Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 18:19, курсовая работа
Гипотезой исследования выступило предложение о том, что работа по коррекции агрессии детей старшего дошкольного возраста будет успешней, если создать следующие психолого-педагогические условия:
- осуществление индивидуального подхода к детям;
- проведение коррекционной работы в ведущем виде детской деятельности;
- комплексное использование методов психологической коррекции
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы агрессии у детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Агрессия как нарушение поведения у детей старшего дошкольного возраста
Возрастные особенности проявления агрессии в дошкольном возрасте
Глава 2. Экспериментальное исследование агрессии у детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Организация и методики эксперимента
2.2. Экспериментальная программа по коррекцию агрессии у детей старшего дошкольного возраста
2.3 Результаты экспериментального исследования
Заключение
Литература
Приложение
1.
Зачитываются анонимно
2.
Вместе с родителями
3.
Построение «скульптур» из
4.
Ролевые игры («Приготовление уроков»,
«Опять двойка» и т. д.). Дискуссия
о юапмпых коммуникациях
5.
Разбор результатов анализа
Домашнее задание:
• принести чашки, печенье, свечи.
Занятие 10
Цель занятия: подведение итогов работы группы. Ориентация группы на преодоление жизненных трудностей в настоящем и будущем.
1. Последнее занятие проводится в затемненной комнате при свечах, что стимулирует откровенность и укрепляет чувство безопасности каждого члена группы. Накрывается «сладкий» стол, зачитываются самоотчеты (задание 8) и письма к друзьям (можно анонимно). Затем проводится свободная беседа о прошедших занятиях, рассказываются интересные истории, фантазии на тему «Летние каникулы». На высоте доверия и взаимопонимания предлагается устроиться для медитации.
2.
«Медитация». После достижения
релаксации проводится
3.
Прощание.
Упражнение 1
Детский вариант нервно-мышечной релаксации
Приведенный вариант нервно-мышечной релаксации по Э. Джекобсону модифицирован для использования детей И. М. Желдаком и С. А. Игумновым (1997).
Основная разница в процессе мышечной релаксации у детей и взрослых заключается в том, что дети порой быстро достигают расслабления всех мышц тела. Психотерапевт должен следить за реакциями ребенка и быть готовым к тому, чтобы закончить вводную часть простым внушением полного расслабления. Некоторым детям бывает необходимо подробно разъяснить работу отдельных мышечных групп; другие будут испытывать скуку, что может помешать восприятию дальнейших внушений.
Обучение мышечной релаксации необходимо проводить в позе, благоприятствующей расслаблению. Одно из наиболее удобных положений — сидя в мягким кресле с подголовниками и подлокотниками, на которые дети кладут расслабленные руки (усадил детей в такие «авиационные» кресла, можно дать в группе атмосферу «подготовки к воздушному путешествию» и т. п.),
Наиболее доступной для занятий в любой ситуации является так называемая «поза кучера». Чтобы принять ее, нужно сесть на стул прямо, распрямить спину, а затем расслабить мышцы. Голова спущена на грудь, глаза закрыты, ноги еле расставлены и согнуты год тупым углом, руки лежат на коленях, не касаясь друг друга, локти немного округлены — поза, характерная для извозчика, дремлющего в ожидании седока.
Для детей не лишним будет рассказать об основных группах мышц (мышцах бедер, живота, плеч, шеи, лица), наглядно показать работу мышц-антагонистов (сгибателей-разгибателей). Это облегчит усвоение методики. Ниже приводится текст, используемый в процессе работы с детьми. В процессе работы проводится обращение в 1-м лице, что усиливает суггестивный эффект.
«...Сейчас ты готов; к тому, чтобы расслабиться для достижения состояния полного отдыха. Откинься, пожалуйста, назад в кресле (или приляг на кушетку) и устройся очень-очень удобно. Закрой, пожалуйста, глаза. (Для маленьких детей можно применять формулу: «Во время нашей работа твои глаза закроются на маленькие, невидимые замочки и будут закрыты до тех пор, пока я не скажу тебе открыть их »; при этом можно слегка прикоснуться к векам ребенка.)
Сначала обрати, пожалуйста, свое внимание на дыхание. Почувствуй, как струя свежего воздуха входит через ноздри и поступает дальше в легкие, как твои грудь и живот расширяются на вдохе и опадают на выдохе. Сосредоточься на дыхании (здесь дайте паузу около 30 секунд).
Я всегда буду подробно описывать упражнение на расслабление до того, как ты приступишь к его выполнению. Поэтому не начинай упражнение, пока я не скажу: «Готов? Начали».
...Начнем с груди. По моему сигналу, но не раньше, сделай глубокий вдох. Постарайся как бы вдохнуть весь воздух, находящийся вокруг тебя. Делаем это сейчас. Готов? Начали, Сделай глубокий вдох... глубже, глубже, задержка... и расслабься. Просто выдохни весь воздух из легких и возобнови обычное дыхание. Заметил ли ты напряжение в области груди на вдохе и расслабление на выдохе? (Повторяем упражнение.) Смог ли ты в этот раз почувствовать напряжение? А расслабление? Постарайся сосредоточиться на этом различии, когда мы будем выполнять следующие упражнения. (После каждого упражнения выдерживается пауза 5—10 секунд.)
...Теперь
поставь, пожалуйста, обе стопы
всей поверхностью на пол.
...Теперь подними, пожалуйста, оба носка очень-очень высоко, оставляя пятки на полу. Готов? Начали. Подними носки очень высоко... еще выше. Подержи так и расслабь ноги.
Следующая группа мышц, на которой мы будем сосредоточиваться, — это мышцы бедра. Упражнение простое. По моему сигналу вытяни, пожалуйста, ноги прямо перед собой. Не забывай держать икры свободными, не напрягай их. Давай сделаем сейчас это упражнение. Готов? Начали. Выпрями обе ноги перед собой. Очень прямо. Еще прямее. Подержи так и расслабь. Просто дай ногам мягко опуститься на пол. Ощущал ли ты напряжение в верхней части бедер?.. Повторим это упражнение. Чтобы проработать противоположную группу мышц, представь себе, что ты находишься на пляже и зарываешься пятками в теплый сухой песок. Готов? Начали. Зарой свои пятки в песочек. С большим усилием. Сильнее. Еще сильнее и расслабься и расслабься.
Прочувствуй расслабление в верхних частях ног. Сосредоточься на этом ощущении. (Пауза — около 20 секунд.)
...Сейчас
переходим к рукам. Сожми,
...
Теперь давай поработаем с
плечами. Мы храним массу
...Давай
перейдем теперь к лицу. Мы
начнем со рта. Сначала
Последнее упражнение заключается просто в поднимании бровей. Помни о том, что глаза остаются закрытыми, а ты поднимаешь брови как можно выше, будто сильно-пресильно чему-то удивился. Готов? Начали. Подними брови высоко... Еще выше. Подержи так — и расслабь. (Повторяем 1 раз.) Теперь прочувствуй полное расслабление твоего лица. (Пауза 15 секунд.)
Теперь снова направь свое внимание на дыхание, почувствуй, как с каждым вдохом (психотерапевт говорит синхронно с вдохами пациента) приятная свежесть, прохлада... вливаются через твои ноздри, дыхательные пути в легкие, принося с собой бодрость, энергию, здоровье... Грудная клетка расширяется, расправляется... А с каждым выдохом (эта частями, синхронно с выдохами пациента)... живот опускается... теплая воздушная струя выходит... через дыхательные пути, ноздри... ты можешь представить ее как облачко пара, которое отделяется от тебя, унося все болезни, тревоги, и тает, растворяется... Остается только чувство уверенности, приятного покоя...
...
А сейчас зафиксируем внимание
на внутренних органах.
... Теперь ты расслабил основные мышцы своего тела. Для того чтобы убедиться в том, что они расслаблены, я вернусь назад и перечислю мышцы, которые мы перед этим напрягали и расслабляли. Когда я буду называть их, дай им расслабиться еще сильнее». (Вновь кратко называем основные группы мышц, предлагая ребенку представить, как будто волна сильного тепла охватывает их, на этом фоне произносим формулу внушения.)
Упражнение 2
Рисунок семьи
Данная методика представляет собой процедуру, отражающую восприятие ребенком своего места в семье, его отношения к семье в целом и отдельным его членам (Р. Ф. Беляускайте, 1987).
Для исследования необходимы: лист белой бумаги, набор цветных карандашей, резинка.
Инструкция, даваемая ребенку: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово «семья», так как этим искажается сама суть исследования. Время выполнения задания не ограничивается.
В процессе выполнения задания (если оно проводится в кабинете психотерапевта) следует отмечать: последовательность рисования; паузы более 15 секунд; стирание деталей; спонтанные комментарии ребенка; эмоциональные реакции и их связь с изображаемым.
После выполнения задания в процессе беседы следует дать ребенку следующие вопросы:
Скажи, кто тут нарисован?
Где они находятся?
Что они делают? Кто это занятие придумал?
Им весело или скучно? Почему?
Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
Кто из них самый несчастный? Почему?
Интерпретация рисунка условно подразделяется на 3 части:
• анализ структуры рисунка;
• интерпретация особенностей графической презентации членов семьи;
• анализ процесса рисования.
Как правило, ребенок, испытывающий эмоциональный комфорт в семье, рисует полную семью. Искажение реального состава семьи заслуживает пристального внимания, так как за этим почти всегда стоит эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией.
Информация о работе Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста