Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Гипотезой исследования выступило предложение о том, что работа по коррекции агрессии детей старшего дошкольного возраста будет успешней, если создать следующие психолого-педагогические условия:

- осуществление индивидуального подхода к детям;

- проведение коррекционной работы в ведущем виде детской деятельности;

- комплексное использование методов психологической коррекции

Содержание

Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы агрессии у детей старшего дошкольного возраста.

1.1. Агрессия как нарушение поведения у детей старшего дошкольного возраста

Возрастные особенности проявления агрессии в дошкольном возрасте
Глава 2. Экспериментальное исследование агрессии у детей старшего дошкольного возраста.

2.1. Организация и методики эксперимента

2.2. Экспериментальная программа по коррекцию агрессии у детей старшего дошкольного возраста

2.3 Результаты экспериментального исследования


Заключение

Литература

Приложение

Работа содержит 1 файл

Теория2.doc

— 720.50 Кб (Скачать)

      Количественный анализ результатов по  методикам был представлен в виде сводной таблицы:  
 
 
 
 
 

№ п/п Дети                                  Методики/Уровни
  ДДЧ Кактус Несуществующее

животное

Анкета

для воспитателей

Анкета 

для родителей

Итог
В С Н В С Н В С Н В С Н В С Н
1 Анзор А.     +     +   +     +     +   Средний
2 Анна А.   +     +       +   +     +   Средний
3 Ахмед Т. +     +     +       +     +   Высокий
4 Ваня М. +     +       +     +     +   Средний
5 Геля Б. +     +     +     +     +     Высокий
6 Данил П.   +   +       +   +       +   Средний
7 Егор К. +       +   +     +       +   Высокий
8 Исан П. +     +       +   +       +   Высокий
9 Кристина Н. +     +     +     +       +   Высокий
10 Лиза М. +     +       +   +         + Высокий
11 Лизина К.   +       +     +     +   +   Низкий
12 Максим А.   +   +     +     +         + Высокий
13 Маша И.   +   +       +     +       + Средний
14 Миша Е.   +   +       +   +       +   Средний
15 Настя К.     +     +   +     +     +   Средний
16 Наташа Ш.     +   +       +   +     +   Средний
17 Олег Р.   +     +     +       +   +   Средний
18 Рита Ю.   +       +     +     +   +   Низкий
19 София О.   +     +       +   +     +   Средний
20 Юра Г.   +     +     +   +     +     Средний
    7 10 3 10 6 4 5 10 5 9 8 3 2 15 3  
 

       При проведении методик, нами было отмечено, что дети с низким уровнем проявления агрессии в поведении очень творчески выполнили задание; они были открыты и   хорошо контактировали с окружающими. Некоторые из них демонстрировали  себя; были склонны к тщеславию и высокомерию.

      У детей отмечалась достаточно адекватная самооценка, хотя они не        всегда были уверены в себе. Активно переходили  к реализации  своих        планов, все решения принимали самостоятельно, не делали        легкомысленных выводов, не были тревожны.

      При проведении методики «Кактус», нами были отмечены следующие особенности  рисунков детей:  крупный или мелкий рисунок, расположенный в центре или внизу листа, наличие иголок, которые были очень длинные, близко расположенные друг от друга, а также отрывистость линий, сильный нажим, а в некоторых случаях иголки вообще отсутствовали. Дети использовали яркие цвета, изображение «радостных» кактусов.

      Дети  со средним уровнем выраженности агрессии боязливы,   застенчивы, часто бывают грубы; присутствует   вытесненная    агрессия,    замкнутость;       потребность в любви, заботе и поддержке.

      Дети  были нерешительны, обладали тенденцией к  рефлексии и размышлению; не всегда уверены  в себе,  иногда   испытывали   страх.   Лишь       незначительная часть замыслов реализовалась, но зачастую импульсивно   принимали решения,   иногда делали легкомысленные выводы и были тревожны.

      При проведении методики «Кактус», нами были отмечены следующие особенности  рисунков детей:  крупный рисунок, расположенный в центре листа, наличие иголок, которые сильно торчали и были очень длинные, близко расположенные друг от друга, а также отрывистость линий, сильный нажим. Дети использовали яркие цвета, изображение «радостных» кактусов.

      Дети  с высоким уровнем выраженности агрессии в поведении при проведении методик дети испытывали чувство отверженности,  чувство вины; имелись тенденции  к  отчуждению  и   оппозиции; испытывали трудности  при  стремлении  раскрыться  перед  другими; агрессивны,  тревожны.  Предпочитали уходить   от       реальности, которая не соответствует желаниям; иногда отвечает на чье-то влияние противоположными действиями.

      У детей отмечалась высокая или  завышенная самооценка,    недовольство собственным  положением  в  социуме.  Они иногда импульсивны в принятии решений, были  недовольны своими  поступками,  решениями, а также довольно энергичны.

