Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Гипотезой исследования выступило предложение о том, что работа по коррекции агрессии детей старшего дошкольного возраста будет успешней, если создать следующие психолого-педагогические условия:

- осуществление индивидуального подхода к детям;

- проведение коррекционной работы в ведущем виде детской деятельности;

- комплексное использование методов психологической коррекции

Содержание

Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы агрессии у детей старшего дошкольного возраста.

1.1. Агрессия как нарушение поведения у детей старшего дошкольного возраста

Возрастные особенности проявления агрессии в дошкольном возрасте
Глава 2. Экспериментальное исследование агрессии у детей старшего дошкольного возраста.

2.1. Организация и методики эксперимента

2.2. Экспериментальная программа по коррекцию агрессии у детей старшего дошкольного возраста

2.3 Результаты экспериментального исследования


Заключение

Литература

Приложение

Работа содержит 1 файл

Теория2.doc

— 720.50 Кб (Скачать)

      Крайние варианты представляют собой рисунки  на которых:

• вообще не изображены люди;

• изображены только не связанные с семьей люди.

      За  такими реакциями чаще всего кроются:     

• травматические переживания, связанные с семьей;

• чувство  отверженности, покинутости;

• аутизм;

• высокий  уровень тревожности;

• плохой контакт с исследуемым ребенком.

        Чаще приходится сталкиваться  с менее выраженными отступлениями от реального состава семьи:

      1. Уменьшение состава семьи. Дети «забывают» нарисовать тех членов семьи, которые для них менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились конфликтные отношения. Не рисуя их, ребенок как бы «разряжает» неприемлемую эмоциональную атмосферу семьи, избегает связанных с ними негативных реакций.

Наиболее  часто в рисунке отсутствуют  братья и сестры, что связано с ситуацией «сиблингового соперничества». Ребенок, таким образом, в символической ситуации «монополизирует» недостающие любовь и внимание родителей.

      2. Иногда вместо реальных членов семьи ребенок рисует маленьких зверушек. Всегда следует выяснить, с кем ребенок их отождествляет (чаще всего так рисуются братья и сестры, чье влияние в семье ребенок стремится уменьшить.)

      3. Случаи, когда ребенок не рисует  себя или, наоборот, вместо семьи изображает только себя, свидетельствуют об отсутствии чувства общности в семье.

      4. Увеличение состава семьи связано  с неудовлетворенными в семье психологическими потребностями ребенка (часто встречается в рисунках единственных в семье детей).

      5. Рисование дополнительно к родителям  (или вместо них) не связанных с семьей взрослых указывает на поиск ребенком человека, способного удовлетворить его потребность в близких эмоциональных контактах.

      Расположение  членов семьи на рисунке указывает  на психологические особенности взаимоотношений в семье:

      1. Индикаторы психологического благополучия  в семье — сплоченность членов семьи, рисование их с соединенными руками, объединенность в общей деятельности;

      2. Показатели низкого уровня эмоциональных  связей — разобщенность членов семьи, их удаленность друг от друга. Группировка членов семьи в рисунке иногда помогает выделить психологические микроструктуры семьи, коалиции. Индивидуальные особенности каждой нарисованной фигуры свидетельствуют об отношении ребенка к конкретным членам семьи. Хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровождаются позитивной концентрацией внимания на его рисовании, что в результате отражается в большем количестве деталей тела, декорировании, использовании разных цветов. Наоборот, негативное отношение к человеку ведет к явной схематичности его изображения.

      О восприятии ребенком значимости членов семьи можно судить на основе сравнения  величины фигур, поскольку для ребенка (как и в архаическом искусстве  Египта и Вавилона) величина фигуры выступает средством выражения значимости.  
 
 
 
 

Приложение 2

(Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с  гиперактивными, агрессивными, тревожными  и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000.)

      Рекомендации  для родителей:

«Как играть с агрессивными детьми?»

      На  начальных этапах работы с агрессивным  ребенком следует руководствоваться следующими правилами:

      1. Включение ребенка в любую  новую игру должно проходить  поэтапно. Пусть он сначала ознакомится  с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.

      2. Необходимо избегать соревновательных  моментов и игр, в которых  учитывается скорость выполнения  задания, например, таких как “Кто  быстрее?”

      3. Если вы вводите новую игру, то для того чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно.

      4. Игры с закрытыми глазами рекомендуется  использовать только после длительной  работы с ребенком, когда он  сам решит, что может выполнить  это условие.

      Если  ребенок высокотревожен, то начинать работу с ним лучше с релаксационных и дыхательных упражнений, например: “Воздушный шарик”, “Корабль и ветер”, “Дудочка”, “Штанга”, “Винт”, “Водопад” и др.

      Чуть  позднее, когда дети начнут осваиваться, можно к этим упражнениям добавить следующие: “Подарок под елкой”, “Драка”, “Сосулька”, “Шалтай-Болтай”, “Танцующие руки”.

      В коллективные игры тревожного ребенка  можно включать, если он чувствует  себя достаточно комфортно, а общение  с другими детьми не вызывает у  него особых трудностей. На этом этапе  работы будут полезны игры “Дракон”, “Слепой танец”, “Насос и мяч”, “Голово-мяч”, “Гусеница”, “Бумажные мячики”.

      Игры  “Зайки и слоны”, “Волшебный стул”  и др., способствующие повышению  самооценки, можно проводить на любом  этапе работы. Эффект от этих игр  будет лишь в том случае, если они проводятся многократно и  регулярно (каждый раз можно вносить элемент новизны).

      Работая с агрессивными детьми, следует помнить, что состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц. Поэтому релаксационные и дыхательные упражнения для данной категории детей просто необходимы. Инструктор по лечебной гимнастике Л. В. Агеева сделала подборку таких упражнений для дошкольников. Мы несколько модифицировали их, внесли игровые моменты, не меняя содержания.

      Подвижные игры

      Упражнения  на релаксацию и дыхание

      “Драка”

      Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук. “Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко  вдохните, крепко-накрепко сожмите  челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в  кулаках, до боли вдавите пальцы в  ладони. Затаите дыхание на несколько  секунд. Задумайтесь : а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!”

      Это упражнение полезно проводить не только с тревожными, но и с агрессивными детьми.

      “Воздушный  шарик”

      Цель: снять напряжение, успокоить детей. Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: “Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу”. Упражнение можно повторить 3 раза.

      “Корабль и ветер”

      Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.

      Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте  поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!” Упражнение можно повторить 3 раза.

      “Подарок  под елкой”

      Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

      “Представьте  себе, что скоро Новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном  подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и  делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь”.

      После выполнения упражнения можно обсудить (если дети захотят), кто о чем  мечтает.

      “Дудочка”

      Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ. “Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко  вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы. в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!”

      Все перечисленные упражнения можно  выполнять в группе, сидя или стоя за партами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Приложение 3

      В рисунке могут проявиться следующие  качества испытуемых:

      Агрессивность - наличие иголок, сильно торчащих, длинных, близко расположенных друг от друга.

      Импульсивность - отрывистость линий, сильный нажим.

      Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, расположенный в центре листа.

      Неуверенность в себе, зависимость - маленький рисунок, расположенный внизу листа.

      Демонстративность, открытость - наличие выступающих  отростков в кактусе, вычурность форм.

      Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

      Оптимизм - использование ярких цветов (вариант  с цветными карандашами), изображение «радостных» кактусов.

      Тревожность - использование темных цветов (вариант  с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.                                                     

      Женственность - наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.

      Экстравертность - наличие на рисунке других кактусов или цветов.

      Интровертность - на рисунке изображен один кактус.

      Стремление  к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения.

      Отсутствие  стремления к домашней защите, чувство  одиночества - дикорастущие, пустынные  кактусы.

      После завершения работы ребенку предлагают вопросы, ответы на которые помогут  уточнить интерпретацию рисунков:          

      1.   Этот кактус домашний или дикий?                                       

      2.   Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?            

      3.   Кактусу нравится, когда за ним  ухаживают, поливают, удобряют?

      4.   Кактус растет один или с  каким-то растением по соседству?  Если растет с соседом, то, что  это за растение?

      5.   Когда кактус подрастет, то, как  он изменится (иголки, объем, отростки)?                                          

      При интерпретации выполненных рисунков необходимо учитывать изобразительный  опыт ребенка (наличие или отсутствие его), использование стереотипов, шаблонов с учетом возрастных особенностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 
 

ПРИЛОЖЕНИЯ 

      Приложение 1 

      Методики  констатирующего и контрольного этапов эксперимента 

      Симптомокомплексы теста «Дом- дерево – человек»

Информация о работе Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста