Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2011 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Гипотезой исследования выступило предложение о том, что работа по коррекции агрессии детей старшего дошкольного возраста будет успешней, если создать следующие психолого-педагогические условия:

- осуществление индивидуального подхода к детям;

- проведение коррекционной работы в ведущем виде детской деятельности;

- комплексное использование методов психологической коррекции

Содержание

Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы агрессии у детей старшего дошкольного возраста.

1.1. Агрессия как нарушение поведения у детей старшего дошкольного возраста

Возрастные особенности проявления агрессии в дошкольном возрасте
Глава 2. Экспериментальное исследование агрессии у детей старшего дошкольного возраста.

2.1. Организация и методики эксперимента

2.2. Экспериментальная программа по коррекцию агрессии у детей старшего дошкольного возраста

2.3 Результаты экспериментального исследования


Заключение

Литература

Приложение

Работа содержит 1 файл

Теория2.doc

— 720.50 Кб (Скачать)

      Во-вторых, «игры-потасовки» обеспечивают детям  развитие определенных позитивных функций, например, двигательных способностей, навыков социальной аффилиации (общение, эмоциональных контактов, дружбы, любви) и сотрудничества, умений совместно решать проблемы и др.

      В-третьих, хотя, «игры-потасовки» и являются очень  распространенной детской формой выражения агрессии, они редко мотивированы стремлением умышленного нанесения ущерба партнеру. Это изредка случается по неосторожности, из-за недостаточного моторного контроля или в случае низкой социальной компетентности.

      В-четвертых, ребенок с сильно выраженной агрессией  и стремлением обидеть других людей со временем лишается возможности  быть участником «игр-потасовок», так как в большинстве случаев другие дети начинают избегать его или не принимать в игру.

      Психологическую основу таких игр составляют желания  повеселиться, разрядиться и удовлетворить  потребности, которые блокированы  в реальной жизни. Однако «неадекватное» восприятие таких игр взрослыми, родителями и педагогами может привести к пагубным для них последствиям (47).

      Социализацией агрессии можно назвать процесс  научения контролю собственных агрессивных  устремлений или выражение их в формах, приемлемых в определенном обществе, цивилизации. Совершенно ясно, что «природный» агрессивный потенциал никуда не исчезает в более зрелом возрасте. Просто в результате социализации многие учатся регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества. Другие остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять агрессию более тонко: через словесные оскорбления, скрытое принуждение, завуалированные требования, вандализм и другие тактические приемы. Третьи ничему не научаются и проявляют свои агрессивные импульсы в физическом насилии.

      Здесь важную роль играет ранний опыт воспитания ребенка в конкретной культурной среде, семейные тенденции и эмоциональный  фон отношения родителей к ребенку (23).

      Р. Сирс, С. Маккоби и Х. Левин отмечали, что в социализации агрессии присутствуют два важных момента: снисходительность (степень готовности родителей прощать поступки ребенка) и строгость наказания родителями агрессивного поведения ребенка. При этом снисходительность рассматривалась как поведение родителя до совершения поступка (ожидания родителя, предостерегательная тактика в отношении появления агрессии и др.), а строгость наказания – после совершения поступка (сила наказания за проявленную агрессию).

      Формирование  агрессивных тенденций, которые  затем могут наблюдаться и на более поздних ступенях развития, происходит несколькими путями:

     1. Родители поощряют агрессию в своих детях непосредственно либо показывают пример (модель) соответственного поведения по отношению к другим и к окружающей среде. Определенно, что дети, наблюдающие агрессивность взрослых, особенно если это значимый и авторитетный для них человек, которому удается добиться успеха благодаря агрессивности, обычно воспринимают эту форму поведения.

     2. Родители наказывают детей за проявление агрессии. В ряде исследований было установлено, что:

     а) родители, которые очень резко  подавляют агрессию у своих детей, воспитывают в ребенке чрезмерную агрессию, которая будет проявляться в более зрелые годы;

     б) родители, которые не наказывают своих  детей за проявление агрессии, вероятнее всего, воспитывают в них чрезмерную агрессию;

     в) родители, разумно подавляющим агрессию у своих детей, как правило, удается воспитать умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий Семейная психотерапия 1989)(20).

     Таким образом, на основе анализа теоретической литературы по проблеме, можно сделать следующие выводы, что на каждом возрастном этапе проявление агрессии имеет свои специфические особенности: в младенческом возрасте: бьет ручками, стучит ножками, хватает любые лежащие в пределах досягаемости предметы; в младшем дошкольном возрасте: вспышки злости и гнева, сопровождающиеся криком, брыканием, кусанием, драчливостью и т.д.; в старшем дошкольном возрасте: игры, сопровождающиеся ударами, преследованием друг друга, борьбой и т.д.; в младшем школьном возрасте:  подражание поведению любимых героев («Бригада», «Брат» и пр.).

      В ЧЕМ ТОГДА ПРОБЛЕМА СОСТОИТ? ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМО ОСУЩЕСТВЛЯТЬ КОРРЕКЦИЮ АГРЕССИИ? ВЫ ДОЛЖНЫ СКАЗАТЬ О ПОСЛЕДСТВИЯХ НЕОТРЕАГИРОВАННОЙ АГРЕССИИ, К ЧЕМУ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ АГРЕССИЯ ДЕТЕЙ Д/В И ПОЧЕМУ ЕЕ НЕОБХОДИМО КОРРЕГИРОВАТЬ 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Экспериментальное исследование агрессии детей старшего дошкольного  возраста 

       2.1. Организация и методики эксперимента 

      Теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме показал, что для правильной и успешной организации  коррекционно-воспитательной работы необходимо выявить уровень  проявления и причины агрессии в поведении детей старшего дошкольного возраста.

      В связи с этим было организовано и  проведено исследование по данной проблеме, цель которого – диагностика и коррекция агрессии у детей старшего дошкольного возраста.

      В ходе организации и проведения исследования решались следующие задачи:

  1. Сформировать для обследования группу детей старшего дошкольного возраста.
  2. Разработать критерии, подобрать методики для диагностики агрессивного поведения у  детей старшего дошкольного возраста.
  3. Выявить уровень и качественное своеобразие проявлений агрессивного поведения, сопоставить с возрастными нормами.
  4. На основе полученных результатов, разработать и экспериментально апробировать психокоррекционную программу.
  5. Выявить эффективность проведенной работы на основе положительной динамики поведения детей старшего дошкольного возраста.

     Исследование  проводилось в три этапа:

     1 этап – констатирующий, цель которого – выявление признаков агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста;

     2 этап – формирующий, целью которого является разработка и внедрение коррекционной  программы по преодолению агрессивного поведения;

     3 этап – контрольный, целью которого является выявление эффективности и результативности экспериментальной программы на основе положительной динамики поведения детей старшего дошкольного возраста.

      Экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ «Здоровье» №6. В эксперименте участвовало  20 детей старшего дошкольного возраста (логопедические группы).

      Эксперимент проводился в несколько этапов.

      На  первом этапе - констатирующем, проводилась  скрининг - диагностика, с целью определения симптомов агрессивного поведения в группе детей старшего дошкольного возраста, уровня его выраженности, качественного своеобразия, соотнесение их с возрастными нормами.

      Для реализации поставленной цели нами были подобраны методики и диагностические процедуры, использование которых опиралось на принципы доступности, усложнения объема предлагаемого материала, учета эмоциональной сложности и насыщенности, принцип возрастного, индивидуального и личностного подхода; принцип комплексности, системности и систематичности.

      Учитывая, что при помощи одной методики  не можем получить надежных и достоверных  результатов, нами был разработан диагностический  комплекс, в который вошли ряд  методик, взаимодополняющих друг друга:

      Методика №1 «Дом – Дерево – Человек».

     Цель: выявить особенности проекции  агрессии во взаимоотношениях с окружающими людьми.

    Форма проведения: групповая. Тип методики: проективная.

      Ход эксперимента: Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево, человека.

      Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет сбой зрительную метафору. Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым было нарисовано дерево, значит, основное для человека жизненная энергия; если дом, то на первом месте - безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями.

      Интерпретация результатов проводилась путем  выявления симптомов,  образующих симптомокомплекс, позволяющих говорить о наличии агрессии в поведении обследуемых детей:   (описание симптомов – приложение) (36).

                             Методика №2 «Несуществующее животное».

     Цель: выявление прямых и косвенных  признаков агрессии

     Форма проведения: индивидуальная

     Тип методики: проективная, по составу - ориентировочный

      Инструкция. Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем.

      Интерпретация результатов проводилась путем  количественно – качественной обработки  данных (описание – приложение ) (35):

      11-16 – высокий уровень выраженности агрессии;

      5-10 – средний уровень;

      4 и менее - низкий уровень

                             Методика №3 «Кактус».

      Цель: выявить наличие агрессии, ее направленность, интенсивность и т. п.

      Форма проведения: индивидуальная

      Тип методики: проективная

      Оборудование: лист стандартной белой бумаги размера А4 и цветные карандаши.

      Инструкция. «На листе белой бумаги нарисуй  кактус – такой, какой ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

      Интерпретация результатов: При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, сила нажима карандаша. Кроме того, учитываются показатели, специфические именно для данной методики: характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и т.д.), характеристика иголок (размер, расположение, количество), которые могут говорить о таких качествах испытуемых, как агрессивность, импульсивность, неуверенность в себе и т.п. (27).

      Данные, полученные при помощи проективных  методик дополнялись данными, полученными  с помощью метода анкетирования и опроса.

      Нами  была использована анкета для педагогов, разработанная Лютовой Е.К., (вопросы анкеты в приложении), а также модифицированный опросник для родителей (приложение ). Форма проведения: индивидуальная, письменная, вопросы закрытого типа.

      Опросник  модифицирован на основе опросника  Басса – Дарки, включает в себя 24 вопросов, ответы распределяются по следующим шкалам: физическая, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия.

     По  результатам обследования  выявилась  неоднородность  в поведении у  детей одной группы, по сравнению  с поведением детей   другой группы, что позволило нам выделить  три  уровня проявления агрессии в поведении  детей дошкольного возраста.

п/п

Критерии Уровни  проявления агрессии в поведении
Высокий Средний Низкий
1 Косвенная и  вербальная      
2 Физическая  и прямая      
3        

Информация о работе Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста