Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Гипотезой исследования выступило предложение о том, что работа по коррекции агрессии детей старшего дошкольного возраста будет успешней, если создать следующие психолого-педагогические условия:

- осуществление индивидуального подхода к детям;

- проведение коррекционной работы в ведущем виде детской деятельности;

- комплексное использование методов психологической коррекции

Содержание

Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы агрессии у детей старшего дошкольного возраста.

1.1. Агрессия как нарушение поведения у детей старшего дошкольного возраста

Возрастные особенности проявления агрессии в дошкольном возрасте
Глава 2. Экспериментальное исследование агрессии у детей старшего дошкольного возраста.

2.1. Организация и методики эксперимента

2.2. Экспериментальная программа по коррекцию агрессии у детей старшего дошкольного возраста

2.3 Результаты экспериментального исследования


Заключение

Литература

Приложение

Работа содержит 1 файл

Теория2.doc

— 720.50 Кб (Скачать)

      5. Демонстрировать детям модели  желательного поведения.

      6. На протяжении всей воспитательно-коррекционной  работ необходимо поддерживать систематический контакт с родителями. Они должны быть информированы о динамике коррекционной работы, особенностях поведения ребенка в школе, его достижениях, успехах и трудностях. В свою очередь, родители должны предоставлять информацию об особенностях поведения ребенка  дома, о его отношении к игровым и учебным занятиям, о его эмоциональном состоянии, об особенностях общения с близкими, друзьями. В беседах с родителями целесообразно обсуждать этапные результаты коррекционной работы, разъяснять сущность достигнутого, формулировать индивидуальные рекомендации по оптимизации общения и взаимодействия с ребенком так, чтобы обеспечить перенос достигнутого в практику в реальных жизненных.

        Основной этап направлен на  коррекцию агрессии у детей дошкольного возраста. Хронологически он длился 3 занятия.

      В преодолении детской агрессии тактика поведения взрослых должны быть следующей. Важно пытаться сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением. Можно остановить ребенка словом, отвлечь игрушкой или каким-нибудь занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту (отвести руку, удержать за плечи). Если агрессию предотвратить не удалось, то взрослый должен коротко и однозначно выразить свое недовольство. Например, допустивший агрессивную выходку ребенок подвергается суровому осуждению, лишается на время внимания взрослого, любимых игр, развлечений, занятий. Полезно также каждый раз предлагать ребенку устранить учиненный им разгром. Уборка — не наказание за содеянное. В доводах взрослых ребенок должен уловить прежде всего уверенность в том, что он большой и уже вполне ответствен за свои поступки.

      Несколько труднее предотвратить вербальную агрессию. Если обидные слова адресованы взрослому, то целесообразно просто проигнорировать их, но при этом попытаться понять какие чувства и переживания ребенка стоят за ними. Возможно, ребенок хочет продемонстрировать превосходство над взрослым, а может быть, не знает иного способа выражения своих «чувств. Иногда целесообразно превратить оскорбления в комическую перепалку. Конечная цель преодоления агрессивного поведения ребенка состоит в том, чтобы дать ему понять: есть иные способы привлечения внимания и проявления силы; есть иные, гораздо более приятные ответные реакции сверстников и взрослых.

      Для преодоления и предупреждения агрессивного поведения детей можно использовать рисование, музыку, танцы, подвижные игры, конструирование, лепку. В результате совместной деятельности агрессивные действия перестают быть единственно доступным (и при этом малоэффективным) способом общения ребенка с миром и людьми. Таким детям очень важное пережить удовольствие от демонстрации одобряемого поведенная перед благожелательной аудиторией. Важно также давать ребенку с агрессивным поведением возможность реализовать свои лидерские наклонности, но только не через агрессивные действия. Можно поручить такому ребенку ответственное дело: подготовить помещение к занятиям, полить цветы и т. д. При этом необходимо давать положительную оценку его действиям. Наказывать же ребенка с агрессивным поведением можно только тогда, когда у взрослого сложились с ним доверительные отношения.

      Заключительный  этап направлен на стабилизацию структуры группы, сплочение детей и развитие коллективных отношений. Хронологическая продолжительность составила 1 занятие. Цель занятия: подведение итогов работы группы; ориентация группы на преодоление жизненных трудностей в настоящем и будущем.

      3 блок – цель которого –  повышение психологической компетентности  педагогов: о симптомах и причинах  агрессии, условиях и методах устранения агрессии, влиянии детского коллектива и воспитательной системы на возникновение и фиксацию агрессии у детей старшего дошкольного возраста.

      Структура блока и его тематика являются аналогичными предыдущему блоку.

      Таким образом, для коррекции агрессии у детей дошкольного возраста необходимо проводить специализированные занятия, во время которых педагогу необходимо улавливать эмоциональное состояние группы, не допускать «натянутых пауз» между упражнениями, проводить занятия на высоком эмоциональном подъеме, что позволяет добиться положительной динамики  и способствует личностному росту детей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.3 Результаты экспериментального исследования

      Для оценки эффективности проведенной работы по коррекции агрессии у детей дошкольного возраста, нами было проведен контрольный эксперимент. На этом этапе использовались те же критерии и методики, что и на констатирующем. 

    При проведении методики «Дом – Дерево – Человек» было выявлено следующее. К первому уровню на констатирующем этапе экспериментального исследования были отнесены 70% детей контрольной и 0% детей экспериментальной группы. Ко второму уровню были отнесены 30%детей контрольной и 60% детей экспериментальной группы. К третьему уровню были отнесены 0% детей контрольной и 40% детей экспериментальной группы.

      В результате проведения экспериментальной  программы были получены следующие  данные. Первый уровень составили  100% детей контрольной группы и 40% детей экспериментальной группы. Второй уровень составили 0% детей контрольной группы и 60% детей экспериментальной группы. Третий уровень составили 0% детей контрольной группы и 0% детей экспериментальной группы.

      При проведении методики «Несуществующее животное» было выявлено следующее. К первому уровню на констатирующем этапе экспериментального исследования были отнесены 90% детей контрольной и 0% детей экспериментальной группы. Ко второму уровню были отнесены 10% детей контрольной и 70% детей экспериментальной группы. К третьему уровню были отнесены 0% детей контрольной и 30% детей экспериментальной группы.

      В результате проведения экспериментальной  программы были получены следующие  данные. Первый уровень составили 100% детей контрольной группы и 30% детей  экспериментальной группы. Второй уровень  составили 0% детей контрольной группы и 70% детей экспериментальной группы. Третий уровень составили 0% детей контрольной группы и 0% детей экспериментальной группы.

      При проведении методики «Кактус» было выявлено следующее. К первому уровню на констатирующем этапе экспериментального исследования были отнесены 100% детей контрольной и 0% детей экспериментальной группы. Ко второму уровню были отнесены 0% детей контрольной и 80% детей экспериментальной группы. К третьему уровню были отнесены 0% детей контрольной и 20% детей экспериментальной группы.

      В результате проведения экспериментальной программы были получены следующие данные. Первый уровень составили 100% детей контрольной группы и 60% детей экспериментальной группы. Второй уровень составили 0% детей контрольной группы и 40% детей экспериментальной группы. Третий уровень составили 0% детей контрольной группы и 0% детей экспериментальной группы.

      Резюмируя вышеизложенное, можно отметить, что  проведенный качественный и количественный анализ экспериментальных данных, полученных на начальном и заключительном этапах эксперимента, доказал результативность и целесообразность  предложенной методики, направленной на коррекцию агрессии детей старшего дошкольного возраста.   Эффективность методики обеспечивается логичностью, целесообразностью  разработанной системы заданий. 

 

 

Заключение

     Анализ  результатов проведенного исследования показывает, что коррекция агрессии у детей старшего дошкольного возраста в современном дошкольном образовательном учреждении наиболее эффективно при  реализации, предложенной нами программы.

      Последовательное  решение задач исследования позволило  достичь его цели: изучить психолого-педагогические условия коррекции агрессии детей старшего дошкольного возраста.

      Результаты, полученные в экспериментальном  исследовании, подтверждают правомерность выдвинутой гипотезы. Ход данного исследования и его результаты позволяют сделать следующие выводы.

      1. Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

      2. Существуют различные теории  возникновения и проявления агрессивности:  психодинамическая, фрустрационная, поведенческая и аффективно-динамическая модели.

      3. В настоящее время   в психологической  науке  существует множество  классификаций агрессии,  в основе  которых лежат следующие критерии: по направленности на объект, по способу выражения, по конечной  цели, по форме выражения. В нашей работе мы опирались на классификацию агрессии, разработанной И.А. Фурмановым (1996).

     4. На каждом возрастном этапе  проявление агрессии имеет свои  специфические особенности: 

      - в младенческом возрасте: бьет  ручками, стучит ножками, хватает  любые лежащие в пределах досягаемости предметы.

      - в младшем дошкольном возрасте: вспышки злости и гнева, сопровождающиеся  криком, брыканием, кусанием, драчливостью  и т.д.

      - в старшем дошкольном возрасте: игры, сопровождающиеся ударами,  преследованием друг друга, борьбой и т.д.

   - в младшем школьном возрасте:  подражание поведению любимых  героев («Бригада», «Брат» и пр.).

      Во  II главе нами изложено экспериментальное исследование, которое проводились на базе МДОУ №6 города Ставрополя в подготовительных группах с 2005 по 2006 год. Общее количество человек, задействованных в эксперименте, составило 20 детей. Констатирующий эксперимент проводился по методикам: «Дом – Дерево – Человек», «Несуществующее животное», «Кактус».

      Выявленные  особенности в ходе констатирующего  эксперимента подтвердили необходимость коррекции агрессии у детей старшего дошкольного возраста. В связи с этим нами был проведен формирующий эксперимент. 

      Формирующий эксперимент предусматривал  создание программы по коррекции агрессии у детей дошкольного возраста. Данная программа была построена на основе следующих принципов: принцип ориентации на позитив в поведении и характере ребенка; принцип социальной адекватности воспитания; принцип индивидуализации воспитания детей с отклонением в поведении; принцип социального закаливания детей. Программой предусмотрено введение в работу с детьми образовательных занятий коммуникативной направленности, нормализующих межличностные отношения и направленную на коррекцию агрессивности у детей дошкольного возраста.

      Проведенный качественный и количественный анализ экспериментальных данных, полученных на начальном и заключительном этапах эксперимента, доказал результативность и целесообразность  предложенной обучающей технологии, направленной на коррекцию агрессии детей дошкольного возраста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       

      Литература.

  1. Агрессия и психическое здоровье / Под ред. Т.Б. Дмитриевой,                                                                  Б.В. Шостакович. -  М., 2002.
  2. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1995.
  3. Басс А.Г. Психология агрессии // Вопросы психологии. 1967. №3.            с. 60-67.
  4. Берковиц Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль. – М., 2002.
  5. Борозинец Н.М., Евмененко Е.В., Козловская Г.Ю., Палиева Н.А. Социально-психологические аспекты помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей: Методическое пособие. – Ставрополь: СКИПКРО, 2003.
  6. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. Учебное пособие для специалистов и дилетантов. – СПб.: Речь, 2004.
  7. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 1988.
  8. Бэрон Р. Агрессия. – СПб., 2002.
  9. Бэрон р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 2000.
  10. Бютнер К. Как жить с агрессивными детьми. – М., 1991.
  11. Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними. - СПб., 2000.
  12. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2001. №2. с. 60 – 72.
  13. Запорожец А.В. Особенности агрессивного поведения. – М., 1991.
  14. ЗахаровА.И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб., 1998.
  15. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведениия). – М., 2003.
  16. Изард К.Е. Эмоции человека. – М., 1980.
  17. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. – М., 1998.
  18. Клиническая психиатрия / Под ред. Т.Б. Дмитриевой. – М., 1999.
  19. Кравцова Е.Е., Нураханова А.А. Как помочь детям преодолеть трудности в поведении. – Минск, 1990.
  20. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. – СПб., 2000.
  21. Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии. 1976. №6.
  22. Лоренц К. Агрессия. – М., 1994.
  23. Мид М. Развитие ребенка. – М., 1968.
  24. Ниссен Г. Агрессивность и аутоагрессивность у детей и подростков // Социальная и клиническая психиатрия. 1992. №4.
  25. Нравственность. Агрессия. Справедливость. // Под ред.                                А.М. Матюшкова. – М., 1992.
  26. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М., ТЦ «Сфера», 2000.
  27. Памфилова М. Графическая методика «Кактус» // Журнал «Обруч»      - 2000. - №5. – с. 12-13.
  28. Паренс Г. Агрессия наших детей. – М., 1997.
  29. Практическая психодиагностика. Методики и тесты.                        Учебное пособие // Ред.состав Д.Я. Райгородский. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998.
  30. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерекова. Изд-е 2-е. – М., 1997.
  31. Психоаналитические термины и понятия / Под ред. Б.Э. Мура, Б.Д. Файна, - М., 2000.
  32. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. – М., 1981.
  33. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1991.
  34. Реан А.А. Агрессия и агрессивность // Психологический журнал. 1996. №5. с. 3-18.
  35. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: ВЛАДОС, 1995.
  36. Романова Е.С., Потемкина С.Ф. Графические методики в психодиагностике. – М., Дидакт, 1992.
  37. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной и зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1991. №1.
  38. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль / Вопросы психологии.            1992.   №5-6.
  39. Сорокин А.И. Конфликтность в поведении детей и подростков.      Уфа, 1996.
  40. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин – Минск: 1997.
  41. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
  42. Овчарова Р.В.  Технологии практического психолога образования. – М., 2000.
  43. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. – М., 1999.
  44. Фрейд З. Введение в психоанализ. – М., 1989.
  45. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994.
  46. Фурманов И.А.. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Минск, 1996.
  47. Фурманов И.А. Агрессивность и ее проявление в детском возрасте. – Минск, 1996.
  48. Шванцара И. и др. Диагностика психического развития. – Прага, 1978.
  49. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: ВЛАДОС, 1998.
  50. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога (3-е изд.) – Ростов – н/Д., 2005.
  51. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Под ред. В.В. Лебединского, О.Е. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг.            – М., 1990.
  52. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. – Л., 1989.

Информация о работе Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста