее из некоторого множества заданий предъявить испытуемому те, с которыми он может справиться. Однако в процессе развития компьютерного тестирования стали очевидны некоторые проблемы: психологическая квалификация разработчиков программного обеспечения, валидность и надежность тестов, предъявляемых и обрабатываемых с помощью компьютера, интерпретации компьютеризированных тестов, которые грешат расплывчатыми утверждениями общего харак­тера и тем самым применимы почти к каждому человеку, компьютерная тревожность испытуемых и др. Не случайно к концу 1990-х гг. наблюдался спад интереса к компьютеризированным тестам у многих клинических психологов, которые были не удовлетворены предлагаемыми программами интерпретации получаемых результатов.

Информация о работе Лекции по "Психодиагностика"