      При проведении методики «Кактус», нами были отмечены следующие особенности  рисунков детей:  маленький рисунок, расположенный внизу листа, использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки с прерывистыми линиями, наличие иголок, которые сильно торчали и были очень длинные, близко расположенные друг от друга, а также отрывистость линий, сильный нажим.

      Анализ  полученных данных позволяет выявить группу детей, нуждающихся в коррекционном воздействии с целью устранения симптомов и причин агрессии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Экспериментальная  программа по коррекции агрессии у детей старшего дошкольного возраста 

     Следующим этапом нашей работы (формирующий  эксперимент) было создание и апробирование психокоррекционной программы, опирающейся на ведущие принципы составления психокоррекционных программ, разработанных А. А. Осиповой:

  1. Принцип единства диагностики и коррекции, который отражает целостность процесса оказания психологической помощи  (Д. Б. Эльконин, И. В. Дубронина и др.)  Этот принцип является основополагающим всей коррекционной работы, так как эффективность коррекционной работы на 90 % зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.
  2. Принцип нормативности развития (нормативность понимается как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития) указывает на то, что в процессе психолого – педагогической работы по преодолению агрессии в поведении детей, кроме понятия «возрастная норма» мы учитывали «индивидуальную норму», которая позволяет наметить в пределах возрастной нормы развития программу оптимизации развития для каждого конкретного ребенка с учетом его индивидуальности и самостоятельного  пути развития.
  3. Принцип коррекции «сверху вниз» раскрывает направленность коррекционной работы. Основным содержанием коррекционной деятельности является создание «зоны ближайшего развития» для ребенка.
  4. Принцип коррекции «снизу вверх». Основным содержанием коррекционной работы являются упражнения и тренировка уже имеющихся психологических способностей.
  5. Принцип системности развития психологической деятельности задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач. Реализация принципа системности развития в коррекционной работе обеспечивает направленность на устранение причин и источников агрессии в поведении.
  6. Деятельностный принцип коррекции определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.

        Цель программы: коррекция агрессии у детей  дошкольного возраста; восстановление психического единства личности посредством нормализации ее межличностных отношений.

      Задачи: обусловлены единством коррекционных, профилактических и развивающих  задач.

      В программе предусматривается три  блока: 1 блок – направлен на работу с детьми старшего дошкольного возраста (10 занятий, длительность каждого 25-30 минут, частота встреч – 2 раза в неделю, состав группы 20 детей); 2 – блок на работу с родителями (6 занятий, длительность каждого 1-1,5 минут, частота встреч 1 раз в месяц); 3 блок – на работу с педагогами (5 занятий, длительность каждого 1-1,5 часа, частота встреч – 1 раз в месяц).

      1 блок – работа с детьми.

      Таблица №2

№ п/п               Содержание занятий
Занятие №1 Цель: знакомство детей с экспериментатором, установление правил поведения в группе; снятие эмоционального напряжения, создание спокойной благоприятной атмосферы.

План  проведения:

  1. Представление детей экспериментатору, определение правил работы группы.
  2. Разминка: упражнения на знакомство и синхронизацию.
  3. Основная часть: упражнения, направленные на снятие эмоционального и телесного напряжения, повышение эмоционального тонуса.
  4. Обсуждение итогов занятия.
  5. Ритуал прощания.
Занятие №2 Цель: установление контактов между детьми; снятие эмоционального напряжения, развитие навыков совместной игры.

План  проведения:

  1. Обсуждение впечатления от предыдущего занятия.
  2. Разминка: упражнения на знакомство, синхронизацию, доверие.
  3. Основная часть: упражнения на осознание себя и своего поведения, обсуждение итогов занятия.
  4. Заключительное обсуждение итогов занятия.
  5. Ритуал прощания.
Занятие №3 Цель: взаимодействие, отреагирование чувств, осознание неконструктивных способов выражения агрессии.

 План  проведения:

  1. Разминка: упражнения на синхронизацию, доверие и взаимодействие.
  2. Основная часть: упражнения на осознание своей агрессивности и неконструктивности поведения.
  3. Заключительное обсуждение итогов занятия.
  4. Ритуал прощания (при эмоциональном возбуждении – шепотом, проведение групповых релаксационных  дыхательных упражнений.
Занятие №4 Цель: осознание  агрессивного поведения и выражение  своего отношения к нему, обучение методам релаксации.

 План  проведения:

  1. Промежуточное тестирование.
  2. Разминка: упражнения на доверие, взаимодействие и движение.
  3. Основная часть: - ролевая игра с целью выявления агрессивного поведения; обучение методам релаксации.
  4. Заключительное обсуждение с оценкой результатов занятия.
  5. Ритуал прощания.
Занятие №5 Цель: повышение  активности и самооценки детей, принятие детьми своих негативных качеств.

 План  проведения:

  1. Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия.
  2. Разминка: упражнения на доверие, взаимодействие и движение.
  3. Основная часть: - эстафеты; - разыгрывание конфликтных ситуаций с обсуждением агрессивных проявлений участников.
  4. Релаксационные упражнения
  5. Ритуал прощания.
Занятие №6 Цель: отреагирование накопившихся отрицательных эмоций, обсуждение конструктивных способов разрядки гнева и агрессии.

 План  проведения:

  1. Разминка: упражнения на доверие, взаимодействие и противодействие.
  2. Основная часть: - упражнения на отреагирование эмоций (из телесно-ориентированной терапии); - ролевая игра с провоцированием гнева и агрессии.
  3. Заключительное обсуждение с оценкой своей выдержки и конструктивности при разрешении конфликта.
  4. Релаксационные упражнения.
  5. Ритуал прощания (каждый обязательно должен попрощаться со всеми остальными и поблагодарить).
Занятие №7 Цель: отработка конструктивных форм поведения; тренинг поведения в ситуациях, способствующих проявлению агрессии.

План  проведения:

  1. Промежуточное тестирование.
  2. Разминка: упражнения на движение, взаимодействие и реакцию.
  3. Основная часть: - рисование прежних реальных ситуаций проявления агрессивности в виде комикса, затем создание второго комикса с возможным конструктивным разрешением конфликта; функциональная тренировка конструктивного поведения в ситуации конфликта.
  4. Заключительное обсуждение с оценкой результатов тренировки.
  5. Релаксационные упражнения.
  6. Ритуал прощания
Занятие №8 Цель: тренинг  поведения в ситуациях, способствующих проявлению агрессии; дальнейшее обучение методам саморегуляции.

План  проведения:

  1. Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия.
  2. Разминка: упражнения на движение и реакцию.
  3. Основная часть: - разыгрывание ситуаций, провоцирующих проявления агрессии в семье; обучение новым упражнениям релаксации и проверка усвоения прежних.
  4. Заключительное обсуждение с оценкой результатов тренировки.
  5. Ритуал прощания.
Занятие №9 Цель: закрепление  конструктивных способов поведения.

План  проведения:

  1. Разминка: игры на движение и реакцию.
  2. Основная часть: тренинг поведения в ситуациях возможных будущих конфликтов в семье и детском саду.
  3. Заключительное обсуждение с оценкой результатов тренировки.
  4. Релаксационные упражнения.
  5. Ритуал прощания.
Занятие №10 Цель: завершение работы группы.

План  проведения:

  1. Заключительное тестирование.
  2. Итоговое обсуждение достижений всего цикла.
  3. Пожелания, подарки.
  4. Особый ритуал закрытия группы.
 

      2 и 3 блоки программы (работы  с родителями и педагогами) реализовались  одновременно с первым блоком.

      Цель  занятий 2 блока – блока работы с родителями: повысить психологическую компетентность родителей: провести просветительную работу о симптомах и причинах агрессии, влияние семьи и внутрисемейных отношений на появление агрессии, условиях и методах ее устранения.

      В структуру занятий с родителями входят следующие этапы:

      Подготовительный  этап направлен на ознакомление родителей с данной программой, создание социальной среды, изменение всей организации жизни ребенка. По времени он длился 1 занятие. В течение  данного этапа  необходимо познакомить родителей с общими правилами, которые необходимо соблюдать в работе с детьми, имеющими те, или иные недостатки поведении.

      1. Акцентировать внимание на поведении,  а не на личность ребенка. Реакции взрослых на неприемлемое поведение ребенка должны транслировать ему следующее: «Ты хороший и можешь быть еще лучше, а вот твое поведение сейчас ужасно». Это возможно, если родители, воспитатели, учителя освоят технику «я высказывания», т. е. научатся особым образом общаться с ребенком, делать ему замечания. В  «Я — высказывании» можно выделить четыре части: первая содержит объективное описание неприемлемого поведения ребенка в данный момент: «Когда ты разговариваешь и вертишься на уроке во время объяснения...»;  вторая называет чувства взрослого в этот момент: «...Я чувствую сильное раздражение и досаду...»; третья описывает эффект неприемлемого поведения: «...Потому что я отвлекаюсь и упускаю нечто важное, интересное...»; четвертая содержит просьбу: «Пожалуйста перестань себя так вести».

      2. Объясняя ребенку, почему его  поведение неприемлемо и огорчает взрослых, избегать слов «глупо», «неправильно», «плохо» т.д. Субъективные оценочные слова только вызывают обиду у ребенка, усиливают раздражение взрослых и в итоге уводят от решения проблемы.

      3. Разбирая поведение ребенка, ограничиваться обсуждением того, что произошло сейчас. Обращение к негативному прошлому  или к бесперспективному будущему наводит и ребенка и взрослых на мысль, что сегодняшнее происшествие - что-то неизбежное и неисправимое.

      4. Снижать, а не усиливать напряжение  ситуации. В реагировании на неприемлемое поведение ребенка надо избегать следующих типических ошибок: повышать голос, оставлять последнее слово за собой, оценивать характер ребенка, использовать физическую силу, втягивать в конфликт других людей, непричастных к нему, делать обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты всегда так», сравнивать одного ребенка с другим.

Информация о работе Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста