Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Гипотезой исследования выступило предложение о том, что работа по коррекции агрессии детей старшего дошкольного возраста будет успешней, если создать следующие психолого-педагогические условия:

- осуществление индивидуального подхода к детям;

- проведение коррекционной работы в ведущем виде детской деятельности;

- комплексное использование методов психологической коррекции

Содержание

Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы агрессии у детей старшего дошкольного возраста.

1.1. Агрессия как нарушение поведения у детей старшего дошкольного возраста

Возрастные особенности проявления агрессии в дошкольном возрасте
Глава 2. Экспериментальное исследование агрессии у детей старшего дошкольного возраста.

2.1. Организация и методики эксперимента

2.2. Экспериментальная программа по коррекцию агрессии у детей старшего дошкольного возраста

2.3 Результаты экспериментального исследования


Заключение

Литература

Приложение

Работа содержит 1 файл

Теория2.doc

— 720.50 Кб (Скачать)

        Домашнее задание:

       сделать рисунки на темы; а) каким я себя вижу; б) каким меня видят окружающие; в) каким я хочу себя видеть.

      • написать самоотчет.

      Занятие 4

      Цель  занятия: приобретение знаний о своих эмоциональных реакциях и способах их отреагирования.

      1. Разминка.

      а) Хождение над пропастью. Необходимо представить, что надо пройти по уступам скалы, под которой бесконечная пропасть. Группа наблюдает и оценивает, кто смог реально вжиться в образ.

      б) «Восковая свеча». Ребенок с закрытыми  глазами падает в кругу на руки участников группы, которые передают падающего друг другу. При этом производится проверка доверия, эмпатии и эмоциональной близости.

      2. Беседа об эмоциональных реакциях, их роли в нашей жизни, о  способах отреагирования отрицательных  эмоций.

      3. Игра «Кис мяу». Ведущий тот, кто лучше прошел вдоль пропасти. Ведущий становится спиной к группе, а психотерапевт, поочередно указывая на участников, спрашивает: «Кис?» Ведущий отвечает «Брысь» или «Мяу». Тем, на кого выпало «мяу», присваиваются цвета. Каждому цвету дается задание. Например: красному — полаять, стоя на коленях; оранжевому — передать информацию через стекло; желтому — изобразить эмоцию; зеленому — сделать комплимент, абстрагируясь от внешности; голубому — установить невербальный контакт с участниками группы; фиолетовому — проявить агрессию к члену группы и т. д. Игра позволяет максимально задействовать несколько психотерапевтических техник.

      4. Разбор рисунков (домашнего задания)  некоторых членов группы.

      5. Зачитать подготовленные рассказы (домашнее задание). Самые интересные рассказы можно проиграть в ролях.

      6. Упражнение «Просьба». Подойдя  к членам группы (по очереди  или по парам), глядя в глаза  друг другу, попросить дать  какую-либо вещь, используя оборот: «Ну, пожалуйста...»

      7. Самоанализ в группах по 2—3 человека. По кругу закончить фразу: «Я никогда не...»; «Я хочу, но, наверное, не смогу...»; «Если я действительно захочу...».

      «Медитация». Перед началом предлагается расслабиться самостоятельно. В конце занятия  психотерапевт делает внушения, ориентированные  на самораскрытие личности.

      Домашнее  задание:

      • написать «письмо к инопланетянину» (будет конкурс). Письмо должно содержать  как можно больше информации о  вашей личности, чтобы из миллионов жителей Земли инопланетянин нашел именно вас. Организовать к 5-му занятию чаепитие.

      Занятие 5

      Цель  занятия: углубление знания о своих и чужих эмоциональных реакциях.

      1. Разминка.

      а) Погонять хлопки по кругу.

      б) «Японская машинка» (упражнение на развитие активного внимания). Сидя в кругу, рассчитаться по порядку от нуля (ведущий). Ведущий хлопает ладонями по коленям, затем, щелкая пальцами правой руки, называет свой номер, щелкая пальцами левой руки, включаем любого участника группы (например: 0-3). Третий номер, продолжая ритмично хлопать вместе с ведущим включает следующего

      участника группы. И так до полного вовлечения всех участников группы.

      2. Используя ту или иную эмоцию:

      а) рассказать четверостишие (например, «В лесу родилась елочка...»);

      б) в парах провести диалог: «Чижик-пыжик, где ты был?» Примеры эмоциональных пар: радость — печаль, удивление — страх, осуждение — злорадство, восторг — ненависть, любопытство — безразличие...

      3. Разыгрывание ранее написанных  рассказов.

      4. Этюд «Сиамские близнецы». Два  человека срослись боками (можно  привязать их друг к другу бинтами). Свободны только головы, и можно лишь глазами корректировать действия другого. Например, рука одного держит ложку, другого — хлеб. Разыгрывается этюд «Город сиамских близнецов». Нужно пригласить в гости друзей, угостить их. Действия должны быть реальными, а не воображаемыми.

      5. Конкурс писем к инопланетянину  с их анализом и поздравлением победителя.

      6. «Снежный ком». Ведущий говорит:  «Если бы я поехал в Африку...» Следующий повторяет фразу, заперши» ее. По кругу составляется рассказ и разыгрывается в образах.

      7. Группа делится на две команды.  Необходимо передать сложную информацию через стекло. Победителя награждают.

      8. Глубокая релаксация, по мере  достижения которой дети сосредоточиваются на спонтанно возникающих зрительных (слуховых, кинестетических) образах.

      Занятие 6

      Цели  занятия: создание фрустрационной напряженности для более глубокого сплочения членов группы и смещение агрессивности на терапевта. Тренировка навыков общения.

      1. Разминка.

      а) Побросать мяч по кругу, используя  определения и действия существительного.

      б) «Зеркало». Группа разбивается на пары. Один отражает, второй совершает действие (умывается, ест, причесывается). Делать медленно.

      2. Беседа, направленная на создание  эмоционального напряжения: «Если вы хотите чего-то достичь, надо работать активнее. Это не самоотчеты, а отписки для бабушки. У вас нет никакой взаимопомощи, каждый сам за себя. Вы невнимательно слушаете друг друга. Когда говорят о других, вы думаете о себе. Сегодня вам дается шанс. Для того чтобы случилось чудо, надо работать в первую очередь над собой. Иначе ничего не будет и вы будете прозябать в серости. Итак, сегодня ваш шанс».

      Иногда  используется прием «живая статуя». Психотерапевт «замирает», превращаясь в «статую». Только самостоятельная игра, включающая всех детей — членов группы, способна «оживить» эту «стадию».

      3. а) Игра. «Вам прислали 10 рублей, что  хотите, то берите, черный-белый не берите, «да» и «нет» не говорите». Затем ведущий задает вопросы, пытаясь поймать участников группы. За неправильный ответ забираются фанты, которые потом разыгрываются с использованием различных психотерапевтических техник.

      б) «Садовник» — то же самое. Игра помогает расширить набор применяемых  психотерапевтических техник и снять  с участников ответственность за выбор.

      Дети  распределяют между собой названия цветов (например, Роза, Фиалка, Ландыш, Незабудка, Колокольчик и даже... Кактус).

      Ведущий: Я садовником родился, не на шутку  рассердился. Все цветы мне надоели, кроме... Фиалки!..

      Фиалка: Ой!

      Ведущий: Что с тобой?

      Фиалка: Влюблена...

      Ведущий: В кого?

      Фиалка: В Ландыш.

      Ландыш: Ой!..

      И так далее по кругу (пауза между  вопросом и ответом на него задается самими участниками, но не превышает  десяти секунд). Игра направлена на развитие активного внимания; при ошибочном ответе (называние отсутствующего в игре, выбывшего или своего собственного цветка), а также при затягивании паузы участник выбывает из игры.

      4. а) «Фотограф». Ведущий запоминает  расположение группы и выходит  за дверь. Группа проводит три  изменения в своей композиции. Ведущий должен восстановить композицию.

      б) «Скульптура». Ребенок «лепит» из одного или более человек скульптуру. После этого скульптура «оживает».

      5. Упражнение на внимание.

      а) Применяют таблицу Шульте — методику, используемую для исследования объема внимания. Она состоит из таблицы, на которой в беспорядке расположены цифры от 1 до 25. Дети отыскивают числа по порядку. Занятие проводят дважды в прямом и обратном направлении.

      б) Группа становится в полукруг, ведущий  — спиной к группе. Члены группы, меняясь местами, изменяя тональность голоса, задают вопросы. Ведущий должен ответить, обращаясь по имени.

      6. Упражнение на общение.

      а) В кассе нет билетов. Нужно  попытаться купить билет у администратора.

      б) Нужно отговориться от контролера в автобусе и т. д.

      7. Разыгрывание некоторых рассказов  из домашнего задания.

      8. Мышечная релаксация по Джекобсону—Эверли,  в ходе которой можно представить себя в образе океана, неба, гор. В конце психотерапевтом дается общее позитивное внушение: «Вы изменились, вы стали свободнее...»

      Домашнее  задание:

       описать 15 своих личностных качеств, отвечая на вопрос: «Кто я?», и составить самоотчет.

      Занятие 7

      Цель  занятия: анализ личностных проблем каждого члена группы.

      1. Разминка — проводится в одной  из техник по желанию участников группы.

      2. Пантомима: «Я люблю», «Я не  люблю». Члены группы показывают, остальные угадывают.

      3. Тайным голосованием выбираются  один или дна лидера группы. Лидер становится зеркалом. К нему по очереди подходят участники группы и говорят: «Свет мой, зеркальце, скажи, да нею правду доложи». Зеркало отвечает: «Ты прекрасен, спору нет, но тебе не хватает... (я желаю тебе..., мне хотелось бы, чтобы ты...)». В конце упражнения всем членам группы дается положительная обратная связь.

      4. Анализ 15 качеств личности. Проводится самостоятельно. Предлагается выбрать 5 самых характерных качеств, составляющих ядро личности.

      5. Составляется рассказ в группе, который потом проигрывается.

      6. Участник группы как можно  серьезнее рассказывает стихотворение. Группа удивляется после каждой строфы: «Вот это да!», «Ничего себе!», и т. д. — это прекрасная функциональная тренировка для преодоления «школьных» фобий (страхов).

      Домашнее  задание:

       составить самоотчет;

       принести фломастеры и бумагу.

      Занятие 8

      Цель  занятия: анализ личностных проблем каждого участника группы.

      Введение: «У каждого из вас есть проблемы, сложности, трудности. Многие из них  вы решили в группе, некоторые еще  не решены. Сегодня хотелось бы узнать трудные случаи из вашей жизни  или друзей. И мы вместе подумаем, как найти выход из этих ситуаций»

      1. Разминка. Двигательная техника  по выбору группы.

      2. Невербальная коммуникация «Испорченный  телефон», «Разговор через стекло»,  «Передача предмета».

      3. Вербальная дискуссия по любой  проблеме, выбранной группой.

      4. Ролевые игры: «Позднее возвращение», «Неприятный разговор с родителями»,  «Сборы на дискотеку».

      5. Совместное рисование без слов: Сначала рисуют одним фломастером  парами, затем всей группой по 1— 2 штриха на общем рисунке.  Проводится анализ и интерпретация рисунка.

      6. Медитация со свечой на фоне  глубокой релаксации. Надо подумать о своей проблеме, при этом попытаться взглянуть на нее по-иному.

      Домашнее  задание:

       самоотчет (как я изменился за это время, каким я вижу себя теперь);

      • написать своему другу письмо о себе через 5 лет (анонимно). В конце указать, можно ли зачитать его на группе;

      • к 9 занятию пригласить родителей.

      Занятие 9

      Цель  занятия: демонстрация родителям структуры неконструктивных взаимоотношений с детьми; достижение более высоких степеней эмоционального контакта и самосознания. Первая часть занятия проводится вместе с детьми.

Информация о работе Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста