Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:14, курс лекций
Психодиагностика является самостоятельным видом психологической работы и входит в состав основных видов профессиональной деятельности (практической, научно-исследовательской, педагогической, организационно-управленческой), которые должен квалифицированно выполнять специалист-психолог.
Введение
психодиагностика представляет собой обширную область и способствует решению широкого спектра практических и научно-исследовательских задач в подавляющем большинстве психологических дисциплин: социальной и организационной психологии, психологии личности и малых групп, психологии управления и труда, педагогической и возрастной психологии, клинической психологии и др.
Психодиагностика является самостоятельным видом психологической работы и входит в состав основных видов профессиональной деятельности (практической, научно-исследовательской, педагогической, организационно-управленческой)
Электронный учебник (ЭУ) «Психодиагностика» предназначен для освоения учебных дисциплин «Психодиагностика» и «Практикум по психодиагностике», которые входят в базовую часть профессионального цикла по направлению подготовки 030300 «Психология» (степень «бакалавр»), в федеральный компонент цикла ОПД специальности 030301 «Психология служебной деятельности» и 030302 «Клиническая психология» (квалификация «специалист») на психологических факультетах вузов. Учебник также может использоваться для освоения аналогичных дисциплин по смежным направлениям базовой подготовки специалистов или в рамках дополнительного профессионального образования.
ЭУ «Психодиагностика» является самостоятельным электронным изданием, не имеющим печатного эквивалента. По целевому назначению он относится к категории учебного продукта, содержащего систематизированные сведения научного и прикладного характера, изложенные в форме, удобной для преподавания и изучения, и рассчитанные на студентов разного уровня подготовки. По технологии распространения учебник может использоваться в качестве локального и сетевого учебного электронного издания.
ЭУ «Психодиагностика» разработан на основе рабочих программ соответствующих учебных дисциплин, нацелен на обеспечение самостоятельной работы и повышение качества обучения студентов.
ЭУ «Психодиагностика» предполагает единую программную среду для всех компонентов (Microsoft Visual Studio 2008. NET. C#). Применения данной программной среды позволяет использовать учебник на всех современных ОС компании Microsoft. Оболочка содержит общий указатель всех статей и параграфов, позволяющий мгновенно переходить к нужной части учебника.
Содержательный материал учебника представлен в формате языка гипертекстовой разметки HTML, что обеспечивает учебнику универсальность представления и возможность размещения данных в сети Интернет. В основном окне программы отображается меню и содержимое учебника с возможностью изменения формата и прокрутки в любых направлениях.
ЭУ «Психодиагностика» создан на модульной основе с диагностико-квалиметрическим обеспечением, содержит три раздела и 14 глав, дидактические тесты рубежного самоконтроля по каждому разделу с электронной обработкой результатов, авторскую компьютерную программу психологической диагностики «4-Ф личностный тест «Коммуникабельность», глоссарий с алфавитным указателем, список рекомендуемой литературы.
ЭУ «Психодиагностика» может использоваться как при самостоятельном освоении предмета, так и на занятии под руководством преподавателя при изучении материала.
Доступность и простота интерфейса не требует специальной подготовки. Основной материал дополнен множеством иллюстраций методик и необходимых для работы документов, что способствует информационной насыщенности и визуальной образности, позволяя сконцентрировать внимание обучающихся на содержании предлагаемого материала, повышая интерес к самообучению.
Авторы выражают признательность Н.Ю. Ульяновой за содействие в подготовке некоторых материалов к учебнику.
МОДУЛЬ 1. ПСИХОДИАГНОСТИКА КАК НАУКА
Комплексная цель: формирование у студентов представления о психодиагностике как научной дисциплине.
Глава 1. Введение в психодиагностику
1.1. Понятие и задачи психодиагностики
Психодиагностика – психологическая дисциплина, разрабатывающая методики распознавания и измерения психологических особенностей индивида и группы, а также принципы применения этих методик на практике и постановки диагноза.
В структуру психодиагностики входит общая и прикладная психодиагностика.
Задачи общей психодиагностики:
1. Разработка теоретико-методологических основ:
психологического измерения (измерительные шкалы , точность и ошибки измерения);
построения психодиагностической методики (разработка концепции природы психического качества и инструментария, создание стимульного материала и ключей, составление интерпретации и нормативных данных и т.д.);
оценки свойств психодиагностической методики (надежность, валидность, стандартность, репрезентативность);
адаптации зарубежных методик (процедура и виды перевода, способы оценки и анализа методики и т.д.);
экспертизы и сертификации психодиагностических методик (критерии, процедура, заключение, документирование);
проведения психодиагностического обследования и применения методик на практике (этическое и правовое обеспечение психодиагностической деятельности, организация психодиагностического обследования, обработка и интерпретация результатов, обследование специфических категорий населения и др.);
постановки и применения психологического диагноза (сущность и специфика психологического диагноза, виды и способы постановки диагноза);
компьютеризации психодиагностического обследования (преимущества и ограничения применения ЭВМ и компьютерного тестирования, надежность и валидность компьютеризированного инструментария по сравнению с бланковым);
требования к разработчикам и пользователям психодиагностических методик.
2. Анализ и классификация психодиагностических методов и методик.
3. Анализ психодиагностики как науки в историческом контексте и определение перспективных направлений её дальнейшего развития.
Задачи прикладной психодиагностики:
1. Проведение психодиагностического обследования и постановка диагноза, что предполагает:
применение адекватных поставленным задачам и объекту методов и методик постановки диагноза;
обеспечение достоверности результатов и постановки диагноза в процессе проведения психодиагностического обследования;
предоставление обоснованных рекомендаций.
2. Разработка и оценка конкретных психодиагностических методик в соответствии с запросами разных сфер практики (образование, здравоохранение, экономика и др.).
3. Адаптация зарубежных психодиагностических методик в соответствии с запросами практики.
4. Накопление и обновление банка надежных, валидных, стандартизированных психодиагностических методик.
5. Накопление банка диагностических данных по методикам и оценка их эффективности в определенной сфере практики.
6. Сертификация психодиагностических методик.
1.2. Психодиагностика и смежные направления
Психодиагностика и предметные области психологии
История развития психодиагностики показывает, что разработка инструментария должна основываться на теоретических исследованиях тех психических явлений, которые подлежат диагностике, так как нельзя создать эффективной методики для измерения какой-то характеристики индивида или группы, если нет хорошей концепции этой характеристики. Такие исследования проводятся прежде всего в предметных областях психологии (общей, социальной, возрастной, юридической и т.д.).
Например, в основу разработки методики рисуночной фрустрации С.Розенцвейга легли накопленные в психологии знания относительно феномена фрустрации, а также разработанная этим автором концептуальная модель, которая включает типы фрустрирующих ситуаций (ситуации-препятствия и ситуации-обвинения), направленность реакций на фрустрирующие ситуации (экстрапунитивные, интропунитивные, инпунитивные) и типы реакций (препятственно-доминантные, самозащитные, потребностно-настойчивые).
Теоретической основой патохарактерологического диагностического опросника (А.Е. Личко) является описание патологических типов и акцентуаций характера (Э. Крепелин, Э. Кречмер, К. Леонгард и др.), отношений индивида к личностным проблемам (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев).
В рамках микрогрупповой теории (А.В. Сидоренков) создана многомерная модель проявления доверия в группе, которая включает: а) уровни доверия (межличностное, микрогрупповое, групповое); б) вида доверия (деятельностно-совладающее, информационно-инфлюативное, конфиденциально-охранительно
Психодиагностика и дифференциальная психология
Понятие «дифференциальная психология» ввел немецкий психолог В. Штерн в работе «О психологии индивидуальных различий (1900 г.) для обозначения науки «о существенных различиях в психических функциях и свойствах». Предпосылкой возникновения дифференциальной психологии явилось внедрение в психологию эксперимента и методов математической статистики (например, корреляционного и факторного анализа). Впоследствии основным методом стали тесты, позволяющие измерять индивидуальные особенности и различия в интеллекте, мотивации, темпераменте и др. Однако тесты и методы математической статистики сами по себе не способны объяснить причины психологических различий.
В настоящее время дифференциальная психология представляет собой отрасль психологии, изучающую психологические различия между индивидами и между группами, причины и последствия этих различий.
Предметные области психодиагностики и дифференциальной психологии совпадают, а отличия между ними заключаются в том, что первая ориентирована на выявление индивидуальных различий, а для второй характерно проникновение в сущность причин и следствий этих различий. Психодиагностика рассматривается как мост между наукой о психологических различиях и практикой постановки психологического диагноза. Таким образом разделение психодиагностики и дифференциальной психологии носит искусственный характер, в действительности же они органично дополняют друг друга, образуя единое целое.
Психодиагностика и психометрия
Психометрия – область психологии, занимающаяся вопросами, связанными с количественными измерениями психических и социально-психических явлений.
Различают «общую психометрию» и «дифференциальную психометрию» (А.А. Бодалев и В.В. Столин). Первая имеет дело с задачами определения связи между свойствами стимулов и свойствами реакций (например, между физическими характеристиками стимулов и субъективными характеристиками ощущений). Вторая занимается вопросами измерения различий между индивидами или группами в качественном или количественном составе тех или иных психических явлений. В перечень этих вопросов входят: измерительные шкалы, точность и погрешности измерения, требования к измерительному инструментарию (репрезентативность и стандартность, надежность и валидность).
Психометрическое направление (дифференциальная психометрия) преимущественно развивается в психологическом тестировании, выполняет методологическую функцию в психодиагностике. Отсюда в ряде случаев психологическое тестирование (психодиагностика) и психометрия отождествляются. Это, в частности, подтверждает широко употребляемый термин «психометрические тесты», под которыми понимаются стандартизированные методики (тесты объективного типа и тест-опросники), прошедшие оценку и удовлетворяющие требованиям надежности и валидности, относительно которых составлены нормативные данные. Неслучайно психометрические тесты часто отделяют от проективных и психосемантических методик, так как применительно к последним указанные выше требования зачастую не могут быть удовлетворены.
Достоинства измерительных методов заключаются в объективированном характере процедуры и в возможности перепроверки, что обеспечивается не автоматически, а благодаря выполнению психометрических требований. Если эти требования не выполнены, то использование психодиагностических методик ничуть не менее произвольная процедура, чем «вчувствование» психолога в клиента. Более того, в этом случае результат диагностики оказывается в полной зависимости от случайных обстоятельств. Опасны не тесты сами по себе, а их использование без теории и психометрии. Знание психометрии дает специалисту необходимую критичность в понимании ограниченности инструментария, тех допущений, которые сделаны при его разработке и, по большому счету, позволяют ему обоснованно определять меру доверия к методике.