Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 18:19, курсовая работа
Гипотезой исследования выступило предложение о том, что работа по коррекции агрессии детей старшего дошкольного возраста будет успешней, если создать следующие психолого-педагогические условия:
- осуществление индивидуального подхода к детям;
- проведение коррекционной работы в ведущем виде детской деятельности;
- комплексное использование методов психологической коррекции
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы агрессии у детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Агрессия как нарушение поведения у детей старшего дошкольного возраста
Возрастные особенности проявления агрессии в дошкольном возрасте
Глава 2. Экспериментальное исследование агрессии у детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Организация и методики эксперимента
2.2. Экспериментальная программа по коррекцию агрессии у детей старшего дошкольного возраста
2.3 Результаты экспериментального исследования
Заключение
Литература
Приложение
Количественный
анализ результатов по методикам был
представлен в виде сводной таблицы:
№ п/п | Дети | | |||||||||||||||
ДДЧ | Кактус | Несуществующее
животное |
Анкета
для воспитателей |
Анкета
для родителей |
Итог | ||||||||||||
В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | В | С | Н | |||
1 | Анзор А. | + | + | + | + | + | Средний | ||||||||||
2 | Анна А. | + | + | + | + | + | Средний | ||||||||||
3 | Ахмед Т. | + | + | + | + | + | Высокий | ||||||||||
4 | Ваня М. | + | + | + | + | + | Средний | ||||||||||
5 | Геля Б. | + | + | + | + | + | Высокий | ||||||||||
6 | Данил П. | + | + | + | + | + | Средний | ||||||||||
7 | Егор К. | + | + | + | + | + | Высокий | ||||||||||
8 | Исан П. | + | + | + | + | + | Высокий | ||||||||||
9 | Кристина Н. | + | + | + | + | + | Высокий | ||||||||||
10 | Лиза М. | + | + | + | + | + | Высокий | ||||||||||
11 | Лизина К. | + | + | + | + | + | Низкий | ||||||||||
12 | Максим А. | + | + | + | + | + | Высокий | ||||||||||
13 | Маша И. | + | + | + | + | + | Средний | ||||||||||
14 | Миша Е. | + | + | + | + | + | Средний | ||||||||||
15 | Настя К. | + | + | + | + | + | Средний | ||||||||||
16 | Наташа Ш. | + | + | + | + | + | Средний | ||||||||||
17 | Олег Р. | + | + | + | + | + | Средний | ||||||||||
18 | Рита Ю. | + | + | + | + | + | Низкий | ||||||||||
19 | София О. | + | + | + | + | + | Средний | ||||||||||
20 | Юра Г. | + | + | + | + | + | Средний | ||||||||||
7 | 10 | 3 | 10 | 6 | 4 | 5 | 10 | 5 | 9 | 8 | 3 | 2 | 15 | 3 |
При проведении методик, нами было отмечено, что дети с низким уровнем проявления агрессии в поведении очень творчески выполнили задание; они были открыты и хорошо контактировали с окружающими. Некоторые из них демонстрировали себя; были склонны к тщеславию и высокомерию.
У детей отмечалась достаточно адекватная самооценка, хотя они не всегда были уверены в себе. Активно переходили к реализации своих планов, все решения принимали самостоятельно, не делали легкомысленных выводов, не были тревожны.
При проведении методики «Кактус», нами были отмечены следующие особенности рисунков детей: крупный или мелкий рисунок, расположенный в центре или внизу листа, наличие иголок, которые были очень длинные, близко расположенные друг от друга, а также отрывистость линий, сильный нажим, а в некоторых случаях иголки вообще отсутствовали. Дети использовали яркие цвета, изображение «радостных» кактусов.
Дети со средним уровнем выраженности агрессии боязливы, застенчивы, часто бывают грубы; присутствует вытесненная агрессия, замкнутость; потребность в любви, заботе и поддержке.
Дети были нерешительны, обладали тенденцией к рефлексии и размышлению; не всегда уверены в себе, иногда испытывали страх. Лишь незначительная часть замыслов реализовалась, но зачастую импульсивно принимали решения, иногда делали легкомысленные выводы и были тревожны.
При проведении методики «Кактус», нами были отмечены следующие особенности рисунков детей: крупный рисунок, расположенный в центре листа, наличие иголок, которые сильно торчали и были очень длинные, близко расположенные друг от друга, а также отрывистость линий, сильный нажим. Дети использовали яркие цвета, изображение «радостных» кактусов.
Дети с высоким уровнем выраженности агрессии в поведении при проведении методик дети испытывали чувство отверженности, чувство вины; имелись тенденции к отчуждению и оппозиции; испытывали трудности при стремлении раскрыться перед другими; агрессивны, тревожны. Предпочитали уходить от реальности, которая не соответствует желаниям; иногда отвечает на чье-то влияние противоположными действиями.
У детей отмечалась высокая или завышенная самооценка, недовольство собственным положением в социуме. Они иногда импульсивны в принятии решений, были недовольны своими поступками, решениями, а также довольно энергичны.
При проведении методики «Кактус», нами были отмечены следующие особенности рисунков детей: маленький рисунок, расположенный внизу листа, использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки с прерывистыми линиями, наличие иголок, которые сильно торчали и были очень длинные, близко расположенные друг от друга, а также отрывистость линий, сильный нажим.
Анализ
полученных данных позволяет выявить
группу детей, нуждающихся в коррекционном
воздействии с целью устранения симптомов
и причин агрессии.
2.2. Экспериментальная
программа по коррекции агрессии у
детей старшего дошкольного возраста
Следующим этапом нашей работы (формирующий эксперимент) было создание и апробирование психокоррекционной программы, опирающейся на ведущие принципы составления психокоррекционных программ, разработанных А. А. Осиповой:
Цель программы: коррекция агрессии у детей дошкольного возраста; восстановление психического единства личности посредством нормализации ее межличностных отношений.
Задачи:
обусловлены единством
В
программе предусматривается
1 блок – работа с детьми.
Таблица №2
№ п/п | Содержание занятий |
Занятие №1 | Цель: знакомство
детей с экспериментатором, установление
правил поведения в группе; снятие
эмоционального напряжения, создание
спокойной благоприятной атмосферы.
План проведения:
|
Занятие №2 | Цель: установление
контактов между детьми; снятие эмоционального
напряжения, развитие навыков совместной
игры.
План проведения:
|
Занятие №3 | Цель: взаимодействие,
отреагирование чувств, осознание неконструктивных
способов выражения агрессии.
План проведения:
|
Занятие №4 | Цель: осознание
агрессивного поведения и выражение
своего отношения к нему, обучение
методам релаксации.
План проведения:
|
Занятие №5 | Цель: повышение
активности и самооценки детей, принятие
детьми своих негативных качеств.
План проведения:
|
Занятие №6 | Цель: отреагирование
накопившихся отрицательных эмоций, обсуждение
конструктивных способов разрядки гнева
и агрессии.
План проведения:
|
Занятие №7 | Цель: отработка
конструктивных форм поведения; тренинг
поведения в ситуациях, способствующих
проявлению агрессии.
План проведения:
|
Занятие №8 | Цель: тренинг
поведения в ситуациях, способствующих
проявлению агрессии; дальнейшее обучение
методам саморегуляции.
План проведения:
|
Занятие №9 | Цель: закрепление
конструктивных способов поведения.
План проведения:
|
Занятие №10 | Цель: завершение
работы группы.
План проведения:
|
2 и 3 блоки программы (работы с родителями и педагогами) реализовались одновременно с первым блоком.
Цель занятий 2 блока – блока работы с родителями: повысить психологическую компетентность родителей: провести просветительную работу о симптомах и причинах агрессии, влияние семьи и внутрисемейных отношений на появление агрессии, условиях и методах ее устранения.
В структуру занятий с родителями входят следующие этапы:
Подготовительный этап направлен на ознакомление родителей с данной программой, создание социальной среды, изменение всей организации жизни ребенка. По времени он длился 1 занятие. В течение данного этапа необходимо познакомить родителей с общими правилами, которые необходимо соблюдать в работе с детьми, имеющими те, или иные недостатки поведении.
1.
Акцентировать внимание на
2. Объясняя ребенку, почему его поведение неприемлемо и огорчает взрослых, избегать слов «глупо», «неправильно», «плохо» т.д. Субъективные оценочные слова только вызывают обиду у ребенка, усиливают раздражение взрослых и в итоге уводят от решения проблемы.
3.
Разбирая поведение ребенка,
4.
Снижать, а не усиливать
Информация о работе Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста