Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 18:19, курсовая работа
Гипотезой исследования выступило предложение о том, что работа по коррекции агрессии детей старшего дошкольного возраста будет успешней, если создать следующие психолого-педагогические условия:
- осуществление индивидуального подхода к детям;
- проведение коррекционной работы в ведущем виде детской деятельности;
- комплексное использование методов психологической коррекции
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы агрессии у детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Агрессия как нарушение поведения у детей старшего дошкольного возраста
Возрастные особенности проявления агрессии в дошкольном возрасте
Глава 2. Экспериментальное исследование агрессии у детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Организация и методики эксперимента
2.2. Экспериментальная программа по коррекцию агрессии у детей старшего дошкольного возраста
2.3 Результаты экспериментального исследования
Заключение
Литература
Приложение
5. Демонстрировать детям модели желательного поведения.
6.
На протяжении всей
Основной этап направлен на коррекцию агрессии у детей дошкольного возраста. Хронологически он длился 3 занятия.
В преодолении детской агрессии тактика поведения взрослых должны быть следующей. Важно пытаться сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением. Можно остановить ребенка словом, отвлечь игрушкой или каким-нибудь занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту (отвести руку, удержать за плечи). Если агрессию предотвратить не удалось, то взрослый должен коротко и однозначно выразить свое недовольство. Например, допустивший агрессивную выходку ребенок подвергается суровому осуждению, лишается на время внимания взрослого, любимых игр, развлечений, занятий. Полезно также каждый раз предлагать ребенку устранить учиненный им разгром. Уборка — не наказание за содеянное. В доводах взрослых ребенок должен уловить прежде всего уверенность в том, что он большой и уже вполне ответствен за свои поступки.
Несколько
труднее предотвратить
Для преодоления и предупреждения агрессивного поведения детей можно использовать рисование, музыку, танцы, подвижные игры, конструирование, лепку. В результате совместной деятельности агрессивные действия перестают быть единственно доступным (и при этом малоэффективным) способом общения ребенка с миром и людьми. Таким детям очень важное пережить удовольствие от демонстрации одобряемого поведенная перед благожелательной аудиторией. Важно также давать ребенку с агрессивным поведением возможность реализовать свои лидерские наклонности, но только не через агрессивные действия. Можно поручить такому ребенку ответственное дело: подготовить помещение к занятиям, полить цветы и т. д. При этом необходимо давать положительную оценку его действиям. Наказывать же ребенка с агрессивным поведением можно только тогда, когда у взрослого сложились с ним доверительные отношения.
Заключительный этап направлен на стабилизацию структуры группы, сплочение детей и развитие коллективных отношений. Хронологическая продолжительность составила 1 занятие. Цель занятия: подведение итогов работы группы; ориентация группы на преодоление жизненных трудностей в настоящем и будущем.
3
блок – цель которого –
повышение психологической
Структура блока и его тематика являются аналогичными предыдущему блоку.
Таким
образом, для коррекции агрессии у детей
дошкольного возраста необходимо проводить
специализированные занятия, во время
которых педагогу необходимо улавливать
эмоциональное состояние группы, не допускать
«натянутых пауз» между упражнениями,
проводить занятия на высоком эмоциональном
подъеме, что позволяет добиться положительной
динамики и способствует личностному
росту детей.
2.3 Результаты экспериментального исследования
Для
оценки эффективности проведенной
работы по коррекции агрессии у детей
дошкольного возраста, нами было проведен
контрольный эксперимент. На этом этапе
использовались те же критерии и методики,
что и на констатирующем.
При проведении методики «Дом – Дерево – Человек» было выявлено следующее. К первому уровню на констатирующем этапе экспериментального исследования были отнесены 70% детей контрольной и 0% детей экспериментальной группы. Ко второму уровню были отнесены 30%детей контрольной и 60% детей экспериментальной группы. К третьему уровню были отнесены 0% детей контрольной и 40% детей экспериментальной группы.
В результате проведения экспериментальной программы были получены следующие данные. Первый уровень составили 100% детей контрольной группы и 40% детей экспериментальной группы. Второй уровень составили 0% детей контрольной группы и 60% детей экспериментальной группы. Третий уровень составили 0% детей контрольной группы и 0% детей экспериментальной группы.
При проведении методики «Несуществующее животное» было выявлено следующее. К первому уровню на констатирующем этапе экспериментального исследования были отнесены 90% детей контрольной и 0% детей экспериментальной группы. Ко второму уровню были отнесены 10% детей контрольной и 70% детей экспериментальной группы. К третьему уровню были отнесены 0% детей контрольной и 30% детей экспериментальной группы.
В результате проведения экспериментальной программы были получены следующие данные. Первый уровень составили 100% детей контрольной группы и 30% детей экспериментальной группы. Второй уровень составили 0% детей контрольной группы и 70% детей экспериментальной группы. Третий уровень составили 0% детей контрольной группы и 0% детей экспериментальной группы.
При проведении методики «Кактус» было выявлено следующее. К первому уровню на констатирующем этапе экспериментального исследования были отнесены 100% детей контрольной и 0% детей экспериментальной группы. Ко второму уровню были отнесены 0% детей контрольной и 80% детей экспериментальной группы. К третьему уровню были отнесены 0% детей контрольной и 20% детей экспериментальной группы.
В результате проведения экспериментальной программы были получены следующие данные. Первый уровень составили 100% детей контрольной группы и 60% детей экспериментальной группы. Второй уровень составили 0% детей контрольной группы и 40% детей экспериментальной группы. Третий уровень составили 0% детей контрольной группы и 0% детей экспериментальной группы.
Резюмируя
вышеизложенное, можно отметить, что
проведенный качественный и количественный
анализ экспериментальных данных, полученных
на начальном и заключительном этапах
эксперимента, доказал результативность
и целесообразность предложенной методики,
направленной на коррекцию агрессии детей
старшего дошкольного возраста.
Эффективность методики обеспечивается
логичностью, целесообразностью разработанной
системы заданий.
Анализ результатов проведенного исследования показывает, что коррекция агрессии у детей старшего дошкольного возраста в современном дошкольном образовательном учреждении наиболее эффективно при реализации, предложенной нами программы.
Последовательное решение задач исследования позволило достичь его цели: изучить психолого-педагогические условия коррекции агрессии детей старшего дошкольного возраста.
Результаты, полученные в экспериментальном исследовании, подтверждают правомерность выдвинутой гипотезы. Ход данного исследования и его результаты позволяют сделать следующие выводы.
1. Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.
2.
Существуют различные теории
возникновения и проявления
3.
В настоящее время в психологической
науке существует множество
классификаций агрессии, в основе
которых лежат следующие
4.
На каждом возрастном этапе
проявление агрессии имеет
-
в младенческом возрасте: бьет
ручками, стучит ножками,
-
в младшем дошкольном возрасте:
вспышки злости и гнева,
-
в старшем дошкольном возрасте:
игры, сопровождающиеся ударами,
преследованием друг друга,
- в младшем школьном возрасте: подражание поведению любимых героев («Бригада», «Брат» и пр.).
Во II главе нами изложено экспериментальное исследование, которое проводились на базе МДОУ №6 города Ставрополя в подготовительных группах с 2005 по 2006 год. Общее количество человек, задействованных в эксперименте, составило 20 детей. Констатирующий эксперимент проводился по методикам: «Дом – Дерево – Человек», «Несуществующее животное», «Кактус».
Выявленные особенности в ходе констатирующего эксперимента подтвердили необходимость коррекции агрессии у детей старшего дошкольного возраста. В связи с этим нами был проведен формирующий эксперимент.
Формирующий эксперимент предусматривал создание программы по коррекции агрессии у детей дошкольного возраста. Данная программа была построена на основе следующих принципов: принцип ориентации на позитив в поведении и характере ребенка; принцип социальной адекватности воспитания; принцип индивидуализации воспитания детей с отклонением в поведении; принцип социального закаливания детей. Программой предусмотрено введение в работу с детьми образовательных занятий коммуникативной направленности, нормализующих межличностные отношения и направленную на коррекцию агрессивности у детей дошкольного возраста.
Проведенный
качественный и количественный анализ
экспериментальных данных, полученных
на начальном и заключительном этапах
эксперимента, доказал результативность
и целесообразность предложенной обучающей
технологии, направленной на коррекцию
агрессии детей дошкольного возраста.
Литература.
Информация о работе Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста