Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Гипотезой исследования выступило предложение о том, что работа по коррекции агрессии детей старшего дошкольного возраста будет успешней, если создать следующие психолого-педагогические условия:

- осуществление индивидуального подхода к детям;

- проведение коррекционной работы в ведущем виде детской деятельности;

- комплексное использование методов психологической коррекции

Содержание

Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы агрессии у детей старшего дошкольного возраста.

1.1. Агрессия как нарушение поведения у детей старшего дошкольного возраста

Возрастные особенности проявления агрессии в дошкольном возрасте
Глава 2. Экспериментальное исследование агрессии у детей старшего дошкольного возраста.

2.1. Организация и методики эксперимента

2.2. Экспериментальная программа по коррекцию агрессии у детей старшего дошкольного возраста

2.3 Результаты экспериментального исследования


Заключение

Литература

Приложение

Работа содержит 1 файл

Теория2.doc

— 720.50 Кб (Скачать)

      Позиция автора этой теории совпадает с мнением К. Левина (1910-1930), что потребность отражает динамическое состояние (активность), которое возникает у человека при осуществлении какого-нибудь намерения, действия.

      Несмотря  на значительный вклад в разработку проблемы детерминации поведения теория К. Левина имеет один недостаток: в  ней мало отражены взаимосвязь между  поведением и сознанием, динамичностью и аффективностью. Он не придавал значения содержанию потребности, считая определяющим лишь ее динамический аспект: ее сильную или слабую напряженность, коммуникацию с другими потребностями. К. Левин считал, что именно динамическое состояние, напряжение является одним из решающих детерминирующих фактов психической деятельности человека.

        Попытку преодолеть недостатки теории К. Левина, а также изложить собственную точку зрения на проблему детерминации поведения предприняла Л.И. Божович. Она также считала, что в основе человеческого поведения лежат потребности, которые непосредственно побуждают индивида к активности. Однако потребность никак нельзя отождествлять с наличием объективно существующей нужды. Нужда, не отраженная в соответствующем переживании, не становится побудителем поведения. Поэтому под потребностью следует понимать отражаемую в форме переживания (а не обязательно осознание) нужду индивида в том, что необходимо для поддержания организма и развития его личности (20).

      На  основе выше обозначенных теорий различных авторов, можно выделить ряд классификаций агрессии:

      Таблица 1. Классификации агрессии

№ п/п Автор Виды агрессии Проявление (примеры)
1 Г. Аммом (1990) - конструктивная  агрессия Открытое проявление агрессивных побуждений, реализуемой форме, при наличии соответствующих поведенческих навыков и стереотипов эмоционального реагирования,  открытости социальному опыту и возможности самореализации и коррекции поведения.
- дифференцированная  агрессия  Отсутствие достаточной реализации агрессивных побуждений при дефиците соответствующих поведенческих навыков и тенденций ук чрезмерному подавлению эмоциональных реакций.
- деструктивная  агрессия Прямое проявление агрессивности, связанное с нарушением морально-этических норм.
2 И.Б. Бойко

(1993)

Предполагает  включить в типологию форм агрессивности:

- адаптивную  агрессию

 
 
 
Стиль поведения, соответствующий стереотипам, выработанным в конкретной среде  и микросоциуме.
-патологическую агрессию Обусловленная каким-либо психическим недоразвитием или расстройством.
3 И.А. Фурманов

(1996)

По направленности на объект:

- внешняя  (гетеро)

 
 
Открытое  проявление агрессии в адрес конкретных лиц (прямая агрессия), либо на безличные  обстоятельства предметы или социальное окружение (смещенная агрессия).
- внутренняя (ауто) Характеризуется выражением требований или обвинений, адресованных самому себе.
По  способу выражения:

- произвольная

 
Возникает из желания, намерения воспрепятствовать, навредить кому-либо, обойтись с  кем-то несправедливо, кого-нибудь оскорбить.
- непроизвольная  Представляет  целенаправленный и быстро прекращающийся взрыв гнева или ярости, когда  действия неподконтрольно субъекту и протекает по типу аффекта (детская  истерика, оскорбление, бросание в обидчика все, что подвернется под рука).
По  конечной цели:

- инструментальная (конструктивная)

 
Действия  имеют позитивную ориентацию и направлены на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом в качестве средства.
- враждебная (деструктивная) В действиях  прослеживается стремление к насилию, целью которого является нанесение  вреда другому человеку.
    По форме  выражения:

- физическая  агрессия 
 

- вербальная  агрессия 
 
 
 
 

- косвенная  агрессия 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

- негативизм 

 
Использование физической силы против другого лица (драка, толчки, подножки и т.д.)
Выражение негативных чувств как через форму (крик, визг) или через содержание (оскорбления, ругань, сплетни, распускание  слухов), словесных ответов.

Действия, направленные окольным путем на другое лицо (злобные сплетни, шутки) и агрессия, которая ни на кого направлена (взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу). Эти крики характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью.

Обычно  направлена против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления  (детское упрямство, «неразговаривание») до активной борьбы против установившихся обычаев и законов (забастовки, митинги).

 

      Таким образом, на основе  теоретического анализа литературы по проблеме, можно сделать следующие выводы:

      Агрессия  – это мотивированное деструктивное  поведение, противоречащее нормам и  правилам существования людей в  обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

      Существуют  различные теории возникновения  и проявления агрессивности: психодинамическая, фрустрационная, поведенческая и аффективно-динамическая модели. В нашей работе мы опираемся на аффективно-динамическую теорию.

      В настоящее время   в психологической науке существует множество классификаций агрессии,  в основе которых лежат следующие критерии: по направленности на объект, по способу выражения, по конечной цели, по форме выражения. В нашей работе мы опирались на классификацию агрессии, разработанной И.А. Фурмановым (1996). 
 
 
 
 
 
 

 

       1.2. Возрастные особенности проявления агрессии в дошкольном возрасте 

      В первые годы жизнь ребенка зависит  от родителей, особенно матери: именно она дает ему еду, защиту, обслуживает и согревает чувством любви и принятия. В этот период, больше, чем в любой другой, он ищет родительского внимания и одобрения своего поведения. Проявления агрессии являются одним из механизмов привлечения внимания и способом добиться своих целей. Поэтому первые проявления агрессии видны у ребенка уже на третьем месяце его жизни: он бьет ручками, стучит ножками, хватает любые лежащие в пределах досягаемости предметы. Эта активность носит чисто инструментальный характер, выступая средством достижения желаемого, как возможность обратить на себя внимание и избавиться от чего-либо неприятного, мешающего.

      Многое  зависит от реакции взрослых: они  могут мгновенно выполнять все  требования родного чада (особенно тревожные и неуверенные в себе мамы и бабушки), а могут и не обращать на него внимания. Интересно, что обе эти дороги могут привести к одному результату – ребенок вырастет чрезвычайно агрессивным.

      Маленький ребенок, находясь в группе сверстников (в детском саду, во дворе и т.д.), старается стать в этой среде популярным или авторитетным. Этим он удовлетворяет свое желание быть признанным и защищенным, пользоваться вниманием. Коммуникативные навыки в этом возрасте обычно недостаточно развиты, процессы возбуждения превалируют над торможением, а моральные нормы еще не сформированы, поэтому маленький человечек часто старается занять лидерские позиции с помощью агрессивных методов. Особенно легко и быстро агрессия возникает у детей, имеющих резидуально - органические поражения головного мозга, социально запущенных, отвергаемых родителями, умственно отсталых. К повышенной агрессии располагают и некоторые родительские приемы воспитания, например, когда отец наставляет ребенка: «Хочешь, чтобы тебя уважали и боялись – бей всех подряд».

      В дошкольном возрасте инициаторами агрессии чаще становятся отдельные дети (обычно из вышеперечисленной группы). Она  проявляется в виде отдельных  вспышек ярости и гнева и обычно носит инструментальный характер – дети просто не умеют добиваться авторитета и популярности конструктивно (6).

      Как замечает А. Гуггенбюль (2000), младшие  дети плохо осознают свое агрессивное поведение: при расспросах они бойко повторяют не раз слышанные от взрослых сентенции о том, что «кричать и драться нехорошо», но при случае, не задумываясь, делают и то, и другое. Маленькие дети переходят от вербальной агрессии к физической гораздо легче, чем более старшие и, тем более, взрослые люди, но отличается агрессия младших от подростковой не только этим. В отличие от старших, маленькие легко вовлекают в свои конфликты взрослых – родителей, воспитателей, учителей. Они делятся с ними своими переживаниями и тайнами, часто просят вмешаться в споры и конфликты со сверстниками, иногда настойчиво требуют поддержки, а нередко даже доносят на приятелей и сибсов. Грамотные воспитатели, учителя и родители с заступничеством обычно не торопятся, а предлагают малышам попробовать разобраться самим. И это правильно, потому что решение проблем за ребенка взрослыми помешает его развитию: он не научится грамотно выходить из конфликтных ситуаций, справляться и со своей агрессией, и с агрессией, проявляемой другими в его адрес (11).

      В более позднем возрасте на первый план все активнее выдвигаются конфликты  и ссоры с ровесниками, связанные  с обладанием вещами, чаще всего игрушками. Доля таких конфликтов у полуторагодовалых детей составляет 78% (23). В этот же период развития, более чем в пять раз, возрастает число случаев использование детьми физического насилия, вспышки ярости становятся более целенаправленными, и в поведении ребенка отчетливо прослеживается реакция нападения. Вероятно, это связано с преобладающими в данном возрастном периоде механизмами адаптации ребенка, а именно «удержанием и отпусканием» (14).

      Опыт  практических работников показывает, что подавляющее большинство детей 1,5-2 летнего возраста добровольно не отдают собственных игрушек или делают это, только уступая авторитету родителей, но всегда с явной неохотой, обидой или плачем. Более того, наблюдения за конфликтами детей во время игровой деятельности позволяет выдвинуть предложение о том, что каждый ребенок имеет собственный круг игрушек, который он включает во внутренние границы «Я».

      Схематично  такую ситуацию можно проиллюстрировать  следующим образом: 

       Зона конфликта                      Дети                          Игрушки

          

                        2 года       4 года      7 лет 
 

      Схема 1.  

      В дальнейшем ребенок постепенно научается  контролировать свои агрессивные импульсы и выражать их в приемлемых рамках. Проявления агрессии в этом возрасте зависит от реакции и отношения родителей к тем или иным формам поведения. Следует также отметить, что в этом возрасте усиливается «исследовательский инстинкт» и значительно расширяются контакты ребенка. И в тоже время малыш сталкивается с целой системой, новых для его опыта запретов, ограничений и социальных обязанностей. Невольно, попадая в конфликтную ситуацию между ненасытной любознательностью, спонтанным интересом ко всему новому и необычному и родительским «нельзя», ребенок испытывает сильнейшую депривацию – ограничение возможностей удовлетворения своих потребностей. И воспринимает эту ситуацию как акт отвержения со стороны родителей. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что в нем просыпаются злость, отчаяние, агрессивные тенденции (20).

      Однако, если раньше родители на агрессивность ребенка реагировали лаской, отвлечением внимания, попытками свести все дело к шутке, то теперь они чаще прибегают к угрозам, лишениям удовольствий, изоляции.

      В дальнейшем проявления агрессии во многом связаны с процессами полоролевой идентификации ребенка или особенностями «эдиповой ситуации» в семье. В частности, использование техники «Doll-play» (когда ребенок играет в куклы, представляющие членов семьи) позволило установить, что игра мальчиков отличается большей агрессивностью к куклам, чем игра девочек. Наибольшая агрессия у мальчиков наблюдалась к кукле «отца», а меньшая – к кукле «матери», а у девочек – наоборот. Было также замечено, что мальчики, имеющие отца, проявляют больше агрессивности, чем мальчики, выросшие без отца. В семьях, где нет отца, основы мужских черт у сыновей возникают медленнее и мальчики – менее агрессивны и более зависимы. Следует заметить, что родители, в свою очередь, начинают занимать более дифференцированную позицию по отношению к ребенку, т.е. воспринимают его не только как «ребенка», но и как «мальчика» или «девочку»(25).

      Считается, что мальчики более склонны к  проявлениям агрессии, однако это  не совсем так, просто агрессия у девушек выглядит несколько иначе. Как отмечает большинство ученых, сейчас разница в агрессивном поведении между девушками и юношами уменьшается.

      Мальчиковая агрессия обычно проявляется более  открыто, грубо, она менее управляема и контролировать ее ребята начинают позже, чем девушки. Кроме того, до сих пор сохраняется стереотипный взгляд общества на то, что девочкам не пристало проявлять свою агрессивность, и поэтому их гораздо раньше начинают учить сдерживать ее. Например, мальчику в ответ на жалобу о том, что его обидели, побили, говорят «подойди и дай сдачи», девочке же такой ответ дается гораздо реже: обычно ей рекомендуют не связываться и отойти в сторону.

      Женский пол раньше обучается контролировать свою агрессию, поэтому она рано становится у них избирательной, бьющей точно в цель. Девочки четко направляют свою агрессию в адрес конкретного человека, причем точно в его психологически уязвимое место. Девичья агрессивность нередко завуалирована и внешне менее эффектна, зато более эффективна. Мальчики контролируют свою агрессию плохо, она носит у них более генерализованный характер и щедро выплескивается на всех окружающих без разбора (6).

      Вышеизложенное  подтверждается и данными других экспериментальных исследований. В частности, изучалось влиянии социализации на соотношение вербальной (замечания, выговоры, угрозы, сплетни, оскорбления, обвинения, критика) и физической (нападения, драки) агрессии детей различного возраста. Результаты показывают, что у дошкольников и младших школьников соотношение форм агрессии прямо противоположно: у мальчиков преобладает физическая агрессия, в то время как у девочек – вербальная. Позднее у мальчиков младшего подросткового возраста тенденция изменяется: вербальная агрессия становится доминирующей, и, кроме того, они чаще прибегают к словесному способу выражения негативных чувств, чем девочки того же возраста. Вместе с тем, отмечается и одна примечательная особенность поведения детей: с возрастом агрессивность детей все больше приобретает враждебную окраску (46).

      В старшем дошкольном и младшем  школьном возрасте часто встречается такая форма поведения, в которой наблюдается агрессия, как «игры-потасовки». Эти игры особенно популярны у мальчиков. Они, как правило, сопровождаются ударами, преследованием друг друга, борьбой, что обычно сильно раздражает родителей и педагогов.

      Однако  по всеобщему признанию такое поведение едва ли можно признать агрессивным. Во-первых, такая «возня» детей – это всего лишь формы игры, и, как всякая игровая активность, является добровольной, приносящей детям удовольствие. Если понаблюдать за такой игрой детей, часто, можно увидеть улыбку на их лицах (чего не скажешь о выражении лица человека, действительно подвергающегося насилию). Кроме того, если ребенку это неприятно, и он испытывает страдания, то логичным было бы стремление избежать общения с агрессором, а не затевать с ним очередную «кучу- малу».

Информация о работе Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста