Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 18:19, курсовая работа
Гипотезой исследования выступило предложение о том, что работа по коррекции агрессии детей старшего дошкольного возраста будет успешней, если создать следующие психолого-педагогические условия:
- осуществление индивидуального подхода к детям;
- проведение коррекционной работы в ведущем виде детской деятельности;
- комплексное использование методов психологической коррекции
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы агрессии у детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Агрессия как нарушение поведения у детей старшего дошкольного возраста
Возрастные особенности проявления агрессии в дошкольном возрасте
Глава 2. Экспериментальное исследование агрессии у детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Организация и методики эксперимента
2.2. Экспериментальная программа по коррекцию агрессии у детей старшего дошкольного возраста
2.3 Результаты экспериментального исследования
Заключение
Литература
Приложение
Домашнее задание:
• сделать рисунки на темы; а) каким я себя вижу; б) каким меня видят окружающие; в) каким я хочу себя видеть.
• написать самоотчет.
Занятие 4
Цель занятия: приобретение знаний о своих эмоциональных реакциях и способах их отреагирования.
1. Разминка.
а) Хождение над пропастью. Необходимо представить, что надо пройти по уступам скалы, под которой бесконечная пропасть. Группа наблюдает и оценивает, кто смог реально вжиться в образ.
б) «Восковая свеча». Ребенок с закрытыми глазами падает в кругу на руки участников группы, которые передают падающего друг другу. При этом производится проверка доверия, эмпатии и эмоциональной близости.
2.
Беседа об эмоциональных
3. Игра «Кис мяу». Ведущий тот, кто лучше прошел вдоль пропасти. Ведущий становится спиной к группе, а психотерапевт, поочередно указывая на участников, спрашивает: «Кис?» Ведущий отвечает «Брысь» или «Мяу». Тем, на кого выпало «мяу», присваиваются цвета. Каждому цвету дается задание. Например: красному — полаять, стоя на коленях; оранжевому — передать информацию через стекло; желтому — изобразить эмоцию; зеленому — сделать комплимент, абстрагируясь от внешности; голубому — установить невербальный контакт с участниками группы; фиолетовому — проявить агрессию к члену группы и т. д. Игра позволяет максимально задействовать несколько психотерапевтических техник.
4. Разбор рисунков (домашнего задания) некоторых членов группы.
5.
Зачитать подготовленные
6. Упражнение «Просьба». Подойдя к членам группы (по очереди или по парам), глядя в глаза друг другу, попросить дать какую-либо вещь, используя оборот: «Ну, пожалуйста...»
7. Самоанализ в группах по 2—3 человека. По кругу закончить фразу: «Я никогда не...»; «Я хочу, но, наверное, не смогу...»; «Если я действительно захочу...».
«Медитация». Перед началом предлагается расслабиться самостоятельно. В конце занятия психотерапевт делает внушения, ориентированные на самораскрытие личности.
Домашнее задание:
• написать «письмо к инопланетянину» (будет конкурс). Письмо должно содержать как можно больше информации о вашей личности, чтобы из миллионов жителей Земли инопланетянин нашел именно вас. Организовать к 5-му занятию чаепитие.
Занятие 5
Цель занятия: углубление знания о своих и чужих эмоциональных реакциях.
1. Разминка.
а) Погонять хлопки по кругу.
б) «Японская машинка» (упражнение на развитие активного внимания). Сидя в кругу, рассчитаться по порядку от нуля (ведущий). Ведущий хлопает ладонями по коленям, затем, щелкая пальцами правой руки, называет свой номер, щелкая пальцами левой руки, включаем любого участника группы (например: 0-3). Третий номер, продолжая ритмично хлопать вместе с ведущим включает следующего
участника группы. И так до полного вовлечения всех участников группы.
2. Используя ту или иную эмоцию:
а) рассказать четверостишие (например, «В лесу родилась елочка...»);
б) в парах провести диалог: «Чижик-пыжик, где ты был?» Примеры эмоциональных пар: радость — печаль, удивление — страх, осуждение — злорадство, восторг — ненависть, любопытство — безразличие...
3. Разыгрывание ранее написанных рассказов.
4. Этюд «Сиамские близнецы». Два человека срослись боками (можно привязать их друг к другу бинтами). Свободны только головы, и можно лишь глазами корректировать действия другого. Например, рука одного держит ложку, другого — хлеб. Разыгрывается этюд «Город сиамских близнецов». Нужно пригласить в гости друзей, угостить их. Действия должны быть реальными, а не воображаемыми.
5.
Конкурс писем к
6. «Снежный ком». Ведущий говорит: «Если бы я поехал в Африку...» Следующий повторяет фразу, заперши» ее. По кругу составляется рассказ и разыгрывается в образах.
7.
Группа делится на две команды.
8.
Глубокая релаксация, по мере
достижения которой дети
Занятие 6
Цели занятия: создание фрустрационной напряженности для более глубокого сплочения членов группы и смещение агрессивности на терапевта. Тренировка навыков общения.
1. Разминка.
а) Побросать мяч по кругу, используя определения и действия существительного.
б) «Зеркало». Группа разбивается на пары. Один отражает, второй совершает действие (умывается, ест, причесывается). Делать медленно.
2. Беседа, направленная на создание эмоционального напряжения: «Если вы хотите чего-то достичь, надо работать активнее. Это не самоотчеты, а отписки для бабушки. У вас нет никакой взаимопомощи, каждый сам за себя. Вы невнимательно слушаете друг друга. Когда говорят о других, вы думаете о себе. Сегодня вам дается шанс. Для того чтобы случилось чудо, надо работать в первую очередь над собой. Иначе ничего не будет и вы будете прозябать в серости. Итак, сегодня ваш шанс».
Иногда используется прием «живая статуя». Психотерапевт «замирает», превращаясь в «статую». Только самостоятельная игра, включающая всех детей — членов группы, способна «оживить» эту «стадию».
3. а) Игра. «Вам прислали 10 рублей, что хотите, то берите, черный-белый не берите, «да» и «нет» не говорите». Затем ведущий задает вопросы, пытаясь поймать участников группы. За неправильный ответ забираются фанты, которые потом разыгрываются с использованием различных психотерапевтических техник.
б) «Садовник» — то же самое. Игра помогает расширить набор применяемых психотерапевтических техник и снять с участников ответственность за выбор.
Дети распределяют между собой названия цветов (например, Роза, Фиалка, Ландыш, Незабудка, Колокольчик и даже... Кактус).
Ведущий: Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели, кроме... Фиалки!..
Фиалка: Ой!
Ведущий: Что с тобой?
Фиалка: Влюблена...
Ведущий: В кого?
Фиалка: В Ландыш.
Ландыш: Ой!..
И так далее по кругу (пауза между вопросом и ответом на него задается самими участниками, но не превышает десяти секунд). Игра направлена на развитие активного внимания; при ошибочном ответе (называние отсутствующего в игре, выбывшего или своего собственного цветка), а также при затягивании паузы участник выбывает из игры.
4. а) «Фотограф». Ведущий запоминает расположение группы и выходит за дверь. Группа проводит три изменения в своей композиции. Ведущий должен восстановить композицию.
б) «Скульптура». Ребенок «лепит» из одного или более человек скульптуру. После этого скульптура «оживает».
5. Упражнение на внимание.
а) Применяют таблицу Шульте — методику, используемую для исследования объема внимания. Она состоит из таблицы, на которой в беспорядке расположены цифры от 1 до 25. Дети отыскивают числа по порядку. Занятие проводят дважды в прямом и обратном направлении.
б) Группа становится в полукруг, ведущий — спиной к группе. Члены группы, меняясь местами, изменяя тональность голоса, задают вопросы. Ведущий должен ответить, обращаясь по имени.
6. Упражнение на общение.
а) В кассе нет билетов. Нужно попытаться купить билет у администратора.
б) Нужно отговориться от контролера в автобусе и т. д.
7.
Разыгрывание некоторых
8.
Мышечная релаксация по
Домашнее задание:
• описать 15 своих личностных качеств, отвечая на вопрос: «Кто я?», и составить самоотчет.
Занятие 7
Цель занятия: анализ личностных проблем каждого члена группы.
1. Разминка — проводится в одной из техник по желанию участников группы.
2. Пантомима: «Я люблю», «Я не люблю». Члены группы показывают, остальные угадывают.
3.
Тайным голосованием
4. Анализ 15 качеств личности. Проводится самостоятельно. Предлагается выбрать 5 самых характерных качеств, составляющих ядро личности.
5. Составляется рассказ в группе, который потом проигрывается.
6.
Участник группы как можно
серьезнее рассказывает
Домашнее задание:
• составить самоотчет;
• принести фломастеры и бумагу.
Занятие 8
Цель занятия: анализ личностных проблем каждого участника группы.
Введение: «У каждого из вас есть проблемы, сложности, трудности. Многие из них вы решили в группе, некоторые еще не решены. Сегодня хотелось бы узнать трудные случаи из вашей жизни или друзей. И мы вместе подумаем, как найти выход из этих ситуаций»
1. Разминка. Двигательная техника по выбору группы.
2.
Невербальная коммуникация «
3. Вербальная дискуссия по любой проблеме, выбранной группой.
4.
Ролевые игры: «Позднее возвращение»,
«Неприятный разговор с
5.
Совместное рисование без слов:
Сначала рисуют одним
6. Медитация со свечой на фоне глубокой релаксации. Надо подумать о своей проблеме, при этом попытаться взглянуть на нее по-иному.
Домашнее задание:
• самоотчет (как я изменился за это время, каким я вижу себя теперь);
• написать своему другу письмо о себе через 5 лет (анонимно). В конце указать, можно ли зачитать его на группе;
• к 9 занятию пригласить родителей.
Занятие 9
Цель занятия: демонстрация родителям структуры неконструктивных взаимоотношений с детьми; достижение более высоких степеней эмоционального контакта и самосознания. Первая часть занятия проводится вместе с детьми.
Информация о работе Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста